ДНЕВНИК  ЭКСПЕДИЦИИ  ГРУППЫ "ЛАБИРИНТ" В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН РОССИИ, СОСТОЯВШЕЙСЯ В МАЕ-ИЮНЕ 2002 ГОДА 

Для экономных! Dnewnik.zip (63 kb)

Предисловие  от автора:                                                          

    Этот рассказ о нашей Карельско-Питерской экспедиции 2002 года не совсем обычный – помимо того, что он написан в полухудожественной форме, большое внимание в нем уделяется не только описаниям пейзажей и  попутных достопримечательностей, но и  психологическим подробностям – ибо во время первой части путешествия, в ходе которой вдвоем с Марой Чулкиной мы проехали автостопом от Белоруссии до Карелиии, трения между нами возникали постоянно – несмотря на, казалось бы, полное отсутствие причин для них. Полагаю, что на волне всеобщего увлечения психологией и психоанализом (эх, станут ли когда-нибудь столь же модными физика с биологией...) такие щекотливые детали будут многим интересны, да и полезны – лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

К сожалению, нижеследующий рассказ неизбежно   субъективен и отражает лишь мою точку зрения – я бы очень хотел привести здесь же и рассказ моей спутницы, но подготовить его она не захотела, попросив лишь сделать такое заявление:

Что касается текста – я  поставила бы эпиграфом следующие слова: "большинство представленных в тексте размышлений автора являются его же домыслами, которые не имеют ничего общего с реальностью". Конечно, это касается только разговоров про «спутницу», которым уделено слишком много внимания относительно назначения текста вообще

Мара

     Экспедиция,   проведенная  нашей межрегиональной   группой  по изучению   тайн  и  загадок  Земли  весной  2002  года, принципиально отличалась  от прошлых  дальних  экспедиций:  если их целью,  в большинстве  случаев,  был предварительный сбор информации и оценка ее достоверности  и  перспективности,  то на этот раз мы сделали  следующий  шаг -  от  разведки тип "Галопом по Европам" к планомерной работе над одной темой.

     Главной  целью  экспедиции  были  наблюдения  за  животным миром расположенных  на  северо-востоке  Ленинградской  области  болот.  Как известно,  отсюда  поступают  сообщения о наблюдениях по крайней мере одного не описанного зоологией вида пресмыкающегося. Сбором информации о нем путем опросов местных жителей наша группа занимается с 1999 года, и  в  настоящее  время область  обитания  искомого вида - "летающей" (точнее,  прыгающей)  змеи  грубо определена, так что на повестке дня стоит  ее  фото  или  видеосъемка.   

     Разумеется, мы были не столь наивны, чтобы надеяться с первого же захода,  да  еще  и малочисленной командой снять криптиду - на первый план   ставилась   другая   задача:   наработать   практический  опыт организации криптозоологических наблюдений в указанном районе.

     В то же время мы не отказались и от традиционных краткосрочных разведок - выбрали две темы:

     1.  Вблизи  города  Кемь, по сведениям Мары Чулкиной, находится загадочная  монументальная  постройка  из  камней в виде прирамиды с ребром основания  около  10  м.  Памятник поверхностно осматривался каким-то археологом  в  60х  годах, о чем есть упоминание в найденном Чулкиной в архиве Института Археологии отчете.

     2.  Хотели  мы также  проверить и подтвердить сообщение Марка Кострова  о ежегодных  наблюдениях  в  течении  июня  на одном из озер Псковской    области    разноцветных   светящихся   полос  на воде, сопровождаемых акустическими феноменами.  Костров уверял, что в 80-х годах  лично  наблюдал феномен. Вблизи того же озера он указывает и камень с «нерасшифрованными письменами на нем».

     Состав  экспедиции: в болотах нас было четверо: Сергей Каминсий, Андрей Перепелицын (автор сего отчета), Мара Чулкина и Татьяна Янчук.

     Из-за невозможности согласовать отпуска мы с Марой выехали раньше других, намереваясь осмотреть доисторический            памятник  в  Карелии, на озеро же собирались ехать без Мары, у которой с третьего июня начиналась сессия.

 

     Итак, вот дневник экспедиции:

     6 мая

     Проснувшись  в  6  утра,  пошли  на  позицию  для  голосования у моего микрорайона  Силикатный, где не основной выезд из города  (ехать  через центр Калуги и давать крюк не хотелось). Я настраивался   голосовать   долго  (но все равно не больше времени, потребовавшегося бы на объезд через центр),  однако,  еще  не дойдя до позиции   обернулся на шум и взмахом руки застопил "буханочку" - до поворота  на  Калугу-II.  Мара не могла понять, где мы вылезли, пыталась  искать  глазами  пост  ГАИ,  но  объяснить  я  не  успел  - остановилась легковушка и довезла нас до такового на 167 километре Киевской трассы.

     - Вот  на  этом  месте мы как-то больше часа голосовали - говорю Маре,  -  Как  ни  странно,  позиция  хреновая, хотя и за постом - но лучшей здесь нет.

     - Ну и глупо! - восклицает спутница, - надо было что-то делать!

     - А  что тут  делать?  Как  деревенские грубые жители говорят: "Снять штаны и бегать?"

     Как  надлежало  поступать,  Мара  не  объяснила,  но,  по-моему, обиделась  и  надулась. Впрочем, вскоре легковушка с семейной парой на передних  местах  довезла  нас до поворота на Юхнов. Далее мы хотели попасть  через Юхнов, Вязьму и  Ржев на трассу Москва - Рига. Такой маршрут предложил я, и Мара сразу согласилась. С  точи зрения скорости, конечно,   логично   было  ехать  через Москву - но МКАД у нас обоих (да и не только у нас) вызывает психологическое неприятие, да  и вряд ли  выигрыш  по  времени  был бы большим - в конце концов, на местных дорогах  берут лучше, хотя  я  и  прекрасно понимал, что голосовать придется подолгу.

     Однако,  сначала  нам  повезло - остановилась первая же машина - Снова "уазик-буханочка"  и  довезла   до  развилки  Юхнов-объездная. Два километра  до  нужной  нам  развязки пришлось идти пешком - при этом в попутном направлении прошло всего две машины!

     Как  предписывает теория вероятности,  в автостопе тоже должен быть  баланс:  мы  и  так  на этом месте должны бы были  голосовать  часа  полтора, а поскольку   нам еще  и утром  на  удивление  везло,  то...  следовало настроится на долгое висение. Увы, быстро выяснилось, что раньше Маре так  долго  ждать  попутку  не приходилось  - я это объясняю тем, что ездила она  в основном по магистральным, "легким" трассам, с большим потоком  -  во  всяком случае, дело явно не во внешности (Мара больше всего похожа  на   мальчишку-подростка)   и  манере  голосования. Точнее,  манеры  у нее,  на  мой  взгляд, вообще никакой  нет: поставила рюкзак на обочину и вяло тянет руку (причем если я голосую, то  даже  не  тянет,  а  просто сидит рядом). Попытался научить нашей технике  стопления  (собственно, великий Кротов и его школа тоже себя ведут активно) - но встретил непонимание в смеси с раздражением: "Что ты меня учишь, я и так раньше нормально ездила"...

     Остановилась одна машина - но парни рассчитывали заработать... В ходе  этого  эпизода  оказалось,  что  спутнице не нравится еще и моя обычная фраза при посадке в легковушку: "Подвезете, если не такси?" - она  предпочитает говорить: "Мы едем автостопом...", что уже я считаю не правильным   -  многие  водители-пролетарии, особенно  на  местных трассах,  либо вообще не знают слова "автостоп", либо на знают, что оно подразумевает бесплатный проезд...

     Вообще, быстро выяснилось, что манеры голосования и поведения на трассе у  нас абсолютно  разные.  Я  всегда готов поучится лучшему, обменяться  опытом  -  но  даже и сейчас, после возвращения, далеко не убежден, что Марины манеры эффективнее.

     Как  бы  то  ни  было, спутница всерьез загорелась моей, высказанной скорее в шутку, идеей - ехать через Белоруссию: крюк, но зато всюду по межгосударственным   магистральным   трассам  европейского  значения. Решили ждать до 11 часов, если не поймаем машину - спустится под мост на трассу Москва-Варшава. Так и сделали.

      Здесь  голосовали  порознь: я все же на отвороте на Вязьму, Мара на  магистрали. Стоп тоже был не "ах" - только через полчаса спутница остановила  "жигули", а когда я уже сел в оную, оказалось, что попутка только  на  15  км  - до д.Барсуки. Я бы так близко не поехал, но Мара довольна: "с проклятого места уедем".

     Позиция в деревне оказалась еще хуже - скоростная. Где-то через  полчаса – час застопилась легковушка, идущая в Киров  (райцентр)  -  водитель довез  до  Зайцевой Горы, где я пошел искать воду,  а  заодно  - фотографировать танк и пушку мемориального комплекса.  Простояли  более  часа,  причем  имело  место  неприятное происшествие:  напротив остановилась  иномарка,  экипаж  (обычно выглядящие парни) стал заниматься мелким ремонтом,  а один  из той машины - накачаный бритый парень лет 30-и  форме офицера ВВС, пошел в наш сторону. Приблизился - оказалось, что он еще и  "выпимши",  причем  именно в том неприятном состоянии, когда кора мозга уже   отключилась,   а двигательные центры   еще  нет. Соответственно, он начал долго и занудно доколебываться, в обычном стиле всех алкашей: "жена ли мне спутница, как нас зовут,  почему не едем на автобусе, что думаем о политике и т.п." -   искал,   в  общем,  повода  подраться.  Я старался  смягчить  и непротиворечить,  и наконец  он отрытым текстом сказал: "руки чешутся, да и скучно".   Хуже  всего, что когда он общался с Марой, со стороны было впечатление,  что  та кокетничает (хотя, конечно, она тоже была не  в  восторге  далеко  от  встречи). В  общем,  могло  все дойти до стычки, но  алкаша  позвали члены  его  компании - после примерно десятого  окрика  с  их  стороны он все же пошел назад через дорогу и уехал восвояси.

     Посоветовал  Маре в  подобных  ситуациях "грузить" приставшего скучными археологическими  лекциями,  а  с трезвыми водилами, напротив, больше трепаться  за  жизнь    то  она поступала наоборот как раз). Как ни странно,  напарница с этим согласилась - вероятно, была еще в шоке от возможных последствий.

     Показался  рейсовый  автобус  Москва-Рославль.  Видя,  что он не страдает от избытка пассажиров, махнул ему, когда же дверь открылась сказал:

     -  Извините,  мы  вообще-то  на попутках добираемся в Карелию, то есть бесплатно - но может, подвезете? Я смотрю, у вас автобус пустой.

     Водитель   переглянулся  с  напарником  и тут  же  оба  махнули: "залезайте"  Автобус  оказался пустым в буквальном смысле: кроме нас, пассажиров   не   было!  Подсел,  правда, деревенский мужик вскоре - и через десять км вылез. Разговаривать  с  водителями, вопреки обычаю, мы не стали, да и невозможно  было - на передних местах лежали их вещи. Автобус, вскоре сломался  (да  и  плелся  он  со  скоростью  60  км  в час от силы) - простояли  больше часа! Хорошо еще, что высадили нас на Рославльской объездной  (там  у них где-то  автобаза). Сходил, набрал воды, заодно узнал, что  невдалеке есть  река. Всерьез предполагал, что здесь мы заночуем  -  время было уже почти шесть вечера. Однако движение было неплохим   и   вскоре остановилась   "буханочка".  Водитель, явный пролетарий,  сказал, что подобрать туристов с рюкзаками решил в  первый  раз -  хотя  и  слышал  о  таком  способе путешествовать. Разговорились - драйвер пояснил, что сворачивает в Прудках, где "есть дом с домовым, который стучит, его там все знают". Одновременно сказал, что в  этом  же селе есть система прудов. Поскольку ходили тучи, да и про "домового" хотелось разузнать - решили здесь ночевать.

     По  поводу  домового  вышел  облом:  я  опросил  человек 10 - 15 встречных,  покупателей  в  магазине, стучались в несколько домов - и никто  про  дом с барабашкой не знает! Если что-то и случалось в этом селе  полтергейстного - то весьма вялотекущее, так что в сенсацию даже местного  масштаба не вылилось.  Одна девушка вспомнила только, что в селе  есть  Чертов  Мост, «где каждое лето в аварию попадает девочка». Также единичное сообщение.

     Пошли   искать   место   для   ночлега.  Местные  жители  давали противоречивую информацию,  но  все  же  по  их  указаниям  прошли с километр  на  запад  и, перейдя  тот самый Чертов Мост, слева увидели пруд. Из деревни вид на него открывается изумительный - палатка будет как на ладони! Полазав по западному берегу, выбрали место за плотиной (она  с  бетонной  трубой). Со стороны дороги проход туда затруднен - надо  лезть  через кустарник, мимо забора то ли фермы, то ли гаража, от  деревни  тропинка  хорошая  -  но надо знать ее. Все же мужики с резиновой  лодкой по ней прошли - сказали, что встали мы неправильно, в  болоте,  а  хорошие пруды - в двух километрах севернее, т.е. надо было  поворачивать  при выходе из села не налево, а направо. Палатку уже поставили, так что дергаться не стали.

     По  очереди  сходили  помыться  к плотине. Когда я пришел, Мара сказала:    ты  заметил  червячков,  которые к телу присасываются?" Осмотрелся:   мелкие  (по  1-2см)  "червячки"  на  мне  действительно обнаружились,  но  к счастью, они не присасывались, а просто ползали. Все равно мерзко.

     Когда  готовили еду,  случился  казус:  прогорела  костровая  палка и котелок   опрокинулся  -  а  воды  у нас и так было мало, набрали две торпеды еще на Рославльской объездной и одну из них по глотку уже ополовинили. Самое интересное, что Мара меня предупреждала, что  палка  может  перегореть, а я не придал ее словам значения, ибо часто  подвешивал котелок на сухую жердь и всегда все обходилось.

     Поскольку опозорился - пошел в деревню за водой. Тропа привела к дому,  похожему на фермерский: стоит на отшибе, много техники. Тут же стояли люди разного возраста,  в  том числе дети. Женщина лет сорока сказала: "У нас есть криничка,  там  вода  - а у вас есть во что набрать?" Увидев торпеды, послала  парнишку с ведром зачерпнуть: "Мало ли, что у Вас там было в бутылках, может, грязь..." Первый шок я испытал по дороге к «криничке», заглянув  в ведро - оно изнутри было покрыто черным налетом. Когда же посмотрел в "криничку" ахнул: ручеек из нее практически не вытекал, а в  так называемом  "роднике" в гнилом срубе плавала лягушачья икра и тина!  Сказал  ребенку,  и  поверг  его  в  недоумение:  "А разве это лягушачья икра?"

     Вернувшись, мягко пояснил  женщине, что  мы  люди непривычные,  городские,  и  пойду-ка  я  в  колонке - но  она  все  равно обиделась:

     - Как хотите, мы здесь всегда воду берем...

     До  колонки было между тем от дома этих странных поселян не дальше, чем до "кринички", и вода в ней   оказалась  без  цвета  и запаха.  Поспрашивав  еще  нескольких аборигенов на предмет аномальщины и ничего не узнав, вернулся с водой в лагерь. Поужинали и легли спать.

      7 мая.

     Дождя  так  и  не    было,  погода  - голубое небо с облаками.  На грузовике  доехали  до Смоленской объездной (довольно быстро), водитель  сказал,  что "проходимость"   (т.е.  поток)  есть на прямой дороге Смоленск-Витебск  и многие едут на Псковскую трассу через Вележ, по местным дорогам - в обход Белоруссии. 

На объездной движение  оказалось  хуже: сначала несколько км проехали на служебном "Кавзике",  потом  остановилась  легковушка  с    молодыми  парнями  на передних  местах.  Разговорились  -  и получили кое-какую любопытную информацию:

     Ребята   то   ли родом, то ли имеют родственников в деревне Близ  Российско-Белорусской границы - и там регулярно  видят  НЛО. Два  года назад было яркое наблюдение - летал яркий  шар,  делился. До того НЛО садились, оставляли выжженые пятна. Шар  наблюдал  один из парней, второй, по его словам, "НЛО не видел – только звездочки  в  небе  часто видел: летят медленно, потом как бы заискрятся  - и быстро пропадают". Можно было понять, что описывал он не спутники-"иридиумы".

     Ребята  довезли  до  Гнездово.  Спросил:   не  знают  ли легенд о знаменитых курганных могильниках? Оказалось, что хотя у них  здесь  и  дача,  они курганов не то что не видели, но и  не слышали о таковых.

     Высадившись, стали  думать,  как  ехать  дальше. Я предлагал двигаться по М1, основной  магистральной  трассе,  но  Мара  соблазнилась  срезкой  на Витебск,  понадеявшись на информацию водителя грузовика. Согласился - был доволен уже тем, что отговорил напарницу от намерения ехать через Вележ, как она было загорелась. Я-то давно понял, что к информации водителей надо относиться несколько критически…

     На  микроавтобусе доехали, по-моему, до Архиповки (точно не помню) и зависли. Голосовали  очень  долго  -    самое  интересное,  что  было много тюленей, их брали, а нас нет. Мара опять начала говорить, что что-то делаем не так, стали менять позиции - бесполезно. В итоге Мара стала где  она  считала  нужным, а я позади нее почти в ста метрах - и именно возле меня остановилась иномарка с двумя мужиками!  Вот так-то, надо правильно место выбирать!

     Попутчики попались довольно  разговорчивые.  В  отношении  НЛО  скептики  ("это  все разработки  наших  конструторов,  продолжающих    дело  немецких ученых 40-х  годов"), но  зато знают, где зарыт клад! Узнав, что у меня есть металлоискатель,   взяли   визитку   и обещали  связаться  (пока  не отликались).  Доехали  до  объездной г.Рудь  -  где  перед нами встала  обычная дилема: ехать через город или висеть и ждать транзит. Все же вылезли и   больше   часа   голосовали.   Проехала в город  колонна  черных  машин  в сопровождении  ГАИ,  а вскоре  остановился  пенсионер в "жигуленке". Сказал,  что  въезд  в город перекрыт из-за визита в Рудь губернатора Смоленской  области, и он поедет по объездной - может нас доставить в конец. Мы обрадовались, но мужик был зол и весьма ругал дерьмократов, мешающих движению и вообще  нормальной жизни.

     На  выезде  (а время было уже 15 часов с минутами!) обнаружилось несколько человек тюленей. В принципе, это был хороший знак - значит, уехать можно! Однако тюлени уехали, а мы голосовали два часа. Мара опять  завелась,  что  надо  "что-то делать". В принципе, я был с ней согласен - однако мои предложения она отмела начисто и сказала: "давай сядем  на  травку  вон там  у стеллы". На вопрос: «Почему бы не сесть здесь же  на  обочине и,  обсуждая и отдыхая, стопить заодно?», В который раз надулась и ушла одна. Через полчаса  раздался  ее  призывной  вопль:  "Иди  ко мне". Думая, что что-то случилось,  пошел - а она стала делить шоколадку! Потом сказала:  "Ты  здесь  посиди,  а я буду одна голосовать,  потом тебе крикну"   Это  более  чем  за  триста метров до позиции-то! Я сказал: "Хорошо,  но зачем мне здесь скучать? Я тоже буду голосовать, скажем, в  полукилометре  ниже тебя "по течению". Чем я тебе там помешаю?" Обиделась  настолько,  что  впала  в  истерику, потом  резко  сорвавшись, побежала  на  позицию, где уже стояли три новых тюленя.  Хорошо хоть, что   у   спутницы   хватило   наглости   встать перед ними! Я, встал позади всех. В общем, через полчаса Мара поймала иномарку-легковушку, я  подбежал  и парень за  рулем  согласился  подвезти бесплатно до Витебска.  По  дороге  он  свернул  на   заправку  и заполнил багажник канистрами   - оказывается, бензин в  Белорусии  дороже  раза  в полтора-два.

      Для последователей выскажу личное мнение о том, как поступать в таких ситуациях: раз уж стали на позицию и видите (по тюленям), что уехать можно – стойте до упора! Начнете метаться, бегать по ж/д и автовокзалам вокзалам – только потеряете время. Посмотрите на ситуацию с точки зрения теории вероятности и законов распеределения случайных событий – и вам все станет ясно.

     Граицу с Белорусью прошли мгновено и не вылезая, но на  Витебской объездной  снова  зависли (а время уже было пять часов) - но здесь я нашел занятие:   осматривал кучи  щебня-доломита  у  строившегося придорожного  кафе.  Причем не без результатно - нашел несколько интересных образцов: натеки с кристалликами кальцита, и кусочек чего-то вроде мраморного оникса.

     Вдруг  увидели  двоих  парней  с  рюкзаками-колобками:  один одет довольно нормально, второй в хипповском прикиде: с серьгой, ксивником с   пацификом  и  в псевдолохмотьях.  Познакомились:  минчане, едут  в Ленинградскую область на съезд хиппи.  Далее такой разговор:

     Перепелицын:  -  Мара,  дай рублей десять-двадцать в долг, у меня только крупные.

     Мара (протягивает десятку): - А зачем они?

     Перепелицын  (сует купюру хиппарям): - Ребят, поменяйте нам  местной  валюты  -  на  память дензнаки  суверенного государства возьмем!

     Первый  хиппи: - Да, у нас деньги красивые: разноцветные, и чуть не каждый месяц новые выпускаются, с новыми нулями.

     Второй  хиппи  (роется  по  карманам):  - Интересно, а какой сейчас курс-то, сколько давать?

     Первый  хиппи  (тоже  роется  в  ксивнике):  - Да какая разница, им главное, чтобы разные были...

     В итоге за  десять российских рублей парни нам отвалили что-то около 25 тысяч белорусских.

     Хиппи,  как и положено по стопному этикету, встали сзади, за нами. Движения никакого -  машина  в десять минут, многие машут, что скоро сворачивают. Как ни странно,  ребята  через  час  уехали (они остановили машину, водитель которой  нам  махнул,  что  сворачивает). Мы решили поступить так же: позиция,  конечно,  хорошая  - но  и  о ночлеге уже надо думать, а я всегда  предпочитаю   стать  у  воды. Как  по  заказу,  остановился "москвич", а в нем - пенсионер с удочками.

     - Я не такси, но через километра полтора сворачиваю на  озеро - говорит он, извиняясь.

     Я предлагаю ехать - и мы садимся в машину. Только разговорились - водитель   сворачивает,   проехали   максимум метров пятьсот.  Мы забеспокоились и попросили тормознуть.

     - А я подумал, вы до озера со мной хотите доехать, не поняли друг друга.

     Указатель гласит: "Паляi - 2 км"

     Любезный            рыболов-любитель   описывает  дорогу  к  озеру и  мы прощаемся.  Стоим еще час - стопа никакого, потока тоже. Голосовал я, Мара просто так стояла или сидела. В полвосьмого я сел на рюкзак:

     -  Мой  опыт  показывает,  что  после  семи  вечера  голосовать бесполезно - но делай как хочешь.

     Спутница  в очередной раз психанула  - насколько я понял, по поводу того, что  я ее  заколебал и вообще зануда. Потом было сказано еще  много такого, что я раньше не слышал,  а закончилось тем, что меня назвали демагогом. Жалко не было с  собой  толкового  словаря:  либо  Мара не знает значения этого слова, либо я вообще ничего не понимаю!

     Как  бы то ни было, напарница на весьма большой скорости  направилась по  проселку  к  озеру -  ну  и  я за ней. Пройдя километра полтора, увидели  стадо коров и крыши Паляи за бугром. Воды у нас не было, и я решил подойти к пастуху:

     - Добрый день!  Где  у  вас  можно воды набрать? И как к озеру пройти?

     В меру  пъяный  (как  и положено в сельской местности) мужик ответил:

     - А  вон в  кустах криничка - через луг пройдете. А озер здесь несколько - до ближайшего с километр.

     Естественно,   я не   упустил   возможности  узнать  что-нибудь аномальное:

     - А  вообще,  есть  в  окрестностях что-нибудь интересное? Может, камни с рисунками, места, где "нечисть" живет?

     - Нет,  мест  таких нет, - отвечает пастух, - а нечистая сила в пару лет назад была! К нам семья переселилась, из Прибалтики, что  ли - и парень ихний, ему лет 15, на заброшенном воинском кладбище заклинание  из какой-то  книги прочитал. (Насколько я понял, книга - реликвия   семьи  переселенцев,  читал заклинание  парень  вместе  с деревенскими  сверстниками - А.П.) Так после того стали видеть солдат времен войны: и  наших, и немецких. В форме, кто-то без ноги, или в крови...  Вроде  как  мертвецы встали. Вся деревня это видела, потом батюшку  православного приглашали,  он  три  раза  приезжал  и вроде последние полгода ничего не слышно.

     Заинтересовавшись разговором,  подходят  жена  мужика и дочь, а поняв  о  чем  речь,  с характерным белорусским акцентом подтверждают сказанное. 

     По   словам   собеседников,   деревни, где имели место события, было  километра  три. Расстояние  небольшое, и  сейчас  мне трудно объяснить, почему мы не отправились  туда. Пожалуй, главную роль сыграло то, что потратить на опросы пришлось  бы  минимум  полдня - а со временем у нас и так уже было  напряженно (ну что это за стоп - по двести км в день!). 

      Пошли  искать  криничку.  Луговина оказалась в мелиоративных канавах с отдельными   мостками, и  наша  новая знакомая  кричала  нам через пространство примерно так: "Не туда идете, левее возьмите, теперь прямо!"

     Источник,            вопреки  моим  опасениям после вчерашнего казуса, оказался настоящим   родником,  выбивающимся  у подножия  холма.  Мара сочла возможным,  что  на  верху  городище, слазала туда - но, как я понял, ничего не обнаружила (впрочем, явно она об этом не докладывала)

     Наконец, добрались  до  озера:  западный  берег  зарос камышом, восточный на удивление  живописен  -  портят  его  только многочисленные компании пикничников  на  машинах.   Пляжей нет, но подходы к воде для купания найти можно. Сходил помылся. Встретили закат и легли баиньки. 

     8 мая.

     Встали,  пофотографировали  восход  и  пошли  на  трассу. Пешком прошли назад, до вчерашнего места (развязки). Движения никакого – а редкие драйверы  машут: "сворачиваю".  Попытки с нашей стороны махнуть в  ту  же  сторону  к  успеху  не приводили.   Через  некоторое  время  из  грузовика,  свернувшего  на Витебск,  вылез  парень  в желтой футболке с рюкзаком. Познакомились : Олег,  из  Пинска,  едет  посмотреть  Питер.  Заинтересовался нашими аномальными  делами  - обменялись адресами и теперь мы довольно активно общаемся.

     В конце  концов  какой-то  водитель уразумел, что нас устроят и несколько  километров - подвез до следующего поворота - до Бабиничей .Отсюда  существовал  уже  какой-никакой  поток,  хотя позиция намного хуже -  сразу  от  развязки  подъем.  Следующий  пункт  через 5 км - Руба, туда ходит городской автобус. Последователям настоятельно советую ехать на нем, мы сразу как-то не догадались.

 К  удивлению, через двадцать  минут  к  нам подъехал Олег - так что снова стопили втроем, хотя и поодиночке:  Мара настояла,  чтобы  ехать порознь и встречаться в Рубе. Стали на любимых местах:    я - сразу за съездом, Олег за мной, а Мару черти понесли в горку - метров за четыреста!

     Где-то  минут через двадцать остановился грузовичок и взял меня до Рубы, каковую, понятно, никто из нас в глаза не видел: оказалось,  что  она  стоит  левее  трассы  и имеет несколько выездов. Понятно, что я вылез у первого, и, простояв  минут  сорок,  увидел легковушку, из заднего окна которой  помахал Олег. Была ли в машине Мара - не разобрал. Продолжаю ждать напарницу, не  голосую  - а  поток, как нарочно, очень хороший. Подошел автобус  -  Мара из него не вышла. Дождался следующего - снова пусто.Что тут делать? Решил пройти до выезда из Рубы (2 км), тем более, что из видимых слевавысоких   труб  повалил   белый,   пахнущий   известкой   дымотуман, опустившийся  на  дорогу… 

Рассуждение: Я уже давно понял неэффективность  встреч в незнакомых  промежуточных пунктах: если  уж разбиваться - то ехать автономно до конца! Ожидание спутников в промежуточных пунктах приводит к потерям времени (так что все равно выигрыша нет) и очень нервирует. Впрочем, из правил всегда есть исключения. 

      Волна прошла, движения   никакого. Остановилась зеленая  "десятка"  километров на пятнадцать - поехал. А что делать? Не встретимся на границе - оставлю на таможне записку и поеду назад, искать подругу. Вдруг, о радость - Мара стоит у последнего выезда из этой Рубы. Воссоединились. Драйвер свернул на дачу, а мы вылезли у поворота среди леса. Повисев  с  полчаса, застопили "Камаз"  -   мужик  объяснил,  что  дымит доломитовый  завод,  который  хоть и экологию нарушает, но все же «там хоть  что-то  платят». И сам он везет доломитовую крошку - ее сыпят на поля   (конечно,   "не так,  как  при советской власти"). Сказал, что также у них работает  кирпичный  завод  -  и  в  двенадцать часов выйдут машины с кирпичом, повезут его в Россию,  и нас возьмут. Довез до довольно  солидной  развязки  - где мы и снова зависли... 

Интересно, что в центре круга  стояла  не  обычная стелла, а здоровенный православный крест.  Ну  что  ж  - поклонные  кресты  у  перекрестков  -  давняя славянская  и, особенно,  белорусская традиция,  не  плохо,  что она возобновилась.

     Машины  с кирпичем  прошли,  нас не взяли. Кстати, меня всегда прикалывает, что по отношению к автостопу те водители, которые в принципе берут попутчиков, делятся на две большие группы.  Первые  полагают, что "сейчас никто не останавливается, и как вы  едете,  непонятно",  а вторые (наиболее общительные) считают, что останавливаются  все, и "доедете, какие проблемы, долго голосовать не будете".

      Между тем, в среднем проходит одна машина в десять минут   - и   это   межгосударственная  трасса, связывающая  Украину, Белоруссию и Россию! В Калужской области на колхозных дорогах поток больше! Изучив   карту,  Мара  внесла  здравое  предложение:  пройти  7 (примерно) км, где должна влиться еще одна дорога из Витебска (ведь сейчас мы  фактически находимся  на  объездной).  Так  и  сделали.  По пути загорали,  и к концу кожу даже у меня начало пощипывать (не говоря ужо блондинке Маре).

     Дойдя  до "влива" убедились, что сделали правильно - из Витебска поток  существует,  впрочем,  такой  же  слабый.  Примерно  через час остановился  "ЗиЛ".  Договариваться  подбежала Мара. Разговора я не слышал - вернувшись спутница сообщила, что водитель идет в Россию, мог взять, но подумав,  сказал: "Может, я отдыхать скоро стану... а, ладно, поехаля".  Странно  -  никогда  с  таким  не  сталкивался. Может, побоялся мариной  завернутости? Пролетариям  за  жизнь охота  поговорить,  а напарница сразу археологией и автостопом грузит...

     Через  какое-то  время  остановился "МАЗ" - самосвал с одноместной кабиной  -  а  время  было  уже  позднее (пять часов) и разбиваться категорически не хотелось...  К удивлению,  водитель  - довольно молодой парень – взял двоих, причем даже вопреки моим  легким отказам: "Да ладно, ГАИшники наши  машины  знают  и не  цепляются  -  я  асфальт вожу для ремонта трассы".

     На   карте   этот  участок  трассы  обозначен  как  "двухрядная магистраль".  Ничуть  не  бывало!  На  деле по виду это не межгосударственная трасса,  а  узкая межколхозная средне российская дорога. В месте, где водитель  нас высадил    города Езерище) - идет капитальный ремонт трассы  (причем  шире  она после ремонта этого не становится!) - возможно, еще и по этому движение слабое.

     В Езерищах  зашли  на почту - я купил несколько почтовых марок, спутница  отправила  открытку. В поселке же обнаружился уникальнейший памятник  -  танк  Т-60 (если не ошибаюсь) на постаменте. Надо же,  орудие  блицкрига ("глубокой  операции") в честь оборонительных боев. Забавно.

     От  Езерищ  голосовать  даже не пытались - пошли пешком. Границу Прошли легко, даже  документы  не  смотрели. В  дорожной пыли Мара обнаружила  следы  босых  ног: "Надо же, кто-то босиком через границу шел".

     Через  два  километра  я  сфотографировался  у въездной табличке первого  российского  городка  "Лобок" (ударение его жители ставят на первое "о", но на табличке это, естественно, не отмечено).

     Трасса  по-прежнему  пуста.  Мара предложила  идти  пешком  до ближайшей железнодорожной станции, отмеченной на карте (Завережье) -  и  сесть  на какой-нибудь ночной поезд, до Пустошки или Пскова:  отоспаться в нем, умыться и пр. Мне железные дороги по жизни не  нравятся,  но в данном случае  идею  поддержал  -  завтра  праздник,  приходилось поторапливаться.  Только  усомнился  (помня  крымский  и свердловский опыт), что  поезда  здесь  ходят  чаще  чем  раз в сутки и мы найдем подходящий.   Парни  в придорожном едалище у Лобка тоже сказали, что поезда  ходят редко, заодно проинформировав, что ближайшая станция - в Невеле, за 15 км! Все же мы понадеялись на свою удачу.

     В общем, пройдя от границы пешком  более 10 км (а всего за день намотали порядка   тридцати),   обнаружили  мощную  развязку с указателями: "Санкт-Петербург" - налево,  "Невель" - прямо. Я сразу понял, что это построили  объездную,  но  подруга  усомнилась, прочитав на карте год издания:  «1999-й».  Зашли  в  придорожное  кафе -  тетушка-продавщица подтвердила мою гипотезу, а про станцию сказала: "Это прямо, и поезда там ходят очень часто". Обрадовавшись, пошли - еще 4 километра.

     Места  вокруг  живописные - перегороженные дамбами озера (отсюда и название  Езерище)  -  но  нам уже  было  не до красот. Мара заметно устала, я держался до того момента, когда (уже в 20 часов) повернули к  станции  -  а  это  оказался  (как  и следовало ожидать) маленький полустанок,  даже без зала ожидания! Даже без диспетчера и дежурного! Молодые  ребята-железнодорожники  в  частном  доме  подтвердили,  что поезда            дальнего следования здесь не останавливаются, а электричек до завтра не  будет. Попробовал к ним «вписаться» на ночлег  - отказали, но показали служебный  дом,  в коем живет сезонный рабочий: "Если Коля там, то он пустит,  у  него  места много". Коли не оказалось, и вновь вернулся к новым знакомым:

    - Можно ли палатку рядом поставить?

     Те сослались на собак и удивились:

     -     А  зачем  вам  здесь  ночевать? В 100 метрах озеро с пляжем, хорошее место, там все останавливаются!

     С    этими  новостями подошел к ожидавшей меня с рюкзаками Маре, а та:

     - Андрей, тебе плохо?

     - Почему?

     - Кажется, ты идешь пошатываясь и спотыкаешся.

     На  меня действительно напал внезапный упадок сил - бывает со мной такое, хотя и редко. Видимо, сказался и лишний вес в рюкзаке - я тащил еще  и спальник  для  Ильи  Агапова,  почти  4  кг.  В  общем, место оказалось чудесным, палатку поставили, костер разожгли - но несмотря на   все   попытки  спутницы  меня  накормить  и  полечить,  я пошел отлеживаться, ибо  знаю, что мне требуется в таком состоянии. Через час  проснулся,  слышал,  что  Мара  пошла  мыться.  Пососал  немного сухофруктов, попил водички и снова заснул до утра. 

     9 мая.

      Усталость    прошла без  следа.  Помылся в озере (комаров весьма много),  позавтракали. Добираться в Питер решили по отдельности - надо было  торопиться:  Илья  мог договориться о телесъемках на десятое, а Маре еще и в Псков хотелось заехать.

     Уезжать  решили каждый по-своему: Мара пошла назад на объездную, я  же  счел,  что  разумнее  ехать  через  Невель (в расчете на локал оттуда).  В  семь  утра  вышел на  дорогу в город – она пустынна! Пошел пешком, оборачиваясь на звук моторов. И, как ни удивительно, несмотря на раннее утро  и  пустынность трассы, взяла вторая же машина - "ГАЗ"-бензовоз. Водитель шел в город и специально  ради меня подвез ближе к выезду - до которого, впрочем,  от места высадки оставалось еще два км! Пошел пешком, снова голосуя  спиной.  Пара легковушек  остановилась - но они могли взять всего на 300 - 400 метров. Подойдя к мосту через реку, встретил мужика с велосипедом, оный же сказал:

     - Здравствуйте. Вы аномальными явлениями занимаетесь?

     Я охренел и смог только подтвердить, выдавив все же:

     - А вы откуда знаете?

     - А  я  экстрасенс.  Все знаю - сказал самого затрапезного вида мужик, потом все же расколовшись: -  Я  парня подвозил, он мне о вас сказал. Я ему кое-что тоже рассказал, что видел в небе.

     Осознав,  что  речь  идет об Олеге и удивившись, пошел дальше, к слиянию  с  объездной  (до которой, по словам встреченного, была пара км).  Уже  за городом  меня обогнали  две  иномарки с транзитными номерами. Вяло махнул им и пошел дальше. Пройдя метров пятьсот, смотрю:  у  хитрого  выезда  на  объездную  стоят  эти две легковушки,  а рядом  -  мужчина  и женщина, лет по 40. Как всегда в таких случаях, спрашиваю мимоходом:

     - Может, подвезете туриста в сторону Питера?

     - А Вы не бандит? - спрашивает мужчина, а потом сам же и отвечает: - Те с такими рюкзаками не ходят. Садитесь ко мне.

     В   машине быстро разговорились: оказывается, это перегонщики, семейная  пара (впрочем,  жена  второй раз в таком рейсе) - едут из Польши в  Выборг!  Вот это удача - а говорят, что перегонщики боятся брать  попутчиков… 

Вскоре познакомились с водителем и перешли на "ты" того  зовут  Саша,  окончил тот же институт, где сейчас Агапов учится (портовые  механизмы),  но  в последнее время занимается перегоном. Криминала,  по его  словам,  на М20 по крайней мере сейчас нет, но и заработки  не  ахти: в среднем 200 баксов за недельный рейс. При этом рейсы случаются не каждую неделю - как я понял, сейчас для Александра это   вообще   подработка.   Человеком  он  оказался  общительным  и разговорчивым, рассказывал много чего: о том, как первый раз ехал из Германии  на  микроавтобусе с невключающимися фарами и разбил коллеге зад  (маскировался),  как  перегонщик из их компании в Булонском лесу потратил  энную  сумму на черную проститутку - а вместо кайфа получил недоумение: "Целовать не дает, обнимать не дает... Эдак я мог бы и в мужскую  игру  поиграть  собственноручно с тем же успехом", о том, как надо давать ментам взятки - "Нашему купюру на планшет кладешь, поляку сворачиваешь  трубочкой и в карман, а немцу попробуй дать - он как на идиота посмотрит: "зачем мне ваши деньги?""

     Сам Саша живет сразу и в Белоруссии (не помню, где) и в Выборге, российского гражданства пока не имеет. К Лукашенке относится вполне адекватно, но в то же время  сказал так:

     - В Белоруссии дети гуляют до полуночи - я спокоен, а в Выборге и днем-то переживаю, если задержатся.

     Еще сказал, что самые крутые питерские люди проводят махинации с лесными делянками под вырубку на экспорт. Много криминала в этих делах, а лесов остается все меньше.

     По аномальным делам рассказал примерно следующее:

     - У  меня  на этой трассе трижды аномальщина выходила - на одном и том  же  месте.  Это  в Подборовье - сразу за Псковом. Первый раз еду вечером  -  а  в  небе хоровод  огней летает, как карусель. Я очень удивился, а потом узнал, что там дискотека с лазерным проектором - и вот  он  на  облаках картинки рисует всякие. Мне так объяснили. Второй раз ехал (в марте вроде  - А.П.) вечером - смотрю, уже программа другая - висит как бы серая  тарелка,  классическая: двояковыпклая линза. Причем она серая была  - свет не излучала (!!! - А.П.). А в третий раз еду и сначала я фуру   обошел, а  потом  притормозил  -  и  она  меня. Потом под горочку  съехал  -  и  нет фуры. Ровный участок, все просматривается. Свернуть  некуда  -  как  испарилась.  Думал, может авария - но там и лесополосы  или кюветов нет. Вот от этого случая мне до сих пор не по себе - понять не могу, куда машина делась.

     Еще недавно он много ходил в походы, сплавлялся по реке. Рассказал такую историю:

     - Сплавляемся мы по реке (Волхову, что ли? - А.П.), проплываем мимо деревни какой-то, а пацаны на берегу орут: "Ура, туристы плывут! Сейчас будут делать "бжик"! Пошли смотреть!" И - никого, все убежали куда-то.

     Мы как услышали, думаем: ""стоп", надо посмотреть, что за "бжик" впереди". Пристали к берегу, километр прошли - а там река поворот делает, за ним остатки плотины, дальше порог, над всем эти мостик, а на нем все деревенские ребятишки стоят, наш "бжик" приготовились смотреть. Мы им этого удовольствия не доставили, разгрузились и обнесли по берегу. Целый день на жаре возились...

     Распрощались  с  Александром  в  Питере - высадил он меня в трех кварталах   от  железнодорожной   станции  (к Илье  надо  ехать  на электричке).  Пока  шел (а это почти полтора километра) не попалось ни одной  будки  с  мороженым!  И это вторая столица! В Калуге на каждом углу торгуют.

     К  Илье  Агапову доехал благополучно в восемь вечера, сходили на Финский залив (строят  резиденцию  Путина  и  уже  сейчас проход туда затруднен, а скоро  вовсе  закроют. Впрочем,  море скорее  похоже на озеро, даже ракушки пресноводные), осмотрели окрестности поселка и пообщались за жизнь и аномалистику. 

 

Это страница       №1     продолжение на    №2   и    №3

   НАЗАД В МЕНЮ                      ГЛАВНАЯ                    ГЛАВНАЯ II 

Хостинг от uCoz