А.Перепелицын
На солнечное затмение -
автостопом.
Почти весь август 1999 года
автор сих заметок вместе с двумя спутниками
провел в путешествии по странам - юго-западным
соседям России. При этом большую часть
маршрута прошли автостопом и пешком.
Основной целью путешествия было наблюдение
полного солнечного затмения. кроме того мы
занимались и научной и околонаучной
работой: проверяли сведения
об аномальных зонах и доисторических
памятниках, неизвестном
науке виде
змеи многометровой
длины, осматривали
искусственные и
природные пещеры
- сведения о которых в литературе крайне
скудны... Впрочем - обо всем по порядку.
Полный отчет
для удобства скачивания
заархивирован <SolBolg.zip> (139Kb)
|
Началось с карты
с условиями видимости полного солнечного
затмения 11 августа 1999 года. Получалось, что
зона его видимости отстоит от границы СНГ
всего на 200 км, а от нашего местожительства -
менее чем на три тысячи. Невероятная удача - хотя
полные солнечные затмения случаются каждые
2 - 3 года - полоса их полной фазы (ширина ее
всего 200 км, а длина 2 - 3 тысячи) ложится на
Земной шар случайным образом, пролегая, по
Тихому океану или Антарктиде, а
по словам всех, кому посчастливилось
его видеть - это необыкновенно красочное
зрелище - причем передать его не в состоянии
ни одна фотографиями
видеозапись. Поделившись
вышеизложенной информацией с
верными спутниками
по сталкерским экспедициям: Сергеем
Каминским и Татьяной Янчук,
отмечаю ту реакцию, которую и
прогнозировал: "Далековато, но
ехать конечно надо!"
- Можно подождать - на всякий
случай предупреждаю, - через 9 лет полное
затмение будет ближе: его линия пройдет
через Крым и
Закавказье!
- Долго ждать! Мы к тому
времени состаримся! - мудро
замечает Татьяна
- Мы и тогда поедем! Лучше
перестраховаться -
в одном из
случаев может подвести погода - добавляет
практичный Сергей.
- К тому же сейчас год
солнечной активности
- а
следовательно, Солнечная корона
должна быть
особенно эффектная, Крым же - все равно
теперь иностранная территория, так что разница с
Болгарией невелика! - подвожу я итог нашему
совещанию.
С этого момента началась
наша подготовка: "Вечный завхоз"
Каминский готовил снаряжение, стремясь
достичь идеала, как большевик - коммунизма.
Татьяна, с помощью своего
молдавского родителя,
составляла русско-молдавский
разговорник, а заодно, используя свои южные
корни, добывала полезные сведения
бытового характера.
Я, в основном, обеспечивал
научно-культурную программу, выискивая в
библиотечных источниках сведения о
расположенных "по пути"
интересующих всех нас
достопримечательностях,
а в нашем
"аномальном" архиве - слухи о
разных необычностях, которые так же попутно
можно будет проверить.
Серега внес еще один пункт:
несколько дней отдохнуть у
моря. Он был
принят единогласно.
Ну и, конечно, все мы
оформляли загранпаспорта, что нынче
несложно - только плати пошлины. Несмотря
на все попытки, получить точные
сведения о порядке въезда в Болгарию и
Румынию не удалось - все,
однако, сходились, что транзит
в этих
странах безвизовый и бесплатный.
Время летело - как
всегда, множество важных дел
и вопросов
остались не доведенными, много нервов было
истрепано - и наконец, наступил Последний
Вечер!
3 августа - ночь накануне
старта.
По уму - в последнюю ночь
перед отъездом следовало
бы лечь спать
пораньше - в ближайшие дни нам явно придется
недосыпать. Заранее договорились, что
Серега с Татьяной придут ко
мне засветло:
не торопясь уложим рюкзаки, поужинаем, и
завалимся спать.
Мечты, мечты. Танюшка заявилась с
опозданием всего на час: прямо с порога
начала извиняться - долго провожали и
давали "ценные" советы
домашние. Успокоил ее - завхоза нет, а
без него начинать укладку
нельзя: у Сергея вещи, каковые мы должны
положить себе.
Итак, ждем. Не выдержав, в
одиннадцатом часу звоню Сереге домой. Он
там: "извините, тут у меня известные
проблемы..." О проблемах Каминского мы
догадываемся и относимся к ним с
пониманием. Догадки оказались
справедливы - явился третий член
экспедиции уже ночью и сходу стал
объяснять, что не мог распрощаться
с родителями - те до последнего надеялись
отговорить его от путешествия.
Впрочем, не успел Сергей появиться у меня -
раздался телефонный звонок: Серегина
матушка просила к телефону мою - в
надежде, что вдвоем они сумеют
отговорить нас от
"глупой затеи".
Саж же завхоз в порыве хозяйственного
рвения решил продегустировать
имевшуюся у меня вермишель быстрого
приготовления, а попробовав,
объявил, что они вкуснее специально им для
поездки закуп-
ленной, а потому необходимо произвести
обмен. Эта
процедура не
так проста, как может показаться - для
надежности сыпучие продукты мы пересыпаем
в пластиковые бутылки-торпеды, макаронные
изделия же перед сей процедурой
необходимо поломать... Пришлось нам с
Серегой (уложив Татьяну спать) отправиться
на кухню, взять миску
и крошить над ним вермишель, отправляя
время от времени
щепотки сего продукта в рот - ибо
оказалась она действительно вкусной, а от
нервотрепки у меня всегда просыпается
аппетит...
Потом паковали вещи: мы с
Каминским понесем два
высокогорных Серегой (уложив Татьяну
спать) отправиться на кухню, взять
миску рюкзака с лагерным имуществом
("тонкие пенки", палатка, плед...
спальники брать не стали - на юг едем!). Кофр
с фототехникой, завернутый в свитера,
уложили в маленький городской рюкзачок -
Татьяна собиралась держать его в машинах на
коленях.
4 августа
В итоге спали всего по
четыре часа - да и
какой тут сон!
Утром наскоро позавтракали, причем именно
это время выбрала
моя мама, чтобы всучить мне иконку
некоего святого - покровителя
путешественников, а кроме того, каждому
в карман положила бумажки
с текстом молитвы на путь-дорогу (хотя
вообще-то она человек не религиозный).
Пытаясь отбиться, Сергей
продемонстрировал аналогичные обереги,
врученные его близкими. Да, по сути
единственный отрицательный момент в
путешествиях - волнения близких. Просто
удивительно, как вроде бы разумные люди
сокращают и отравляют
себе жизнь исключительно игрой
собственного воображения!
Впрочем, несмотря на все
недовольство нашей затеей, Серегин отец
на своей
старенькой "волге"
довез нас
до Киевской
автотрассы, мы
с Татьяной ("неразделимая пара")
становимся чуть дальше
поста ГАИ, Сергей отходит
еще метров на тридцать - и начался
автостоп! Впрочем - не сразу.
Опыт позволял надеяться на
то, что (по крайней мере в России) "голосовать"
придется не более 20 минут, а проходить мы
будем в день не менее 800 километров. Но... проходит
полчаса, час - никто не останавливает!
Внешний вид вроде в порядке, голосуем как
обычно... Начали
вспоминать недобрым словом наших родных,
"заколдовавших дорогу" - я конечно не
утерпел, чтобы не подвести
под такую возможность
"научную базу", припомнив эгрегор,
телепатию и суггестию - до чего только не
додумаешься, когда больше нечем заняться!
Серега решил
испробовать "западный способ
голосования" на листе
из специально
прихваченного альбома пишет маркером "Киев"
и машет получившейся табличкой, надеясь
изумить водителей и вызвать у этим у них
желание познакомиться с
"чудаками".
- Написал бы
уж сразу "Болгария" - советую, но
мудрый завхоз отказывается: - Это
изумит слишком сильно!".
Как бы то ни было,
минут через двадцать
останавливается "волга": сидящий
за рулем мужчина готов взять сразу
троих, но предупреждает, что едет не до
Киева и может подбросить лишь километров на
тридцать. "Да ладно, хоть с проклятого
места уедем" - обрадовались
мы, не ведая еще,
какое терпение
нам понадобиться
завтра... Впрочем, пока все идет хорошо -
минут через десять после высадки из "волги"
тормозит мчащийся по средней
полосе "жигуль".
Сидящий за рулем парень так удивился
табличке, что тормоза завизжали:
- На самом деле в Киев?
- Нет, в Болгарию!
- Ну, вы даете!
Вновь мы едем втроем, и
вновь недалеко - через двадцать
км водитель желает нам удачи и
высаживает - поворот
на его
дачу. Вскоре уезжает Каминский - на "ГАЗ-53",
нам вскоре останавливается "МАЗ" с
полуприцепом. Открываю дверцу и вижу
типичную кабину молодого дальнобойщика: на
сиденьях толстые ковры,
стены залеплены фривольными картинками,
на приборном
щитке иконы, а у ветрового стекла
мотаются разнообразные
"висюльки". Картину дополняет
крутая магнитола, стоящая на
сиденье рядом с
водителем.
- Поместимся вдвоем? -
спрашиваю
Дальнобой кивает и
перемещает орущий музыкальный
прибор на
спальную полку. В отличие от большинства
своих коллег оказался он неразговорчивым -
но под песни Королевой и
городской фольклор
(также типичный репертуар дальнобойщиков)
дорога летела незаметно. Впрочем, оказалась она
короткой - машина сворачивала на
Белорусское направление.
На повороте уже стоят с
протянутыми руками две пожилые
дамы - что поделаешь, автостоп
становиться популярным! Вежливо становимся
в очередь. В
течении получаса женщины уезжают, но
обрадоваться мы не
успели - подходит еще одна, и нагло
становиться перед нами! Проклинаем ее, но
между собой - все ж таки здесь не базарная
очередь, да и наружность у конкурентки
цыганистая! В итоге уехали
только через час - в кабине "зила" -
бензовоза. На этот раз по пути
нам было довольно далеко - но вскоре
мы перестали
радоваться этому: сему: бензином в
кабине пованивало весьма
сильно! Не
скрою, на Татьяну, весьма чувствительную к
запахам, я поглядывал
с беспокойством - но моя голова, кажется,
разболелась первой.
И как водитель такую атмосферу целый день
терпит? Спросил
его об этом
полушутя, а он серьезно удивился: "неужели
так сильно
пахнет?" Великое дело привычка!
Погода между тем ощутимо
портилась - стал накрапывать мелкий дождь.
Бензовоз мы предусмотрительно покинули на
автобусной остановке, под крышей которой,
между делом, всухомятку умяли по пачке
лапши быстрого приготовления, слегка
утеплились - ибо становилось прохладно.
Вскоре рядом тормозит "козел"
и, провезя
километров 30, сворачивает к какой-то
деревушке, высаживая нас
на повороте. В результате, оказались мы
под дождем и без крыши. Будка автобусной
остановки, правда, виднелась вдали,
но располагалась
она на крутом склоне. Впрочем,
сажать промокших путников
в салон - тоже подвиг. Обсуждая дилемму,
простояли мы довольно долго - в конце дня
движение становилось слабым, а машины все
больше перегруженными.
Наконец, останавливается
розовая иномарка. Сидящий
за рулем весьма объемистый водитель, едва
затормозив, кричит:
- Садитесь! Неужели
опять какой-нибудь съезд проводиться?
- Простите?!
- А я тут недавно двоих
подвозил - с такими
же рюкзаками.
Они на съезд автостопщиков ехали. А вы куда?
Выслушав, водитель кивнул: -
Молодцы! А меня за границу
не выпускают - 30 лет в КГБ отработал. Вот
жена с дочерью у
меня весь
мир объехали - я когда в отставку вышел -
как раз Союз распался. Ну,
я и занялся контрабандой: товары через
Украино-Российскую границу беспошлинно
переправляю! Так что деньги есть - я
теперь "новый
русский". Для меня, правда, главное даже
не это, а моральное удовольствие - я ж всю
систему ФСБ и погранцов
прошел, и
знаю - грязь одна, и никто там о
безопасности государства и не думает! Я
наркотой и оружием не занимаюсь - товары
вожу, сырье. От этого
только чиновникам ущерб!
Словоохотливый
контрабандист поведал еще много
занятного своей прежней службе и новом
бизнесе - но за достоверность этих сведений я ручаться не могу,
а потому и опущу их. Да и времени на
разговоры было не так уж много - шел
водитель явно с превышением
скорости и вскоре высадил нас у автостоянки
перед таможней,
оставшись встречать свои "фуры с
товаром". Мы даже согреться не успели.
Пропускной пункт на
братской границе буквально
потряс нас
своей монументальностью и величием.
Огромная площадка с
крышей над ней, множество пограничников
и таможенников, сидящих (поодиночке и маленькими
коллективами) в будочках
(не хватало
только надписи "мороженное") и
домиках (явно переделанных из контейнеров), и кипевшая рядом
стройка, где
возводили новые
таможенно-пограничные сооружения,
километровая очередь автомашин
и мат водителей
фур ясно давали понять - наша
граница по-прежнему
на замке!
К тому же она была первой в
нашей жизни! Меня охватил легкий мандраж - и
спутницу мою, видимо, тоже.
Впрочем, наше состояние уже описал в
знаменитой песенке Высоцкий...
Я робко обратился к
сидевшему в первом "стакане" "погранцу":
"можно ли перейти границу?"
- Здесь автопереход и пешком
нельзя! - был суровый ответ
- А как же быть? - споросил я,
прикидывая, сильно ли мы
испачкаемся, обходя КПП по намокшему
полю.
- Да давайте паспорт и
идите! -
улыбнулся парень,
сразу ставший в доску своим - тут, кстати,
часа два назад ваш приятель с таким же
рюкзаком проходил: мы с ним трепались!
С этими словами Страж
Российских Рубежей вручил нам
по бумажке,
объяснив, что на них его коллеги будут
ставить штампики. Так оно и случилось -
правда, таможенник, мимо будки которого
мы проходили, поинтересовавшись целью
нашего путешествия, велел
заполнить таможенные декларации:
- У вас же фототехника
дорогая, валюта, небось, есть...
Да вы не волнуйтесь" - улыбнулся он,
глядя на дрожащую Татьяну.
- Я не волнуюсь, я замерзла -
сказала та, что вполне
соответствовало истине.
- Ну вот и погреетесь в
будочке
В будочке мы увидели столик
и заполненный образец декларации,
в каковом значилось:
"Я Иванова М.А.,
декларирую провоз следующего:
- 1000 российских рублей
- сумка яблок
- сумка с продуктами для
личного потребления
Согревшись с помощью смеха
идем дальше. Посмотрев на
наши декларации
(заполненные в соответствии с образцом),
таможенник махнул - идите! Сделав несколько
шагов, я вернулся назад:
-
Простите нашу глупость - но декларации-то,
заверив, вы нам не отдали!
- Ну, возьмите на всякий
случай!
Пройдя весь пропускной
пункт, вытянувшийся почти на 300 метров, мы
подошли к последней будке - сидевший
в ней
пограничник пожелал счастливого пути,
отобрал (проверив наличие штампов)
талоны и, по-моему, наколол их на гвоздик!
- А где же украинский КПП? -
поинтересовались мы у него.
- А это через три километра! -
был ответ.
Эти километры мы прошли на
одном дыхании - мимо вереницы машин
дальнобойщиков, покинувших Россию, но не
въехавших в братское государство. Кое-где дымились костерки -
водители готовили себе
ужин. На
предложение взять нас в попутчики один из
них рассмеялся:
- Я здесь уже две недели стою
- неправильно бумага
оформлена и
напарник поехал разбираться.
Впрочем, пешее передвижение
обогатило нас в прямом смысле - под ногами
нередко попадались мелкие монетки
самостийной Украины
- так что, еще на нейтральной земле мы
приобрели "копиЙок"
двадцать иностранной валюты.
Украинский кордон и порядок
его прохождения ничем не отличались от
российских -
правда,
второпях мы
забыли "пройти
таможенный контроль" - проще говоря,
"выпускающий" погранец обратил
внимание на отсутствие в выданном талоне
одного штампика и послал
нас к таможенникам: "в домик N8"
Проплутав некоторое время
в поисках
контейнера с этой цифрой, мы нашли нужную
дверь, а войдя в
нее, обнаружили комнатушку, заполненную
злыми водителями, стоявшими в очереди к
окошкам, над каковыми имелись надписи: "легковой
автотранспорт", " грузовой" и т.п.
Выбрав окошко с наименьшей
очередью, интересуюсь у
сидящей за ним молодой блондинки,
внешность которой не портила даже форма
таможенного работника:
- А пешеходам куда?
- А пешеходы пешком!
Таможенница берет наши
бумажки, и ни о
чем не
спрашивая, шлепает на них штампики.
- Счастливого пути!
(примечание
2002 года:
ныне
порядки прохождения
границы упростились, и все
вышеописанное относится к прошедшему
времени)
Оказавшись на украинской
территории, начинаем голосовать - и
безуспешно: машины идут с интервалом в 15 - 20
минут, причем загруженные по крышу.
Между тем дождик все так же моросит, да
еще и сумерки надвигаются.
Чтобы не мерзнуть, двинулись к
виднеющемуся на горизонте лесу, голосуя
спиной - оборачиваясь на
шум приближающихся машин и почти без
надежды размахивая
руками. К удивлению, не прошли мы и ста
метров, как затормозил "москвич-каблучок":
- Если хотите, полезайте в
кузов, но только перед постом ГАИ я вас
высажу - наверняка гаишники проверять будут,
а в фургоне возить запрещено!
В фургоне нас обдало уже
знакомым бензиновым ароматом:
весь пол был заставлен канистрами с
бензином (явно российского
происхождения) - но долго наслаждаться
им не пришлось: водитель
остановился, но уезжать не торопился.
Грешным делом я подумал
было, что он ждет оплаты - однако
ж, нет: с
автостопщиками он уже
встречался и его интересовали мы сами и
цель нашего путешествия.
Разговорившись, водитель долго извинялся,
что не рискнул подвезти нас дальше,
рассказывал о себе: живет недалеко, в Россию
ездил за дешевым бензином, а когда мы
попросили подсказать: где ближайший
колодец или родник - полез в кабину и
подарил двухлитровую "торпеду"
с водой.
Впечатление от встречи моя спутница
выразила так:
- Хорошо историческая
родина Таньку встречает!
Ночь мы провели в небольшом
леске у дороги, под шум дождя и машин - а
потом наступило утро.
5 августа
Утро оказалось хмурым - все
так же сыпал мелкий дождь, палаточный тент
явно впитал в себя лишний килограмм воды, а
ломая для костра ветки, я изрядно поцарапал
руки: не учел, что березы и осины с приближением
к югу вытесняют преколючие акации.
Выйдя на трассу, добираемся
до поста ГАИ, или, по-хохляцки,
ДАИ (державная автомобильная инспекция).
Странным образом эта аббревиатура отражает
суть работы "даишников". Нам еще не раз
придется убедиться в мудрости украинской
дорожной полиции, открытия же
начались сразу: машины в
сторону Киева
по-прежнему шли редко и были перегружены -
так что в течении почти 2-х часов мы могли
наблюдать за работой трех даишников. Ей-богу,
впечатления стоили затраченного времени.
Украинские машины к границе даишники
пропускали относительно свободно,
автотранспорт же с "иностранными"
номерами застревал надолго.
Позднее мы выяснили, что незадолго до
нашего путешествия президент
Кучма издал
указ, по которому все въезжающие на Украину
автомобилисты должны
заплатить некую дорожную пошлину - не помню
точно сумму,
что-то порядка 50 - 100 долларов.
Стоит ли говорить, что многих
не-украинцев это нововведение застало в
пути, а отсутствие опыта в общении с ДАИ
приводило к тому, что платить приходилось
на каждом посту!
Впрочем, помимо сбора ясака, занимались
даишники и
более важным делом - осуществляя что-то
вроде предварительного таможенного
контроля идущих в Россию машин. После
досмотра какой-то российской легковушки, в
которой на родину возвращалось
отдыхавшее в Крыму семейство, в руках
даишников оказалось несколько пакетов. Не
знаю, изъяли ли они их, приняв за
контрабанду - или рассеянный водитель сам
их забыл: для нас представление началось,
когда выйдя из будки, стражи порядка
заспорили: что за добыча попала к ним в руки?
Этот вопрос их так заинтересовал, что в
течение следующего получаса
автомобилистов не то что не штрафовали, а
даже не останавливали! Вначале один из
даишников (видимо, старший
по званию)
попытался прочесть
на пакете
написанную по
английски инструкцию - и пришел
к выводу, что это фильтры
для воды. Пакет
вскрыли - в нем оказался белый порошок.
Как ни странно, за наркотик
его не приняли - но зато появилась
версия, что пакетики являются
химическими грелками.
Спор (в весьма сильных выражениях)
продолжался минут десять.
Затем, при более тщательном осмотре,
обнаружилась торчащая из пакета ниточка.
С этого
момента обсуждался
вопрос: что будет, если за оную потянуть? Еще
через десять минут
наиболее храбрый даишник сделал это -
раздалось шипение. Даишники отпрянул, но
залечь не успели - ибо взрыва не последовало:
пакет раздулся и нагрелся, в самом деле
оказавшись грелкой. Автор
версии был чрезвычайно доволен своей
проницательностью, на что гром- ко обращал
внимание коллег. Однако,
им было не до того - раздувшаяся грелка
пользовалась чрезвычайным вниманием
милиционеров, на- поминавшем описанную Дж.Дареллом
реакцию шимпанзе на попавшую
в их клетку дохлую ящерицу. Какое-то время
горячий пакет просто перебрасывали из рук в
руки, но свойственное стражам порядка
человеколюбие не позволяло
наслаждаться игрушкой в одиночестве.
Проезжает на велосипеде
деревенская бабулька - на встречу ей
выбегают даишники
- Теть Валь, замерзла? Иди
руки погрей, во какая горячая
у нас есть!
Проходит мимо сельский
мужик - снова крик:
- Эй, дед! Посмотри какая
грелка! Иди погрей кости!
Наиболее молодой
милиционер не поленился перейти через
дорогу и подойти к нам:
- Ребят, наверно замерзли?
Погрейте руки! Видите какая
штука? Там внутри карбид! - не преминул
он лишний раз блеснуть эрудицией.
Вскоре даишники нашли новое
развлечение: останавливали автомашины,
проверяли документы, штрафовали водителей -
а в заключение
предлагали погреть руки! Но настоящий театр
абсурда начался, когда они остановили
шедшую из России легковушку с румынскими
номерами. Подошли к машине, посмотрев права,
показали свою игрушку, а когда выяснилось,
что шофер почти не говорит по-русски,
державший грелку даишник стал тыкать в нее
пальцем и как попугай, повторять: "бомба, бомба",
затем делая вид, что кидает мешок в салон
машины: "пук-пук будет, бо-бо будет!"
Бедный румын, не понимавший, чего от него хотят,
побледнел и даже начал поднимать руки, но
сидевший в машине спутник (видимо, имевший
уже дело с украинской
дорожной инспекцией) что-то произнес по
румынски. После
чего водитель с опаской потрогал грелку
рукой. Даишник,
довольный тем, что
согрел представителя дружественной страны,
махнул жезлом - и румыны под улюлюканье его
коллег, умчались.
Бегавший с мешком
даишник вдруг остановился - и вслух сказал:
- А правда, если к нему
спичку поднести: взорвется или нет?
К удивлению, его коллеги
идею столь радикального эксперимента не
поддержали, и многострадальную грелку
бросили в лужу:
- Интересно: зашипит или нет?
Нам очень хотелось
досмотреть представление до
конца -
но рядом затормозила "лада" и
действительно продрогшая Татьяна бежала к
ней.
В этой машине мы доехали до
развязки города Гроховец,
снова облюбовали позицию у поста ДАИ: и
вновь его хозяева нас развеселили. Дело в том, что прямо напротив
будки в назидание лихачам
был сооружен своеобразный монумент: на
пьедестале гордо
стояла вдрызг разбитая, но заботливо
покрашенная легковушка.
Естественно, мне захотелось
сфотографировать сей шедевр
архитектуры, я достал фотоаппарат, и только
прицелился, как услышал голос:
- Кончай это дело, а то
пленку засвечу!
Даишник на другой стороне
дороги грозно размахивал
жезлом. Подхожу к нему и интересуюсь:
- А почему,
собственно, нельзя
снять столь
поучительное сооружение?
Собеседник задумался, а
потом изрек:
- Пошли на пост, выясним.
В будке обнаружилась
комната с письменным столом, за которой
сидел второй страж порядка, с погонами, если
не ошибаюсь, майора.
- Вот, - доложил ему молодой
коллега - турист! Хотел сфотографировать то,
что у нас
там
напротив стоит:
можно это
или нельзя?
- Присядьте и подождите -
сказал начальник, а сам между
тем открыл сейф, достал пухлую папку и
стал ее просматривать. Перелистнув
последнюю бумагу, и очевидно, не
найдя искомого, майор
надолго задумался, потом вдруг решил:
- Ладно, снимай, но со
ступенек, чтобы наш пост
в кадр
не попал!
Весь вид даишника говорил,
что разрешение он дает
лишь из
уважения к иностранному туристу, да и то
сомневаясь, что его решение
одобрило бы начальство.
Больше приключений здесь не
случилось - ну разве что
встретили мокрого до пояса коллегу-автостопщика.
Как выяснилось, парень живет в Тульской области,
едет в Одессу, а вид
имеет несколько
непрезентабельный оттого, что потерял
паспорт, через
КПП его без документа не пустили,
и Украино-Российский
кордон ему
пришлось обходить по полю. Немного
поговорив об автостопе и пожав друг другу
руки, разошлись метров на тридцать
и начали голосовать.
Наш новый знакомый уехал довольно быстро -
для нас же двоих места долго не находилось.
Вновь пришлось часа два дивиться
слабому движению - сказали бы мне в России,
что на магистральной дороге может быть так
мало машин - не поверил бы. Наконец, нас
подбирает "Камаз".
Водитель - упитанный такой дядька (типичный
украинец) оказался интересным и веселым
собеседником, и 40 километров до города
Кролевец пролетели незаметно.
Выходим на автозаправке
и теперь только окончательно понимаем
причину слабого движение: литр 76-го, как
следует из ценника, стоит аж 2 гривны -
примерно 12 российских рублей.
Начинаем голосовать, настраиваясь на
длительное ожидание - и предчувствия не
обманывают: проходит час, другой - а мы все
еще сидим на бордюре. Время
от времени кто-то
из нас восклицает: "машина!" - и тогда мы
поднимаемся и
идем к обочине, чтобы махать руками.
Автомобили появляются с интервалом в 15 -
20 минут и по-прежнему забитые под крышу.
Нередко, правда, проносятся машины с
сумскими номерами - но водители их
показывают в сторону: сворачиваю, мол!
Многие, впрочем, показывают один палец: "одного возьму", но
отпускать Таню я не решился - достаточно
волнений и за Серегу: как-то он один, без нас?
Одно радует - дождь, судя по
всему, остался позади и наконец чувствуется
приближение к югу - становиться жарко и мы
постепенно раздеваемся и остаемся в наших
"фирменных" футболках
с нашитыми на
них эмблемами затмения. Скучающий от
недостатка клиентов мужик с автозаправки
подошел к нам. Разговорились: по словам
нового знакомого, мы здесь не первые:
- Такие же ребята с
рюкзаками здесь сутками сидят.
Трасса, по его мнению,
сегодня оживленная:
- Вот неделю
назад бензин до доллара за литр доходил
- хорошо если машина в час проходила.
Еще через пару часов
заправщик вновь подошел к нам:
- У нас здесь в лесхозе две
фуры грузятся - пойдемте, познакомлю с
водилами: вдруг возьмут?!
Идем. И
нас ждет потрясение - шофер с
"фуры" сказал буквально
следующее:
- Я не беру пассажиров - они в
кабине всегда спят, и я тоже
засыпаю!
Переубедить его не удалось -
классический пример, как
из-за одного страдают другие!
Вновь выходим на трассу - и
другой абориген дает новый
совет:
- А вы на электричке езжайте!
Станция в 5 километрах. Переночуйте
на вокзале - а завтра в 5 утра поезд.
- Да у нас местной валюты нет!
- поясняем (наш "общак"
остался у Каминского, а мы на таможне,
торопясь, не поменяли
даже несколько рублей.)
- У нас на Украине
билеты не
берут, а если
контролер появится - вы ему гривну дайте,
вот и все! Можно и
в рублях - смеется собеседник.
- Давай посидим до
двенадцати и пойдем на вокзал - предлагаю
подруге. Та соглашается. Нервирует
неопределенность, а
решение нас сразу успокоило, и лишь
время от времени кто-то из нас
вздыхал: "Как-то там Серега устроился..."
Быстро темнеет - да еще один
час у
нас отнял
переход на
местное время. В виде эксперимента
пробуем голосовать
ночью: вновь пишем табличку : "Киев",
при появлении вдали фар Татьяна
берет ее в руки - а я свечу фонариком то на
надпись, то на нас - чтобы не приняли за
бомжей или бандитов. Проходит час, и
незадолго до полуночи рядом (совершенно
неожиданно) тормозит
иномарка. За рулем молодой мужчина в
футболке и шортах.
- Подвозите автостопщиков? -
на всякий случай спрашиваю.
- Конечно! Хорошо, что вас
встретил - я в Киев еду, и
глаза слипаются: будет хоть с кем
поговорить.
Вот так - все зависит от
точки зрения! Оказалось, человек за рулем
весьма незаурядный - профессиональный
музыкант, гитарист, на своей машине объехал
весь мир. Сейчас направляется в Львов - к
родственникам и по делам: на студию
звукозаписи.
- Но на машине я больше сюда
не поеду! - заявляет он. -
То на таможне промурыжили - огромную
пошлину заплатил, а теперь еще
на каждом посту
цепляются.
Действительно,
останавливали нас на каждом посту и
цеплялись к сущим мелочам, на которые под
Москвой и внимания бы не
обратили: то
скорость была
53 км/ч
вместо разрешенных
50, то доверенность оформлена по
российским правилам. Или
того круче: проехав будку
ДАИ, на которой сверкала красного цвета "мигалка",
водитель подвергся штрафу за неподчинение
властям: по
украинским законам,
включенный на посту ДАИ маячок является
сигналом к остановке!
И никогда я не видел такого количества
дорожных знаков, как здесь:
по минимум один на каждые сто метров.
В общем, проехав четвертый пост,
музыкант чуть не заплакал:
- Прямо хоть бросай машину!
На каждом посту по 50 гривен отдаю - по
недельной зарплате!
(Примечание
2002 года:
ныне ситуация сильно изменилась: посты
ДАИ повсеместно
забиты, останавливать
транспорт патрулирующим в машинах
ДАИшникам разрешено
только за
конкретное нарушение...Говорят,
в декабре
2001 года
какой-то чиновник
украинского МВДинкогнито проехал по
трассам ридной батьковщины и пришел в ужас)
6 августа
Как бы то ни было, но к трем
часам утра мы добираемся к месту встречи.
Вылезли около въездной таблички - рядом
закрытый на замок
пост ДАИ, и ночная кафешка для водителей.
Поинтересовавшись у продавщиц: не
наблюдали ли они Каминского, и не получив
положительного ответа, решили отложить
поиски спутника и искать возможность
отоспаться. леса в пределах видимости не
обнаружилось -здесь уже юг и кругом поля.
Решили было разбить палатку в за
придорожной лесополосой - однако там
обнаружилась довольно высокая и мокрая от
росы трава. Но это еще пол беды - здесь же
валялись и обрывки газет, явно
использованных не по
назначению... Прошли метров двести - и в свете
фонаря все так же белела туалетная
бумага. Перешли
дорогу - то же самое. Свернули на проселок,
прошли метров сто: рядом чудесное место:
ровное место, кусты... глядь -и тут
скрученная бумага. Решив по пробуждении
выяснить - известны ли украинцам туалеты,
вновь вышли на проселок, и
узрели в
поле некие серые холмы.
По приближении обнаружился отель "Соломис"
- здоровенные стога. Внимательно
осмотревшись в поисках использованной
бумаги и не найдя ее, постелили на сено плед,
укрылись палаткой и проспали несколько
часов.
Даже короткий сон на свежем
воздухе восстановил силы - проснувшись,
почувствовали себя на
удивление отдохнувшими.
Серегу отправилась искать Татьяна - я с
рюкзаками остался на ступенях у закрытого
поста ДАИ. Проходит час, полтора - спутницы
нет. В конце концов не выдерживаю и
отправляюсь (вместе с рюкзаками) искать уже
ее. Я успокоился только, когда узнал, что
протяженность села: шесть километров! Но
украинское село посмотреть стоило!
Наиболее запомнились аисты: их гнезда здесь
везде - на водонапорной башне, опорах ЛЭП,
специально прибитых к шестам тележных
колесах. Птицы
сидят (или стоят ?) даже на фонарных столбах,
не обращая внимания на автомашины! После
долгих блужданий в сельсовете (или как
он теперь
называется?) обнаруживаем следы Сергея: по
словам работниц, он потерял
терпение и уехал,
передав, что будет ждать на Румынской
границе! На каком
именно переходе - наш завхоз не уточнил, а
ранее мы об
этом не думали.
В итоге, удивившись логике
спутника, мы вышли на
трассу и через несколько минут застопили
"газель", подозрительно похожую на маршрутное такси.
- Денег нет - на всякий
случай предупреждаю водителя.
- Садитесь - смеется молодой
парень, - а я вчера вашего друга подвозил, с
таким же солнцем на груди!
- Наверно, он уже на
Румынской границе
- сделала
вывод Татьяна.
- Нет, я его в сторону России
вез - он вас искать поехал!
Мы больше не пытались
перегружать мозги, пытаясь
спрогнозировать поведение Каминского
- ибо приближались
к славному Киеву.
Водитель подвез еще несколько тюленей
за деньги, нас доставил нас прямо в центр, а
по пути
провел еще
и маленькую
путевую экскурсию.
В знаменитом городе мы были
впервые -
и впечатлений, естественно, осталась масса.
Правда, у нас было всего несколько часов, и
посмотреть мы успели лишь
Киево-Печерскую лавру
(думаю, при нашем увлечении
спелеологией этот интерес понятен) и
Речной вокзал. Однако
туристские достопримечательности
стольного града
описаны многократно, и я напишу лишь о
нескольких бытовых наблюдениях.
Бросается в глаза, прежде всего,
дороговизна: цены примерно
московские. Пунктов обмена рублей на гривны
много - и курсы различаются довольно сильно.
Наиболее выгодный курс на таможне 19 гривен
за 100 рублей. Все
надписи по-украински, и
разговоры в толпе велись только "на
хохляцком". Говорят,
что русскую
речь можно услышать вечером - но
подтвердить это не могу. Впрочем, никакого
национализма мы не заметили: отношение к
нам было
самым приветливым.
Пещеры Лавры нас, привыкших
к более крутым вещам, разочаровали: для
посещения открыта ныне совсем
небольшая их
часть, а знаменитые мумии упрятаны в
аккуратные гробики и укутаны.
Прикалывает, правда, сама монастырская
обстановка: у входа в
пещеры, на пример висит плакат, на
котором не только нарисовано, как
правильно держать свечку (если хотите
знать: кисть руки сложить
лодочкой ладонью вверх, зажав свечку
между средним
и безымянным
пальцем), но и написаны правила поведения, причем
на русском.
Пункты там примерно такие:
"В пещерах не
благословляется громкий разговор, ибо это
нарушает святость места..."
"В пещеры не
благословляется вход
в легкомысленной одежде (женщинам - с непокрытой
головой и в коротких юбках, мужчинам - в
шортах), ибо это нарушает святость места..."
"Глубокомысленную одежду"
вроде платков и
халатов можно
взять при входе - бесплатно,
но под залог
нескольких гривен.
Впрочем, Татьянины брюки с бейсболкой монах-привратник
к "легкомысленной
одежде" не отнес, и даже по своей
инициативе принял на
хранение рюкзаки:
- Я вижу, вы путешествуете...
Потолкались мы и у книжного
киоска, где, помимо приобретения литературы
о происках дьявола можно было и заказать
различные молебны. В расчете на "энергоинформационное
воздействие коллективного сознания
верующих" мы также решили сделать это
(какую глупость не
совершишь при хроническом и выходящем
за рамки
допустимой теорией вероятности невезении!).
Принимающий бумажки с именами
седовласый уже
монах сказал:
- А почему только одну
службу? Закажите на полгода!
- Денег мало - фыркнула
Татьяна
- А вы из России? Паломники?
Ребят, я с вас денег не возьму! Монах
нарисовал на нашей бумажке некий знак (видимо,
означавший "оплачено" ) и
присоединил ее к другим, после чего вдруг
поинтересовался:
- А в России
идентификационный код апокалипсиса многим
присвоили?
Мы слегка
охренели, а монах пояснил:
- В паспорта печати с числом
666 вам поставили?
- Да вроде нет!
- Ну слава Богу! - монах
осенил себя крестным знаменем.
Выйдя на
свет божий,
мы, заинтригованные, внимательно рассмотрели
страницы наших паспортов, но дьявольских
цифр не нашли. Ну и слава богу !
До выезда на Одессу
добрались часа в четыре - и сразу
остановилась легковушка.
Пожилой водитель, по его словам, уже
неоднократно подвозил туристов-автостопщиков. Взял он и двух даишников.
Кстати, украинские даишники, насколько
я заметил, почти не имеют служебных
микроавтобусов, и на посты добираются
автостопом, причем, к удивлению, голосуют не
жезлом, а как простые смертные, рукой. Я уже
много писал о методах работы украинской
автоинспекции - но есть и другая сторона:
нельзя не отметить удивительно хорошее отношение
большинства даишников к автостопщикам.
В отличие от многих российских регионов,
здесь на нас не только не
огрызались и не гоняли с обочины, но
даже, в меру сил,
старались помочь. Вот
и сейчас, высадившись на повороте в Белую
церковь у очередного поста, нам не только
налили воды - но и посоветовали,
где удобнее голосовать, а если застрянем -
поставить палатку.
Однако, несмотря на позднее
время
движение на
трассе довольно
оживленное и вчерашние зависания
вспоминаются как
ночной кошмар. Вскоре остановился
"запорожец" -
сидевший за рулем
сельчанин (кажется, это был председатель
колхоза или иной мелкий сельхоз. руководитель)
традиционно уже жаловался на развал Союза и
низкий уровень жизни. Весьма
критически отзывался он и о
президенте Кучме - впрочем, эти
замечания не
отличались от
отзывов русских работяг о Ельцине.
Забегая вперед, отмечу
(несмотря на
свои демократические убеждения), что за
время нашего путешествия
мы говорили с не одной сотней людей: богатых
и бедных, украинцев,
молдаван, болгар - и все проклинали распад
СССР и смеялись
над своими руководителями.
Но тем не менее, на
поверхностный
взгляд, не
все так
на Украине плохо: вдоль трассы
ухоженные поля (в отличие от
Подмосковья дрова с них явно не возят),
сама трасса реконструируется, по обочинам,
хотя и с большими промежутками, установлены
светоотражающие столбики.
Покинув машину на повороте
на Жашков, решаем становиться
на ночлег. Вариант только один -
придорожные посадки. Входим в них и вновь
везде обрывки газет и экскременты.
Любят украинцы покакать
на природе! С трудом нашли не загаженную
лужайку, пройдя почти километр.
Полный отчет
для удобства скачивания
заархивирован <SolBolg.zip> (139Kb) |
|