ОТЧЕТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ ГРУППЫ "ЛАБИРИНТ" В ВОРОНЕЖСКУЮ И РОСТОВСКУЮ ОБЛАСТИ 12 - 18 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА.

Крупнее      Цели экспедиции: осмотр пещеры "С-2", сбор сведений о сплеообъектах в Ростовской области и с.Рамонь Воронежской области.

     Состав экспедиции: Сергей Каминский, Андрей Перепелицын, Татьяна Янчук. 

Полный отчет для удобства скачивания заархивирован <Woronj02.zip>(62Kb)

     12 сентября

      Первоначально отъезд экспедиции намечался на вечер 11 сентября, однако из-за клубившихся с утра дождевых туч был перенесен на следующее утро (по закону подлости, конечно, к вечеру 1-го  небо полностью очистилось!).

     Таким образом, встретившись в 6.30 утра и доехав на маршрутке N9 до развязки у д.Секиотово, начали автостопить. Вскоре подошел автобус N12А и решили на нем доехать до д.Никольское, где прибавляется поток машин с нового моста через Оку. Был прикол: спутники сели в заднюю дверь и доехали без билета, я же вошел в переднюю и оказался перед кондукторшей, которая взяла 5 руб. Удивился подорожанию - еще два года назад автобус считался городским, а Крупнее теперь ходит по пригородному тарифу и получается (от Калуги считая) дороже маршрутки (9руб против 6).

     Показался автобус Калуга - Воронеж, на который мы не сели, в расчете на халявный проезд автостопом, но увы: погода отличная, место неплохое, но за два часа (!) уехать не смогли и в 10.15 сели на автобус Калуга-Тула до тульской объездной. Водитель взял всего по 30 рублей, естественно, не выписывая билетов.

     Вышли на пересечении с трассой М2 и вновь голосовали почти час - стали уже сомневаться, существует ли еще автостоп. но остановился новый "москвич" и подвез всех троих до с.Теплое - оно уже на местной дороге в Ефремов, рядом с каковым проходит трасса М4 (Москва-Дон). Водитель явно то ли председатель колхоза, то ли иной сельский начальник. Естественно, спросили его о всяких аномальных объектах - сказал, что ни камней, ни аномальных зон не знает, но сообщил примерно следующее:

     - Был один случай у нас, когда тракторист несколько раз в один и тот же овражек въезжал - а при этом ехал по знакомой дороге, которая в лощинку ту не вела. Это его так потрясло, что всем и каждому об этом рассказывал - ему показалось, что нечистая сила его вместе с трактором перемещала.

     Высадил нас водитель в центре села. По карте, впереди наличествовала железная дорога, по  каковой также можно было попасть на трассу. Спросили про электрички у встречной аборигенки - та страшно удивилась: "Они не ходят". Нам можно было ехать и в Войлово - там тоже проходит М4, но по словам той же женщины, туда ходит один автобус в день - расписания она не знает.

     Пешком дошли до развили (в расчете на усиление потока) - при этом поняли причину изумления аборигенки: железная дорога вообще не действует, во всяком случае, асфальт положен поверх путей, хотя рельсы и шпалы на месте. Вдали на насыпи неподвижно стоял конь в весьма живописной позе, каковую он не менял в течении почти десяти минут.

Крупнее     Движение на дороге, между тем, было слабое и снова никто не останавливался - так что при появлении автобуса на Ефремов поехали в оном до города - по 33 руб с носа, уже по красивым билетам. Прибыв на автостанцию, Серега пешком идти на выезд не захотел - моим спутникам 17-го на работу и приходилось экономить время - так  что взяли билеты на ближайший автобус до ближайшей деревни по трассе. Как я и ожидал, из этой затеи ничего путного не вышло - автобус опоздал более чем на полчаса. Скрасили ожидание и отметили въезд в Тульскую область жеванием тульских пряников: правда, оказалось, что цена их почти такая же, как и в Калуге!

     Сворачивая с трассы, водитель автобуса зарулил не туда - развязка здесь новая, частично еще строится. Мне место сразу показалось неудобным для голосования, но все же стояли там почти час - даже таксисты не останавливались! Потом медленно прошли дальше - примерно через километр нашли заправку и возле оной только в шестом часу застопили навороченный микроавтобус японского происхождения с правым рулем - на передних сиденьях находились мужчина лет 50-и с молодой девушкой, в один голос сказавшие:

     - Мы вас подвезем, если литров за десять дизтоплива заплатите - до Воронежа доехать. Мы охотно согласились (всего по 20 руб за более чем стопятидесятикилометровый участок), и вызвали вздох облегчения новых знакомых - перебивая друг друга, они пояснили, что в Москве их за превышение нагрели ГИАшники на триста рублей  и теперь они уже хотели на заправке просить горючку в долг у каких-нибудь воронежских земляков. Разговорившись, узнали, что девушка представляет собой вовсе не герлу нового русского, а дочку, каковую отец ездил встречать в Домодедово, куда она только что прилетела с Байкала. Да и водитель на миллионера не тянет - машину он сам пригнал с Дальнего Востока. В ходе расспросов заявил, что сейчас есть открытая для всех автотрасса, и три года назад она уже была - только через Амур не было моста и переправляла всех машина-амфибия за плату: так что информация автостопщиков не соответствует  действительности - автодорога Москва - Владик существует! В Воронеже наши попутчики живут всего месяц, а переселились туда из Бурятии Крупнее (водитель, кстати, и по расовому типу близок к монголоиду). Сказали, что с автостопом у них проблем нет никаких, любая машина останавливается, хвалили Байкал и омуля, советовали посетить их края. Довольно много читали и смотрели по аномалистике. Мужчина рассказал о "аномальной" дороге: днем по ней ездить можно, а ночью машина возвращается на то же место, об этой особенности знают все водители.

     Также сказали, что въезд в Монголию безвизовый (сомневаюсь) и многие жители Бурятии едут туда мыть золото - совершенно официально монголы дают участки, точно не помню. но порядка сотки за пять баксов.

     Доехали до поворота на Рамонь в восьмом часу вечера, взаимно поблагодарили друг друга и набрав в придорожном кафе воды пошли в лесок. Сошлись на том, что машина с правым рулем очень неудобна на обгоне: шоферу не видна ситуация, приходится подсказывать пассажиру, как и что впереди.

     Сосняк оказался посадками примерно 30-и летней давности с двумя  проселками. В Молдове, когда у нас кроссовки украли ночью, мы в более густом лесу ночевали... Но уже поздние сeмерки, да и холодно: особо забуриваться в лес не хотелось. Поставили при свете фонариков палатку, сварили ужин и около 10 часов легли спать. 

     13 сентября (кстати, пятница!)

      Встали благополучно. За пределами сосняка обнаружили на траве легкий иней, вокруг же палатки его не было - я прав оказался, когда настоял разбить ее среди дерев, а не на полянке.

Крупнее     В 8 утра стояли на повороте в Рамонь. Движение хорошее, но вновь никто не останавливается. Стало казаться, что автостоп в России прекратил существование (хотя в июле я вполне нормально ехал из Москвы в Калугу). Решили стопить до девяти и уходить на Воронеж, но тут показался автобус и мы сели в него. Загрузились в заднюю дверь, хотя другим водитель открывал переднюю, чтобы платили при входе. Похоже,  от нас он денег не ждал, но я все же сходил заплатил (12 руб за всех), чем шофера явно удивил.

     Сидевший рядом с нами мужик лет 50, одетый цивильно, но со спортивным рюкзаком, поинтересовался в духе Райкина:

     - А что это у вас, ребята, в рюкзаках?

      Разговор с ним поддерживать не сочли нужным, но когда высадились он все же подошел к нам и познакомился - оказалось, зовут его Костя, он бывший альпинист, а сейчас едет на выходные на рыбалку. Поинтересовался целью нашего визита.

     - Хотим посмотреть замок принцессы Ольденбургской, - отвечаю, - Говорят, он в Рамони находится. Хотя интересует, собственно, не он, а легенды о подземных ходах, из него ведущих. Впервые о них я услышал пару лет назад от подвозившего меня местного жителя, уверявшего, что в подвале замка есть щель с сильной тягой.

     Переварив услышанное, новый знакомый на секунду задумался, а потом сказал:

      - Пойдемте, я вас с местным краеведом познакомлю,

      После чего повел к частному дому, обнесенному забором. Калитка была на замке.

Крупнее     - Дома он, - уверенно заявил Константин, только спит еще! Его недавно обокрали, вот он и закрывается на замок!

     Покричав некоторое время, бывший альпинист решил лезть через забор, однако делать это как-то стеснялся, пока не увидел проходившую по улице женщину. Призвав ее в свидетели, наш новый знакомый перекрестился, перелез через примерно полутораметровый забор и пошел к дому. Проводив его взглядом, Сергей Каминский заметил:

     - Насколько отличается восприятие альпинистов и спелеологов! Я бы под воротами полез!

     В самом деле - сделать это было гораздо легче, чем лезть поверх преграды. Как бы то ни было, вскоре Константин вернулся обратно, угостил нас яблоками, а следом появился краевед. Зовут его Владимир Шилов, лет ему около 60 и сразу стало ясно, что является он типичным районным краеведом.

     О подземельях наш новый консультант ничего конкретного не знал, однако подтвердил, что легенды о них существовали. Сам он представляет уже третье поколение живущих в Рамони Шиловых - но из достоверных фактов сказал только, что его отец лазал по подземному водотоку замка. В то же время глубоко убежден (как и другие аборигены), что все церкви городка и замок связаны подземными ходами, что ходы идут под рекой и т.п. и т.д. - все традиционно.

     Ходят интересные легенды и о самом замке - что он как-то связан с орденом колдунов-чернокнижников. Владимир показывал статью на этот счет в воронежском иллюстрированном журнале, но даже бегло почитать не дал и не пересказал, заявив, что "все это ерунда и я в газете напечатал разгромный отклик на нее". От предков он тоже легенд о колдунах не слышал.

  Крупнее    Замок оказался совсем недавним - 19 век, что сразу вызвало потерю к нему нашего интереса. Да и вид его не слишком впечатляющий - какая-то эклектика. В общем, помещичья усадьба, она и есть помещичья усадьба, хотя и довольно наворочанная.

     Сейчас замок реставрируется под нужды музея (до того там бывали различные конторы и подобные учреждения, а то и никого не бывало).

     Подвалы оказались довольно обширными, с точки зрения же спелеологии малоинтересными. Только в одном месте из печи вглубь уходил и заворачивал направо узкий (едва проползти) ход. Скорее всего, это один из ходов отопительной системы - печи располагались именно в подвале, в комнатах же замка имелись только полу декоративные камины - однако Каминский обратил внимание, что ход практически не закопчен, что уже не совсем понятно.

     Побродив еще с полчаса вместе с Шиловым у замка, пошли на автостанцию и на автобусе (около 15 руб, ходит раз в полчаса) доехали до Воронежа.

     От города впечатление осталось жуткое, то есть никакого: по пути наш автобус стоял в пробке, потом сутолока на автовокзале, потом набитая маршрутка на железнодорожный вокзал, потом часовое ожидание электрички... Терпеть не могу вокзалы, и будь я один - поехал бы автостопом, но спутники волновались, что так будет дольше (очень сомневаюсь) - а им хочется увидеть как можно больше. Скрепя сердце и так уже решили не заезжать в знаменитые Костенки, где раскопаны неолетические жилища из костей мамонта и действует музей-заповедник.

Крупнее     От автовокзала шел автобус, но мы поехали на железнодорожный вокзал - там через час уходила электричка. Зал ожидания чистый, но зачем-то работал на полную мощность телевизор, который никто не смотрел (я специально обратил внимание)... Неужто специально для шума?

     Во время ожидания решили перекусить булочками. Я увидел странное хлебобулочное изделие под названием "Корифена" - вообще-то, корифена - это морская рыба, однако булочка оказалась чем-то средним между чебуреком и пирожком, вполне приемлемая на вкус. Начинка разная, на выбор: картошка, ливер, курага... Еще продают "пончики", оказавшиеся пышками (в Питере в 1999 г было наоборот).

     До места добрались в битком набитой электричке, голова у меня гудела, как пустой котел.

     Мост оказался понтонным, у въезда - живописная беседка с камышовой крышей, в лучших народных традициях. Пойма Дона в этом месте имеет ширину почти в 3 км, а дорога на коренной берег весьма крутая. По пути в луже увидел и сфотографировал необычную лягушку: коричневую, с зеленой полосой на спине. Каминский сначала даже не понял, в чем дело:

     - Что ты обычную лягушку снимаешь.

      Между тем, пока я ее определить не смог (хотя и не слишком старался). Однозначно, это не гибрид - в луже пребывала вторая, точно такая же.

     Войдя в село, спросили про пещеру у копавшийся в огороде женщины:

      - Я дачница, сама там не разу не была. Вроде рядом, а не досуг все. Там, говорят, ангелочки какие-то на стенах... Вы дальше пройдите, спросите  ребят в крайнем доме - они ее и нашли.

Крупнее     По пути обратились к сидевшим на лавочке старожилам: те отнеслись исключительно приветливо, сказали, что пещеру нашел Женя, а до того о ней даже не было никаких слухов и воспоминаний. Одна женщина пригласила приходить с бутылкой за парным молоком  после утренней или вечерней дойки (я так понял, что бесплатно, хотя мы не пошли - было в лом, да и некогда). Уговаривать их позировать не пришлось - сами, увидев фотоаппарат, сказали: "Сфотографируйте нас"!

     В деревне несколько домов под соломенными крышами, вместе с тем, есть водопровод и даже газ! Контрасты!

     В крайнем доме оказался парень лет 16-и - Женя Чесноков, как оказалось, он и нашел пещеру: шел на рыбалку, а под ногами провалилась порода. Сказал об этом учителю истории, та - главе сельской администрации и о пещере узнала широкая общественность. Просто удивительно - в большинстве случаев информация о подобных объектах не доходит даже до краеведов. Интересно и то, что парни сами осмотрели пещеру и даже откопали второй ("родной") вход! Пошли показывать. Ребята (с нами шло человек пять) хотя и были явно выпимши, но не проявляли никаких признаков агрессии и занудства. Удивительно гостеприимный народ.  Позднее подошел Иван Лягушкин (который на самом деле не Лягушкин - см. ниже) - дал полный отчет, кто когда и зачем ездил к пещере (о нашем приезде уже узнал от Агапова, каковой бы здесь с месяц назад и описал нашу троицу). Несколько раз повторил, что приезжал осматривать пещеру батюшка, но внутрь он лазал не в рясе, а в брюках (похоже, именно это Ивана Захаровича и потрясло больше всего).

     На вопрос о окаменелостях ("чертовых пальцах") ребята сказали, что они встречаются в местах, "где мел с песочком".

     Рассказы провожатых об открытии пещеры снимали на видео, так что пересказывать их не буду. Отмечу только, что в пещере они нашли и что-то типа деревянных гвоздей или клинышков, и, конечно, выбросили - а можно было сделать анализ на углерод-14 и узнать возраст  пещеры!

Крупнее     Подробно описывать саму пещеру также смысла не вижу - как кальки "рунических" (лучше скажем осторожнее: "квазирунических") знаков на стенах, так  и топосъемки пещеры неоднократно сделаны нашими предшественниками. Скажу лишь, что  пещера имеет протяженность около 10 метров, и, в общем, Г-образна. В большую ее часть проникает дневной свет, искусственное освещение требуется лишь в отделенном полузавалом "аппендиксе". Современные автографы только появляются, древние знаки действительно производят сильное впечатление (они группируются в двух местах пещеры) - хотя и несколько разочаровали: во-первых, дохристианской надписи как таковой нет: на стенах лишь комбинация двух рун (похожих на буквы i и c) (в привходовой части) и вообще одной (с) в удаленном гротике. Во-вторых, в алфавите "футарк", как установил Каминский, имеет точное  соответствие только одна (i).

     Крестов много - за исключением одного, все простые, похожие на раннехристианские, с одной перекладиной посередине. Грубо и, похоже намеренно, перечеркивают квазируны. Сергей выразил свое негодование так:

     - Козлы эти христиане. Места, что ли, мало - обязательно надо предшествующие надписи изгадить.

     - Вот именно, обязательно надо - это же языческие, т.е. дьявольские символы - развили мы его мысль.

     Осмотрев пещеру, пошли ставить палатку - место выбрали в пойме, в небольшой рощице на месте бывшей старицы. Оно минированное коровами, есть следы других лагерей, но, тем не менее, с дровами особых проблем нет. Под палатку, по инициативе Каминского, уложили слой сена из ближайшего стога.

    Отмечу, что спускаясь, на осыпи Татьяна сделала очень интересную находку: рог белого цвета. Первоначально я принял его за коровий, но потом увидел, что канал внутри него небольшой, в основном же он состоит из материала, похожего на костную (или, по мнению Каминского, на зубную) ткань. Клык мамонта или сабелезубого тигра? Пока не определили, но, напомню, Костенки рядом. Сергей в основании "зуба" заметил две борозды, похожие на следы обработки человеком. Татьяна же нашла и еще две окаменелости, уже явно мелового периода.

     Поужинав, я и Сергей пошли заниматься фотосъемкой пещеры, а Татьяна предпочла лечь спать. Мы же из пещеры вылезли в первом часу - небо было исключительно звездным, но весьма прохладная погода к любованию не располагала, так что поторопились залечь в палатку. 

     14 сентября

      Рано утром, сквозь сон услышали тройной свист, затем повторившийся. Я сразу сказал:

     - Гости!

      Спутники, однако, с этим выводом не согласились, и, переворачиваясь на другой бок, согласно заявили, что кричит какая-то птица.

     Проснувшись окончательно, еще раз пошли осматривать пещеру, а таже - берег (на предмет окаменелостей и просто впечатлений). В плане окаменелостей - ноль, нашли только многочисленные норки, по размеру похожие на лисьи (чуть меньше), но одиночные. Интересно - чьи?

     В отличие от спутников, в пещеру я залезал через провал, при этом случился казус: обвалились несколько камней, среди которых оказалась и пищащая летучая мышь-ушан. Сначала нам казалось, что рукокрылое находится при издыхании, но Татьяна все же положила ее в щель. На обратном пути мышку видели уже порхавшей в поисках убежища, так что с нею все обошлось, но казус сей наглядно показал, что пещера осыпается, и, по-хорошему, я согласен с Ильей Агаповым: копать ее надо срочно, и по всем правилам археологии. Вряд ли она в существующем виде продержится долее нескольких лет.

     Закончив осмотр пещеры, Татьяна пошла в лагерь, мы же с Сергеем поднялись в гору - уточнить дорогу. Иван Лягушкин был во дворе, пошел в дом, вынес слив, пакет, дал воды с тазом и сказал: помойте сами и возьмите на дорогу.

     Вышли из лагеря в двенадцатом часу. Стало жарко, но на западе показались подозрительные перистые облака. Сергей напомнил, что и вчера кучевых облаков не было. Нехорошие признаки...

     Дойдя напрямик до асфальта, стали голосовать, при этом встретили навстречу идущий автобус. Все подъехали на попутке - взяла вторая же машина (ничего интересного не узнали), далее пересели на автобус. От аборигенок в оном узнали, что автостоп здесь общепринят и платить не принято, но в то же время что так можно ездить даже на большие расстояния поверить никто не мог, включая и водителя автобуса.

     Последний оказался очень разговорчивым, и когда я пришел платить (легко можно было договорится и бесплатно) стал расспрашивать. Настоятельно советовал ехать на автобусе, каковой идет до Троицкого (а там, мол, попутку поймаете до Петропавловки). Клятвенно заявил, что автобус выходит в 13.20. Убеждал нас, что Дивногорье находится на левом берегу Дона. Хотя я точно знал, что это не так, спорить не стал и проявил слабость (да и спутники тоже) дав себя уговорить ехать на автостанцию и далее на автобусе. Там оказалось, что автобус выходит без пятнадцати два! Благодаря "нашему" водителю, среди его коллег мы стали достопримечательностью, причем они нам убедительно советовали ехать на электричке до Лисок - так, якобы, быстрее, попутки то ли будут, то ли нет. Все сошлись на том, что движение на дороге Острогожск - Воронеж хорошее, и по ней уехать на попутке легко, до Кротояка же - неизвестно как. Потом попросили нашу карту - оказывается, поспорили где Дивногорье: на правом или левом берегу. Наш водила держался своего мнения стойко, но в последний момент руку отдернул (до того, как "судья" успел "разбить") и таким образом, литровую банку меда не проспорил (у него пасека и спорили именно на мед). Все веселились. Я же прикинул, что музей после пяти может быть закрыт, а раньше мы в Дивногорье скорее всего не попадем теперь, и предложил ехать все же на электричке до Лисок и Шатришей, переночевать там, а с утра уже идти в музей. Вариант не интересный (по этому пути я уже ездил, да и обратно пришлось бы им ехать), но в сложившихся условиях казался оптимальным.

     Электричка подошла в 13.40, втиснулись в нее (даже сидели). Отмечу, что за все время в Воронежской области кондукторши или ревизоры нам ни разу в электричках  не встретились). В Лмски приехали около полтретьего, и мои опасения подтвердились: ближайшая электричка в Дивногорье в 17.15! Два с половиной часа! Я взбунтовался и сказал, что Лиски уже видел и пусть спутники сидят и ждут электричку, а я пойду пешком. В Шатришах встретимся.

     - А чего ты сразу завелся? - миролюбиво сказал Сергей, - Мы тоже пешком пойдем!

     Но сначала надо было переехать на другой берег. Ближайший автобус туда шел в 15.15, следующий в 15.40 - но он мог провезти еще пару километров дальше. Серега, конечно, решил ехать на нем, и я согласился (компромисс такой). Лавки на вокзале нас не привлекали, так что приземлились возле летнего кафе, под зонтиком. Посетителей не было, и нас никто не трогал, хотя ассортимент кафе не прельстил и завхоз пошел искать магазин. Минут через двадцать он пришел с лавашем, колбасой и (зачем-то) "Байкалом", мы перекусили, а тут и автобус подошел.

     Доехали до Лисок (это не город Лиски, а село того же имени на правом берегу). Вообще, одинаковых названий в Воронежсой области очень много: Селявное, Шатриши, Копанище... Хотелось бы знать: с чем это связано?

     Спросили дорогу дальше. Аборигенки показали на электричку (кстати, неправильно - до Дивногорья здесь поезда не ходят, это другая ветка), на их обяснения вышел дед, копавшийся в огороде и толково все рассказал (хотя и прикольно: "Пойдете налево, потом направо, потом налево, потом опять направо").

     Пошли. До откоса ведет хорошая асфальтовая дорога - оказалось, там карьер, каковой посещать не стали, опасаясь нехватки времени (хотя, подумавши, можно было зайти). Места красивые: всюду меловые холмы, такой мелкосопочный рельеф, как в предгорьях. На каждом обнажении искали окаменелости - но ничего путного не нашли, взял только пару образцов. Когда дорога исчезла, Каминский ухитрился раз пять помянуть электричку, в том плане, что она нас обогнала - так что я не выдержал и слегка завелся: ведь предлагал же ему ехать на поезде. Товарищ обиделся:

     - Да я ведь просто теоретически рассуждаю...

      В принципе, в Откосе можно было пересесть на электричку, но мы пошли дальше, поспорив немного из-за дороги (хотя особой разницы и не было: в любом случае она нас привела бы на рельсы, километром раньше или позже). Явно сказывалась усталость, иначе с чего бы спорить? Все же случайно пошли по "правильной" грунтовке, каковая и привела на турбазу (или дом отдыха) - на карте не обозначена. Там имелись только сторожа, сказали, что и сейчас народ приезжает отдыхать, особенно на выходные. Странно - корпус-то уютный, двухэтажный, но рядом железная дорога с интенсивным движением, да и пейзаж на слишком... - я бы со скуки сдох. Набрали воды, расспросили дорогу. Оказалось, идти по железнодорожному полотну вовсе не надо - есть проселок ближе к реке, в самой пойме.

     - Увидите красный бакен, и поднимитесь по тропинке в гору - там и будет Шатришская пещера - напутствовали нас хозяева.

     Когда, по моим расчетам, должна уже была быть рядом гора с пещерой, я заволновался и обнаружив тропинку, пошел по ней вверх - а она стала забирать под углом градусов в 70! Меловые осыпи оказались весьма скользкими, особенно тяжело было подниматься Танюшке. Поднявшись примерно до середины холма, я обнаружил, что пещера-то - в следующем (хороший ориентир - стоящий на вершине "нужной" горы крест). Вновь к воде спускаться не стали, и сделали небольшой траверс "хребта", метров в двести длиной. Небольшой, - но, поднявшись к кресту, основательно взмокли - а тут еще небо (как и следовало ожидать) затянуло. Повел друзей в пещеру - довольно быстро поверхностно осмотрели ее и стали искать место для лагеря. Я предлагал стать в помещении подземной церкви (или часовни, не знаю), где высечены лики святых - но там тесновато, Каминский предпочитал отделение рядом со входом - но там потолок низкий (а мел весьма пачкается), да и туалет кто-то устроил... В итоге завхоз еще раз пошел под землю, и свернув в боковой ход, обнаружил три келейки, в форме листа клевера - правда, каждая могла вместить только двоих. Решили, что костровой тент мы постелим для нас с Татьяной, а для Сергея - тент от палатки. Испачкается, конечно, но что уж делать...

     На поверхности услышали плеск - я было подумал, что протекает торпеда с водой, но Серега объяснил, что так рыболовы приманивают сомов. Никогда не слышал о таком способе.

     Дрова для небольшого костерка удалось найти тут же, возле входа (кустарник). Пока сидели, небо затянуло облаками и в промежутке 20 20.30 (часы с оборванным ремешком остались в лагере) я (Перепелицын) наблюдал интересное явление: по азимуту  50- 60 градусов, на высоте около 20 над видимым горизонтом в небе появилась яркая точка примерно -4М (вроде на фоне облаков), тут же начала расти и за 1 - 2 секунды увеличилась до овального пятнышка с горизонтальной осью около 2 градусов и вертикальной около 1,5. Яркость немного уменьшилась, цвет был гоубовато-красный (что-то типа разряда молнии). Когда я крикнул: "смотрите!" пятнышко исчезло, достигнув указанных размеров. Спутники утверждают, что в этот момент слышали "хлопок", я не слышал (возможно, потому, что сам крикнул в это время). Единственное техногенное объяснение - "рассыпающийся" фейерверочный  заряд, но это сомнительно - явление наблюдалось хотя и над городскими огнями Лисок, но над окраинной его частью,  да и в следующие полчаса явление не повторилось. Напрашивается аналогия с известными "полусферами", наблюдавшимися в горных условиях, или шаровой молнией на уровне облаков (точно я лишь ручаюсь, что до объекта было не менее 50 метров, но вроде бы он слегка осветил облака).

     Поужинав, более внимательно осмотрели всю пещеру. Сергей настойчиво пытался засунуть меня в трещины, но я до предела возможного не лазал - просто не интересно было тратить силы в сотни раз пройденных маршрутах. Вот если бы там никто раньше не бывал, тогда да...  Стоит отметить любопытные карстовые образование на стенах трещин, типа органных труб в миниатюре.

     Даже в процессе такого аккуратного лазания я потерял окаменелость, которую Татьяна нашла еще в Селявном и мне отдала - причем потерял ее окончательно во второй раз, при первом выпадении из кармана Татьяна же ее подняла.  Ладно, не большая потеря - окаменелость в общем-то была почти нечитаемая. 

     15 сентября.

      Утром Танюша обнаружила еще одну потерю - коробка спичек, причем коробка до некоторой степени амулетного - привезенного еще из Питерских болот. Пошли искать - и не нашли. Вернувшись в лагерь, спички обнаружились в рюкзаке, зато я осознал, что потерял свою шапочку, которую сдуру вчера  не вытащил из кармана "спелерской" куртки и так с ней и ползал. Пошел искать - еще раз обошел всю систему и не нашел. По-видимому, шапка вывалилась вчера в глубокую трещину (в каковой мое тело принимало различные положения) и теперь покоится на ее дне. Ладно - подарок Духам пещеры.

     Вылезли наконец. Погода - жуть: морось, низкие тучи. На Дону только сейчас обнаружили красный бакен, не замеченный вчера, почти точно напротив Шатрищ - по мнению сторожей турбазы, являющийся хорошим ориентиром (но лучше ориентироваться на крест на вершине холма с пещерой). Я вылез первый и принимал рюкзаки - конечно, они запачкались мелом, но в общем, по-божески. Позавтракали и пошли на остановку - выше по течению. Навстречу идет железнодорожник и говорит:

    - А зачем вы пешком в Дивногорье идете, сейчас электричка будет!

      - А мы и идем на нее!

     - Так остановка позади!

      Оказалось, между посадочными платформами противоположных направлений почти полкилометра - садиться в сторону Острогожска нужно (относительно Шатрищ) ближе к Лискам. Пришли в нужное место. Наш новый знакомый поставил имевшееся у него ведро с побелкой, обмакнул кисть и проводя по краю платформы черту, объяснил:

     - В электричке комиссия едет, начальство приказало благоустроить остановки.

     Проведя белую линию и благоустроив таким образом платформу, разговорчивый железнодорожник рассказал много занятного об тих местах и о себе. Так, в прошлом году в Шатрищах завалило нескольких спелеологов - спасатели откапали трупы. Сам он мусульманин, приехал из Таджиистана, но пещерные монастыри ему нравятся. Развернулся вовсю: взял в аренду картофельное поле, нанял для обработки нескольких бомжей и продал много картошки, а теперь еще и свиней завел (мусульманин!). В общем, достойный сын пассионарного этноса.

     Погрузившись в электричку, нормально доехали до остановки "143 км", н спустились к "святому роднику". Вышел облом: источник пересох и стал непроточным. Между тем, люди паломнического вида крестятся и черпают воду. Ну и мы зачерпнули, хотя и не перекрестившись. Аборигены сказали, что как и в Калуге, за лето у них прошли всего два дождя (хотя такого смога и не было). Могло бы и еще пару дней дождя не быть - а он между тем накрапывает. Поднялись к насыпи - навстречу идет толпа во главе с экскурсоводшей - обширных размеров пожилой тетушкой. Спросил у нее: где администрация музея? В ответ послышалось:

     - Мне некогда разговаривать, у меня группа.

      Заметив бой-бабе, что хвост ее группы едва виден (морось, да и расстояние не маленькое - метров сто) все же добился внятного ответа. Пошли. По пути обнаружили автостоянку - похоже, дорога сюда совсем не так плоха, как следует из карты.

     Администрация музея-заповедника представляет собой рядовой одноэтажный домик, прямо у порога которого стоял молодой мужчина. Спросив его, не он ли будет Рафиль Мишин (этого сотрудника нам рекомендовал Илья Агапов), получил утвердительный ответ, с поправкой: "Не Рафиль, а Равиль".

     По поводу пещеры С-2 сказал, что ездил туда, проводил опрос и допускает, что "руны" - новодел: якобы, ему кто-то из местных сказал, что на берегу в 40-х  копали подземные склады (овощехранилища, что ли) и возможно, обнаружившаяся пещера - один из них. Сомнительно, на мой взгляд, да и Равиль не настаивал на версии.

     Внутри подземелья оштукатурены, сделана подсвета и на пещеры они не похожи. Равиль сказал, что подземную церковь в значительной степени "восстанавливали"  по логике и интуиции, документов  сохранилось мало. В общем, не впечатляет. Кстати, у подъема к пещерному храму стоит табличка:

     "Взбираться на меловые столбы-дивы категорически запрещено"

      Два года назад ее не было. Интересно - поставили в предвидении несчастного случая, или после оного? Кстати, Равиль подтвердил, что в прошлом году в Шатришах действительно завалило спелеолога, труп коего откопали МЧСовцы. Возможно, в той самой трещине, куда Серега настойчиво пытался меня запихнуть...

     Сердечно распрощавшись с нашим консультантом, по подсказанной им дороге через холмы пошли к монастырю. Попутно осмотрели раскопы Маяцкого городища времен Хазарского каганата - особенно смотреть не на что, лучше читать археологические отчеты.

Полный отчет для удобства скачивания заархивирован <Woronj02.zip>(62Kb)

     К монастырю подходили уже под сильным дождем. Спутники остались под широкой аркой въездных ворот, я же ломанулся в находившийся прямо по курсу храм, где шла служба. Креститься не стал, а подошел к некоей бабульке в платочке (типа торговки свечками и иконками) и спросил - как найти отца

 ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОЛЬКО В ЗААРХИВИРОВАННОМ ВИДЕ  

   ГЛАВНАЯ                      ГЛАВНАЯ II 

 

Хостинг от uCoz