ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ ГРУППЫ "ЛАБИРИНТ" В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН РОССИИ, СОСТОЯВШЕЙСЯ В МАЕ-ИЮНЕ 2002 ГОДА
Предисловие от автора: Этот рассказ о нашей Карельско-Питерской экспедиции 2002 года не совсем обычный – помимо того, что он написан в полухудожественной форме, большое внимание в нем уделяется не только описаниям пейзажей и попутных достопримечательностей, но и психологическим подробностям – ибо во время первой части путешествия, в ходе которой вдвоем с Марой Чулкиной мы проехали автостопом от Белоруссии до Карелиии, трения между нами возникали постоянно – несмотря на, казалось бы, полное отсутствие причин для них. Полагаю, что на волне всеобщего увлечения психологией и психоанализом (эх, станут ли когда-нибудь столь же модными физика с биологией...) такие щекотливые детали будут многим интересны, да и полезны – лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. К сожалению, нижеследующий рассказ неизбежно субъективен и отражает лишь мою точку зрения – я бы очень хотел привести здесь же и рассказ моей спутницы, но подготовить его она не захотела, попросив лишь сделать такое заявление: Что касается текста – я поставила бы эпиграфом следующие слова: "большинство представленных в тексте размышлений автора являются его же домыслами, которые не имеют ничего общего с реальностью". Конечно, это касается только разговоров про «спутницу», которым уделено слишком много внимания относительно назначения текста вообще Мара Экспедиция, проведенная нашей межрегиональной группой по изучению тайн и загадок Земли весной 2002 года, принципиально отличалась от прошлых дальних экспедиций: если их целью, в большинстве случаев, был предварительный сбор информации и оценка ее достоверности и перспективности, то на этот раз мы сделали следующий шаг - от разведки тип "Галопом по Европам" к планомерной работе над одной темой. Главной целью экспедиции были наблюдения за животным миром расположенных на северо-востоке Ленинградской области болот. Как известно, отсюда поступают сообщения о наблюдениях по крайней мере одного не описанного зоологией вида пресмыкающегося. Сбором информации о нем путем опросов местных жителей наша группа занимается с 1999 года, и в настоящее время область обитания искомого вида - "летающей" (точнее, прыгающей) змеи грубо определена, так что на повестке дня стоит ее фото или видеосъемка. Разумеется, мы были не столь наивны, чтобы надеяться с первого же захода, да еще и малочисленной командой снять криптиду - на первый план ставилась другая задача: наработать практический опыт организации криптозоологических наблюдений в указанном районе. В то же время мы не отказались и от традиционных краткосрочных разведок - выбрали две темы: 1. Вблизи города Кемь, по сведениям Мары Чулкиной, находится загадочная монументальная постройка из камней в виде прирамиды с ребром основания около 10 м. Памятник поверхностно осматривался каким-то археологом в 60х годах, о чем есть упоминание в найденном Чулкиной в архиве Института Археологии отчете. 2. Хотели мы также проверить и подтвердить сообщение Марка Кострова о ежегодных наблюдениях в течении июня на одном из озер Псковской области разноцветных светящихся полос на воде, сопровождаемых акустическими феноменами. Костров уверял, что в 80-х годах лично наблюдал феномен. Вблизи того же озера он указывает и камень с «нерасшифрованными письменами на нем». Состав экспедиции: в болотах нас было четверо: Сергей Каминсий, Андрей Перепелицын (автор сего отчета), Мара Чулкина и Татьяна Янчук. Из-за невозможности согласовать отпуска мы с Марой выехали раньше других, намереваясь осмотреть доисторический памятник в Карелии, на озеро же собирались ехать без Мары, у которой с третьего июня начиналась сессия.
|
Итак, вот дневник экспедиции: 6 мая Проснувшись в 6 утра, пошли на позицию для голосования у моего микрорайона Силикатный, где не основной выезд из города (ехать через центр Калуги и давать крюк не хотелось). Я настраивался голосовать долго (но все равно не больше времени, потребовавшегося бы на объезд через центр), однако, еще не дойдя до позиции обернулся на шум и взмахом руки застопил "буханочку" - до поворота на Калугу-II. Мара не могла понять, где мы вылезли, пыталась искать глазами пост ГАИ, но объяснить я не успел - остановилась легковушка и довезла нас до такового на 167 километре Киевской трассы. - Вот на этом месте мы как-то больше часа голосовали - говорю Маре, - Как ни странно, позиция хреновая, хотя и за постом - но лучшей здесь нет. - Ну и глупо! - восклицает спутница, - надо было что-то делать! - А что тут делать? Как деревенские грубые жители говорят: "Снять штаны и бегать?" Как надлежало поступать, Мара не объяснила, но, по-моему, обиделась и надулась. Впрочем, вскоре легковушка с семейной парой на передних местах довезла нас до поворота на Юхнов. Далее мы хотели попасть через Юхнов, Вязьму и Ржев на трассу Москва - Рига. Такой маршрут предложил я, и Мара сразу согласилась. С точи зрения скорости, конечно, логично было ехать через Москву - но МКАД у нас обоих (да и не только у нас) вызывает психологическое неприятие, да и вряд ли выигрыш по времени был бы большим - в конце концов, на местных дорогах берут лучше, хотя я и прекрасно понимал, что голосовать придется подолгу. Однако, сначала нам повезло - остановилась первая же машина - Снова "уазик-буханочка" и довезла до развилки Юхнов-объездная. Два километра до нужной нам развязки пришлось идти пешком - при этом в попутном направлении прошло всего две машины! Как предписывает теория вероятности, в автостопе тоже должен быть баланс: мы и так на этом месте должны бы были голосовать часа полтора, а поскольку нам еще и утром на удивление везло, то... следовало настроится на долгое висение. Увы, быстро выяснилось, что раньше Маре так долго ждать попутку не приходилось - я это объясняю тем, что ездила она в основном по магистральным, "легким" трассам, с большим потоком - во всяком случае, дело явно не во внешности (Мара больше всего похожа на мальчишку-подростка) и манере голосования. Точнее, манеры у нее, на мой взгляд, вообще никакой нет: поставила рюкзак на обочину и вяло тянет руку (причем если я голосую, то даже не тянет, а просто сидит рядом). Попытался научить нашей технике стопления (собственно, великий Кротов и его школа тоже себя ведут активно) - но встретил непонимание в смеси с раздражением: "Что ты меня учишь, я и так раньше нормально ездила"... Остановилась одна машина - но парни рассчитывали заработать... В ходе этого эпизода оказалось, что спутнице не нравится еще и моя обычная фраза при посадке в легковушку: "Подвезете, если не такси?" - она предпочитает говорить: "Мы едем автостопом...", что уже я считаю не правильным - многие водители-пролетарии, особенно на местных трассах, либо вообще не знают слова "автостоп", либо на знают, что оно подразумевает бесплатный проезд... Вообще, быстро выяснилось, что манеры голосования и поведения на трассе у нас абсолютно разные. Я всегда готов поучится лучшему, обменяться опытом - но даже и сейчас, после возвращения, далеко не убежден, что Марины манеры эффективнее. Как бы то ни было, спутница всерьез загорелась моей, высказанной скорее в шутку, идеей - ехать через Белоруссию: крюк, но зато всюду по межгосударственным магистральным трассам европейского значения. Решили ждать до 11 часов, если не поймаем машину - спустится под мост на трассу Москва-Варшава. Так и сделали. Здесь голосовали порознь: я все же на отвороте на Вязьму, Мара на магистрали. Стоп тоже был не "ах" - только через полчаса спутница остановила "жигули", а когда я уже сел в оную, оказалось, что попутка только на 15 км - до д.Барсуки. Я бы так близко не поехал, но Мара довольна: "с проклятого места уедем". Позиция в деревне оказалась еще хуже - скоростная. Где-то через полчаса – час застопилась легковушка, идущая в Киров (райцентр) - водитель довез до Зайцевой Горы, где я пошел искать воду, а заодно - фотографировать танк и пушку мемориального комплекса. Простояли более часа, причем имело место неприятное происшествие: напротив остановилась иномарка, экипаж (обычно выглядящие парни) стал заниматься мелким ремонтом, а один из той машины - накачаный бритый парень лет 30-и форме офицера ВВС, пошел в наш сторону. Приблизился - оказалось, что он еще и "выпимши", причем именно в том неприятном состоянии, когда кора мозга уже отключилась, а двигательные центры еще нет. Соответственно, он начал долго и занудно доколебываться, в обычном стиле всех алкашей: "жена ли мне спутница, как нас зовут, почему не едем на автобусе, что думаем о политике и т.п." - искал, в общем, повода подраться. Я старался смягчить и непротиворечить, и наконец он отрытым текстом сказал: "руки чешутся, да и скучно". Хуже всего, что когда он общался с Марой, со стороны было впечатление, что та кокетничает (хотя, конечно, она тоже была не в восторге далеко от встречи). В общем, могло все дойти до стычки, но алкаша позвали члены его компании - после примерно десятого окрика с их стороны он все же пошел назад через дорогу и уехал восвояси. Посоветовал Маре в подобных ситуациях "грузить" приставшего скучными археологическими лекциями, а с трезвыми водилами, напротив, больше трепаться за жизнь (а то она поступала наоборот как раз). Как ни странно, напарница с этим согласилась - вероятно, была еще в шоке от возможных последствий. Показался рейсовый автобус Москва-Рославль. Видя, что он не страдает от избытка пассажиров, махнул ему, когда же дверь открылась сказал: - Извините, мы вообще-то на попутках добираемся в Карелию, то есть бесплатно - но может, подвезете? Я смотрю, у вас автобус пустой. Водитель переглянулся с напарником и тут же оба махнули: "залезайте" Автобус оказался пустым в буквальном смысле: кроме нас, пассажиров не было! Подсел, правда, деревенский мужик вскоре - и через десять км вылез. Разговаривать с водителями, вопреки обычаю, мы не стали, да и невозможно было - на передних местах лежали их вещи. Автобус, вскоре сломался (да и плелся он со скоростью 60 км в час от силы) - простояли больше часа! Хорошо еще, что высадили нас на Рославльской объездной (там у них где-то автобаза). Сходил, набрал воды, заодно узнал, что невдалеке есть река. Всерьез предполагал, что здесь мы заночуем - время было уже почти шесть вечера. Однако движение было неплохим и вскоре остановилась "буханочка". Водитель, явный пролетарий, сказал, что подобрать туристов с рюкзаками решил в первый раз - хотя и слышал о таком способе путешествовать. Разговорились - драйвер пояснил, что сворачивает в Прудках, где "есть дом с домовым, который стучит, его там все знают". Одновременно сказал, что в этом же селе есть система прудов. Поскольку ходили тучи, да и про "домового" хотелось разузнать - решили здесь ночевать. По поводу домового вышел облом: я опросил человек 10 - 15 встречных, покупателей в магазине, стучались в несколько домов - и никто про дом с барабашкой не знает! Если что-то и случалось в этом селе полтергейстного - то весьма вялотекущее, так что в сенсацию даже местного масштаба не вылилось. Одна девушка вспомнила только, что в селе есть Чертов Мост, «где каждое лето в аварию попадает девочка». Также единичное сообщение. Пошли искать место для ночлега. Местные жители давали противоречивую информацию, но все же по их указаниям прошли с километр на запад и, перейдя тот самый Чертов Мост, слева увидели пруд. Из деревни вид на него открывается изумительный - палатка будет как на ладони! Полазав по западному берегу, выбрали место за плотиной (она с бетонной трубой). Со стороны дороги проход туда затруднен - надо лезть через кустарник, мимо забора то ли фермы, то ли гаража, от деревни тропинка хорошая - но надо знать ее. Все же мужики с резиновой лодкой по ней прошли - сказали, что встали мы неправильно, в болоте, а хорошие пруды - в двух километрах севернее, т.е. надо было поворачивать при выходе из села не налево, а направо. Палатку уже поставили, так что дергаться не стали. По очереди сходили помыться к плотине. Когда я пришел, Мара сказала: "А ты заметил червячков, которые к телу присасываются?" Осмотрелся: мелкие (по 1-2см) "червячки" на мне действительно обнаружились, но к счастью, они не присасывались, а просто ползали. Все равно мерзко. Когда готовили еду, случился казус: прогорела костровая палка и котелок опрокинулся - а воды у нас и так было мало, набрали две торпеды еще на Рославльской объездной и одну из них по глотку уже ополовинили. Самое интересное, что Мара меня предупреждала, что палка может перегореть, а я не придал ее словам значения, ибо часто подвешивал котелок на сухую жердь и всегда все обходилось. Поскольку опозорился - пошел в деревню за водой. Тропа привела к дому, похожему на фермерский: стоит на отшибе, много техники. Тут же стояли люди разного возраста, в том числе дети. Женщина лет сорока сказала: "У нас есть криничка, там вода - а у вас есть во что набрать?" Увидев торпеды, послала парнишку с ведром зачерпнуть: "Мало ли, что у Вас там было в бутылках, может, грязь..." Первый шок я испытал по дороге к «криничке», заглянув в ведро - оно изнутри было покрыто черным налетом. Когда же посмотрел в "криничку" ахнул: ручеек из нее практически не вытекал, а в так называемом "роднике" в гнилом срубе плавала лягушачья икра и тина! Сказал ребенку, и поверг его в недоумение: "А разве это лягушачья икра?" Вернувшись, мягко пояснил женщине, что мы люди непривычные, городские, и пойду-ка я в колонке - но она все равно обиделась: - Как хотите, мы здесь всегда воду берем... До колонки было между тем от дома этих странных поселян не дальше, чем до "кринички", и вода в ней оказалась без цвета и запаха. Поспрашивав еще нескольких аборигенов на предмет аномальщины и ничего не узнав, вернулся с водой в лагерь. Поужинали и легли спать. 7 мая. Дождя так и не было, погода - голубое небо с облаками. На грузовике доехали до Смоленской объездной (довольно быстро), водитель сказал, что "проходимость" (т.е. поток) есть на прямой дороге Смоленск-Витебск и многие едут на Псковскую трассу через Вележ, по местным дорогам - в обход Белоруссии. На объездной движение оказалось хуже: сначала несколько км проехали на служебном "Кавзике", потом остановилась легковушка с молодыми парнями на передних местах. Разговорились - и получили кое-какую любопытную информацию: Ребята то ли родом, то ли имеют родственников в деревне Близ Российско-Белорусской границы - и там регулярно видят НЛО. Два года назад было яркое наблюдение - летал яркий шар, делился. До того НЛО садились, оставляли выжженые пятна. Шар наблюдал один из парней, второй, по его словам, "НЛО не видел – только звездочки в небе часто видел: летят медленно, потом как бы заискрятся - и быстро пропадают". Можно было понять, что описывал он не спутники-"иридиумы". Ребята довезли до Гнездово. Спросил: не знают ли легенд о знаменитых курганных могильниках? Оказалось, что хотя у них здесь и дача, они курганов не то что не видели, но и не слышали о таковых. Высадившись, стали думать, как ехать дальше. Я предлагал двигаться по М1, основной магистральной трассе, но Мара соблазнилась срезкой на Витебск, понадеявшись на информацию водителя грузовика. Согласился - был доволен уже тем, что отговорил напарницу от намерения ехать через Вележ, как она было загорелась. Я-то давно понял, что к информации водителей надо относиться несколько критически… На микроавтобусе доехали, по-моему, до Архиповки (точно не помню) и зависли. Голосовали очень долго - самое интересное, что было много тюленей, их брали, а нас нет. Мара опять начала говорить, что что-то делаем не так, стали менять позиции - бесполезно. В итоге Мара стала где она считала нужным, а я позади нее почти в ста метрах - и именно возле меня остановилась иномарка с двумя мужиками! Вот так-то, надо правильно место выбирать! Попутчики попались довольно разговорчивые. В отношении НЛО скептики ("это все разработки наших конструторов, продолжающих дело немецких ученых 40-х годов"), но зато знают, где зарыт клад! Узнав, что у меня есть металлоискатель, взяли визитку и обещали связаться (пока не отликались). Доехали до объездной г.Рудь - где перед нами встала обычная дилема: ехать через город или висеть и ждать транзит. Все же вылезли и больше часа голосовали. Проехала в город колонна черных машин в сопровождении ГАИ, а вскоре остановился пенсионер в "жигуленке". Сказал, что въезд в город перекрыт из-за визита в Рудь губернатора Смоленской области, и он поедет по объездной - может нас доставить в конец. Мы обрадовались, но мужик был зол и весьма ругал дерьмократов, мешающих движению и вообще нормальной жизни. На выезде (а время было уже 15 часов с минутами!) обнаружилось несколько человек тюленей. В принципе, это был хороший знак - значит, уехать можно! Однако тюлени уехали, а мы голосовали два часа. Мара опять завелась, что надо "что-то делать". В принципе, я был с ней согласен - однако мои предложения она отмела начисто и сказала: "давай сядем на травку вон там у стеллы". На вопрос: «Почему бы не сесть здесь же на обочине и, обсуждая и отдыхая, стопить заодно?», В который раз надулась и ушла одна. Через полчаса раздался ее призывной вопль: "Иди ко мне". Думая, что что-то случилось, пошел - а она стала делить шоколадку! Потом сказала: "Ты здесь посиди, а я буду одна голосовать, потом тебе крикну" Это более чем за триста метров до позиции-то! Я сказал: "Хорошо, но зачем мне здесь скучать? Я тоже буду голосовать, скажем, в полукилометре ниже тебя "по течению". Чем я тебе там помешаю?" Обиделась настолько, что впала в истерику, потом резко сорвавшись, побежала на позицию, где уже стояли три новых тюленя. Хорошо хоть, что у спутницы хватило наглости встать перед ними! Я, встал позади всех. В общем, через полчаса Мара поймала иномарку-легковушку, я подбежал и парень за рулем согласился подвезти бесплатно до Витебска. По дороге он свернул на заправку и заполнил багажник канистрами - оказывается, бензин в Белорусии дороже раза в полтора-два. Для последователей выскажу личное мнение о том, как поступать в таких ситуациях: раз уж стали на позицию и видите (по тюленям), что уехать можно – стойте до упора! Начнете метаться, бегать по ж/д и автовокзалам вокзалам – только потеряете время. Посмотрите на ситуацию с точки зрения теории вероятности и законов распеределения случайных событий – и вам все станет ясно. Граицу с Белорусью прошли мгновено и не вылезая, но на Витебской объездной снова зависли (а время уже было пять часов) - но здесь я нашел занятие: осматривал кучи щебня-доломита у строившегося придорожного кафе. Причем не без результатно - нашел несколько интересных образцов: натеки с кристалликами кальцита, и кусочек чего-то вроде мраморного оникса. Вдруг увидели двоих парней с рюкзаками-колобками: один одет довольно нормально, второй в хипповском прикиде: с серьгой, ксивником с пацификом и в псевдолохмотьях. Познакомились: минчане, едут в Ленинградскую область на съезд хиппи. Далее такой разговор: Перепелицын: - Мара, дай рублей десять-двадцать в долг, у меня только крупные. Мара (протягивает десятку): - А зачем они? Перепелицын (сует купюру хиппарям): - Ребят, поменяйте нам местной валюты - на память дензнаки суверенного государства возьмем! Первый хиппи: - Да, у нас деньги красивые: разноцветные, и чуть не каждый месяц новые выпускаются, с новыми нулями. Второй хиппи (роется по карманам): - Интересно, а какой сейчас курс-то, сколько давать? Первый хиппи (тоже роется в ксивнике): - Да какая разница, им главное, чтобы разные были... В итоге за десять российских рублей парни нам отвалили что-то около 25 тысяч белорусских. Хиппи, как и положено по стопному этикету, встали сзади, за нами. Движения никакого - машина в десять минут, многие машут, что скоро сворачивают. Как ни странно, ребята через час уехали (они остановили машину, водитель которой нам махнул, что сворачивает). Мы решили поступить так же: позиция, конечно, хорошая - но и о ночлеге уже надо думать, а я всегда предпочитаю стать у воды. Как по заказу, остановился "москвич", а в нем - пенсионер с удочками. - Я не такси, но через километра полтора сворачиваю на озеро - говорит он, извиняясь. Я предлагаю ехать - и мы садимся в машину. Только разговорились - водитель сворачивает, проехали максимум метров пятьсот. Мы забеспокоились и попросили тормознуть. - А я подумал, вы до озера со мной хотите доехать, не поняли друг друга. Указатель гласит: "Паляi - 2 км" Любезный рыболов-любитель описывает дорогу к озеру и мы прощаемся. Стоим еще час - стопа никакого, потока тоже. Голосовал я, Мара просто так стояла или сидела. В полвосьмого я сел на рюкзак: - Мой опыт показывает, что после семи вечера голосовать бесполезно - но делай как хочешь. Спутница в очередной раз психанула - насколько я понял, по поводу того, что я ее заколебал и вообще зануда. Потом было сказано еще много такого, что я раньше не слышал, а закончилось тем, что меня назвали демагогом. Жалко не было с собой толкового словаря: либо Мара не знает значения этого слова, либо я вообще ничего не понимаю! Как бы то ни было, напарница на весьма большой скорости направилась по проселку к озеру - ну и я за ней. Пройдя километра полтора, увидели стадо коров и крыши Паляи за бугром. Воды у нас не было, и я решил подойти к пастуху: - Добрый день! Где у вас можно воды набрать? И как к озеру пройти? В меру пъяный (как и положено в сельской местности) мужик ответил: - А вон в кустах криничка - через луг пройдете. А озер здесь несколько - до ближайшего с километр. Естественно, я не упустил возможности узнать что-нибудь аномальное: - А вообще, есть в окрестностях что-нибудь интересное? Может, камни с рисунками, места, где "нечисть" живет? - Нет, мест таких нет, - отвечает пастух, - а нечистая сила в пару лет назад была! К нам семья переселилась, из Прибалтики, что ли - и парень ихний, ему лет 15, на заброшенном воинском кладбище заклинание из какой-то книги прочитал. (Насколько я понял, книга - реликвия семьи переселенцев, читал заклинание парень вместе с деревенскими сверстниками - А.П.) Так после того стали видеть солдат времен войны: и наших, и немецких. В форме, кто-то без ноги, или в крови... Вроде как мертвецы встали. Вся деревня это видела, потом батюшку православного приглашали, он три раза приезжал и вроде последние полгода ничего не слышно. Заинтересовавшись разговором, подходят жена мужика и дочь, а поняв о чем речь, с характерным белорусским акцентом подтверждают сказанное. По словам собеседников, деревни, где имели место события, было километра три. Расстояние небольшое, и сейчас мне трудно объяснить, почему мы не отправились туда. Пожалуй, главную роль сыграло то, что потратить на опросы пришлось бы минимум полдня - а со временем у нас и так уже было напряженно (ну что это за стоп - по двести км в день!). Пошли искать криничку. Луговина оказалась в мелиоративных канавах с отдельными мостками, и наша новая знакомая кричала нам через пространство примерно так: "Не туда идете, левее возьмите, теперь прямо!" Источник, вопреки моим опасениям после вчерашнего казуса, оказался настоящим родником, выбивающимся у подножия холма. Мара сочла возможным, что на верху городище, слазала туда - но, как я понял, ничего не обнаружила (впрочем, явно она об этом не докладывала) Наконец, добрались до озера: западный берег зарос камышом, восточный на удивление живописен - портят его только многочисленные компании пикничников на машинах. Пляжей нет, но подходы к воде для купания найти можно. Сходил помылся. Встретили закат и легли баиньки. 8 мая. Встали, пофотографировали восход и пошли на трассу. Пешком прошли назад, до вчерашнего места (развязки). Движения никакого – а редкие драйверы машут: "сворачиваю". Попытки с нашей стороны махнуть в ту же сторону к успеху не приводили. Через некоторое время из грузовика, свернувшего на Витебск, вылез парень в желтой футболке с рюкзаком. Познакомились : Олег, из Пинска, едет посмотреть Питер. Заинтересовался нашими аномальными делами - обменялись адресами и теперь мы довольно активно общаемся. В конце концов какой-то водитель уразумел, что нас устроят и несколько километров - подвез до следующего поворота - до Бабиничей .Отсюда существовал уже какой-никакой поток, хотя позиция намного хуже - сразу от развязки подъем. Следующий пункт через 5 км - Руба, туда ходит городской автобус. Последователям настоятельно советую ехать на нем, мы сразу как-то не догадались. К удивлению, через двадцать минут к нам подъехал Олег - так что снова стопили втроем, хотя и поодиночке: Мара настояла, чтобы ехать порознь и встречаться в Рубе. Стали на любимых местах: я - сразу за съездом, Олег за мной, а Мару черти понесли в горку - метров за четыреста! Где-то минут через двадцать остановился грузовичок и взял меня до Рубы, каковую, понятно, никто из нас в глаза не видел: оказалось, что она стоит левее трассы и имеет несколько выездов. Понятно, что я вылез у первого, и, простояв минут сорок, увидел легковушку, из заднего окна которой помахал Олег. Была ли в машине Мара - не разобрал. Продолжаю ждать напарницу, не голосую - а поток, как нарочно, очень хороший. Подошел автобус - Мара из него не вышла. Дождался следующего - снова пусто.Что тут делать? Решил пройти до выезда из Рубы (2 км), тем более, что из видимых слевавысоких труб повалил белый, пахнущий известкой дымотуман, опустившийся на дорогу… Рассуждение: Я уже давно понял неэффективность встреч в незнакомых промежуточных пунктах: если уж разбиваться - то ехать автономно до конца! Ожидание спутников в промежуточных пунктах приводит к потерям времени (так что все равно выигрыша нет) и очень нервирует. Впрочем, из правил всегда есть исключения. Волна прошла, движения никакого. Остановилась зеленая "десятка" километров на пятнадцать - поехал. А что делать? Не встретимся на границе - оставлю на таможне записку и поеду назад, искать подругу. Вдруг, о радость - Мара стоит у последнего выезда из этой Рубы. Воссоединились. Драйвер свернул на дачу, а мы вылезли у поворота среди леса. Повисев с полчаса, застопили "Камаз" - мужик объяснил, что дымит доломитовый завод, который хоть и экологию нарушает, но все же «там хоть что-то платят». И сам он везет доломитовую крошку - ее сыпят на поля (конечно, "не так, как при советской власти"). Сказал, что также у них работает кирпичный завод - и в двенадцать часов выйдут машины с кирпичом, повезут его в Россию, и нас возьмут. Довез до довольно солидной развязки - где мы и снова зависли... Интересно, что в центре круга стояла не обычная стелла, а здоровенный православный крест. Ну что ж - поклонные кресты у перекрестков - давняя славянская и, особенно, белорусская традиция, не плохо, что она возобновилась. Машины с кирпичем прошли, нас не взяли. Кстати, меня всегда прикалывает, что по отношению к автостопу те водители, которые в принципе берут попутчиков, делятся на две большие группы. Первые полагают, что "сейчас никто не останавливается, и как вы едете, непонятно", а вторые (наиболее общительные) считают, что останавливаются все, и "доедете, какие проблемы, долго голосовать не будете". Между тем, в среднем проходит одна машина в десять минут - и это межгосударственная трасса, связывающая Украину, Белоруссию и Россию! В Калужской области на колхозных дорогах поток больше! Изучив карту, Мара внесла здравое предложение: пройти 7 (примерно) км, где должна влиться еще одна дорога из Витебска (ведь сейчас мы фактически находимся на объездной). Так и сделали. По пути загорали, и к концу кожу даже у меня начало пощипывать (не говоря ужо блондинке Маре). Дойдя до "влива" убедились, что сделали правильно - из Витебска поток существует, впрочем, такой же слабый. Примерно через час остановился "ЗиЛ". Договариваться подбежала Мара. Разговора я не слышал - вернувшись спутница сообщила, что водитель идет в Россию, мог взять, но подумав, сказал: "Может, я отдыхать скоро стану... а, ладно, поехаля". Странно - никогда с таким не сталкивался. Может, побоялся мариной завернутости? Пролетариям за жизнь охота поговорить, а напарница сразу археологией и автостопом грузит... Через какое-то время остановился "МАЗ" - самосвал с одноместной кабиной - а время было уже позднее (пять часов) и разбиваться категорически не хотелось... К удивлению, водитель - довольно молодой парень – взял двоих, причем даже вопреки моим легким отказам: "Да ладно, ГАИшники наши машины знают и не цепляются - я асфальт вожу для ремонта трассы". На карте этот участок трассы обозначен как "двухрядная магистраль". Ничуть не бывало! На деле по виду это не межгосударственная трасса, а узкая межколхозная средне российская дорога. В месте, где водитель нас высадил (у города Езерище) - идет капитальный ремонт трассы (причем шире она после ремонта этого не становится!) - возможно, еще и по этому движение слабое. В Езерищах зашли на почту - я купил несколько почтовых марок, спутница отправила открытку. В поселке же обнаружился уникальнейший памятник - танк Т-60 (если не ошибаюсь) на постаменте. Надо же, орудие блицкрига ("глубокой операции") в честь оборонительных боев. Забавно. От Езерищ голосовать даже не пытались - пошли пешком. Границу Прошли легко, даже документы не смотрели. В дорожной пыли Мара обнаружила следы босых ног: "Надо же, кто-то босиком через границу шел". Через два километра я сфотографировался у въездной табличке первого российского городка "Лобок" (ударение его жители ставят на первое "о", но на табличке это, естественно, не отмечено). Трасса по-прежнему пуста. Мара предложила идти пешком до ближайшей железнодорожной станции, отмеченной на карте (Завережье) - и сесть на какой-нибудь ночной поезд, до Пустошки или Пскова: отоспаться в нем, умыться и пр. Мне железные дороги по жизни не нравятся, но в данном случае идею поддержал - завтра праздник, приходилось поторапливаться. Только усомнился (помня крымский и свердловский опыт), что поезда здесь ходят чаще чем раз в сутки и мы найдем подходящий. Парни в придорожном едалище у Лобка тоже сказали, что поезда ходят редко, заодно проинформировав, что ближайшая станция - в Невеле, за 15 км! Все же мы понадеялись на свою удачу. В общем, пройдя от границы пешком более 10 км (а всего за день намотали порядка тридцати), обнаружили мощную развязку с указателями: "Санкт-Петербург" - налево, "Невель" - прямо. Я сразу понял, что это построили объездную, но подруга усомнилась, прочитав на карте год издания: «1999-й». Зашли в придорожное кафе - тетушка-продавщица подтвердила мою гипотезу, а про станцию сказала: "Это прямо, и поезда там ходят очень часто". Обрадовавшись, пошли - еще 4 километра. Места вокруг живописные - перегороженные дамбами озера (отсюда и название Езерище) - но нам уже было не до красот. Мара заметно устала, я держался до того момента, когда (уже в 20 часов) повернули к станции - а это оказался (как и следовало ожидать) маленький полустанок, даже без зала ожидания! Даже без диспетчера и дежурного! Молодые ребята-железнодорожники в частном доме подтвердили, что поезда дальнего следования здесь не останавливаются, а электричек до завтра не будет. Попробовал к ним «вписаться» на ночлег - отказали, но показали служебный дом, в коем живет сезонный рабочий: "Если Коля там, то он пустит, у него места много". Коли не оказалось, и вновь вернулся к новым знакомым: - Можно ли палатку рядом поставить? Те сослались на собак и удивились: - А зачем вам здесь ночевать? В 100 метрах озеро с пляжем, хорошее место, там все останавливаются! С этими новостями подошел к ожидавшей меня с рюкзаками Маре, а та: - Андрей, тебе плохо? - Почему? - Кажется, ты идешь пошатываясь и спотыкаешся. На меня действительно напал внезапный упадок сил - бывает со мной такое, хотя и редко. Видимо, сказался и лишний вес в рюкзаке - я тащил еще и спальник для Ильи Агапова, почти 4 кг. В общем, место оказалось чудесным, палатку поставили, костер разожгли - но несмотря на все попытки спутницы меня накормить и полечить, я пошел отлеживаться, ибо знаю, что мне требуется в таком состоянии. Через час проснулся, слышал, что Мара пошла мыться. Пососал немного сухофруктов, попил водички и снова заснул до утра. 9 мая. Усталость прошла без следа. Помылся в озере (комаров весьма много), позавтракали. Добираться в Питер решили по отдельности - надо было торопиться: Илья мог договориться о телесъемках на десятое, а Маре еще и в Псков хотелось заехать. Уезжать решили каждый по-своему: Мара пошла назад на объездную, я же счел, что разумнее ехать через Невель (в расчете на локал оттуда). В семь утра вышел на дорогу в город – она пустынна! Пошел пешком, оборачиваясь на звук моторов. И, как ни удивительно, несмотря на раннее утро и пустынность трассы, взяла вторая же машина - "ГАЗ"-бензовоз. Водитель шел в город и специально ради меня подвез ближе к выезду - до которого, впрочем, от места высадки оставалось еще два км! Пошел пешком, снова голосуя спиной. Пара легковушек остановилась - но они могли взять всего на 300 - 400 метров. Подойдя к мосту через реку, встретил мужика с велосипедом, оный же сказал: - Здравствуйте. Вы аномальными явлениями занимаетесь? Я охренел и смог только подтвердить, выдавив все же: - А вы откуда знаете? - А я экстрасенс. Все знаю - сказал самого затрапезного вида мужик, потом все же расколовшись: - Я парня подвозил, он мне о вас сказал. Я ему кое-что тоже рассказал, что видел в небе. Осознав, что речь идет об Олеге и удивившись, пошел дальше, к слиянию с объездной (до которой, по словам встреченного, была пара км). Уже за городом меня обогнали две иномарки с транзитными номерами. Вяло махнул им и пошел дальше. Пройдя метров пятьсот, смотрю: у хитрого выезда на объездную стоят эти две легковушки, а рядом - мужчина и женщина, лет по 40. Как всегда в таких случаях, спрашиваю мимоходом: - Может, подвезете туриста в сторону Питера? - А Вы не бандит? - спрашивает мужчина, а потом сам же и отвечает: - Те с такими рюкзаками не ходят. Садитесь ко мне. В машине быстро разговорились: оказывается, это перегонщики, семейная пара (впрочем, жена второй раз в таком рейсе) - едут из Польши в Выборг! Вот это удача - а говорят, что перегонщики боятся брать попутчиков… Вскоре познакомились с водителем и перешли на "ты" того зовут Саша, окончил тот же институт, где сейчас Агапов учится (портовые механизмы), но в последнее время занимается перегоном. Криминала, по его словам, на М20 по крайней мере сейчас нет, но и заработки не ахти: в среднем 200 баксов за недельный рейс. При этом рейсы случаются не каждую неделю - как я понял, сейчас для Александра это вообще подработка. Человеком он оказался общительным и разговорчивым, рассказывал много чего: о том, как первый раз ехал из Германии на микроавтобусе с невключающимися фарами и разбил коллеге зад (маскировался), как перегонщик из их компании в Булонском лесу потратил энную сумму на черную проститутку - а вместо кайфа получил недоумение: "Целовать не дает, обнимать не дает... Эдак я мог бы и в мужскую игру поиграть собственноручно с тем же успехом", о том, как надо давать ментам взятки - "Нашему купюру на планшет кладешь, поляку сворачиваешь трубочкой и в карман, а немцу попробуй дать - он как на идиота посмотрит: "зачем мне ваши деньги?"" Сам Саша живет сразу и в Белоруссии (не помню, где) и в Выборге, российского гражданства пока не имеет. К Лукашенке относится вполне адекватно, но в то же время сказал так: - В Белоруссии дети гуляют до полуночи - я спокоен, а в Выборге и днем-то переживаю, если задержатся. Еще сказал, что самые крутые питерские люди проводят махинации с лесными делянками под вырубку на экспорт. Много криминала в этих делах, а лесов остается все меньше. По аномальным делам рассказал примерно следующее: - У меня на этой трассе трижды аномальщина выходила - на одном и том же месте. Это в Подборовье - сразу за Псковом. Первый раз еду вечером - а в небе хоровод огней летает, как карусель. Я очень удивился, а потом узнал, что там дискотека с лазерным проектором - и вот он на облаках картинки рисует всякие. Мне так объяснили. Второй раз ехал (в марте вроде - А.П.) вечером - смотрю, уже программа другая - висит как бы серая тарелка, классическая: двояковыпклая линза. Причем она серая была - свет не излучала (!!! - А.П.). А в третий раз еду и сначала я фуру обошел, а потом притормозил - и она меня. Потом под горочку съехал - и нет фуры. Ровный участок, все просматривается. Свернуть некуда - как испарилась. Думал, может авария - но там и лесополосы или кюветов нет. Вот от этого случая мне до сих пор не по себе - понять не могу, куда машина делась. Еще недавно он много ходил в походы, сплавлялся по реке. Рассказал такую историю: - Сплавляемся мы по реке (Волхову, что ли? - А.П.), проплываем мимо деревни какой-то, а пацаны на берегу орут: "Ура, туристы плывут! Сейчас будут делать "бжик"! Пошли смотреть!" И - никого, все убежали куда-то. Мы как услышали, думаем: ""стоп", надо посмотреть, что за "бжик" впереди". Пристали к берегу, километр прошли - а там река поворот делает, за ним остатки плотины, дальше порог, над всем эти мостик, а на нем все деревенские ребятишки стоят, наш "бжик" приготовились смотреть. Мы им этого удовольствия не доставили, разгрузились и обнесли по берегу. Целый день на жаре возились... Распрощались с Александром в Питере - высадил он меня в трех кварталах от железнодорожной станции (к Илье надо ехать на электричке). Пока шел (а это почти полтора километра) не попалось ни одной будки с мороженым! И это вторая столица! В Калуге на каждом углу торгуют. К Илье Агапову доехал благополучно в восемь вечера, сходили на Финский залив (строят резиденцию Путина и уже сейчас проход туда затруднен, а скоро вовсе закроют. Впрочем, море скорее похоже на озеро, даже ракушки пресноводные), осмотрели окрестности поселка и пообщались за жизнь и аномалистику.
Это страница №1 продолжение на №2 и №3 |