А.Перепелицын

     На солнечное затмение - автостопом.

     Почти весь август 1999 года автор сих заметок вместе с двумя спутниками провел в путешествии по странам - юго-западным соседям России. При этом большую часть маршрута прошли автостопом и пешком. Основной целью путешествия было наблюдение полного солнечного затмения. кроме того мы занимались и научной и околонаучной работой: проверяли  сведения  об аномальных зонах и доисторических памятниках, неизвестном   науке   виде   змеи  многометровой  длины,  осматривали искусственные  и  природные  пещеры - сведения о которых в литературе крайне скудны... Впрочем - обо всем по порядку. 

Полный отчет для удобства скачивания заархивирован  <SolBolg.zip> (139Kb) 

Крупнее     Началось с  карты с условиями видимости полного солнечного затмения 11 августа 1999 года. Получалось, что зона его видимости отстоит от границы СНГ всего на 200 км, а от нашего местожительства - менее чем  на три  тысячи. Невероятная удача - хотя полные солнечные затмения случаются каждые 2 - 3 года - полоса их полной фазы (ширина ее всего 200 км, а длина 2 - 3 тысячи) ложится на Земной шар случайным образом, пролегая, по Тихому океану или Антарктиде, а  по словам всех, кому посчастливилось его видеть - это необыкновенно красочное зрелище - причем передать его не в состоянии ни  одна  фотографиями  видеозапись. Поделившись вышеизложенной информацией с  верными  спутниками  по сталкерским экспедициям: Сергеем Каминским и Татьяной Янчук,  отмечаю ту реакцию, которую и прогнозировал: "Далековато, но  ехать конечно надо!"

     - Можно подождать - на всякий случай предупреждаю, - через 9 лет полное затмение будет ближе: его линия пройдет через  Крым и Закавказье!

      - Долго ждать! Мы к тому времени состаримся! - мудро  замечает Татьяна

Крупнее     - Мы и тогда поедем! Лучше перестраховаться  -  в одном  из случаев может подвести погода - добавляет практичный Сергей.

     - К тому же сейчас год солнечной  активности  -  а  следовательно, Солнечная корона  должна  быть            особенно эффектная, Крым же - все равно теперь иностранная  территория, так что разница с Болгарией невелика! - подвожу я итог нашему совещанию.

     С этого момента началась наша подготовка: "Вечный завхоз" Каминский готовил снаряжение, стремясь достичь идеала, как большевик - коммунизма. Татьяна, с помощью своего  молдавского  родителя,  составляла  русско-молдавский разговорник, а заодно, используя свои южные корни,  добывала полезные сведения бытового характера.

     Я, в основном, обеспечивал научно-культурную программу, выискивая в библиотечных источниках сведения о расположенных "по пути"  интересующих всех  нас  достопримечательностях,  а  в нашем  "аномальном" архиве - слухи о разных необычностях, которые так же попутно можно будет проверить.

Крупнее     Серега внес еще один пункт: несколько дней отдохнуть у  моря.  Он был принят единогласно.

     Ну и, конечно, все мы оформляли загранпаспорта, что нынче несложно - только плати пошлины. Несмотря  на  все попытки, получить точные сведения о порядке въезда в Болгарию и Румынию не удалось -  все, однако, сходились, что транзит  в  этих  странах безвизовый и бесплатный.

Время летело - как всегда, множество важных дел  и  вопросов остались не доведенными, много нервов было истрепано - и наконец, наступил Последний Вечер!

     3 августа - ночь накануне старта.

     По уму - в последнюю ночь перед отъездом следовало  бы  лечь спать пораньше - в ближайшие дни нам явно придется недосыпать. Заранее договорились, что Серега с Татьяной придут ко  мне  засветло: не торопясь уложим рюкзаки, поужинаем, и  завалимся  спать.  Мечты, мечты. Танюшка заявилась с опозданием всего на час: прямо с порога начала извиняться - долго провожали и давали "ценные"  советы  домашние. Успокоил ее - завхоза нет, а  без него начинать  укладку нельзя: у Сергея вещи, каковые мы должны положить себе.

     Итак, ждем. Не выдержав, в одиннадцатом часу звоню Сереге домой. Он там: "извините, тут у меня известные проблемы..." О проблемах Каминского мы догадываемся и относимся к ним с  пониманием. Догадки оказались справедливы - явился третий член  экспедиции уже ночью и сходу стал объяснять, что не мог  распрощаться с родителями - те до последнего надеялись отговорить его от  путешествия. Впрочем, не успел Сергей появиться у меня - раздался телефонный звонок: Серегина матушка просила к телефону мою - в  надежде, что вдвоем они сумеют отговорить нас  от  "глупой  затеи". Саж же завхоз в порыве хозяйственного рвения решил  продегустировать имевшуюся у меня вермишель быстрого Крупнее приготовления, а  попробовав, объявил, что они вкуснее специально им для поездки  закуп- ленной, а потому необходимо произвести обмен.  Эта  процедура  не так проста, как может показаться - для надежности сыпучие продукты мы пересыпаем в пластиковые бутылки-торпеды, макаронные  изделия же перед сей процедурой необходимо поломать... Пришлось нам с Серегой (уложив Татьяну спать) отправиться на кухню, взять  миску и крошить над ним вермишель, отправляя время от  времени  щепотки сего продукта в рот - ибо оказалась она действительно вкусной, а от нервотрепки у меня всегда просыпается аппетит...

     Потом паковали вещи: мы с Каминским понесем  два  высокогорных Серегой (уложив Татьяну спать) отправиться на кухню, взять  миску рюкзака с лагерным имуществом ("тонкие пенки", палатка, плед... спальники брать не стали - на юг едем!). Кофр с фототехникой, завернутый в свитера, уложили в маленький городской рюкзачок - Татьяна собиралась держать его в машинах на коленях.

      4 августа

     В итоге спали всего по четыре часа - да  и  какой тут  сон! Утром наскоро позавтракали, причем именно это время  выбрала  моя мама, чтобы всучить мне иконку некоего святого - покровителя  путешественников, а кроме того, каждому в карман положила  бумажки с текстом молитвы на путь-дорогу (хотя вообще-то она человек не религиозный).  Пытаясь отбиться, Сергей продемонстрировал аналогичные обереги, врученные его близкими. Да, по сути единственный отрицательный момент в путешествиях - волнения близких. Просто удивительно, как вроде бы разумные люди сокращают и  отравляют  себе жизнь исключительно игрой собственного воображения!

Крупнее     Впрочем, несмотря на все недовольство нашей затеей, Серегин отец  на  своей старенькой  "волге"  довез  нас  до  Киевской  автотрассы,  мы с Татьяной ("неразделимая пара") становимся чуть дальше  поста  ГАИ, Сергей отходит  еще метров на тридцать - и начался автостоп! Впрочем - не сразу.

     Опыт позволял надеяться на то, что (по крайней мере в России) "голосовать" придется не более 20 минут, а проходить мы будем в день не  менее 800 километров. Но... проходит полчаса, час - никто не останавливает! Внешний вид вроде в порядке, голосуем как обычно...  Начали вспоминать недобрым словом наших родных, "заколдовавших дорогу" - я конечно не утерпел, чтобы не подвести  под  такую  возможность "научную базу", припомнив эгрегор, телепатию и суггестию - до чего только не додумаешься, когда больше нечем заняться! Серега  решил испробовать "западный способ голосования" на  листе  из  специально прихваченного альбома пишет маркером "Киев" и машет получившейся табличкой, надеясь изумить водителей и вызвать у этим у них желание познакомиться с  "чудаками".

     - Написал бы  уж сразу "Болгария" - советую, но мудрый завхоз отказывается: - Это  изумит слишком сильно!".

     Как бы то ни было,  минут через  двадцать  останавливается "волга": сидящий за рулем мужчина готов взять сразу  троих, но предупреждает, что едет не до Киева и может подбросить лишь километров на тридцать. "Да ладно, хоть с проклятого места уедем" -  обрадовались мы, не ведая  еще,  какое  терпение нам  понадобиться завтра... Впрочем, пока все идет хорошо - минут через десять после высадки из "волги" тормозит мчащийся по  средней  полосе  "жигуль". Сидящий за рулем парень так удивился табличке, что тормоза завизжали:Крупнее

     - На самом деле в Киев?

     - Нет, в Болгарию!

     - Ну, вы даете!

     Вновь мы едем втроем, и вновь недалеко - через  двадцать  км водитель желает нам удачи и высаживает -  поворот  на  его  дачу. Вскоре уезжает Каминский - на "ГАЗ-53", нам вскоре останавливается "МАЗ" с полуприцепом. Открываю дверцу и вижу типичную кабину молодого дальнобойщика: на сиденьях толстые  ковры, стены залеплены фривольными картинками,  на  приборном  щитке иконы, а у ветрового стекла  мотаются  разнообразные  "висюльки". Картину дополняет крутая магнитола, стоящая на            сиденье  рядом с водителем.

     - Поместимся вдвоем? - спрашиваю

     Дальнобой кивает и перемещает орущий музыкальный  прибор  на спальную полку. В отличие от большинства своих коллег оказался он неразговорчивым - но под песни Королевой  и  городской  фольклор (также типичный репертуар дальнобойщиков) дорога летела  незаметно. Впрочем, оказалась она короткой - машина сворачивала на Белорусское направление.

Крупнее     На повороте уже стоят с протянутыми руками две пожилые  дамы - что поделаешь, автостоп становиться популярным! Вежливо становимся в очередь.  В течении получаса женщины уезжают, но обрадоваться мы  не успели - подходит еще одна, и нагло становиться перед нами! Проклинаем ее, но между собой - все ж таки здесь не базарная очередь, да и наружность у конкурентки цыганистая! В итоге  уехали  только через час - в кабине "зила" - бензовоза. На этот раз по пути  нам было довольно далеко - но вскоре  мы  перестали  радоваться этому: сему: бензином в кабине пованивало  весьма  сильно!  Не скрою, на Татьяну, весьма чувствительную к запахам, я  поглядывал с беспокойством - но моя голова, кажется, разболелась  первой. И как водитель такую атмосферу целый день терпит?  Спросил  его  об этом полушутя, а он серьезно удивился: "неужели так  сильно  пахнет?" Великое дело привычка!

     Погода между тем ощутимо портилась - стал накрапывать мелкий дождь. Бензовоз мы предусмотрительно покинули на автобусной остановке, под крышей которой, между делом, всухомятку умяли по пачке лапши быстрого приготовления, слегка утеплились - ибо становилось прохладно.

      Вскоре рядом тормозит "козел"  и,  провезя километров 30, сворачивает к какой-то деревушке, высаживая нас  на повороте. В результате, оказались мы под дождем и без крыши. Будка автобусной остановки, правда, виднелась вдали,  но  располагалась она на крутом склоне.  Впрочем, сажать промокших  путников  в салон - тоже подвиг. Обсуждая дилемму, простояли мы довольно долго - в конце дня движение становилось слабым, а машины все больше перегруженными.

     Наконец, останавливается розовая иномарка.  Сидящий за рулем весьма объемистый водитель, едва затормозив, кричит:

Крупнее- Садитесь! Неужели опять какой-нибудь съезд проводиться?

    - Простите?!

     - А я тут недавно двоих подвозил - с  такими  же  рюкзаками. Они на съезд автостопщиков ехали. А вы куда?

     Выслушав, водитель кивнул: - Молодцы! А меня за  границу не выпускают - 30 лет в КГБ отработал. Вот жена с дочерью  у  меня  весь  мир объехали - я когда в отставку вышел - как раз Союз распался.  Ну, я и занялся контрабандой: товары через Украино-Российскую границу беспошлинно переправляю! Так что деньги есть - я  теперь  "новый русский". Для меня, правда, главное даже не это, а моральное удовольствие - я ж всю систему ФСБ и погранцов  прошел,  и  знаю  - грязь одна, и никто там о безопасности государства и не думает! Я наркотой и оружием не занимаюсь - товары вожу, сырье. От  этого только чиновникам ущерб!

      Словоохотливый контрабандист поведал еще много  занятного своей прежней службе и новом бизнесе - но за  достоверность  этих сведений я ручаться не могу, а потому и опущу их. Да и времени на разговоры было не так уж много - шел водитель явно с  превышением скорости и вскоре высадил нас у автостоянки перед  таможней,  оставшись встречать свои "фуры с товаром". Мы даже согреться не успели.

     Пропускной пункт на братской границе  буквально  потряс  нас своей монументальностью и величием.  Огромная площадка с  крышей над ней, множество пограничников и таможенников, сидящих  (поодиночке и маленькими коллективами) в будочках  (не  хватало  только надписи "мороженное") и домиках (явно переделанных  из контейнеров), и кипевшая рядом стройка,  где  возводили  новые  таможенно-пограничные сооружения, километровая очередь автомашин  и  мат водителей фур ясно давали понять - наша  граница  по-прежнему  на замке!

Крупнее     К тому же она была первой в нашей жизни! Меня охватил легкий мандраж - и спутницу мою, видимо, тоже.  Впрочем, наше состояние уже описал в знаменитой песенке Высоцкий...

     Я робко обратился к сидевшему в первом "стакане" "погранцу": "можно ли перейти границу?"

    - Здесь автопереход и пешком нельзя! - был суровый ответ

     - А как же быть? - споросил я, прикидывая, сильно ли мы  испачкаемся, обходя КПП по намокшему полю.

     - Да давайте паспорт и  идите!  -            улыбнулся  парень,  сразу ставший в доску своим - тут, кстати, часа два назад ваш приятель с таким же  рюкзаком проходил: мы с ним трепались!

     С этими словами Страж Российских Рубежей вручил нам  по  бумажке, объяснив, что на них его коллеги будут  ставить штампики. Так оно и случилось - правда, таможенник, мимо будки которого  мы проходили, поинтересовавшись целью нашего путешествия, велел  заполнить таможенные декларации:

     - У вас же фототехника дорогая, валюта, небось, есть...  Да вы не волнуйтесь" - улыбнулся он, глядя на дрожащую Татьяну.

Крупнее     - Я не волнуюсь, я замерзла - сказала та, что  вполне  соответствовало истине.

     - Ну вот и погреетесь в будочке

     В будочке мы увидели столик и заполненный образец  декларации, в каковом значилось:

    "Я Иванова М.А., декларирую провоз следующего:

    - 1000 российских рублей

    - сумка яблок

    - сумка с продуктами для личного потребления

     Согревшись с помощью смеха идем дальше. Посмотрев на  наши  декларации (заполненные в соответствии с образцом), таможенник махнул - идите! Сделав несколько шагов, я вернулся назад:

     -            Простите  нашу глупость - но декларации-то, заверив, вы нам не отдали!

     - Ну, возьмите на всякий случай!

     Пройдя весь пропускной пункт, вытянувшийся почти на 300 метров, мы подошли к последней будке - сидевший  в  ней  пограничник пожелал счастливого пути, отобрал (проверив наличие штампов)  талоны и, по-моему, наколол их на гвоздик!

     - А где же украинский КПП? - поинтересовались мы у него.

     - А это через три километра! - был ответ.

     Эти километры мы прошли на одном дыхании - мимо вереницы машин дальнобойщиков, покинувших Россию, но не въехавших в братское государство.  Кое-где дымились костерки - водители готовили  себе ужин.  На предложение взять нас в попутчики один из них рассмеялся:

     - Я здесь уже две недели стою - неправильно  бумага  оформлена  и напарник поехал разбираться.

      Впрочем, пешее передвижение обогатило нас в прямом смысле - под ногами нередко попадались мелкие монетки самостийной  Украины - так что, еще на нейтральной земле мы приобрели "копиЙок"  двадцать иностранной валюты.

     Украинский кордон и порядок его прохождения ничем не отличались от российских  -  правда,            второпях  мы  забыли  "пройти  таможенный контроль" - проще говоря, "выпускающий" погранец обратил внимание на отсутствие в выданном талоне одного штампика и  послал  нас к таможенникам: "в домик N8" Проплутав некоторое время  в  поисках контейнера с этой цифрой, мы нашли нужную дверь, а войдя  в  нее, обнаружили комнатушку, заполненную злыми водителями, стоявшими в очереди к окошкам, над каковыми имелись надписи: "легковой автотранспорт", " грузовой" и т.п.

     Выбрав окошко с наименьшей очередью, интересуюсь  у  сидящей за ним молодой блондинки, внешность которой не портила даже форма таможенного работника:

    - А пешеходам куда?

    - А пешеходы пешком!

     Таможенница берет наши бумажки, и ни  о  чем  не  спрашивая, шлепает на них штампики.

      - Счастливого пути!

      (примечание   2002   года:  ныне            порядки  прохождения  границы упростились, и все вышеописанное относится к прошедшему времени)

     Оказавшись на украинской территории, начинаем голосовать - и безуспешно: машины идут с интервалом в 15 - 20 минут, причем загруженные по крышу.  Между тем дождик все так же моросит, да еще и сумерки надвигаются.  Чтобы не мерзнуть, двинулись к виднеющемуся на горизонте лесу, голосуя спиной - оборачиваясь  на  шум приближающихся машин и почти без  надежды  размахивая  руками. К удивлению, не прошли мы и ста метров, как затормозил "москвич-каблучок":

     - Если хотите, полезайте в кузов, но только перед постом ГАИ я вас высажу - наверняка гаишники проверять будут, а в фургоне возить запрещено!

     В фургоне нас обдало уже знакомым бензиновым ароматом:  весь пол был заставлен канистрами с бензином (явно российского  происхождения) - но долго наслаждаться им не пришлось: водитель  остановился, но уезжать не торопился.  Грешным делом я подумал  было, что он ждет оплаты - однако  ж,  нет:  с  автостопщиками  он  уже встречался и его интересовали мы сами и цель нашего  путешествия. Разговорившись, водитель долго извинялся, что не рискнул подвезти нас дальше, рассказывал о себе: живет недалеко, в Россию ездил за дешевым бензином, а когда мы попросили подсказать: где ближайший колодец или родник - полез в кабину и подарил двухлитровую  "торпеду" с водой.

     Впечатление от встречи моя спутница выразила так:

     - Хорошо историческая родина Таньку встречает!

     Ночь мы провели в небольшом леске у дороги, под шум дождя и машин - а потом наступило утро.

     5 августа

     Утро оказалось хмурым - все так же сыпал мелкий дождь, палаточный тент явно впитал в себя лишний килограмм воды, а ломая для костра ветки, я изрядно поцарапал руки: не  учел,  что березы и осины с приближением к югу вытесняют преколючие акации.

     Выйдя на трассу, добираемся до поста ГАИ, или,  по-хохляцки, ДАИ (державная автомобильная инспекция). Странным образом эта аббревиатура отражает суть работы "даишников". Нам еще не раз придется убедиться в мудрости украинской дорожной полиции, открытия же  начались сразу: машины в  сторону  Киева по-прежнему шли редко и были перегружены - так что в течении почти 2-х часов мы могли наблюдать за работой трех даишников. Ей-богу, впечатления стоили затраченного времени.  Украинские машины к границе даишники пропускали относительно свободно,  автотранспорт же с "иностранными" номерами застревал надолго.  Позднее мы выяснили, что незадолго до нашего путешествия президент  Кучма  издал указ, по которому все въезжающие на Украину автомобилисты  должны заплатить некую дорожную пошлину - не помню точно  сумму,  что-то порядка 50 - 100 долларов.  Стоит ли говорить, что многих  не-украинцев это нововведение застало в пути, а отсутствие опыта в общении с ДАИ приводило к тому, что платить приходилось  на  каждом посту! Впрочем, помимо сбора ясака, занимались даишники  и  более важным делом - осуществляя что-то вроде предварительного таможенного контроля идущих в Россию машин. После досмотра какой-то российской легковушки, в которой на родину возвращалось  отдыхавшее в Крыму семейство, в руках даишников оказалось несколько пакетов. Не знаю, изъяли ли они их, приняв за контрабанду - или рассеянный водитель сам их забыл: для нас представление началось, когда выйдя из будки, стражи порядка заспорили: что за добыча попала к ним в руки? Этот вопрос их так заинтересовал, что в течение следующего получаса автомобилистов не то что не штрафовали, а даже не останавливали! Вначале один из даишников (видимо, старший  по  званию)  попытался  прочесть  на  пакете  написанную  по английски инструкцию  -  и  пришел к выводу, что это фильтры  для  воды. Пакет вскрыли - в нем оказался белый порошок.  Как ни странно, за наркотик  его не приняли - но зато появилась версия, что пакетики являются  химическими грелками.  Спор (в весьма сильных выражениях)  продолжался минут десять.  Затем, при более тщательном осмотре, обнаружилась торчащая из пакета ниточка.  С  этого  момента  обсуждался вопрос: что будет, если за оную потянуть? Еще через десять  минут наиболее храбрый даишник сделал это - раздалось шипение. Даишники отпрянул, но залечь не успели - ибо взрыва не последовало:  пакет раздулся и нагрелся, в самом деле оказавшись грелкой.  Автор версии был чрезвычайно доволен своей проницательностью, на что гром- ко обращал внимание коллег.  Однако, им было не до того - раздувшаяся грелка пользовалась чрезвычайным вниманием милиционеров, на- поминавшем описанную Дж.Дареллом реакцию шимпанзе на  попавшую в их клетку дохлую ящерицу. Какое-то время горячий пакет просто перебрасывали из рук в руки, но свойственное стражам порядка  человеколюбие не позволяло наслаждаться игрушкой в одиночестве.

     Проезжает на велосипеде деревенская бабулька - на встречу ей выбегают даишники

    - Теть Валь, замерзла? Иди руки погрей, во какая  горячая у нас есть!

     Проходит мимо сельский мужик - снова крик:

     - Эй, дед! Посмотри какая грелка! Иди погрей кости!

     Наиболее молодой милиционер не поленился перейти через дорогу и подойти к нам:

     - Ребят, наверно замерзли? Погрейте руки! Видите какая  штука? Там внутри карбид! - не преминул он лишний раз блеснуть эрудицией.

     Вскоре даишники нашли новое развлечение: останавливали автомашины, проверяли документы, штрафовали водителей - а в  заключение предлагали погреть руки! Но настоящий театр абсурда  начался, когда они остановили шедшую из России легковушку с румынскими номерами. Подошли к машине, посмотрев права, показали свою игрушку, а когда выяснилось, что шофер почти не говорит по-русски, державший грелку даишник стал тыкать в нее пальцем и как попугай,  повторять: "бомба, бомба", затем делая вид, что кидает мешок в салон машины: "пук-пук будет, бо-бо будет!" Бедный румын,  не  понимавший, чего от него хотят, побледнел и даже начал поднимать руки, но сидевший в машине спутник (видимо, имевший уже дело с  украинской дорожной инспекцией) что-то произнес по румынски.  После чего водитель с опаской потрогал грелку рукой.  Даишник, довольный  тем, что согрел представителя дружественной страны, махнул жезлом - и румыны под улюлюканье его коллег,  умчались.  Бегавший с  мешком даишник вдруг остановился - и вслух сказал:

      - А правда, если к нему спичку поднести: взорвется или нет?

     К удивлению, его коллеги идею столь радикального эксперимента не поддержали, и многострадальную грелку бросили в лужу:

     - Интересно: зашипит или нет?

     Нам очень хотелось досмотреть представление до  конца  -  но рядом затормозила "лада" и действительно продрогшая Татьяна бежала к ней.

     В этой машине мы доехали до развязки города Гроховец,  снова облюбовали позицию у поста ДАИ: и вновь его хозяева нас  развеселили.  Дело в том, что прямо напротив будки в  назидание  лихачам был сооружен своеобразный монумент: на пьедестале  гордо  стояла вдрызг разбитая, но заботливо покрашенная легковушка.  Естественно, мне захотелось сфотографировать  сей  шедевр  архитектуры,  я достал фотоаппарат, и только прицелился, как услышал голос:

    - Кончай это дело, а то пленку засвечу!

     Даишник на другой стороне дороги грозно  размахивал  жезлом. Подхожу к нему и интересуюсь:

     - А почему,  собственно,  нельзя  снять  столь  поучительное сооружение?

     Собеседник задумался, а потом изрек:

      - Пошли на пост, выясним.

     В будке обнаружилась комната с письменным столом, за которой сидел второй страж порядка, с погонами, если не ошибаюсь, майора.

     - Вот, - доложил ему молодой коллега - турист! Хотел сфотографировать то, что у  нас  там            напротив  стоит:  можно  это  или нельзя?

     - Присядьте и подождите - сказал начальник, а сам между  тем открыл сейф, достал пухлую папку и стал ее просматривать.  Перелистнув последнюю бумагу, и очевидно, не  найдя  искомого,  майор надолго задумался, потом вдруг решил:

     - Ладно, снимай, но со ступенек, чтобы наш пост  в  кадр  не попал!

     Весь вид даишника говорил, что разрешение он  дает  лишь  из уважения к иностранному туристу, да и то сомневаясь, что его  решение одобрило бы начальство.

     Больше приключений здесь не случилось - ну разве что  встретили мокрого до пояса коллегу-автостопщика.  Как выяснилось,  парень живет в Тульской области, едет в Одессу, а  вид  имеет  несколько непрезентабельный оттого, что потерял паспорт,  через  КПП его без документа не пустили,  и  Украино-Российский  кордон  ему пришлось обходить по полю. Немного поговорив об автостопе и пожав друг другу руки, разошлись метров на тридцать  и  начали  голосовать. Наш новый знакомый уехал довольно быстро - для нас же двоих места долго не находилось.  Вновь пришлось часа два дивиться слабому движению - сказали бы мне в России, что на магистральной дороге может быть так мало машин - не поверил бы. Наконец, нас подбирает "Камаз".  Водитель - упитанный такой дядька (типичный  украинец) оказался интересным и веселым собеседником, и 40 километров до города Кролевец пролетели незаметно.  Выходим на  автозаправке и теперь только окончательно понимаем причину слабого движение: литр 76-го, как следует из ценника, стоит аж 2 гривны - примерно 12 российских рублей.  Начинаем голосовать, настраиваясь на длительное ожидание - и предчувствия не обманывают: проходит час, другой - а мы все еще сидим на бордюре.  Время от времени  кто-то из нас восклицает: "машина!" - и тогда мы поднимаемся  и  идем к обочине, чтобы махать руками.  Автомобили появляются с интервалом в 15 - 20 минут и по-прежнему забитые под крышу. Нередко, правда, проносятся машины с сумскими номерами - но водители их показывают в сторону: сворачиваю, мол! Многие, впрочем, показывают один  палец: "одного возьму", но отпускать Таню я не решился - достаточно волнений и за Серегу: как-то он один, без нас?

     Одно радует - дождь, судя по всему, остался позади и наконец чувствуется приближение к югу - становиться жарко и мы постепенно раздеваемся и остаемся в наших "фирменных" футболках  с  нашитыми на них эмблемами затмения. Скучающий от недостатка клиентов мужик с автозаправки подошел к нам.  Разговорились:  по  словам  нового знакомого, мы здесь не первые:

     - Такие же ребята с рюкзаками здесь сутками сидят.

      Трасса, по его мнению, сегодня оживленная:

     - Вот  неделю  назад бензин до доллара за литр доходил - хорошо если машина в час проходила.

      Еще через пару часов заправщик вновь подошел к нам:

     - У нас здесь в лесхозе две фуры грузятся - пойдемте, познакомлю с водилами: вдруг возьмут?!

     Идем.  И нас ждет потрясение - шофер с  "фуры"  сказал  буквально следующее:

     - Я не беру пассажиров - они в кабине всегда спят, и я  тоже засыпаю!

     Переубедить его не удалось - классический пример, как  из-за одного страдают другие!

     Вновь выходим на трассу - и другой абориген дает  новый  совет:

     - А вы на электричке езжайте! Станция в 5 километрах.  Переночуйте на вокзале - а завтра в 5 утра поезд.

     - Да у нас местной валюты нет! - поясняем (наш  "общак"  остался у Каминского, а мы на таможне, торопясь, не  поменяли  даже несколько рублей.)

     - У нас на Украине  билеты  не  берут,  а если  контролер появится - вы ему гривну дайте, вот и все! Можно  и  в рублях - смеется собеседник.

     - Давай посидим до двенадцати и пойдем на вокзал - предлагаю подруге.  Та соглашается. Нервирует неопределенность,  а  решение нас сразу успокоило, и лишь время от времени кто-то из нас  вздыхал: "Как-то там Серега устроился..."

     Быстро темнеет - да еще один час  у  нас  отнял  переход  на местное время. В виде эксперимента  пробуем  голосовать  ночью: вновь пишем табличку : "Киев", при появлении вдали  фар  Татьяна берет ее в руки - а я свечу фонариком то на надпись, то на нас - чтобы не приняли за бомжей или бандитов. Проходит час, и незадолго до полуночи рядом (совершенно неожиданно)  тормозит            иномарка. За рулем молодой мужчина в футболке и шортах.

     - Подвозите автостопщиков? - на всякий случай спрашиваю.

     - Конечно! Хорошо, что вас встретил - я в Киев еду, и  глаза слипаются: будет хоть с кем поговорить.

     Вот так - все зависит от точки зрения! Оказалось, человек за рулем весьма незаурядный - профессиональный музыкант, гитарист, на своей машине объехал весь мир. Сейчас направляется в Львов - к родственникам и по делам: на студию звукозаписи.

     - Но на машине я больше сюда не поеду! - заявляет он.  -  То на таможне промурыжили - огромную пошлину заплатил, а теперь еще  на  каждом посту цепляются.

     Действительно, останавливали нас на каждом посту и цеплялись к сущим мелочам, на которые под Москвой и внимания бы не  обратили:  то  скорость  была  53  км/ч  вместо  разрешенных  50,  то  доверенность оформлена по российским правилам.  Или того круче: проехав  будку ДАИ, на которой сверкала красного цвета "мигалка", водитель подвергся штрафу за неподчинение  властям:  по  украинским  законам, включенный на посту ДАИ маячок является сигналом к  остановке! И никогда я не видел такого количества дорожных знаков, как  здесь: по минимум один на каждые сто метров.  В общем, проехав четвертый пост, музыкант чуть не заплакал:

     - Прямо хоть бросай машину! На каждом посту по 50 гривен отдаю - по недельной зарплате!

     (Примечание  2002    года:  ныне ситуация сильно изменилась: посты ДАИ   повсеместно   забиты,  останавливать  транспорт патрулирующим в машинах   ДАИшникам   разрешено  только  за  конкретное  нарушение...Говорят,  в  декабре  2001  года  какой-то  чиновник  украинского МВДинкогнито проехал по трассам ридной батьковщины и пришел в ужас)

     6 августа

    Как бы то ни было, но к трем часам утра мы добираемся к месту встречи.  Вылезли около въездной таблички - рядом закрытый  на замок пост ДАИ, и ночная кафешка для водителей. Поинтересовавшись у продавщиц: не наблюдали ли они Каминского, и не получив положительного ответа, решили отложить поиски спутника и искать возможность отоспаться. леса в пределах  видимости  не  обнаружилось -здесь уже юг и кругом поля. Решили было разбить палатку в за придорожной лесополосой - однако там обнаружилась довольно высокая и мокрая от росы трава.  Но это еще пол беды - здесь же валялись и обрывки газет, явно использованных не  по  назначению...  Прошли метров двести - и в свете фонаря все так же белела туалетная  бумага.  Перешли дорогу - то же самое. Свернули на проселок, прошли метров сто: рядом чудесное место: ровное место, кусты... глядь -и тут скрученная бумага. Решив по пробуждении выяснить - известны ли украинцам туалеты, вновь вышли на проселок, и  узрели  в  поле некие серые холмы.  По приближении обнаружился отель "Соломис" - здоровенные стога.  Внимательно осмотревшись в поисках использованной бумаги и не найдя ее, постелили на сено плед, укрылись палаткой и проспали несколько часов.

     Даже короткий сон на свежем воздухе восстановил силы - проснувшись, почувствовали себя  на  удивление  отдохнувшими.  Серегу отправилась искать Татьяна - я с рюкзаками остался на ступенях у закрытого поста ДАИ. Проходит час, полтора - спутницы нет. В конце концов не выдерживаю и отправляюсь (вместе с рюкзаками) искать уже ее. Я успокоился только, когда узнал, что протяженность села: шесть километров! Но украинское село посмотреть стоило! Наиболее запомнились аисты: их гнезда здесь везде - на водонапорной башне, опорах ЛЭП, специально прибитых к шестам тележных колесах.  Птицы сидят (или стоят ?) даже на фонарных столбах, не обращая внимания на автомашины! После долгих блужданий в сельсовете (или как  он  теперь  называется?)  обнаруживаем следы Сергея: по словам работниц, он потерял  терпение и  уехал, передав, что будет ждать на Румынской границе! На  каком именно переходе - наш завхоз не уточнил, а ранее мы  об  этом  не думали.

     В итоге, удивившись логике спутника, мы вышли  на трассу и через несколько минут застопили "газель",  подозрительно  похожую на маршрутное такси.

   - Денег нет - на всякий случай предупреждаю водителя.

     - Садитесь - смеется молодой парень, - а я вчера вашего друга подвозил, с таким же солнцем на груди!

     - Наверно, он уже на  Румынской  границе -  сделала  вывод Татьяна.

     - Нет, я его в сторону России вез - он вас искать поехал!

     Мы больше не пытались перегружать мозги, пытаясь  спрогнозировать поведение Каминского  -  ибо  приближались  к славному  Киеву.  Водитель подвез еще несколько тюленей за деньги, нас доставил нас прямо в центр, а по  пути  провел  еще  и  маленькую  путевую экскурсию.

     В знаменитом городе мы были впервые  -  и впечатлений,  естественно, осталась масса. Правда, у нас было всего несколько часов, и посмотреть мы успели лишь  Киево-Печерскую  лавру  (думаю, при нашем увлечении спелеологией этот интерес понятен) и  Речной вокзал.  Однако туристские достопримечательности стольного  града описаны многократно, и я напишу лишь о нескольких бытовых  наблюдениях.  Бросается в глаза, прежде всего, дороговизна: цены  примерно московские. Пунктов обмена рублей на гривны много - и курсы различаются довольно сильно. Наиболее выгодный курс на таможне 19 гривен за 100 рублей.  Все надписи по-украински,  и  разговоры в толпе велись только "на хохляцком".  Говорят,  что  русскую  речь можно услышать вечером - но подтвердить это не могу. Впрочем, никакого национализма мы не заметили: отношение к  нам  было  самым приветливым.

     Пещеры Лавры нас, привыкших к более крутым вещам, разочаровали: для посещения открыта ныне совсем  небольшая  их часть, а знаменитые мумии упрятаны в аккуратные гробики и укутаны.  Прикалывает, правда, сама монастырская обстановка: у входа  в  пещеры, на пример висит плакат, на котором не только нарисовано, как  правильно держать свечку (если хотите знать: кисть руки сложить  лодочкой ладонью вверх, зажав свечку  между  средним  и  безымянным пальцем), но и написаны правила  поведения,  причем  на  русском. Пункты там примерно такие:

     "В пещерах не благословляется громкий разговор, ибо это  нарушает святость места..."

     "В пещеры не благословляется вход            в  легкомысленной  одежде (женщинам - с непокрытой головой и в коротких юбках, мужчинам - в шортах), ибо это нарушает святость места..."

     "Глубокомысленную одежду"            вроде  платков и  халатов  можно взять при входе - бесплатно,  но  под  залог  нескольких  гривен. Впрочем, Татьянины брюки с бейсболкой монах-привратник к  "легкомысленной одежде" не отнес, и даже по своей инициативе принял  на хранение рюкзаки:

     - Я вижу, вы путешествуете...

     Потолкались мы и у книжного киоска, где, помимо приобретения литературы о происках дьявола можно было и заказать различные молебны. В расчете на "энергоинформационное воздействие коллективного сознания верующих" мы также решили сделать это  (какую  глупость  не  совершишь при хроническом и выходящем за  рамки допустимой теорией вероятности невезении!).  Принимающий бумажки с именами седовласый  уже монах сказал:

      - А почему только одну службу? Закажите на полгода!

      - Денег мало - фыркнула Татьяна

     - А вы из России? Паломники? Ребят, я с вас денег не возьму! Монах нарисовал на нашей бумажке некий знак (видимо,  означавший "оплачено" ) и присоединил ее к другим, после чего вдруг  поинтересовался:

     - А в России идентификационный код апокалипсиса многим присвоили?

      Мы слегка охренели, а монах пояснил:

      - В паспорта печати с числом 666 вам поставили?

      - Да вроде нет!

     - Ну слава Богу! - монах осенил себя крестным знаменем.

     Выйдя  на свет  божий,  мы,  заинтригованные,   внимательно рассмотрели страницы наших паспортов, но дьявольских цифр не нашли. Ну и слава богу !

     До выезда на Одессу добрались часа в четыре - и сразу  остановилась легковушка.  Пожилой водитель, по его словам, уже  неоднократно подвозил туристов-автостопщиков.  Взял он и двух даишников.  Кстати, украинские даишники, насколько я заметил, почти не имеют служебных микроавтобусов, и на посты добираются автостопом, причем, к удивлению, голосуют не жезлом, а как простые смертные, рукой. Я уже много писал о методах работы украинской автоинспекции - но есть и другая сторона: нельзя не  отметить  удивительно хорошее отношение большинства даишников к автостопщикам.  В отличие от многих российских регионов, здесь на нас не только не  огрызались и не гоняли с обочины, но даже, в  меру  сил, старались помочь.  Вот и сейчас, высадившись на повороте в Белую церковь у очередного поста, нам не только налили воды - но и  посоветовали, где удобнее голосовать, а если застрянем - поставить палатку.

     Однако, несмотря на позднее время            движение  на  трассе  довольно оживленное и вчерашние зависания вспоминаются  как  ночной кошмар.  Вскоре  остановился  "запорожец"  -  сидевший за  рулем сельчанин (кажется, это был председатель колхоза или иной  мелкий сельхоз. руководитель) традиционно уже жаловался на развал Союза и низкий уровень жизни.  Весьма критически отзывался он и о  президенте Кучме - впрочем, эти замечания  не  отличались  от  отзывов русских работяг о Ельцине.  Забегая вперед, отмечу  (несмотря  на свои демократические убеждения), что за время нашего  путешествия мы говорили с не одной сотней людей: богатых и бедных,  украинцев, молдаван, болгар - и все проклинали распад СССР  и  смеялись  над своими руководителями.

     Но тем не менее, на поверхностный       взгляд,  не  все  так  на Украине плохо: вдоль трассы ухоженные поля (в отличие от  Подмосковья дрова с них явно не возят), сама трасса реконструируется, по обочинам, хотя и с большими промежутками, установлены светоотражающие столбики.

     Покинув машину на повороте на Жашков, решаем становиться  на ночлег. Вариант только один - придорожные посадки. Входим в них и вновь везде обрывки газет и экскременты.  Любят украинцы  покакать на природе! С трудом нашли не загаженную лужайку, пройдя почти километр.

 Полный отчет для удобства скачивания заархивирован  <SolBolg.zip> (139Kb)   

                                     

   ГЛАВНАЯ                          ГЛАВНАЯ II 

Хостинг от uCoz