ФОМИНИЧИ: «ЖИВАЯ СТАРИНА» УМЕРЛА?

                Заголовок, конечно, противоречит всем стилистическим нормам русского языка, но все же очень точно отражает суть дела. «Живая старина» - так этнографы называют сохранившиеся до наших дней какие-либо элементы культуры и быта, характерные для давно ушедших лет. Это может быть, скажем,  действующая ветряная мельница, традиционное гончарное или лаптежное производство в какой-то глухой деревушке... Наткнуться на такой пережиток  – это примерно то же самое, что встретить реликтовое животное вида, которому по всем законам природы полагалось бы вымереть, скажем, в ледниковую эпоху; например - зубра или даже мамонта.

            ...Летом прошлого года (2004г), не думая ни о какой «живой старине», проводила наша группа «Лабиринт» очередную миниэкспедицию – на сей раз по Кировскому району. Цели ее не имели ничего общего ни с этнографией, ни с фольклористикой – однако, когда уже на пути к станции мы зашли в село Фоминичи – по своему обыкновению поинтересовались у встреченных бабушек местными достопримечательностями и преданиями.

            - Да, пугали нас, когда детьми были, русалками. Говорили, они во ржи бегают – поделилась с нами одна из старожилок, А.В.Пяткина. - Как выглядят? Да девки с длинными распущенными волосами, как же еще! Вот как березки на Троицу пойдут деревенские женщины завивать, так они, русалки, в этот день  появляются.

            - А у вас раньше ходили «завивать березки» - полюбопытствовал я – рассказывали вам старики об этом обычае?

Бабушка Арина удивилась и слегка обиделась:

- Да и сейчас ходят! И в этом году ходили. Как же без этого? Сейчас, конечно, не так как раньше – старухи поумирали, а молодежь не умеет как следует все организовать – но ходят. Так у нас испокон веков принято. На Духов день завивают березки, а через неделю развивают, венки делают, и в воду бросают. Если чей венок потонет – значит, та девка умрет. В этом году, не у кого  не потонул – значит, хороший год будет.

            Дальше собеседницу я слушал в настоящем ступоре... Пожалуй, читателям, далеким от фольклористики и незнакомым со славянскими обрядовыми традициями, необходимо пояснить его причины.

            «Завивание березок» в разных вариантах и сходные обряды на «русалью неделю», «Семик» бытовали почти у всех славян. Корни празднеств уходят в дохристианскую эпоху – считается, что таким образом предки задобряли духов воды и дождя, «отводя» от окрестностей своего села засуху и «приглашая» благодатный дождь. Не были исключением и наши земли. Описания калужских «русальих» обрядов в Х1Х веке можно найти, например, в книгах В.Ханыкова и А.Кашкарова. Однако тогда уже, более ста лет назад, этнографы отмечали – традиции умирают, сел и деревень, где  проводили «живые»  обряды и игрища, и в конце позапрошлого столетия оставалось  немного.  И немудрено – со времен Крещения Руси церковь боролась с языческими верованиями, стремясь переосмыслить древний праздник Березок и Русалок на христианский лад, «переименовав» его в Троицу.

            И уж совсем  радикально взялись за «борьбу с религиозным дурманом» после революции большевики. Их деятельность по уничтожению «суеверий» и «наполнению традиционных праздников  новым содержанием» у всех у нас на памяти – а потому, думаю, все читатели, независимо от политических взглядов со мной согласятся:    

Языческий обряд, проводимый в наши дни, в отнюдь не глухом крупном селе с полутысячным населением, асфальтированными улицами и интернетом в средней школе, да еще и исключительно по инициативе снизу, без всяких указаний начальства – это настоящее аномальное явление, чудо, сравнимое разве что с живым динозавром на улицах крупного города.

            Понятно, что мы с нетерпением ждали следующей Троицы, и 12 июня прибыли в Фоминичи.

            Подошли к сидевшим на лавочке у подъезда двухэтажного дома сельчанам: «можно ли поучаствовать в  празднике?»

            Реакция собеседников  была обескураживающей:

            - Да нет, не пойдет никто в этом году березки завивать – развивать. Собирались было наши женщины, поговорили, да передумали. Бабушек, всегда заправилами выступавших, не осталось: двое умерли, одна в город перебралась. Да и погода в этом году подвела – вон как небо нахмурилось...

            - Вам бы хотя б лет пять назад к нам приехать – вступает в разговор пожилой мужчина – вот тогда весело было! Чуть не все село на плотине собиралось, хороводы водили, венки бросали, гармошки тут и там, баяны... А сейчас потеряли почему-то люди интерес.

            - Так это клубу, клубу надо было праздник организовывать, а не нам! – подхватывает кто-то.

            - Так они и организовали – вон на магазине объявление висит: «Праздник Троицы, сбор около Дома Культуры»! Ты пойдешь? И я не пойду, дел по хозяйству много. А лучше сказать – телевизор людей заставляет по домам сидеть! Раньше-то никто не организовывал, сами собирались! – резонно возражает первый собеседник.

            Итак, впервые за тысячу лет (это минимум!) обряд «завивания березок» не проводился. Да и вообще праздник  вышел хлипковатым: к клубу пришли немногие. И это при том, что молодая директор ДК Анна Тихонова искренне и с энтузиазмом пыталась расшевелить односельчан и все устроить исключительно в традициях: были здесь и украшенные ленточками березки, и хороводы, и нарядные костюмы... Не было только интереса односельчан. Зато на дискотеки, проводимые в том же клубе по вечерам, собирается вся сельская молодежь – и никакой телевизор или погода помехой не являются!

            Здесь, конечно, по законам жанра мне бы надо посожалеть об утрате традиций, о невнимании к корням, но...  Но я сам, если мне вдруг захочется расслабиться, отправлюсь на дискотеку, или скорее, рок-концерт – а не на фольклорный праздник или концерт симфонической музыки...  

            Как искатель-сталкер, я, конечно, жалею об упущенной возможности увидеть своими глазами древний обряд – но делать выводы о бездуховности нынешней культуры поостерегся бы. По-моему пропагандируемое повсеместно «возрождение национальных культурных традиций» сродни требованию ездить на тройках по булыжной мостовой – не пользуясь автомагистралями и самолетами. Или, вместо шариковых ручек и компьютеров, пользоваться для письма гусиными перьями.  Мир же постоянно развивается! Будущее человечества – глобализация и единая культура – и ничего в этом плохого нет.  Если бы люди «хранили верность традициям» - так и не вылезли бы из пещер...

Повторяю – удивляет меня не «утрата традиций», а то, что языческий обряд дожил до наших дней. Хотя, конечно, забываться он начал давно. Анна Александровна говорит, что пыталась восстановить текст припевок, певшихся при «завивании», но безуспешно – помнившие их бабушки умерли.

Сами фоминичане уверяли нас, что их село – единственное в районе, где вплоть до прошлого года завивали березки. Причем сравнительно недавно – еще на памяти бабушек – проводили у них и другой многократно описанный этнографами обряд русальей недели – «похороны кукушки». А уж украшают входы в палисадники березками здесь до сих пор – у каждого второго двора мы видели своеобразные порталы из воткнутых в землю по обе стороны от калитки молодыми деревцами.

            И вот о чем действительно надо позаботится – это о том, чтобы составить и сохранить для науки максимально подробное описание  «живой старины»  – ее  изучение может дать для ученых ценнейшую информацию о прошлом, о путях миграции народов и истории заселения наших мест. Ведь, скажем,  завивание березок  в Фоминичах, при всей схожести с общеславянскими русальими обрядами, заметно отличалось от описанных в других, даже соседних местах – возможно, это говорит о каких-то специфических культурных влияниях.

Надо спешить.   Увы – здесь далеко не все обстоит благополучно. Не систематизированы и разбазариваются даже сделанные записи. В Фоминичах нам в руки совершенно случайно попала папка с материалами ныне покойной учительницы Е.А.Пятаковой – среди них оказались и частушки, и подробная запись похоронного обряда... Успела ли она их опубликовать? Не знаю. Не уверен. Во всяком случае, обращаю внимание работников Кировского краеведческого музея на эти бесхозные материалы. 

            Между прочим,  не исключаю я, что где-то в Калужской области русальи обряды все же проводятся до сих пор. И это не только интуитивное мнение – его подкрепляет  сообщение водителя попутной машины, подвозившей меня на обратном пути. Выслушав рассказ о «фоминичском обломе» он вдруг сказал:

            - А знаешь – ведь я вчера совсем рядом с Калугой мимо деревни проезжал – и видел у дороги двух бабулек в березовых венках!          

            Калужская область – территория немаленькая, в ней еще множество сел, до которых не добрались краеведы и туристы – и наверняка в них может быть сделано немало находок из области живой старины. Читатели – ждем ваших писем, подскажите адреса!

            Врезка: Как еще недавно завивали березки (рассказывает Екатерина Филипована Тростникова):

            Это еще от стариков у нас обычай – березки завивать.  В Духов день собираются в деревне, ходят, хороводы водят, песни поют. Старухи всем заправляли, а вообще женщины завиванием руководят. Так принято было. Хотя и мужчины в лес ходят. Попоют в деревне, потом идут в лес. Выбирают место, где рядом ржаное поле. Там тоже попоют, потом находят две небольшие березки, их вершины наклоняют навстречу друг другу и их скручивают ветки. Вершинки заплетают ветки, цветы «сажают» в них, лентами украшают. Ну и ходят вокруг этого венка, поют: «завивайся венок, завивайся зеленой, окружись, ощутись, это богу венок, это богу зеленой» и еще:  «окружисья, ощутися, от венгерских от русалок...» точно не помню – вот не записал никто вовремя вовремя у старух слова...  Ну и все – потом уходят И так березки дугой неделю стоят.

            А в воскресенье с обеда, снова в деревне у моста собираются и пойдут с песнями. Людей много было... это сейчас на нашей улице три дома осталось.  Собирались опять же пожилые женщины, становятся в круг, хоровод водят, поют... Потом идут к этому венку. С песнями, и там тоже  поют: «развивайся венок, развивайся зеленой».

            Разовьют, сделают из  этих березок  два венка – их так называли, но по виду, как бы веники или букеты. Березки сломают и сделают эти венки. Цветов тоже в них понасажают, красные платки на них повяжут и идут с этими кустами в деревню, к озеру. Гармошка обязательно, песни, частушки. Какие помоложе – тоже со своими венками идут. Получалось, два главных венка, и другие. Вот эти два больших венка  впереди несли. На озере ужас сколько народу было – и танцы и пляски. И старинные песни, и новые. Долго веселятся – пока коров уже не придет время загонять.

            И тогда говорят пожилые женщины: «ну, пойдемте заливать» Выходят на плотину на край и поют: «заливайся венок, заливайся зеленой». И кидают в озеро их. Платки снимают, а венки кидают и смотрят, как они плывут. Бывало, говорят: «не, не залился, ни один не залился». Мол, если зальется, потонет  – в этом году человек помрет, какой кидает. И сами от себя люди кидают – наломают веток с берез, сделают, как веник,  и кидают. Вот и все – на этом и кончалось.

            Андрей Перепелицын

 

ГЛАВНАЯ 1

НАЗАД

ГЛАВНАЯ 2

Хостинг от uCoz