ОТЧЕТ
ОБ ЭКСПЕДИЦИИ ГРУППЫ "ЛАБИРИНТ" В
ВОРОНЕЖСКУЮ И РОСТОВСКУЮ ОБЛАСТИ 12 -
18 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА.
Цели экспедиции: осмотр
пещеры "С-2", сбор сведений о
сплеообъектах в Ростовской области и
с.Рамонь Воронежской области.
Состав экспедиции: Сергей
Каминский, Андрей Перепелицын,
Татьяна Янчук.
Полный
отчет для удобства скачивания
заархивирован <Woronj02.zip>(62Kb) |
12 сентября
Первоначально отъезд
экспедиции намечался на вечер 11
сентября, однако из-за клубившихся с
утра дождевых туч был перенесен на
следующее утро (по закону подлости,
конечно, к вечеру 1-го
небо полностью очистилось!).
Таким образом,
встретившись в 6.30 утра и доехав на
маршрутке N9 до развязки у д.Секиотово,
начали автостопить. Вскоре подошел
автобус N12А и решили на нем доехать до
д.Никольское, где прибавляется поток
машин с нового моста через Оку. Был
прикол: спутники сели в заднюю дверь
и доехали без билета, я же вошел в
переднюю и оказался перед
кондукторшей, которая взяла 5 руб.
Удивился подорожанию - еще два года
назад автобус считался городским, а
теперь ходит по пригородному тарифу
и получается (от Калуги считая)
дороже маршрутки (9руб против 6).
Показался автобус
Калуга - Воронеж, на который мы не
сели, в расчете на халявный проезд
автостопом, но увы: погода отличная,
место неплохое, но за два часа (!)
уехать не смогли и в 10.15 сели на
автобус Калуга-Тула до тульской
объездной. Водитель взял всего по 30
рублей, естественно, не выписывая
билетов.
Вышли на пересечении
с трассой М2 и вновь голосовали почти
час - стали уже сомневаться,
существует ли еще автостоп. но
остановился новый "москвич" и
подвез всех троих до с.Теплое - оно
уже на местной дороге в Ефремов,
рядом с каковым проходит трасса М4 (Москва-Дон).
Водитель явно то ли председатель
колхоза, то ли иной сельский
начальник. Естественно, спросили его
о всяких аномальных объектах - сказал,
что ни камней, ни аномальных зон не
знает, но сообщил примерно следующее:
- Был один случай у
нас, когда тракторист несколько раз в
один и тот же овражек въезжал - а при
этом ехал по знакомой дороге, которая
в лощинку ту не вела. Это его так
потрясло, что всем и каждому об этом
рассказывал - ему показалось, что
нечистая сила его вместе с трактором
перемещала.
Высадил нас водитель
в центре села. По карте, впереди
наличествовала железная дорога, по
каковой также можно было попасть на
трассу. Спросили про электрички у
встречной аборигенки - та страшно
удивилась: "Они не ходят". Нам
можно было ехать и в Войлово - там
тоже проходит М4, но по словам той же
женщины, туда ходит один автобус в
день - расписания она не знает.
Пешком дошли до
развили (в расчете на усиление потока)
- при этом поняли причину изумления
аборигенки: железная дорога вообще
не действует, во всяком случае,
асфальт положен поверх путей, хотя
рельсы и шпалы на месте. Вдали на
насыпи неподвижно стоял конь в
весьма живописной позе, каковую он не
менял в течении почти десяти минут.
Движение на дороге,
между тем, было слабое и снова никто
не останавливался - так что при
появлении автобуса на Ефремов
поехали в оном до города - по 33 руб с
носа, уже по красивым билетам. Прибыв
на автостанцию, Серега пешком идти на
выезд не захотел - моим спутникам 17-го
на работу и приходилось экономить
время - так что взяли билеты на
ближайший автобус до ближайшей
деревни по трассе. Как я и ожидал, из
этой затеи ничего путного не вышло -
автобус опоздал более чем на полчаса.
Скрасили ожидание и отметили въезд в
Тульскую область жеванием тульских
пряников: правда, оказалось, что цена
их почти такая же, как и в Калуге!
Сворачивая с трассы,
водитель автобуса зарулил не туда -
развязка здесь новая, частично еще
строится. Мне место сразу показалось
неудобным для голосования, но все же
стояли там почти час - даже таксисты
не останавливались! Потом медленно
прошли дальше - примерно через
километр нашли заправку и возле оной
только в шестом часу застопили
навороченный микроавтобус японского
происхождения с правым рулем - на
передних сиденьях находились
мужчина лет 50-и с молодой девушкой, в
один голос сказавшие:
- Мы вас подвезем,
если литров за десять дизтоплива
заплатите - до Воронежа доехать. Мы
охотно согласились (всего по 20 руб за
более чем стопятидесятикилометровый
участок), и вызвали вздох облегчения
новых знакомых - перебивая друг друга,
они пояснили, что в Москве их за
превышение нагрели ГИАшники на
триста рублей и
теперь они уже хотели на заправке
просить горючку в долг у каких-нибудь
воронежских земляков.
Разговорившись, узнали, что девушка
представляет собой вовсе не герлу
нового русского, а дочку, каковую
отец ездил встречать в Домодедово,
куда она только что прилетела с
Байкала. Да и водитель на миллионера
не тянет - машину он сам пригнал с
Дальнего Востока. В ходе расспросов
заявил, что сейчас есть открытая для
всех автотрасса, и три года назад она
уже была - только через Амур не было
моста и переправляла всех машина-амфибия
за плату: так что информация
автостопщиков не соответствует действительности - автодорога Москва
- Владик существует! В Воронеже наши
попутчики живут всего месяц, а
переселились туда из Бурятии
(водитель,
кстати, и по расовому типу близок к
монголоиду). Сказали, что с
автостопом у них проблем нет никаких,
любая машина останавливается,
хвалили Байкал и омуля, советовали
посетить их края. Довольно много
читали и смотрели по аномалистике.
Мужчина рассказал о "аномальной"
дороге: днем по ней ездить можно, а
ночью машина возвращается на то же
место, об этой особенности знают все
водители.
Также сказали, что
въезд в Монголию безвизовый (сомневаюсь)
и многие жители Бурятии едут туда
мыть золото - совершенно официально
монголы дают участки, точно не помню.
но порядка сотки за пять баксов.
Доехали до поворота
на Рамонь в восьмом часу вечера,
взаимно поблагодарили друг друга и
набрав в придорожном кафе воды пошли
в лесок. Сошлись на том, что машина с
правым рулем очень неудобна на
обгоне: шоферу не видна ситуация, приходится подсказывать пассажиру,
как и что впереди.
Сосняк оказался
посадками примерно 30-и летней
давности с двумя проселками. В Молдове, когда у нас
кроссовки украли ночью, мы в более
густом лесу ночевали... Но уже поздние
сeмерки,
да и холодно: особо забуриваться в
лес не хотелось. Поставили при свете
фонариков палатку, сварили ужин и
около 10 часов легли спать.
13 сентября
(кстати, пятница!)
Встали благополучно.
За пределами сосняка обнаружили на
траве легкий иней, вокруг же палатки
его не было - я прав оказался, когда
настоял разбить ее среди дерев, а не
на полянке.
В 8 утра стояли на
повороте в Рамонь. Движение хорошее,
но вновь никто не останавливается.
Стало казаться, что автостоп в России
прекратил существование (хотя в июле
я вполне нормально ехал из Москвы в
Калугу). Решили стопить до девяти и
уходить на Воронеж, но тут показался
автобус и мы сели в него. Загрузились
в заднюю дверь, хотя другим водитель
открывал переднюю, чтобы платили при
входе. Похоже, от
нас он денег не ждал, но я все же
сходил заплатил (12 руб за всех), чем
шофера явно удивил.
Сидевший рядом с нами
мужик лет 50, одетый цивильно, но со
спортивным рюкзаком,
поинтересовался в духе Райкина:
- А что это у вас,
ребята, в рюкзаках?
Разговор с ним
поддерживать не сочли нужным, но
когда высадились он все же подошел к
нам и познакомился - оказалось, зовут
его Костя, он бывший альпинист, а
сейчас едет на выходные на рыбалку.
Поинтересовался целью нашего визита.
- Хотим посмотреть
замок принцессы Ольденбургской, -
отвечаю, - Говорят, он в Рамони
находится. Хотя интересует,
собственно, не он, а легенды о
подземных ходах, из него ведущих.
Впервые о них я услышал пару лет
назад от подвозившего меня местного
жителя, уверявшего, что в подвале
замка есть щель с сильной тягой.
Переварив услышанное,
новый знакомый на секунду задумался,
а потом сказал:
- Пойдемте, я вас с
местным краеведом познакомлю,
После чего повел к
частному дому, обнесенному забором.
Калитка была на замке.
- Дома он, - уверенно
заявил Константин, только спит еще!
Его недавно обокрали, вот он и
закрывается на замок!
Покричав некоторое
время, бывший альпинист решил лезть
через забор, однако делать это как-то
стеснялся, пока не увидел
проходившую по улице женщину.
Призвав ее в свидетели, наш новый
знакомый перекрестился, перелез
через примерно полутораметровый
забор и пошел к дому. Проводив его
взглядом, Сергей Каминский заметил:
- Насколько
отличается восприятие альпинистов и
спелеологов! Я бы под воротами полез!
В самом деле - сделать
это было гораздо легче, чем лезть
поверх преграды. Как бы то ни было,
вскоре Константин вернулся обратно,
угостил нас яблоками, а следом
появился краевед. Зовут его Владимир
Шилов, лет ему около 60 и сразу стало
ясно, что является он типичным
районным краеведом.
О подземельях наш
новый консультант ничего
конкретного не знал, однако
подтвердил, что легенды о них
существовали. Сам он представляет
уже третье поколение живущих в
Рамони Шиловых - но из достоверных
фактов сказал только, что его отец
лазал по подземному водотоку замка. В
то же время глубоко убежден (как и
другие аборигены), что все церкви
городка и замок связаны подземными
ходами, что ходы идут под рекой и т.п.
и т.д. - все традиционно.
Ходят интересные
легенды и о самом замке - что он как-то
связан с орденом колдунов-чернокнижников.
Владимир показывал статью на этот
счет в воронежском иллюстрированном
журнале, но даже бегло почитать не
дал и не пересказал, заявив, что "все
это ерунда и я в газете напечатал
разгромный отклик на нее". От
предков он тоже легенд о колдунах не
слышал.
Замок оказался
совсем недавним - 19 век, что сразу
вызвало потерю к нему нашего
интереса. Да и вид его не слишком
впечатляющий - какая-то эклектика. В
общем, помещичья усадьба, она и есть
помещичья усадьба, хотя и довольно
наворочанная.
Сейчас замок
реставрируется под нужды музея (до
того там бывали различные конторы и
подобные учреждения, а то и никого не
бывало).
Подвалы оказались
довольно обширными, с точки зрения же
спелеологии малоинтересными. Только
в одном месте из печи вглубь уходил и
заворачивал направо узкий (едва
проползти) ход. Скорее всего, это один
из ходов отопительной системы - печи
располагались именно в подвале, в
комнатах же замка имелись только
полу декоративные камины - однако
Каминский обратил внимание, что ход
практически не закопчен, что уже не
совсем понятно.
Побродив еще с
полчаса вместе с Шиловым у замка,
пошли на автостанцию и на автобусе (около
15 руб, ходит раз в полчаса) доехали до
Воронежа.
От города
впечатление осталось жуткое, то есть
никакого: по пути наш автобус стоял в
пробке, потом сутолока на
автовокзале, потом набитая маршрутка
на железнодорожный вокзал, потом
часовое ожидание электрички...
Терпеть не могу вокзалы, и будь я один
- поехал бы автостопом, но спутники
волновались, что так будет дольше (очень
сомневаюсь) - а им хочется увидеть как
можно больше. Скрепя сердце и так уже
решили не заезжать в знаменитые
Костенки, где раскопаны
неолетические жилища из костей
мамонта и действует музей-заповедник.
От автовокзала шел
автобус, но мы поехали на
железнодорожный вокзал - там через
час уходила электричка. Зал ожидания
чистый, но зачем-то работал на полную
мощность телевизор, который никто не
смотрел (я специально обратил
внимание)... Неужто специально для
шума?
Во время ожидания
решили перекусить булочками. Я
увидел странное хлебобулочное
изделие под названием "Корифена"
- вообще-то, корифена - это морская
рыба, однако булочка оказалась чем-то
средним между чебуреком и пирожком,
вполне приемлемая на вкус. Начинка
разная, на выбор: картошка, ливер,
курага... Еще продают "пончики",
оказавшиеся пышками (в Питере в 1999 г
было наоборот).
До места добрались в
битком набитой электричке, голова у
меня гудела, как пустой котел.
Мост оказался
понтонным, у въезда - живописная
беседка с камышовой крышей, в лучших
народных традициях. Пойма Дона в этом
месте имеет ширину почти в 3 км, а
дорога на коренной берег весьма
крутая. По пути в луже увидел и
сфотографировал необычную лягушку:
коричневую, с зеленой полосой на
спине. Каминский сначала даже не
понял, в чем дело:
- Что ты обычную
лягушку снимаешь.
Между тем, пока я ее
определить не смог (хотя и не слишком
старался). Однозначно, это не гибрид -
в луже пребывала вторая, точно такая
же.
Войдя в село,
спросили про пещеру у копавшийся в
огороде женщины:
- Я дачница, сама там
не разу не была. Вроде рядом, а не
досуг все. Там, говорят, ангелочки
какие-то на стенах... Вы дальше
пройдите, спросите ребят в крайнем доме - они ее и
нашли.
По пути обратились к
сидевшим на лавочке старожилам: те
отнеслись исключительно приветливо,
сказали, что пещеру нашел Женя, а до
того о ней даже не было никаких
слухов и воспоминаний. Одна женщина
пригласила приходить с бутылкой за
парным молоком после
утренней или вечерней дойки (я так
понял, что бесплатно, хотя мы не пошли
- было в лом, да и некогда).
Уговаривать их позировать не
пришлось - сами, увидев фотоаппарат,
сказали: "Сфотографируйте нас"!
В деревне несколько
домов под соломенными крышами,
вместе с тем, есть водопровод и даже
газ! Контрасты!
В крайнем доме
оказался парень лет 16-и - Женя
Чесноков, как оказалось, он и нашел
пещеру: шел на рыбалку, а под ногами
провалилась порода. Сказал об этом
учителю истории, та - главе сельской
администрации и о пещере узнала
широкая общественность. Просто
удивительно - в большинстве случаев
информация о подобных объектах не
доходит даже до краеведов. Интересно
и то, что парни сами осмотрели пещеру
и даже откопали второй ("родной")
вход! Пошли показывать. Ребята (с нами
шло человек пять) хотя и были явно
выпимши, но не проявляли никаких
признаков агрессии и занудства.
Удивительно гостеприимный народ.
Позднее подошел Иван Лягушкин (который
на самом деле не Лягушкин - см. ниже) -
дал полный отчет, кто когда и зачем
ездил к пещере (о нашем приезде уже
узнал от Агапова, каковой бы здесь с
месяц назад и описал нашу троицу).
Несколько раз повторил, что приезжал
осматривать пещеру батюшка, но
внутрь он лазал не в рясе, а в брюках (похоже,
именно это Ивана Захаровича и
потрясло больше всего).
На вопрос о
окаменелостях ("чертовых пальцах")
ребята сказали, что они встречаются в
местах, "где мел с песочком".
Рассказы провожатых
об открытии пещеры снимали на видео,
так что пересказывать их не буду.
Отмечу только, что в пещере они нашли
и что-то типа деревянных гвоздей или
клинышков, и, конечно, выбросили - а
можно было сделать анализ на углерод-14
и узнать возраст
пещеры!
Подробно описывать
саму пещеру также смысла не вижу - как
кальки "рунических" (лучше
скажем осторожнее: "квазирунических")
знаков на стенах, так
и топосъемки пещеры неоднократно
сделаны нашими предшественниками.
Скажу лишь, что пещера имеет протяженность около
10 метров, и, в общем, Г-образна. В
большую ее часть проникает дневной
свет, искусственное освещение
требуется лишь в отделенном
полузавалом "аппендиксе".
Современные автографы только
появляются, древние знаки
действительно производят сильное
впечатление (они группируются в двух
местах пещеры) - хотя и несколько
разочаровали: во-первых,
дохристианской надписи как таковой
нет: на стенах лишь комбинация двух
рун (похожих на буквы i и c) (в
привходовой части) и вообще одной (с)
в удаленном гротике. Во-вторых, в
алфавите "футарк", как установил
Каминский, имеет точное
соответствие только одна (i).
Крестов много - за
исключением одного, все простые,
похожие на раннехристианские, с
одной перекладиной посередине. Грубо
и, похоже намеренно, перечеркивают
квазируны. Сергей выразил свое
негодование так:
- Козлы эти христиане.
Места, что ли, мало - обязательно надо
предшествующие надписи изгадить.
- Вот именно,
обязательно надо - это же языческие, т.е.
дьявольские символы - развили мы его
мысль.
Осмотрев пещеру,
пошли ставить палатку - место выбрали
в пойме, в небольшой рощице на месте
бывшей старицы. Оно минированное
коровами, есть следы других лагерей,
но, тем не менее, с дровами особых
проблем нет. Под палатку, по
инициативе Каминского, уложили слой
сена из ближайшего стога.
Отмечу, что спускаясь,
на осыпи Татьяна сделала очень
интересную находку: рог белого цвета.
Первоначально я принял его за
коровий, но потом увидел, что канал
внутри него небольшой, в основном же
он состоит из материала, похожего на
костную (или, по мнению Каминского, на
зубную) ткань. Клык мамонта или
сабелезубого тигра? Пока не
определили, но, напомню, Костенки
рядом. Сергей в основании "зуба"
заметил две борозды, похожие на следы
обработки человеком. Татьяна же
нашла и еще две окаменелости, уже
явно мелового периода.
Поужинав, я и Сергей
пошли заниматься фотосъемкой пещеры,
а Татьяна предпочла лечь спать. Мы же
из пещеры вылезли в первом часу - небо
было исключительно звездным, но
весьма прохладная погода к любованию
не располагала, так что поторопились
залечь в палатку.
14 сентября
Рано утром, сквозь
сон услышали тройной свист, затем
повторившийся. Я сразу сказал:
- Гости!
Спутники, однако, с
этим выводом не согласились, и,
переворачиваясь на другой бок,
согласно заявили, что кричит какая-то
птица.
Проснувшись
окончательно, еще раз пошли
осматривать пещеру, а таже - берег (на
предмет окаменелостей и просто
впечатлений). В плане окаменелостей -
ноль, нашли только многочисленные
норки, по размеру похожие на лисьи (чуть
меньше), но одиночные. Интересно - чьи?
В отличие от
спутников, в пещеру я залезал через
провал, при этом случился казус:
обвалились несколько камней, среди
которых оказалась и пищащая летучая
мышь-ушан. Сначала нам казалось, что
рукокрылое находится при издыхании,
но Татьяна все же положила ее в щель.
На обратном пути мышку видели уже
порхавшей в поисках убежища, так что
с нею все обошлось, но казус сей
наглядно показал, что пещера
осыпается, и, по-хорошему, я согласен
с Ильей Агаповым: копать ее надо
срочно, и по всем правилам археологии.
Вряд ли она в существующем виде
продержится долее нескольких лет.
Закончив осмотр
пещеры, Татьяна пошла в лагерь, мы же
с Сергеем поднялись в гору - уточнить
дорогу. Иван Лягушкин был во дворе,
пошел в дом, вынес слив, пакет, дал
воды с тазом и сказал: помойте сами и
возьмите на дорогу.
Вышли из лагеря в
двенадцатом часу. Стало жарко, но на
западе показались подозрительные
перистые облака. Сергей напомнил, что
и вчера кучевых облаков не было.
Нехорошие признаки...
Дойдя напрямик до
асфальта, стали голосовать, при этом
встретили навстречу идущий автобус.
Все подъехали на попутке - взяла
вторая же машина (ничего интересного
не узнали), далее пересели на автобус.
От аборигенок в оном узнали, что
автостоп здесь общепринят и платить
не принято, но в то же время что так
можно ездить даже на большие
расстояния поверить никто не мог,
включая и водителя автобуса.
Последний оказался
очень разговорчивым, и когда я пришел
платить (легко можно было
договорится и бесплатно) стал
расспрашивать. Настоятельно
советовал ехать на автобусе, каковой
идет до Троицкого (а там, мол, попутку
поймаете до Петропавловки).
Клятвенно заявил, что автобус
выходит в 13.20. Убеждал нас, что
Дивногорье находится на левом берегу
Дона. Хотя я точно знал, что это не так,
спорить не стал и проявил слабость (да
и спутники тоже) дав себя уговорить
ехать на автостанцию и далее на
автобусе. Там оказалось, что автобус
выходит без пятнадцати два!
Благодаря "нашему" водителю,
среди его коллег мы стали
достопримечательностью, причем они
нам убедительно советовали ехать на
электричке до Лисок - так, якобы,
быстрее, попутки то ли будут, то ли
нет. Все сошлись на том, что движение
на дороге Острогожск - Воронеж
хорошее, и по ней уехать на попутке
легко, до Кротояка же - неизвестно как.
Потом попросили нашу карту -
оказывается, поспорили где
Дивногорье: на правом или левом
берегу. Наш водила держался своего
мнения стойко, но в последний момент
руку отдернул (до того, как "судья"
успел "разбить") и таким образом,
литровую банку меда не проспорил (у
него пасека и спорили именно на мед).
Все веселились. Я же прикинул, что
музей после пяти может быть закрыт, а
раньше мы в Дивногорье скорее всего
не попадем теперь, и предложил ехать
все же на электричке до Лисок и
Шатришей, переночевать там, а с утра
уже идти в музей. Вариант не
интересный (по этому пути я уже ездил,
да и обратно пришлось бы им ехать), но
в сложившихся условиях казался
оптимальным.
Электричка подошла в
13.40, втиснулись в нее (даже сидели).
Отмечу, что за все время в
Воронежской области кондукторши или
ревизоры нам ни разу в электричках
не встретились). В Лмски приехали
около полтретьего, и мои опасения
подтвердились: ближайшая электричка
в Дивногорье в 17.15! Два с половиной
часа! Я взбунтовался и сказал, что
Лиски уже видел и пусть спутники
сидят и ждут электричку, а я пойду
пешком. В Шатришах встретимся.
- А чего ты сразу
завелся? - миролюбиво сказал Сергей, -
Мы тоже пешком пойдем!
Но сначала надо было
переехать на другой берег. Ближайший
автобус туда шел в 15.15, следующий в 15.40
- но он мог провезти еще пару
километров дальше. Серега, конечно,
решил ехать на нем, и я согласился (компромисс
такой). Лавки на вокзале нас не
привлекали, так что приземлились
возле летнего кафе, под зонтиком.
Посетителей не было, и нас никто не
трогал, хотя ассортимент кафе не
прельстил и завхоз пошел искать
магазин. Минут через двадцать он
пришел с лавашем, колбасой и (зачем-то)
"Байкалом", мы перекусили, а тут
и автобус подошел.
Доехали до Лисок (это
не город Лиски, а село того же имени
на правом берегу). Вообще, одинаковых
названий в Воронежсой области очень
много: Селявное, Шатриши, Копанище...
Хотелось бы знать: с чем это связано?
Спросили дорогу
дальше. Аборигенки показали на
электричку (кстати, неправильно - до
Дивногорья здесь поезда не ходят, это
другая ветка), на их обяснения вышел
дед, копавшийся в огороде и толково
все рассказал (хотя и прикольно: "Пойдете
налево, потом направо, потом налево,
потом опять направо").
Пошли. До откоса
ведет хорошая асфальтовая дорога -
оказалось, там карьер, каковой
посещать не стали, опасаясь нехватки
времени (хотя, подумавши, можно было
зайти). Места красивые: всюду меловые
холмы, такой мелкосопочный рельеф,
как в предгорьях. На каждом обнажении
искали окаменелости - но ничего
путного не нашли, взял только пару
образцов. Когда дорога исчезла,
Каминский ухитрился раз пять
помянуть электричку, в том плане, что
она нас обогнала - так что я не
выдержал и слегка завелся: ведь
предлагал же ему ехать на поезде.
Товарищ обиделся:
- Да я ведь просто
теоретически рассуждаю...
В принципе, в Откосе
можно было пересесть на электричку,
но мы пошли дальше, поспорив немного
из-за дороги (хотя особой разницы и не
было: в любом случае она нас привела
бы на рельсы, километром раньше или
позже). Явно сказывалась усталость,
иначе с чего бы спорить? Все же
случайно пошли по "правильной"
грунтовке, каковая и привела на
турбазу (или дом отдыха) - на карте не
обозначена. Там имелись только
сторожа, сказали, что и сейчас народ
приезжает отдыхать, особенно на
выходные. Странно - корпус-то уютный,
двухэтажный, но рядом железная
дорога с интенсивным движением, да и
пейзаж на слишком... - я бы со скуки
сдох. Набрали воды, расспросили
дорогу. Оказалось, идти по
железнодорожному полотну вовсе не
надо - есть проселок ближе к реке, в
самой пойме.
- Увидите красный
бакен, и поднимитесь по тропинке в
гору - там и будет Шатришская пещера -
напутствовали нас хозяева.
Когда, по моим
расчетам, должна уже была быть рядом
гора с пещерой, я заволновался и
обнаружив тропинку, пошел по ней
вверх - а она стала забирать под углом
градусов в 70! Меловые осыпи оказались
весьма скользкими, особенно тяжело
было подниматься Танюшке. Поднявшись
примерно до середины холма, я
обнаружил, что пещера-то - в следующем
(хороший ориентир - стоящий на
вершине "нужной" горы крест).
Вновь к воде спускаться не стали, и
сделали небольшой траверс "хребта",
метров в двести длиной. Небольшой, -
но, поднявшись к кресту, основательно
взмокли - а тут еще небо (как и
следовало ожидать) затянуло. Повел
друзей в пещеру - довольно быстро
поверхностно осмотрели ее и стали
искать место для лагеря. Я предлагал
стать в помещении подземной церкви (или
часовни, не знаю), где высечены лики
святых - но там тесновато, Каминский
предпочитал отделение рядом со
входом - но там потолок низкий (а мел
весьма пачкается), да и туалет кто-то
устроил... В итоге завхоз еще раз
пошел под землю, и свернув в боковой
ход, обнаружил три келейки, в форме
листа клевера - правда, каждая могла
вместить только двоих. Решили, что
костровой тент мы постелим для нас с
Татьяной, а для Сергея - тент от
палатки. Испачкается, конечно, но что
уж делать...
На поверхности
услышали плеск - я было подумал, что
протекает торпеда с водой, но Серега
объяснил, что так рыболовы
приманивают сомов. Никогда не слышал
о таком способе.
Дрова для небольшого
костерка удалось найти тут же, возле
входа (кустарник). Пока сидели, небо
затянуло облаками и в промежутке 20
20.30 (часы с оборванным ремешком
остались в лагере) я (Перепелицын)
наблюдал интересное явление: по
азимуту 50- 60
градусов, на высоте около 20 над
видимым горизонтом в небе появилась
яркая точка примерно -4М (вроде на
фоне облаков), тут же начала расти и
за 1 - 2 секунды увеличилась до
овального пятнышка с горизонтальной
осью около 2 градусов и вертикальной
около 1,5. Яркость немного уменьшилась,
цвет был гоубовато-красный (что-то
типа разряда молнии). Когда я крикнул:
"смотрите!" пятнышко исчезло,
достигнув указанных размеров.
Спутники утверждают, что в этот
момент слышали "хлопок", я не
слышал (возможно, потому, что сам
крикнул в это время). Единственное
техногенное объяснение - "рассыпающийся"
фейерверочный заряд,
но это сомнительно - явление
наблюдалось хотя и над городскими
огнями Лисок, но над окраинной его
частью, да и
в следующие полчаса явление не
повторилось. Напрашивается аналогия
с известными "полусферами",
наблюдавшимися в горных условиях,
или шаровой молнией на уровне
облаков (точно я лишь ручаюсь, что до
объекта было не менее 50 метров, но
вроде бы он слегка осветил облака).
Поужинав, более
внимательно осмотрели всю пещеру.
Сергей настойчиво пытался засунуть
меня в трещины, но я до предела
возможного не лазал - просто не
интересно было тратить силы в сотни
раз пройденных маршрутах. Вот если бы
там никто раньше не бывал, тогда да...
Стоит отметить любопытные
карстовые образование на стенах
трещин, типа органных труб в
миниатюре.
Даже в процессе
такого аккуратного лазания я потерял
окаменелость, которую Татьяна нашла
еще в Селявном и мне отдала - причем
потерял ее окончательно во второй
раз, при первом выпадении из кармана
Татьяна же ее подняла. Ладно, не большая потеря -
окаменелость в общем-то была почти
нечитаемая.
15 сентября.
Утром Танюша
обнаружила еще одну потерю - коробка
спичек, причем коробка до некоторой
степени амулетного - привезенного
еще из Питерских болот. Пошли искать -
и не нашли. Вернувшись в лагерь,
спички обнаружились в рюкзаке, зато я
осознал, что потерял свою шапочку,
которую сдуру вчера
не вытащил из кармана "спелерской"
куртки и так с ней и ползал. Пошел
искать - еще раз обошел всю систему и
не нашел. По-видимому, шапка
вывалилась вчера в глубокую трещину (в
каковой мое тело принимало различные
положения) и теперь покоится на ее
дне. Ладно - подарок Духам пещеры.
Вылезли наконец.
Погода - жуть: морось, низкие тучи. На
Дону только сейчас обнаружили
красный бакен, не замеченный вчера,
почти точно напротив Шатрищ - по
мнению сторожей турбазы, являющийся
хорошим ориентиром (но лучше
ориентироваться на крест на вершине
холма с пещерой). Я вылез первый и
принимал рюкзаки - конечно, они
запачкались мелом, но в общем, по-божески.
Позавтракали и пошли на остановку -
выше по течению. Навстречу идет
железнодорожник и говорит:
- А зачем вы пешком в
Дивногорье идете, сейчас электричка
будет!
- А мы и идем на нее!
- Так остановка
позади!
Оказалось, между
посадочными платформами
противоположных направлений почти
полкилометра - садиться в сторону
Острогожска нужно (относительно
Шатрищ) ближе к Лискам. Пришли в
нужное место. Наш новый знакомый
поставил имевшееся у него ведро с
побелкой, обмакнул кисть и проводя по
краю платформы черту, объяснил:
- В электричке
комиссия едет, начальство приказало
благоустроить остановки.
Проведя белую линию и
благоустроив таким образом
платформу, разговорчивый
железнодорожник рассказал много
занятного об тих местах и о себе. Так,
в прошлом году в Шатрищах завалило
нескольких спелеологов - спасатели
откапали трупы. Сам он мусульманин,
приехал из Таджиистана, но пещерные
монастыри ему нравятся. Развернулся
вовсю: взял в аренду картофельное
поле, нанял для обработки нескольких
бомжей и продал много картошки, а
теперь еще и свиней завел (мусульманин!).
В общем, достойный сын пассионарного
этноса.
Погрузившись в
электричку, нормально доехали до
остановки "143 км", н спустились к
"святому роднику". Вышел облом:
источник пересох и стал непроточным.
Между тем, люди паломнического вида
крестятся и черпают воду. Ну и мы
зачерпнули, хотя и не
перекрестившись. Аборигены сказали,
что как и в Калуге, за лето у них
прошли всего два дождя (хотя такого
смога и не было). Могло бы и еще пару
дней дождя не быть - а он между тем
накрапывает. Поднялись к насыпи -
навстречу идет толпа во главе с
экскурсоводшей - обширных размеров
пожилой тетушкой. Спросил у нее: где
администрация музея? В ответ
послышалось:
- Мне некогда
разговаривать, у меня группа.
Заметив бой-бабе, что
хвост ее группы едва виден (морось, да
и расстояние не маленькое - метров
сто) все же добился внятного ответа.
Пошли. По пути обнаружили
автостоянку - похоже, дорога сюда
совсем не так плоха, как следует из
карты.
Администрация музея-заповедника
представляет собой рядовой
одноэтажный домик, прямо у порога
которого стоял молодой мужчина.
Спросив его, не он ли будет Рафиль
Мишин (этого сотрудника нам
рекомендовал Илья Агапов), получил
утвердительный ответ, с поправкой:
"Не Рафиль, а Равиль".
По поводу пещеры С-2
сказал, что ездил туда, проводил
опрос и допускает, что "руны" -
новодел: якобы, ему кто-то из местных
сказал, что на берегу в 40-х
копали подземные склады (овощехранилища,
что ли) и возможно, обнаружившаяся
пещера - один из них. Сомнительно, на
мой взгляд, да и Равиль не настаивал
на версии.
Внутри подземелья
оштукатурены, сделана подсвета и на
пещеры они не похожи. Равиль сказал,
что подземную церковь в значительной
степени "восстанавливали"
по логике и интуиции, документов
сохранилось мало. В общем, не
впечатляет. Кстати, у подъема к
пещерному храму стоит табличка:
"Взбираться на
меловые столбы-дивы категорически
запрещено"
Два года назад ее не
было. Интересно - поставили в
предвидении несчастного случая, или
после оного? Кстати, Равиль
подтвердил, что в прошлом году в
Шатришах действительно завалило
спелеолога, труп коего откопали
МЧСовцы. Возможно, в той самой
трещине, куда Серега настойчиво
пытался меня запихнуть...
Сердечно
распрощавшись с нашим консультантом,
по подсказанной им дороге через
холмы пошли к монастырю. Попутно
осмотрели раскопы Маяцкого городища
времен Хазарского каганата -
особенно смотреть не на что, лучше
читать археологические отчеты.
Полный
отчет для удобства скачивания
заархивирован <Woronj02.zip>(62Kb) |
К монастырю
подходили уже под сильным дождем.
Спутники остались под широкой аркой
въездных ворот, я же ломанулся в
находившийся прямо по курсу храм, где
шла служба. Креститься не стал, а
подошел к некоей бабульке в платочке
(типа торговки свечками и иконками) и
спросил - как найти отца
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОЛЬКО В
ЗААРХИВИРОВАННОМ ВИДЕ
ГЛАВНАЯ
ГЛАВНАЯ II
|