©Агапов И.А.  С.-Петербург  Русское Географическое Общество (фотографии автора и А.Перепелицына)

Краткий обзор возникновения культовых пещерных памятников среднего Придонья.

Крупнее     Пещерные комплексы данной группы памятников расположены в породах мело -мергельной толщи верхнемелового возраста, в склоне возвышенности над поймой реки Дон, его притоков и в меньшей степени в склонах оврагов и балок, выходящих на пойму. Территориально памятники находятся в Воронежской, Белгородской, Ростовской, областях; в качестве исключения взят Святогорский монастырь Донецкой области. Памятники хронологически можно разбить на две группы: I - 16-17 вв, II - 18-19 вв.

     На данный момент известно 6 подземных монастырей, из них 4 относятся к I гр. (Святогорский, Холковский, Дивногорский, Шатрищегорский), а также несколько монастырей, среди которых есть подземные комплексы: Донецкий (кон. 17 в.), Коротоякский (кон. 17 в.), Семилукский (нач. 17 в.), а также Свято-Троицкий монастырь 19 в., находящийся в Белгороде. В 19 в. Крупнее ещё появляются пещерные скиты при подземном Святогорском монастыре и наземном Валуйском. К монастырям II гр. относятся Белогорский и Костомаровский, которые отчасти способствовали появлению множества культовых пещер, выкопанных простым населением с 18 по нач. 20 в., в основном на территории Воронежской губ. Таких пещер в данной группе насчитывается более 20.

     История возникновения монастырей, как наземных, так и подземных, связана, как правило, с освоением данной территории Московским государством и постройкой Белгородской черты и крепостей, после появления которых становятся известны и подземные монастыри, находившиеся в 17 в. в пределах южной границы государства. А именно: Холковский, Дивногорский, Шатрищегорский монастыри, исключением из которых является Святогорский монастырь, расположенный далеко за пограничной чертой на реке Донце, с "крымской стороны". Кроме Шатрищегорского, эти монастыри были вооружены пушками, имели укрепления, а Святогорский монастырь кроме этого располагал военными, Крупнее которые его охраняли и наблюдали за татарами и переправой на Донце. В этом принимали участие и монахи. В Холковском монастыре был наблюдательный пункт за степью с обзором на день пути, выполнявший роль "сторожи", которая была поставлена до основания монастыря, около 1620 г. Играя важную роль в колонизации края, монастыри обеспечивали религиозную потребность населения и войск окраины, закрепляя православные традиции на своевольных и не блиставших чистотой нравов жителей южной границы страны. Повышая нравственнность казачества и окружающего населения, которое, как правило, занималось разбоем и было склонно к смутам, монастыри стабилизировали "брожение умов", неся христианский моральный кодекс, "остужали" горячие головы путём проповеди и выполнением треб. Правда, далеко не всегда подобная политика приносила ожидаемые результаты. Например, основание Донецкого монастыря рядом с казачьим юртом на самом рубеже границы не избавило последний от разорения Петром I за участие в бунте и неповиновение в нач. 18 в.

     Первоначально существование обителей связано с пещерными сооружениями, традиция сооружения которых была, по всей видимости, принесена с Киева, и, возможно, в меньшей степени с Крыма, в котором скальные монастыри активно развивались с 11-14 вв.. Учитывая то, что Дон, как и его притоки, всегда являлся активной судовой магистралью, и на его берегах Крупнее всегда жили люди, то появление первых христианских памятников, в том числе и пещерных, могло быть ранее 16 в.. Взяв во внимание в целом нестабильность ситуации в регионе, учтём, что пещерные памятники не могли развиться в сложные комплексы, а состояли в лучшем случае из одного или нескольких помещений и небольших галерей, которые, к тому же, при отсутствии преемственности, могли быть разрушены или заброшены, и впоследствии использоваться другими отшельниками. Первую попытку сравнения подземных церквей на Дону со скальными церквями в Крыму в конце 19 в. предпринял худ. Д. М. Струков, не успевший из-за смерти её закончить.

     Также появление многих древних подземных монастырей могло быть связано с существованием на их месте других, более древних помещений, существование которых пока не подтверждено. Появление монастырей I гр. обычно известно не ранее 17 в. Так, возникновение Дивногорского и Шатрищегорскогомонастырей историк В. Н. Тевяшов связывает с появлением православных монахов, появившихся после притеснения их униатами на Украине. [В это время многие монахи покинули территорию Украины, и некоторые из них осели в южных областях Московской Руси, принеся туда традицию исихазма - "стяжания Святого Духа", основанное на философии раннехристианского аскетизма, практиковавшегося преимущественно под Крупнее землёй. О наличии целого движения тут вряд ли уместно говорить, скорее всего, носителями "исихии" были лишь отдельные отшельники, преемственность которых была не востребована ввиду упадка исихазма, последующее возрождение которого относится лишь к 19 в.] Монахам пришлось "строить монастырь вновь" в 1653 г. (Дивногорский). По всей видимости, здесь былиостатки бывшего ранее монастыря или пустыни, разорённой или брошенной её обитателями. Существованию обители могла способствовать более ранняя христианизация древнерусского населения, поселения которого известны по археологическим данным с 13-14 вв. и, в свою очередь, особое географическое своеобразие местности вокруг Дивногорского и Шатрищегорского монастыря, где входы в 2 подземных помещения Дивногорского монастыря располагаются в меловых "столбах" - останцах - называемых Дивами, благодаря которым окружающая местность называется Дивногорье. Подземелья Шатрищегорского монастыря располагаются в горе в виде трёхгранной призмы, получившей название Шатрище, раньше имевшей Диву.

     В этой местности по результатам археологических раскопок становятся известны достаточно крупные поселения и могильники, языческие капища, концентрирующиеся вокруг Маяцкой крепости Хазарского каганата, существовавшей в 9-11 вв. Как было установлено исследователями, население Маяцкого городища было представлено в основном аланами и болгарами. Здесь известны святилища, построеные в тюркских традициях, по принципу "квадрат в квадрате". Внутри большого квадратного сооружения имеется меньшее, также квадратной формывнутри которого горел костёр. Не исключено, что в Больших и Малых Дивах [пещеры Больших Див находятся в 0.5 км от Маяцкой крепости, Малых Див - в 2 км] могли быть язычесикие святилища, размещённые в естественных или вырубленных гротах, которые затем Крупнее использовались отшельниками и монахами. К подобным "подозрительным" местам стоит отнести гору Шатрище [находящуюся в пределах 10 км от Маяцкой крепости] и рядом с ней небольшую Диву, в которой в специально вырубленной нише стояла икона Богородицы, давшей одноимённое название вырубленной здесь же пещере в 18 в. Ниже по течению Дона известно ещё одно крупное скопление меловых останцев, самый большой из которыхвысотою более 12 м [в Дивногорье до 20 м]. Сейчас здесь находится Костомаровский монастырь. Известны также упоминания и о других пещерах в Дивногорье. [Л. Б. Вейнберг, 1891]

     Следующим примером религиозного использования окружающей местности является Святогорский монастырь, известный с конца 16 - начала 17 вв. По результатам раскопок известно о существовании христианского населения в 13-14 вв. на местности вокруг будущего монастыря. Первое упоминание было в 1547 г. Эта местность названа в летописи Святыми горами, что позволяет предположить о существовании здесь христианской святыни ранее 16 в.

Крупнее     В дальнейшем происходит появление и укрепление монастырских наземных комплексов и расширение подземелий, работы в которых продолжались вплоть до конца 19 в. Был окончательно завершён круговой ход вокруг подземной церкви в Дивногорском и Холковском монастырях. был вырыт 200-метровый ход, ведущий к наземным постройкам Дивногорского монастыря. В святогорском монастыре сооружается новая подземная церковь. Почти во всех подземных монастырях появляются новые захоронения, расширяются и реконструируются подземные церкви.

     В 18 в. пеещры копают широкие массы населения, в основном на территории Воронежской губ. Таких пещер известно более десятка. Наибольшую известность приобрели Белогорские пещеры, основанные в 1796 г. казацкой вдовой Марией Шерстюковой, которая посетилакиевские подземные комплексы и подземные монастыри на Дону. [Существуют версии, что пещеры существовали здесь до Марии, а она лишь продолжила их сооружение (журнал "Русский вестник", Марков Е. Л., 1892 г.)] Развитие подземелий Марией и её последователями в значительной мере способствовало Крупнее распространению пещер на территории Воронежской губ. Это явление получило название "пещерокопательства" и пользовалось большой популярностью среди населения края. В дальнейшем пещерокопательство привело к появлению Белогорского монастыря в 1882 г. Пещеры к этому моменту достигали общей длины свыше 2 км и располагались на 3-5 ярусах. Копание пещер не всегда проходило гладко и встречало сопротивление церковных властей и окрестных монастырей, обеспокоенных потерей доходов от прихожан и подозревавших пещерокопателей в расколе. В 18 в. появилось множество раскольничьих монастырей и сект, в том числе и под землёй. Так, например, известен случай самосожжения раскольников в собственноручно выкопанных пещерах в 1822 г. Но пещеры упорно продолжали появляться, несмотря на недовольство властей. На месте таких пещер был основан в конце 19 в. ещё один монастырь - Костомаровский, где известно 8 подземных комплексов, среди которых 3 подземных церкви.

Крупнее     Таким образом, выявляется общая тенденция заселения местностей христианским населением с дальнейшим появлением подземных монастырей и пещер, возникающих вследствии проявления религиозной направленности деятельности данного населения.

     В заключение статьи я привожу обобщённую характеристику возникновения и развития пещерных памятников:

    I часть (гипотетическая) - появление и функционирование языческих святилищ (8-12 вв.), затем их частичная замена христианскими скальными помещениями (с 12 до 16 вв.), существующими крайне нестабильно. Возможно, в районе 15 в. появляются первые небольшие монастыри или пустыни.

     II часть - появление переселенцев, развитие подземных и наземных комплексов (16-17 вв.)

     III часть - закрепление монастырей, расширение земель, развитие подземелий, упразднание, затем восставновление монастырей, развитие "пещерокопательства" и появление новых пещерных монастырей (18-19 вв.)

      В дальнейшем автор собирается продолжить работу в данном направлении.

  Литература:

1) "Историко-статистическое описание Донецкаго Предтечева монастыря Воронежской губернии", Воронеж, 1877

2) "Проблемы истории пещерных городов в Крыму", Симферополь, 1992

3) Архив ЛОПА ф.1 N121 1897 г.; р.1 N275, 273, 619, 339

4) Труды Воронежской учёной архивной комиссии, вып.1. Воронеж, 1902.

   В. Н. Тевяшов "Пещерные монастыри Острогожского уезда"

5) И. Мейендорф "Жизнь и труды Святителя Григория Паламы", 1997

6) Н. Никольский "Успенский Дивногорский монастырь", Воронеж, 1904

7) А. З. Винников "По дорогам минувших столетий", Воронеж, 1990

8) Славяногорский гос. ист.-арх. зап. "Материалы исследований...",Славяногорск, 1995

9) "Воронежская старина", вып.9, Воронеж, 1910

   Н. В. Никольский "Пещерокопательство в 19 в."

10) "Воронежская старина", вып.1, 1902 "Самосожжение раскольников хут.Кастенки в 1812 г."

  Координаты автора:

  С.-Петербург, 198218, пос. Володарский, ул. Пушкинская, 3

  Агапов Илья Алексеевич

  т. (812) 138-94-26

   НАЗАД              ГЛАВНАЯ             ГЛАВНАЯ II 

Хостинг от uCoz