Ó Каминский С.В.

О  ГЕОГРАФИЧЕСКИХ  ОСОБЕННОСТЯХ  И  АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ  ОБЪЕКТАХ  БОЛОТА ВАСИЛЮХИН  МОХ

(по результатам экспедиции с 16 по 28 мая 2002 года)

                                                             У нас (в Подмосковье), когда идешь по лесу и видишь впереди редколесье с прогалами неба - верная примета, что выйдешь на поляну или луг или хотя бы дорогу, здесь же - выйдешь именно в чертоломное редколесье в трясине, с многочисленными ручьями и лужами. Все наоборот.

А. Перепелицин

 Главной  целью  экспедиции  были  наблюдения  за  животным миром расположенных  на  северо-востоке  Ленинградской  области  болот.  Как известно,  отсюда  поступают  сообщения о наблюдениях по крайней мере одного неизвестного науке вида пресмыкающегося. Сбором информации о нем путем опросов местных жителей наша группа занимается с 1999 года, и  в  настоящее  время область  обитания  искомого вида - "летающей" (точнее,  прыгающей)  змеи  грубо определена, так что на повестке дня стоит  ее  фото  или  видео съемка.   Весной  2002 года была проведена первая экспедиция,  в  ходе  которой  не только велись опросы местных жителей, но и прямые наблюдения в природе. 

           Разумеется, мы были не столь наивны, чтобы надеяться с первого же захода,  да  еще  и малочисленной командой снять криптиду - на первый план   ставилась   другая   задача:   наработать   практический  опыт организации криптозоологических наблюдений в указанном районе

Это была выдержка из «Отчета» Андрея Перепелицына, далее по тексту его цитирование будет оформлено также. Все схемы и планы составлены по памяти – с рулеткой и компасом там ни кто не бегал, особенно это касается рис.2,3и4.

 Начать, пожалуй, стоит с того момента как наша маленькая экспедиция свернула с наезженной дороги и углубилась в лес у дер. Сукса. Сам путь, до лагеря у восточного края бол. «Василюхин Мох», можно условно разделить на четыре примерно равные части все возрастающей сложности:

1. Начинается он по лесной дороге (начавшей понемногу зарастать) от д. Сукса в верх по течению, вдоль одноименной реки. Проехать по ней реально даже на внедорожниках типа «Уазика-буханки» первые полтора километра – до вырубки, и дальше  до первого ручья впадающего в р.Сукса (раньше там был настил, типа мостика, из бревен, но сейчас его не поддерживают в должном состоянии, и в результате на противоположном берегу образовалась вертикальная стена высотой метр-полтора). Сама дорога состоит из цепи заболоченных луж, поэтому идти оказалось удобней по тропам, петлявшим то слева от дороги то справа, несколько раз на тропе попадались следы медвежьих лап. Протяженность этого участка 5 – 6 км.

2.    В месте, где река поворачивает строго на юг, дорога разветвляется на две: менее наезженная идет вдоль реки, а основная поворачивает на запад. Здесь на каком-то транспорте проехать еще проблематичнее,  так как обозначенная на карте-двухкилометровке  «лесная дорога», (присутствует даже в «Атласе автодорог») в реальности является  заброшенной узкоколейкой, с которой почти везде сняли рельсы. Проложена же она по болоту (по информации деревенских) в пятидесятых  годах ХХ века, а в 80-х – или 90-х проводилось осушение болот и где-то через километр прокопаны мелиоративные канавы глубиной от 1,5 до 2 м и  около 2 м шириной, ориентированные по линии Север – Юг. Прямо на дороге попадается клюква. Примерно  с середины данного болота тропа была расчищена, и через какое-то расстояние      были поставлены пикеты - колышки с краской,  а кое-где – даже геодезические пункты, возможно, это работа лесоустроителей.”     Судя по всему, это верховое болото. Отойдя от р.Сукса, мы на несколько метров поднялись в верх, а затем вновь плавно опустились к  р.Медвежка.  На краю болота, почти перед самой речкой, узкоколейка теряется. Протяженность этого участка 4 – 5 км.

3. Река в этом районе в среднем шириной 5 – 8 м  и глубиной около 1-го, мостиком служат две срубленных ольхи. На этой и других переправах через реки и канавы удобно, а зачастую и необходимо, использовать шесты-альпенштоки. Кое-где такие шесты уже оставлены предшественниками. Судя по карте, это место является урочищем Медвежка. Об этом же свидетельствуют остатки каких то сараев в виде груд полусгнивших досок, отмеченные на карте. Болото закончилось еще перед рекой, далее начались заболоченные леса. После недолгих поисков нашли продолжение дороги с все теми же пикетами, по которым мы и двинулись. Лесоустроители сделали доброе дело - подчистили ранее заросшую дорогу.  Последняя здесь в целом ориентированна на запад. Километра через два с половиной от урочища дорогу пересекает приток Медвежки – Ферслевик.

 

 КРУПНЕЕ

Рис 1. 

 4.  Здесь  начинается четвертый – самый сложный участок пути. Сразу за речкой дорога поворачивает на северо-запад и через пару сотен метров расчищенная часть кончается. Судя по всему, на этом участке дорогой не пользовались минимум последние лет десять, а то и все двадцать. Там, где густой ельник - дорога в отличной сохранности, а в редколесье  между колеями на ней растут деревца высотой за два метра. Где-то через 1 – 1,5 км по заболоченному лесу на несколько сотен метров тянется старая лежневка с наполовину сгнившими бревнами. Через три километра дорога вообще не читается даже по колее, выходишь на поляну и все: кругом сплошной стеной стоит молодой лес из берез и других лиственных. В этих случаях мы поступали так - один шел на разведку, а остальные ждали на месте, разведчик за лесом находил продолжение дорогу и вел остальных. На этот раз разведчик еле нашел продолжение (через сто с лишним метров) и для надежности не стал возвращаться, а криком позвал спутников. Далее дорогу пару раз пересекали полноводные ручьи и небольшие болотца  с полусгнившими лежневками. Километров через пять от начала четвертого участка, в ста метрах от очередного ручья был поставлен стационарный лагерь экспедиции.(Рис 1.)

            Еще немного о дороге: от лагеря она тянется в северо-западном направлении  километра полтора и упирается в посадки ельника (приблизительно 20-и летней давности) где и теряется. На этом участке она пересекает три ручья, возле одного из них задевает край большого болота.  Дорога хоть и заросла в некоторых местах елками, но по колее читается неплохо. Вообще-то, по карте, дорога должна была еще километра два продолжаться в том же направлении, частично даже по болоту (видимо, по лежневкам), а затем повернуть на юго-запад. Но после нескольких попыток найти продолжение мы оставили сие занятие.

           

 КРУПНЕЕ 

 Рис 2.

       Еловые посадки находятся на небольшом возвышении среди болота,  и клином вдаются в него, образуя полуостров. На юго-западной стороне этих посадок находятся развалины сарая. Западнее сарая на  северной стороне полуострова  имеется странный круг, точнее кольцо, выложенное из камней - вроде как для кострища (найдены куски угля), но зачем было его устраивать в низине, на краю болота? (Рис 2). Еще западнее полуостров постепенно сходит на нет, а метрах в двадцати от него располагается небольшой островок примерно 100 х 150 метров и на его вершине остатки, видимо, триангуляционной бревенчатой вышки.  Примерно в 250 м северо-западнее этого острова располагается еще один островок метров 50-и в диаметре. Болота здесь преимущественно верховые, почти полностью заросшие различными мхами, так что даже воды не видно. Передвигаться по мхам можно довольно легко, надо лишь избегать встречающиеся иногда участки открытой воды – своеобразные лужи и многочисленные ручьи на границе болота и суши. С северной стороны полуострова пройти на верховое болото не дает начинающийся здесь небольшой ручей -  участок воды шириной метров десять. С южной же стороны перебраться на болото не составляет никакого труда. С полуострова на первый остров перебраться немного сложнее, но тоже можно.

 КРУПНЕЕ

Рис 3.

           Теперь немного о, возможно, археологических объектах. Восточнее еловых посадок с небольшим отклонением к югу на берегу р. Ферслевик находится песчаное возвышение в форме боевого бумеранга. (Рис 3.) По своему геологическому происхождению это возможно остатки песчаной косы древнего озера, которая в одном месте, похоже, срыта образуя своеобразный проход. В то же время, возможно и вполне вероятно, место это служило в прошлом селищем и было подработано его обитателями. Сама коса прослеживается на несколько сотен метров почти до самой дороги. На возвышении почти в шахматном порядке расположены небольшие ямы – 1 – 1,5 м  глубиной и такой же ширины. Генезис этих углублений нам не понятен, и тем более неясно происхождение ямы квадратной формы со стороной около 2м на южном краю возвышения, наполовину затопленной водой.  Возможно, землянка? Данный объект условно назван нами «Городище-1».

            Второе песчаное возвышение, предположительно искусственно сформированное («Городище-2») находится северо-восточнее лагеря километрах в двух, также на берегу Ферслевика. Формой оно больше всего похоже на полумесяц, своими краями обращенный на север.     примерно посередине дуги несколько ям, расположенных как бы в шахматном порядке, глубиной около полуметра каждая.”(Рис 4.)

КРУПНЕЕ

Рис 4.

 Хотя возможно, это просто игра природы и непонятной деятельности современного человека (ямы). По крайней мере, на городищах культурный слой не обнаружен       Грунт - желтый песок без малейших следов культурного слоя.  В почве были  замечены несколько кусочков древесного угля.  Кстати, оба «городища» находятся в лесной зоне и попадание в грунт угля возможно и по природным причинам. По мнению Перепелицына, указанное возвышение могло являться защитным валом болотного городища, само же поселение располагалось за ним, где поиски культурного слоя затруднительны из-за высокого уровня грунтовых вод.

Южнее лагеря, метрах в семистах, из леса в болото выходит заброшенная дорога - не то лежневка, не то зимник. Выражается это в цепи небольших лужиц, в которых с периодичностью в пол метра лежат  полусгнившие бревна. Идти по ней, в некоторых местах, крайне не удобно. Дорога в начале метров пятьсот тянется в юго-западном направлении, постепенно поворачивая на юг. Дальнейшее ее продолжение не отслеживалось. Вообще у живущего среди болот человека постепенно пробиваются следопытские замашки – автор сих строк ощутил это на себе.

   НАЗАД              ГЛАВНАЯ             ГЛАВНАЯ II 

Нужны деревянные лестницы екатеринбург? Это здесь
Хостинг от uCoz