Окончание дневника    стр  №3      а начало на    №1   и   №2     

5 августа.

Обратно в Волгоград я решил, ради разнообразия, ехать по проходящей левым берегом Волги трассе, формально местного значения, а фактически дублирующей М6. Назад к сей дороге пошел деревенской улицей, и, окликнув копавшегося во дворе мужика насчет воды, заодно получил совет-разрешение пройти к автобусной остановке (где «все голосуют») через двор. Народ в деревне, насколько могу судить, русский и приветливый, дома довольно большие. Деревня газифицирована – газ в области собственный и очень дешевый.

Дойдя до трассы – у остановки уже было пара тюленей-стопщиков: я уже понял, что автостоп здесь общепринят, но, увы, обычно платный. Конкуренты уехали моментом (я только успел причесаться), минут через пять остановилась и первая машина – легковушка. Увы, водитель спросил: «Сколько дашь» и я принципиально с ним даже не стал торговаться. Поток достаточно хороший, но в основном старенькие «жигули» и «москвичи»: народ едет на работу, утро. Еще минут через десять остановилась «лада». Пожилой мужик предложил садиться до Аксарайской, но я все же спросил о условиях оплаты. Выяснилось, что н рассчитывает получить 20 рублей,  о том, что можно подвозить и бесплатно, не верит.

- Может, на червонце сторгуемся, по автобусной цене?

Водитель согласился, хотя заметил, что автобус стоит более двадцати. Потм я понял, что здесь он был прав – это я неправильно прикинул по карте расстояние.

Мужик оказался интересным экскурсоводом, много нового рассказавшем об этих местах, причем по своей инициативе. Действительно, нового для меня было много: рисовые чеки, газовые вышки и прочее. В Аксарайской имеется не означенный на карте поселок Молодежный (или Комсомольский – не помню), несколько в стороне от основного массива. С южной стороны Аксарайска – закрытая производственная зона, связанная с газоконденсатным заводом – въезд строго по пропускам. На карте все местные развязки, естественно, показаны неточно (как же – стратегический объект), так что выйдя на развилке, долго не мог понять, где нахожусь, куда мне идти и как далеко. Сдуру не сел в автобус, и лишь пройдя путепровод над железной дорогой, понял, что идти до выезда из Аксарайска мне всего километров пять и сталось три. В общем, я их прошел пешком, но явно сделал глупость – поток хороший и вполне можно было дождаться транспорта на развилке, голосовать же в движении здесь невозможно – очень крутые спуски и подъемы, остановиться практически негде. Впрочем, на обочин нашел еще три рубля – и почему здесь деньги терять любят?

Дойдя до Молодежного, обнаружил торговую площадь для автомобилистов с многочисленными магазинчиками в вагончиках. В одном из них купил носки взамен потерянных и сделал вторую за утро глупость: равнодушно скользнув по лежащим на витрине фотопленкам, пошел дальше – словно глюк какой-то напал, ведь знал, что пленка в «практике» подходит к концу!

Прямо у трассы имелся маленький автовокзальчик – из расписания следовало, что автобусы дальше по трассе ходят, и до Досанга, где я планировал сделать остановку, проезд недорог (около пяти  рублей) – но ждать придется еще пару часов. Конечно, пошел пешком до выезда! Неподалеку от автовокзала прошел мимо стоявшего икаруса с занавешенными окнами, не обратив на него особого внимания, затем мимо двух таксистов, предлагавших отвезти за четвертной. Остановился «Москвич», но сидевший за рулем казах также мечтал заработать:

- Мало ли что автобус дешевый, я-то не автобус!

- Ну и езжай пустым!

Мужик так и сделал и поехал, не получив вообще ничего, а я пешком дошел до мощной развязки, она за железной дорогой, где сливаются две дороги: та, по которой я шел и выходящая из закрытой зоны. Здесь выяснилось, что махавшие по пути водители не обманывали: хороший  поток действительно здесь заканчивается, ибо большинство транспорта курсирует между районами Аксарайска, на север же идут единицы. Простоял минут двадцать, искренне любуясь пейзажами: полынные степи, вдалеке видны пески, летают бабочки-махаоны, сфотографировать коих, увы, не получилось из-за ветра. Последний дул с утра, но вдруг усилился до среднесильного, а на небе появились неприятные перистые облака... Не было бы циклона!

Остановилась желтая «пятерка», каковую пилотировал монголоид. Однако он не только подвез совершенно бесплатно, но и сообщил полезную информацию об источниках воды в Дасанге (в любом дворе), хорошем месте для лагеря (дальше, за железнодорожным мостом у реки Ахтуба). Да, хотя и был не очень разговорчивым, и к моим целям отнесся с искренним уважением. Первого приятного  казаха-мужчину встретил, причем на обратном пути.

Пески с барханами начинаются прямо за трассой, справа, причем чем дальше – тем круче. Ближе к трассе на песках растет полынь и иная скудная растительность, вплоть до кустов, под которыми... пасутся коровы, утопая копытами в песке. Махаоны, которые  у нас очень большая редкость и из-за которых я на радостях потерял вчера пакет с вещами, над полупустыней летают во множестве. Фотосъемке мешал сильный ветер (в небе появилось интересное кольцо из перистых облаков), однако в принципе сфоткать их до вечера было бы, вероятно, можно, но... Я снял лишь три пустынных видушника - и на 38-м кадре пленка кончилась! Как было обидно. Первоначально я думал побродить в песках до вечера, но делать это без фотоаппарата – только душу травить. Решил долго не зависать, только, скинув рюкзак, пообедал среди кустов и коров купленными в Аксарайске булочками, а затем около часа побродил по пескам. Нашел мертвых жука-скарабея и каракурта. Во впадинах обратил внимание на белесые пятна – подойдя ближе, обнаружил, что это ракушечник! Попадаются и целые раковины, правда, выбеленные солнцем, без перламутра,  некоторые своеобразного вида.

Вновь выйдя на трассу, буквально через двадцать минут поймал «ниву», за рулем коей был русский мужик лет 40  - 45, оказавшийся предпринимателем. Ехал он в Харабали, так что за самый сложный участок трассы можно было не волноваться.

Проезжая мимо поселка Селитренное поинтересовался – откуда такое название, не селитру ли здесь добывают?

- Это от солитера, рыба такая, ее здесь ловят.

Вообще-то солитер – это вид ленточных червей, но мужик серьезно уверял, что здесь так называют засаливаемою рыбу. Про ракушечник среди барханов сказал, что это не минеральная подкормка (как я было предположил), а остатки древнего моря. В общем, не знаю – собеседник явно краеведением специально не занимался, хотя и местный. С большим доверием я склонен относиться к такой  информации:

- Молоком тебя здесь не угощали? Ты бы его пить не смог! Оно горькое – коровы же одну полынь едят, бедняги!

Кстати, песчаные полупустыни с правой стороны трассы встречались во множестве, причем кое-где даже струйки песка переносились через дорогу.

В Харабали новый знакомый пригласил меня перекусить. Времени было у меня маловато (приехали около двух часов), но я все же согласился – в общем-то, было кстати, да и приглашения были весьма настойчивым – водитель просто не высадив меня на трассе, подрулив к едалищу. Представляло оно собой  грузинский ресторан на увитой вьюнами веранде, довольно солидный: напитки в графинчиках, кофе в фарфоровых чашках и т.п. Вместе с двумя пришедшими на встречу компаньонами заказали шашлык, каковой пришлось ждать почти полчаса, да еще и оказался он не слишком съедобным (жестким) – это общее мнение.

Поблагодарив новых друзей, попрощавшись и залив две торпеды водой, вышел на трассу – она проходит краем Харабали, и до выезда было около пяти км. С километр я все же прошел пешком, надеясь купить в имеющихся по пути универмагах фотопленку, однако таковой там не оказалось, так что, облюбовав позицию, решил постопить с полчаса, а затем, если не уеду, идти на выезд. Почти в конце намеченного срока остановилась потрепанная легковушка с  совсем молодым казахом за рулем. В отличие от казахстанских сверстников, парень оказался вполне интеллектуальным, отнесся к мой экспедиции с полным пониманием и довез до выезда, извинившись, что дальше не едет. На новом месте простоял я тоже с полчаса, причем появились тюлени-конкуренты, уехавшие раньше. Движение слабое и приходили даже мысли о ночлеге. Стоять надоело. Для разнообразия решил уйти за поворот,  и почти сразу мне остановился «КамАЗ» с фурой. Едва залез в кабину, водитель (немного старше меня) представился: Володя и кивнул на лежащий между нами пакет:

- Угощайся!

Заглянул: в нем было с полдюжины вафельных стаканчиков со сливочным мороженым! С удовольствием съел одно – в Харабали по пути мне мороженое не попалось, хотя и мечтал о нем. Володя также ел весьма смачно, тут же взял второе и сказал:

- Ешь еще, что второе не берешь?!

Как-то я постеснялся и отказался, на что дальнобойщик заметил:

- А я могу много их съесть, хоть десяток. Не пью, не курю – вот стрессы мороженым снимаю...

Беседа завязалась у нас весьма оживленная, причем получил я кое-какую информацию и из области криптозоологии:

- Вот как раз на этом участке и было это, Перед Ахтубинском. Мы на двух машинах шли. Вдруг я заметил на дороге, прямо перед кабиной, большую змею, метра два с половиной – три, и толстая. Цвет желтый, как бы песчаный. Голову, конечно, не рассмотрел. Затормозить уж не успевал, и переехал ее. Краем глаза видел, что она кольцами свернулась, как бы агонизируя. Метров через сто фарами напарник помигал, остановились. Я ему: «видел?», он отвечает» видел!». Пошли смотреть то место – на дороге ничего нет. Может, в траву на обочине уползла? Не могли же мы вдвоем галлюцинировать?! Позже мне кто-то из местных говорил, что в Болхунах (это поселок в том районе) змеиный питомник, но так ли это – не знаю. Сам я из Волгограда...

Забегая вперед скажу, что больше никто мне о суперзмеях в этом районе не рассказывал, также как и о питомнике в Болхунах никому не известно – а расспрашивал я всех встреченных возлеахтубинских аборигенов)

Как раз к концу рассказа под кабиной что-то хрустнуло, драйвер прижался к обочине, минут на пять слазал под машину и развел руками:

- Ну, я приехал – это серьезно. Буду своего земляка ждать, он где-то следом идет, скажу, чтоб тягач прислал.

Я искренне огорчился, и не только из сочувствия – Владимир был на удивление эрудированным и интеллектуальным собеседником и в разговоре мне абсолютно не приходилось под него подстраиваться. Не часто встречаются такие люди.

На прощанье Володя угостил меня минералкой, и отойдя метров 10, я начал голосовать.  Заметив, что машу камазам с дагестанскими номерами, он крикнул:

- Да эти грузины не остановятся, они отсюда арбузы возят. А выращивают их в основном корейцы. Кстати, ни в коем случае их не ешь – они на одной химии их растят!

- Да ладно, всякие нас подвозили! – Улыбнулся я, и почти сразу остановил легковушку с толстым скуластым водителем за рулем. Как ни странно, на обычный шутливый вопрос: «не такси ли у вас?», он ответил что нет, и более того – оказался не казахом (как я предполагал), а калмыком. Рассказал о священной горе Большой Богдо на берегу Баскунчака, на вершине которой калмыки проводили обряды, и до сих пор проводят, уже как официальную церемонию. Попутно поведал, что несколько лет назад гору и прилегающую территорию объявили заповедником и вход закрыли – пускают на церемонию лишь коренную народность, и то, как уже говорилось, редко. 

Меня драйвер расспрашивал про калужские цены на помидоры, арбузы, картошку и прочее. Как я понял, он занимается в основном торговлей.

Увы, довез он меня только до селения Чапчачи. Там я снова мгновенно пймал машину, и снова недалеко, на три километра  – голые по пояс парни в легковушке ехали отдыхать в Кочковатку, Здесь, - уррра! – я купил фотопленку – продается она на почте, а также и в универмаге, в центре этого большого села. Кгда вернулся на трассу, время приближалось к пяти. Пешком дошел до конца деревни, и поймал микроавтобус, снова недалеко – до отстоящей на пять км деревни Бугор. Водитель свернул в ее начале – он шел на базу отдыха с таким же названием. Действительно, место отличное – слева Ахтуба с лесочками на берегу, по правую сторону от трассы – пески с барханами... Все же решил постоять здесь часок, но буквально через пять минут застопил фуру с волгоградскими номерами. В кабине «КамАЗа» сидел Федор, знакомый сломавшегося Володи. Я так и не понял, подсказал ли последний первому меня взять, или это была спонтанная инициатива, но общались мы и с Федором весьма интересно – хотя знания у него и более поверхностны, но все же эрудиция для работяги вполне на уроне (среди дальнобойщиков вообще много интеллектуалов). Кое-что рассказал весьма любопытное:

- Раньше я на Тенгизе работал и видел варана. Никогда не знал, что они там встречаются. Длиной сантиметров 70. Я сначала его поймать хотел, за ним побежал, а тот вроде сначала скрыться решил, а потом, когда я его достал, на меня сам кинулся. Я испугался и отстал от нег – еще укусит... Примерно там ж, и в дельте Волгни видел хамелеонов – как они цвет меняют, под песок... И змей там же видел крупных, сантиметров восемь в диаметре – но я в их видах не разбираюсь...

Рассказывал Федя еще много всего, но все записать и запомнить я, увы, не смог. Заболтавшись, проехал поворот на Болхуны, где решил было провести опрос по поводу суперзмей. Далее присмотрел место для ночевки у Новониколаевки – и снова проехали поворот! В итоге распрощался лишь у поворота на Успенку – в этом месте от трассы до Ахтубы было километров пять, но что уж делать... Впереди был Ахтубинск, вблизи в черте которого ночевать уж совсем не хотелось... Когда выходил из машины, ко мне кинулись было мерявшие здесь скорость ГАИшники, спросив: кто и откуда? Я ответил. Подозреваю, первоначально сии менты намеревались потребовать документы, однако видя, что я достал фотоаппарат и стал фотографировать полынные степи, передумали. Видимо, оказались достаточно умными, чтобы найти мое поведение неподобающим для террориста.

Кстати, гора Большая Богдо, близ оз.Баскунчак (где я надеялся завтра побывать), несмотря на свои скромные размеры (фактически холм двухсотметровой высоты) видна даже с трассы – это единственная возвышенность на многие сотни километров и образование ее геологам не вполне ясно.

Двинулся в сторону деревень Бутырки и Успенки. Далеко не сразу понял, что к оным от трассы ведут две асфальтовые дороги, и я шел по южной. Уточнив свое местонахождение, вышел к тянущемуся примерно с севера на юг  насколько хватал глаз эскарпу или глинту – в общем, обрыву, похожему на тот, что отделяет коренной берег от поймы. Однако «пойма» в данном случае была весьма широка – до Ахтубы по прямой километра четыре! Однако, если идти по прямой – неизбежно упрешься в садовые участки... Вытащив карту и обозревая открывшиеся дали, стоял я в задумчивости, и вдруг послышался сзади треск мотора.   Вылетевший из-за спины минимотоцикл остановился рядом: за рулем находился несколько цыганистого вида мужик, а за ним – мальчишка лет семи. Самое интересное, что, поздоровавшись, старший мотоциклист спросил:

- Места для отдыха ищите? Помочь разобраться?

Я согласился, и новый знакомый, оказавшийся крестьянином (вроде даже фермером) досконально знающим окрестности, не только толково рассказал о местной географии, но и взялся подвезти меня до берега реки на своем железном коне. В ответ на мои сомнения заявил:

- Да никаких хлопот! Мы просто катаемся! А в той стороне у меня еще и сено – посмотрю, целы ли стога.

Были у меня сомнения и в том, что поместимся мы все на миниатюрное транспортное средство, но сделать это удалось в таком порядке (перечисляю со стороны выхлопной трубы: 1) висящий на мне рюкзак, 2) я сам, 3) фермер, 4) его внук. В процессе движения водитель спросил: удобно ли? Получив утвердительный ответ, изрек:

- Неудобно только моим яйцам! Ничего, доедем!

Действительно, доехали до наплавного моста через Ахтубу.  Около него самого было хорошее место, но, увы, он оказалось занято приехавшей на машине компанией, так что фермер вновь завел мотоцикл и перевез через реку. Место на противоположном берегу действительно оказалось отличным: песочек на берегу и под водой, сухостой, кусты. Полный кайф  портили только многочисленные рыболовы-любители на другом берегу, но идеального ничего не бывает...  На вопрос о змеях и питомнике новый знакомый сказал, что ничего об этом никогда не слышал, но в последние годы здесь появились какие-то кусачие насекомые желтого цвета – раньше их не был, и что это за твари – собеседник не знает.

Прощаясь, добрый человек посоветовал:

- Завтра можешь отсюда прямо в Ахтубинск выйти. Пройдешь по этой грунтовке вдоль протоки, выйдешь на проселочную дорогу, по ней часто ездят и подвезут прямо к окраине Ахтубинска. А там уж городской автобус ходит до автовокзала.

Искренне поблагодарив за помощь, я распрощался, а затем устроил лагерь, поужинав и приведя себя в порядок, лег баиньки.

6 августа.

Утром первым делом обнаружил, что небо пасмурное – не зря вчера весь день ходили перистые облака. Не было бы циклона... Выбираться решил все же знакомым путем, то есть до трассы М6 – хотя и вариант, предложенный вчерашним знакомым, казался вполне приемлемым: все указанные им дороги имелись на моей километровке.

Переходя мост, сфотографировал пару стрекоз и поговорил с заинтересовавшимся мною трактористом – без успеха. Вышел на знакомую дорогу. Почти сразу остановились синие «жигули», но, увы, водитель решил заработать, заломив четвертной (до Ахтубинска). Отпустив его, дошел до поселка из двухэтажных домов (Бутырки – ?). На остановке узнал, что автобус ожидается в девять утра, т.е., через полчаса, так что с спокойной душой набрал воды в гараже и пошел на трассу. Только вышел – встретил автобус. Стал ждать его возвращения на остановке, естественно, голосуя. Несколько раз принимался моросить дождь, от которого я прятался под крышей остановки.

За полчаса остановилось две легковушки с казахами, но ни бесплатно, ни за пять рублей (автобус дешевле) они везти не захотели. Хуже всего, что и автобус куда-то пропал.

Куда - у меня зародились смутные сомнения, и торговавший рядом арбузами и дынями казах (или кореец?) их подтвердил:

- Вроде, автобус выезжает назад на трассу по другой дороге, ближе к городу...

Вот облом! Простоял еще полчаса (остановился один таксист) – безуспешно. Это было первое серьезное зависание за весь маршрут, каковое, впрочем, скрадывалось наблюдениями за грузино-дагестанскими перекупщиками арбузов: загоняя свои фуры прямо к бахчам, они лезли на крышу и свистом и взмахами курток подзывали хозяев урожая!

Небо слегка  прояснилось, и я двинулся в сторону Ахтубинска пешком -  но не пройдя и ста метров, обернувшись на шум мотора, остановил легковушку. За рулем сидел мужик с нерусским лицом, скорее кавказским, чем казахским – однако сообщив, что у него «не такси, садись!» довез до поворота на Баскунчак и по пути приветливо общался. Сообщил, что пещеры в районе озера точно есть, он лично знает ни с кем не связанных спелеологов, каковые в них ходят, и, взяв  визитку, обещал передать ее им (правда, известий от спелеров я так и не дождался). 

Выйдя в начале дороги на озеро, увидел казашку в брюках лет 30 – 35, явно поджидавшую транспорт. Поговорив, выяснил, что автобус до поселка Нижний Баскунчак будет только в час дня, а она ждет попутку. Спросил о тарифах – ответила, что «как договоришься – до ста рублей». Явно дороже, чем автобус.

Движение довольно слабое, но вскоре остановился «полуавтобус» «Кубань». В кабине имелось три мужика славянской наружности. Спросил их – довезут ли и сколько возьмут. Переглянувшись, кивнули, чтобы садился: «Подвезем бесплатно». Из реплик я понял, что в течении последнего года им уже доводилось возить какого-то автостопщика, не предложившего заплатить при выходе (как здесь принято) и им понравилось, что вопрос о гонораре я поднял сразу же. Один мужик был особенно приветлив, подсел ко мне и, хотя по аномальным делам ничего не сообщил,  рассказал кое-что полезное:

До Баскунчака и обратно два раза в сутки ходит рабочий поезд – назад я смогу на нем уехать в 8 утра и после обеда (точно мужик не помнил). Раньше был замечательное место – Мраморное: затопленный водой карьер. Существует он и сейчас, но туда никого не пускают. Не пускают посторонних также и на многие месторождения, каковые теперь эксплуатирует частная фирма. Полностью закрыт и большой участок берега Басунчака вместе с Большой Богдо – там устроен заповедник. Пещеры где-то в окрестностях озера есть, но где именно – ему не известно.

В ответ на мое замечание о том, что погода портится, собеседник уверено сказал:

- Дождя не будет! У нас так часто: по горизонту облака, а дождя нет.

Доехав до поселка Верхний  Баскунчак, высадились. Даме также надо было дальше, и она стала голосовать, я же решил двинуться пешком – хотелось посмотреть пейзажи и сфотографировать один дорожный знак, о каковом мне уже  давно было известно.

Правда, на шум машин я все равно оборачивался и голосовал им... И даже остановил зеленый «форд» - однако сидевший за рулем парень мечтал заработать, хотя  тарифов и не знал. Так что, на  казалось бы, вопрос: «сколько будет стоить проезд?» - он не отвечал, наверное, минуту, что-то мыча – так что, в конце концов, я пожелал ему счастья и отпустил с миром...

...Хоть я и не верующий, но иногда развитие событий даже меня заставляет подозревать их заданность на конечную справедливость и целесообразность. Так случилось и на этот раз – буквально через пять минут остановился микроавтобус, за рулем коего находились два молодых мужика лет по сорок – оказалось, что вообще живут они в Подмосковье, сейчас в отпуске отдыхают в Ахтубинске, и решили съездить на денек посмотреть на озеро – то есть, в итоге наши цели совпадали! Мало того – Вадим, один из парней, бывал на Баскунчаке лет десять назад и неплохо ориентировался в местных достопримечательностях. Подозревая, что будь я один – времени бы потратил куда больше, а увидел бы меньше.   

Едва познакомившись, я заметил у дороге некий щит, и спутники подтвердили, что это и есть «оно». Остановились по моей просьбе на минутку, и я сфотографировал уникальнейший дорожный указатель, надпись на котором гласила:

 «ОСТОРОЖНО! НА ДОРОГЕ ВОЗМОЖНЫ КАРСТОВЫЕ ПРОВАЛЫ!

Приехав в поселок и посетив магазин, стали думать, как ехать к озеру – границ заповедника и новых дорог ребята не знали, а я тем более. Спросили об этом паренька лет 12-и, вместе со сверстниками подошедшего к машине, а тот с ходу заявил:

- Да сами вы дорогу не найдете – поворотов много, да и кордоны надо объезжать. Давайте я вам сам покажу!

По словам мальчишки, штраф за въезд на территорию заповедника достигает 3000 руб, за машинами следят егеря в бинокль с той самой Бол.Богдо. На Мраморное – красивейшее в прошлом место, представляющее собой затопленный пресной водой карьер, побывать на каковом планировал Вадим, ехать бессмысленно: оно ныне не только находится в закрытой для посторонних промзоне, но и вода из озера перекачана. Проезжая мим отвалов карьера, спросил нашего «экскурсовода» о минералах, на что тот ответил, что среди породы попадаются красивые «переливающиеся кусочки мрамора».

Вопреки словам мальчишки, дорога от поселка была достаточно простой, причем ошибиться было трудно – все съезды были перекопаны глубокими рвами, подобные же виднелись и кое-где в степи. Мера эта, оказалось, направлена на предупреждение разрушения степи колесами несознательных автомобилистов и кажется весьма разумной.

Повинуясь командам проводника, машина наша вскоре уперлась в знак, на котором было написано: «Граница государственного заповедника! Въезд строго запрещен»  - хотя проселок выглядел достаточно наезженным. Спросили паренька – велик ли риск, тот, улыбаясь, лишь пожал плечами: «как повезет». Поколебавшись минутку, парни решили нарушить действующее законодательство, и, каюсь, я их не покинул...

На высоком коренном берегу озера обнаружилось не меньше дюжины легковых машин всех марок, с номерами многих регионов. Приехавшие на них выходили, тут же раздевались до плавок или купальников, и шли по хорошо натоптанной дорожке вниз, к воде (точнее, раствору хлорида натрия). Рядом с машинами табунилось несколько сверстников нашего проводника. Стало понятно, что «гидирование» отдыхающих - это  маленький бизнес местных подростков.

Вся пойма озера покрыта бело-желтым покровом, похожим на снег – на самом деле, понятно, это соль. Необычно выглядят на ее фоне пятна зелени, и (особенно) КРАСНОЙ травы – солянки. До более-менее глубоких мест приходится идти по щиколотку в воде, при этом шагать по достаточно колючим кристаллам соли. Впрочем, процедура у приезжих считается полезной, излечивающей многие болезни вроде ревматизма. Последователей, однако, хочу предупредить: раздеваться надо обязательно на коренном берегу, у машин (внизу положить тряпки негде – они пропитаются солью) и брать с собой несколько литров пресной воды, чтобы обмыться после купания. Именно из-за этих двух проколов купаться я не стал, хотя Вадим с Мишей сделали это (им проще – они на машине и после экскурсии вечером будут дома, у реки) – по их словам, рассол выталкивает человека, и чтобы погрузить телеса в воду, приходится прилагать заметные усилия.

Все торчащие из воды столбы, валяющиеся там же  трубы обросли белыми соляными корками, состоящими из мельчайших кристалликов. Многие берут их друзы как сувениры, однако, с моей точки зрения, точно такие же образцы можно получить, просто  подмочив водой пачку поваренной соли. Другое дело друзы соляных кристаллов  на дне – крупные, прозрачные, они выглядят весьма эффектно и необычно. Говорят, величина отдельных кристалликов зависит от температуры воздуха – мне повезло, сейчас он был довольно прохладным (около 25 градусов). Эффектны также попавшие в воду веточки и былинки, быстро покрывающиеся кристаллами соли – однако, увы, оказались они весьма хрупкими, так что довезти эти сувениры нечего было и пытаться.

Сфотографировавшись на фоне знаменитой горы, пошли назад. При этом Вадим рассказал, что раньше ее вершина была излюбленным местом дельтапланеристов  -  благодаря своеобразному рельефу, у горы образуются мощные восходящие потоки.

Сполоснув руки и ноги водой из моих торпед (в качестве компенсации новые знакомые угостили минералкой), вместе отправились назад. От своего первоначального плана заночевать у озера я отказался – несмотря на прогноз утрешнего мужика, по небу ходили нехорошие тучки, а наиболее интересные места были закрыты для посещения...

Здесь надо сказать, что организация на Баскунчаке природного заповедника, с моей точки зрения – полнейшая глупость: заповедовать следует сохранившиеся незагаженными, эталонные участки природы – берега же Баскунчака, как и Большая Богдо, к моменту создания заповедника были уже капитально испорчены.

Другое дело – устроить в столь интересном месте открытый для туристов национальный парк, как принят во многих странах – вот это, действительно, дело святое! Сейчас же неуклюжие действия властей привели к тому, что туристы к степной жемчужине все равно крадучись прорываются, и поведение их при этом, фактически никто не контролирует! В результате якобы охраняемая природа лишь страдает: во всяком случае, пустых бутылок, оберток и т.п. мусора на месте нелегальной автостоянки хватает...

Высаживая нашего проводника, спутники поинтересовались размерами потребного гонорара.

- Обычно по пятьдесят рублей дают! – хитро улыбаясь, ответил мальчишка.

- Вот когда ты нам бак с водой поставишь на берегу озера, да еще экскурсию прочитаешь, тогда будем платить полтинник! – совершенно резонно заметил кто-то из парней, протягивая пацану две десятки – и тот выглядел вполне довольным.

Распрощавшись с новыми знакомыми где-то в самом Ахтубинске, я упаковал камни, слегка помылся под колонкой и запасся водой – и тут заморосил дождь. Все же хорошо я сделал, что не остался у озера – вряд ли в такую погоду удались бы занятия минералогией...

Спросив у местных дорогу, выяснил, что до выезда из города почти пять км, половыину из коих можно проехать на автобусе. Ждать, однако, его не стал, и, пройдя под моросящим дождем до переезда через железную дорогу, обнаружил, что здесь уже локальщиков мало и вполне можно начинать стопить. Так и делал, оборачиваясь на звук моторов и через несколько минут застопил легковушку со знаком «У» на крыше. Сидевший рядом с начинающим водителем инструктор сказал, что хотя сами они местные, но куда ехать – им все равно, и до выезда из города ни меня с удовольствием довезут, тем более, что и практика на этом участке хорошая.

На выезде обнаружились несколько кафе и автомойка. В последней я и пережидал дождь, заодно перепаковав рюкзак и наполнив питьевой водой найденную на его дне еще одну торпеду (на юге я взял за правило наполнять при любой возможности три бутылки). Дождь утих и можно было выходить на позицию. Проходя мимо сотявшего «икаруса» услышал оклик стоявшего возле передней двери:

- Привет, путешествнник! Куда путь держишь?

Объяснил ему, а тот:

- То-то я смотрю, далеко едешь. Я тебя вчера в Аксарайске видел, мы там стояли, а ты мимо проходил.

Оказалось, говорю я с одним из водителей автобуса, везущего в столицу очередную группу гастарбайтров, на этот раз из солнечного Таджикистана, кои в данный момент вышли покурить и пообедать. Почему его автобус более чем за сутки преодолел менее 400 километров, спросить я собеседника почему-то забыл, но, конечно, попросил подвезти.

- Да мне не жалко, но мест вообще нет! Если будешь стоять, то пожалуйста!

Естественно, я ответил, что готов и постоять, или сесть на рюкзак. Почему-то мне показалсь, что водила колеблется, и, так как набиваться не в моих правилах, я предложил:

- Ладно, не буду напрашиваться, пойду вперед. Если захотите подвезти – остановитесь на трассе...

Пообщавшись так, я почти сразу становил груженый то ли асфальтом, то ли щебенкой «КамАЗ» - сидевший за рулем драйвер, уже очень пожилой на вид, сказал:

- Довезу до Капяра (Так в обиходе называют местны Капустин Яр – А.П.)

Понятно, я ответил, что время уж позднее и выйду где-нибудь перед городом, поближе к реке и подальше от закрытых зон. Водитель ответствовал:

- Да закрытые зоны справа от трассы, по левую сторону ходи где хочешь. Да я ведь могу тебя и через весь город провезти. Это я думал, тебе туда надо – а на самом деле я чуть дальше еду, на строительстве дороги работаю. Вот так у нас делается – материал черт знает откуда возим, в день хорошо если два рейса успеваю сделать.

Был мужик весьма разговорчивым и узнать мне удалось  много интересного, в том числе и по аномальной части:

- Нет, о камышовых человечках никогда не слышал, да и о змеях многометровой длины тоже. А вот насчет прыгающих змей... Появились такие змейки у нас, тоненькие – с карандаш и длиной сантиметров 30. И они прыгают! Мы такую как-то поймали, посадили в отрезок трубы, диаметром сантиметров двадцать и высотой с полметра – так она выпрыгнула! Именно выпрыгнула, ей до края было не достать. Цвета она какого – даже трудно сказать, чешуей покрыта, как бы разными цветами отливает...  Это примерно в районе Харабали было.  Говорят, это стрела-змея. Мжет, климат меняется, что они появились? Вот каракурты тоже в Астраханской области стали попадаться, даже на севере ее.

Как относится к рассказу драйвера – не знаю. Возможно, он имеет в виду среднеазиатскую стрелу-змею: размеры укладываются, но не слышал, чтобы она попадалась в здешних краях, да и прыгала с плоскости... Во всяком случае, собеседник мне брехливым не показался, хотя кое-что сомнительное в его рассказах и было. Например:

- Вон, летчики летают, тренируются. Белку и Стрелку тоже из КапЯра запускали, я помню, как их потом в степи искали...

Между тем, по официальным канонам, беспилотный корабль с собаками Белкой и Стрелкой стартовал в 1960 году с Байконура. На вопрос о состоянии трассы водитель ответил:

- Заасфпальтировали ее давно, сейчас просто ремонтируем. И движение неплохое, наверное, получше, чем по М6. Тем более, говорят, М6 скоро платной будет... Вот раньше было!.. Я помню, на молоковозе работал, «газоне» (ГАЗ-51 – А.П.), так когда рейс делал, за мной на первых километрах трактор шел, чтобы через грязь тащить. До более-менее нормального участка дотащит, дальше я сам еду. А тракторист возвращения ждет – обратно тянуть.

За разговорами время пролетело быстро и пришла пора расставаться. Время было почти шесть часов вечера – понимая, что при характерном для трассы слабом (все же) потоке, да еще и пасмурной погоде, сегодня я уже вряд ли куда-то уеду, задумался я о ночлеге, о чем и сказал водителю. Тот, прощаясь,  посоветовал:

- А ты к сторожу обратись, который нашу технику здесь охраняет. Скажи, что я посоветовал -  он тебя должен в вагончик пустить переночевать. Рабочий день минут через десять закончится.

Я вовсе не исключал такого рода вписку, хотя, оглядевшись, понял, что здесь и до ерника Подстепки недалеко – если берег не в камышах, то у воды ночевать будет гораздо уютнее, чем в вагончике-бытовке. Впрочем, еще часок  вполне можно было поголосовать, благо, что тучек становилось все меньше – они уходили куда-то на север. И надо же – минут через пятнадцать показался знакомый «икарус». Улыбаясь, я махнул рукой – и машина остановилась.

Поднявшись, я положил в проходе рюкзак, аккуратно сел на него и стал общаться все с тем же толстеньким водителем (увы, забыл его имя), сидевшим рядом на откидном кресле (автобус в это время вел его напарник, азербайджанец Ахмет). Собеседник мой был очень интересным человеком, объездившим половину СНГовии, долгое время жившем на Кавказе, и трепаться с ним было очень интересно. Правда, в области криптозологии информация оказалась довольно невнятной – хотя водитель (увлекающийся рыбалкой и охотой) и заявил, что и на Кавказе, и в Дельте Волги встречал змей примерно четырехметровой длины («но это именно на юге, а никак не в районе Ахтубинска!»), развивать эту тему как-то он не стал. Зато много он рассказывал  взаимоотношениях с ментами и гаишниками (автобус тормозят чуть не на каждом посту: мало того, что таджики, да еще и перегружен), о национальных отношениях («с Ахметом мы как братья, но дури здесь много стало») – да много о чем. Для читателей будет полезно узнать, что по словам водителя на Западной Украине очень развит бытовой национализм («Мне продавщица отказалась по-русски отвечать, шпарит по-хохляцки – а я ей в ответ по азербайджански! Она глаза выпучила!»).

В какой-то момент я обернулся и обнаружил, что сзади на моем рюкзаке сидят двое таджикских пассажиров – а именно в этом месте находился кофр с фототехникой и контейнеры с образцами. Естественно, я пошумел, а водитель сочувственно покивал:

- Да, это ребята бесцеремонные.

К слову, многим из ехавших на заработки явно не было еще и восемнадцати лет, а на переднем сиденье обосновалась женщина с грудным ребенком (если я правильно понял – руководитель группы). Перед каждым постом водители оборачивались назад и орали:

- Закрывайте шторки, не то гаишники остановят!

Особые же волнения начались в Волжском и Волгограде. Никогда не видевшие плотин и многоэтажных домов жители Средней Азии так и норовили выглянуть в окошко, на что следовал окрик:

- Насмотритесь еще в Москве! Дайте спокойно доехать, вам же плохо будет, если остановят! Переведите, чтобы все поняли!

Как видите, все же я решил не вылезать, как сначала подумывал, из «Икаруса» с наступлением сумерек перед Волгоградом, а ехать  дальше – заманчивым казалось транзитом проехать этот длинный и неудобный город. Правда, существовал риск, что автобус остановят в городе гаишники – но этого не случилось. Водители были на седьмом небе от радости, и не могли поверить везению:

- Ну, если нас и на выездном посту не остановят, то точно чудо небывалое случилось!

Я серьезно подозреваю, что дело в моих бороде и хайре, видимой в ветровое стекло – гаишники могли принимать наш автобус за церковный (впрочем, моджахеды тоже бороды носят). Кстати, не понимаю, почему на столь опасном в плане ментозавров участке за рулем сидел кавказец, а мой собеседник с своим славянским обликом был практически не виден. Я было посоветовал водителям поменяться, но они к этой идее отнеслись недоверчиво...

Как бы то ни было, чуда не произошло – на выездном посту наш автобус остановили. Моему собеседнику все же удалось (путем передачи нескольких дынь, а может, и еще чего-то) снять вопросы со стражей порядка без обыска салона и проверки документов пассажиров. Дождавшись разрешения конфликта, я тепло попрощался с драйвером и пошел вперед, в придорожную лесополосу. Предстояла вторая (после Зеленого острова) не то чтобы экстремальная, но хреновая ночевка в  этой экспедиции: мало того, что ставить палатку пришлось в глубоких сумерках, но и под вновь заморосившим дождем (похоже, я-таки догнал ушедший на север метеофронт). В темпе выбрав относительно ровное и незаметное с трассы место среди пирамидальных тополей и поставив палатку, я залез в оную, перекусил всухомятку лапшей «Ролтон» и уснул под шум дождя.

7 августа.

Как ни странно, к утру дождь совершенно прекратился, так что даже приготовил себе завтрак на костре. Вернувшись к посту ГАИ, обнаружил длиннющую очередь из остановленных ГАИшниками фур и иных машин. Ничего не поделаешь – пришлось идти в ее конец, хотя место для стопа там было весьма неудобное. Проходя мимо стоявшего у легковушки мужика, вдруг услышал вопрос:

- Путешественник? Постой!

Не дав мне и слова сказать, вопрошавший продолжил:

- Мы тоже журналисты (? – как он опознал во мне коллегу – А.П.), тоже путешествуем, но на машине. Жаль, подвезти не можем – нас четверо, и с вещами. Держи вт, мы тебя хоть помидорами угостим – собеседник протянул мне два красных плода и , пожелав успеха, отчалил.

Я еще дожевал последний томат, но все же вытянул руку – и тут же рядом затормозила «ГАЗелька». За рулем сидел человек кавказской национальности, соседнее же кресло было завалено мелкими вещами, вплоть до переносного телевизора – и драйвер начал его лихорадочно освобождать. Обычного моего вопроса: «Не такси ли у Вас?» н даже сразу не понял, а потом осознал:

- Нет, нет, садитесь!

Оказался водитель самым натуральным грузином (из собственно христианской Грузии), сейчас, правда, постоянно прописан в Москве, куда везет

- Помыдоры! Жить-то надо. Вот, с высшим образованием, торговлей занимаюсь... 

Новый знакомый оказался по-кавказски радушным и разговорчивым, однако беседовать с ним было тяжко – ибо, несмотря на высшее образование (а может, как раз благодаря ему) был он... агнийогнутым. Не совсем уж сдвинутым фанатиком, но приятель у него входит в какое-то эзотерическое  общество. От этого знакомого и понабрался драйвер всяческих обычных для мистиков «откровений», вызывающих у меня рвотный рефлекс. Впрочем, в данном случае, слушать собеседника было довольно забавно – ибо были его знакомые не просто эзотериками, а грузинскими эзотериками, и соответственно, слегка преломляли классические учения:

- Мои друзья старинный монастырь ездили изучать, Харадели называется. По-грузински, Хара - белая, дели – женщина. Говорит эт название о чем-то, так?! Обязательно побывай там, если получится. Монастырь старинный, с подземными ходами, тайные знания в нем скрыты. Грузия вообще миру много дала. Вот группа моего приятеля Космогонией занимается. Это наука об всем, на все ответы дает. О ней греческие философы писали. Но вопрос: наука эта откуда взялась? В ее названии грузинские слова: космо и гони, которые означают...

Я не запомнил, что они означают , но что-то очень глубокое и философическое. Кстати, Космогония, согласно энциклопедическому словарю, происходит от ГРЕЧЕСКИХ слов «космос» (мир) и «гония» (возникновение) и является «разделом астрономии, изучающем эволюцию небесных тел».

В общем, Грузыя – родина слонов!

На двух постах ГАИ нашу машину тормозили, но все вопросы драйвер урегулировал очень быстро. Но на третьем он вышел из кабины минут на пять и вернулся мрачнее тучи:

- Знаэшь, я с гаишныклом поссорился. Буду разбыраться, может быть, долго. Так что, поголосуй пока, может, быстрее уедэшь...

Чертыхаясь, я дошел до конца длинной очереди из разнокалиберных фур, минут десять безуспешно голосовал, и тут притормозила знакомая «Газель». Драйвер просто цвел:

- На каждом посту  тридцать рублэй даю. Ладно, я нэ против – так принято. А тут говорит: давай пятьдесят, тэбя на слэдующем посту тормозить нэ будут. Дал. А здэсь снова трыдцать попросыл. Я ему говорю: «ужэ платыл», а он: «нычего нэ знаю», Я говору: «сэйчас по тэлефону доверия позвоню, что вы творите: вездэ по трыдцать берут, а на вашем участке пятдесят».   Ну, он вежлывым стал и отпустил.

- А к чему они цепляются? – поинтересовался я, - может, вообще взяток можно не давать?

- Ага, попробуй нэ дай, да! – с сердцем изрек собеседник. – У меня всэ документы в порядкэ, только перэгруз есть. Думаэшь, потому что я жадный? Да, стал бы я свою машину уродовать! Нэвыгодно без перегруза – он как раз на взятки идет! Им нэ дай –  под арест машину поставят – имеют право на два часа. Потом, извинятся, отпустят, а на другом посту – снова на два часа! Я кысель привезу, а не помыдоры!

Погода на удивление наладилась, и, имея запас времени, я решил вылезти где-нибудь на берегу реки – поохотится за окаменелстями мелового периода. По карте выходило, что выходы пород могли быть на обрывистых берегах реки Медведица, у деревни Староселье (всего в двух километрах от трассы!). Там я и покинул грузина. На прощанье он предлагал угостить меня помидорами, открыв кузов – но тащить мне их было глубоко в лом, так что я отказался, и водитель сунул мне «на дорогу» три плода, имевшиеся у него в кабине.

Уточнив у придорожной торговки дорогу (заодно попросив угостить яблочком), двинулся через деревню к реке. Народ в Староселье, как я понял, приветливый – толково объясняли дорогу, беседовали, провели во двор набрать воды... К реке дорога ведет через деревню, потом направо – и упирается в обширный пляж. Увы – песчаный. Попадаются в нем занятной формы конкреции – и это все. Коренных выходв не нашел – все берега задернованы, галечников нет. Только одну почти нечитаемую дохлость и нашел – и то в щебенке!

Обломавшись, передохнул немного на пляже (кстати, с противоположного берега тоже пляж, весьма посещаемый жителями Мтихайловки) и пошел назад. За деревней махнул рукой легковушке, та остановилась, и водитель – молодой еще мужчина – предложил не только довезти до трассы, но и провезти по ней д пворота на Михайловку, куда он сам направлялся. По пути пожаловался ему на обломы путешествия, в том числе и на последний.

- Да ты не там искал! Тебе надо было в Сидоры ехать – там небольшой карьер есть, мел для минеральной подкормки берут. Вот там ракушки в камне попадаются, сам видел. Еще карьер есть бльшой за гродлм, но там сегодня рабочий день, взрывают.

Естественно, я решил ехать в указанное место. Михайловка, вопреки названию, оказалась довольно крупным гордом, райцентром, с городским транспортом. От центра до Сидор раз в час ходит автобус – на коем за 6 рублей я и доехал до искусственных обнажений. Сначала опасался, что не найду, попросил водителя остановиться в нужном месте (что он и сделал) – но белые «раны» на холмах оказались хорошо заметны с дороги. Лазал по ним часа три (осмотрев все) – не нашел ничего интересного. То есть, кое-что нашел, весьма неэффектное  – но точно такие же образцы я привозил из Дивногорья.    

Тут же сфотографировал участок характерный ковыльной степи.

Вернувшись на дорогу, стал ждать автобус, естественно, голосуя – и вскорости затормозила «Газель». В кабине мест не было, так что даже не понял – почему парни решили остановиться. Попросился доехать до города в кузове (дорога местная), начал было отстегивать тент – но сделать это оказалось не просто. Пока возился, рядом остановилась следом идущая легковушка - ее водитель видел, как я голосовал, и предложил садиться к нему.

Немного проехав, он сказал:

- А как Вы к богу относитесь? Верите?

На верующего водитель был совсем не похож – нормально выглядящий мужик лет 35-и, так что я откровенно сказал:

- Я агностик.

Драйвер не понял:

- Атеист?

- Нет, просто пока не встречал доказательств существования бога, а без них верить – не могу. Если встречу человека, который докажет мне существование бога – то свою точку зрения готов изменить.

- Вы уже встретили такого человека! – радостно сказал драйвер, и изложил свою историю. Оказывается, в прошлом он занимался торговлей оружием, был связан с мафиозными структурами, несколько раз сидел – но ничего не помогало. В конце концов, на зоне он встретил миссионеров какой-то христианской секты – и те постепенно наставили его на путь истинный. За короткую дорогу драйвер успел рассказать и такую байку:

- Вот мне мой духовный брат такую историю рассказал (передаю не точно, но близко к тексту – А.П.): Занимался он Черной Магией и была у него старинная шарманка. Ее ручку вращаешь – и появляется дьявол, и все желания исполняет (понятно, в обмен на погибель души). Как-то приходит он домой – а там его друг мертвый лежит. Ну, он понял в чем дел, вызвал дьявола и спрашивает: «Ты зачем его убил?». Тот ему в ответ: «А что он меня позвал, а работы не дал? У нас так не положено!». «Ну хорошо», - говорит маг, - «а обо мне ты подумал? Ведь меня за убийство привлекут!» (а он уже сидел до того). «Нет проблем» - отвечает черт, «сейчас я его уберу!». И вот влезает он в мертвое тело – вроде как скафандр на себя одел. Мертвец встал, как робот пошел, вышел на улицу и под машину бросился. После этой истории маг понял, в какие он игры играет, раскаялся, и к Богу обратился!

Замечу, что историю сию я уж где-то читал.

На прощание водитель долго извинялся, что не может подбросить меня до трассы (опаздывает на смену) и подарил мне книгу «Ощути силу перемен», в которой приводятся рассказы пришедших к богу людей – с напутствием, что и она приведет меня к богу. Я поблагодарил, сказав, что обязательно прочитаю. И, замечу,  я слово свое сдержал: прочитал. Что сказать? Увы – весьма неубедительная книга. В общем, к богу я так и не пришел и силу перемен не ощутил...

Пешком прошел Михайловку, заодно набрав воды (работающие колонки размещены хитро – через одну между неработающими). Уже на выходе обнаружил стоявший «МАЗ» с полуприцепом, водитель коего покупал в ларьке газировку – подождав секунду, я попросил подвезти до трассы, и он согласился.

Высадившись, безуспешно стопил более часа. Второе, после предахтубинского, зависание в этой экспедиции! В конце концов, стоять надоел, и я решил пешком пройти 4 км до второго выезда из Михайловки – и, как уже не раз случалось в этой поездке, не пройдя и километра, остановил очередную «Газель». Водитель ее – молодой веселый парень Саша, мой ровесник, остановил даже на подъеме! Просто удивительно, почему в этот раз машины я ловил чаще в движении, чем стоя на месте (вообще-то, по всем канонам, голосовать на ходу не рекомендуется).

Треп завязался у нас очень быстро – на бытовые темы, ничего достойного упоминания здесь в беседах не всплывало. С наступлением темноты я хотел было искать ночлег, а затем для опыта добираться через Рязань и Тулу – но водитель сбирался ехать всю ночь и предложил мне ехать вместе до Москвы (как я понял, он и попутчика взял прежде всего для тог, чтобы не скучать и не спать). Не знаю, насколько я оправдал его надежды – ибо к утру мы оба стали клевать носами, так что два раза останавливались заправиться кофейком. Самое смешное, что поздним вечером по сотовому телефону раздался звонок – заказчик сказал Саше, что, в принципе, он может и не торопиться, однако драйвер уже настроился на ночной путь и планы менять не захотел.

8 августа.

На МКАДе я вышел в 10 часов. Снова заморосил дождь, но на трех машинах я за час добрался до Киевского Шоссе. Интересно, что сначала, как обычно, двое из трех водил оказывались таксистами, но последний драйвер, пилотировавший шикарный джип, на вопрос: подбросит ли бесплатно? ответил:

- Конечно. Только бесплатно.

В разговоре выяснилось, что работает он где-то на телевидении.

Выйдя на развязке, я еще на «лепестке»  застопил самосвал. За рулем его сидел водитель молдавской наружности, и на всякий случай я сразу поинтересовался: дорого ли он возьмет?

- Да нет, совсем бесплатно – ответил он, и хотя выглядел вполне доброжелательно,  до конца пути произнес всего несколько слов – так что ехать было скучно. Видимо, просто человек неразговорчивый.

Высадился я в 14.30 на путепроводе через железную дорогу, пешком дошел до ст.Муратовка. Вопреки надеждам, оказалось что до ближайшей электрички еще час, и чтобы убить время я по сосновому лесу  пешком дошел до следующей станции Садовая, купил мороженое, а тут и электричка подошла. Через пятнадцать минут был дома.

Это страница    №3            а начало на    №1   и   №2     

  НАЗАД                      ГЛАВНАЯ                    ГЛАВНАЯ II 

Хостинг от uCoz