ОТЧЕТ   ОБ  ЭКСПЕДИЦИИ ГИАЯ "ЛАБИРИНТ" В КОЗЕЛЬСКИЙ РАЙОН  КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 27 - 28 МАЯ 2000 ГОДА. 

Цель  экспедиции  -  проверка  сообщений  о карстовых явлениях и пещерах на р.  Серена. 

Состав: Сергей Каминский, Андрей Перепелицын 

Отправились в 5.30 утра из Калуги-1 на сухинической электричке. Проехав станцию  Липицы,  вышли  в  тамбур,  и  когда  поезд  вновь  остановился, вышли. Однако  оказалось,  что машинист высаживал железнодорожников. Каминский успел вскочить  назад  в  вагон,  я  -  нет.  В итоге решил идти пешком на ст.Кудринкая (5 км)  к  Сереге,  однако при подходе к мосту через р.Серену был остановлен вооруженными  людьми:  в  свете операции "вихрь-антитеррор" мосты теперь охраняются и служат  только  для  поездов,  простым  смертным  через  них  ходить  нельзя  -  вдруг  террорист заложит адскую машину.  Просьбы пропустить и ссылки на здравый смысл  (мостик  просматривается  от начала до конца) не помогли - пришлось идти через  д.Молостово,  где  автомобильный мост почему-то не охраняют и через оный можно  пройти  пешком. По дороге вспоминал, сколько в России ж/д мостов и подсчитывал, сколь много  бойцов  их  охраняет,  если  на  Серенском  я  видел 8 человек  (по 4 с каждой  стороны). Вышло много. Так что теперь я знаю, куда мои налоги идут.  В  Молостово,  спрашивая  у  аборигенов  дорогу,  интересовался  и  пещерами,  а также нечистыми местами и культовыми камнями. Спросил 4 человек -  глухо.  В  отношении  пути  мне сочувствовали, говорили, что их тоже теперь не  пускают. 

Дошел  до  Кудринской,  от  дежурного на вокзале узнал, что Каминский пошел туда, куда нам обоим был надо - по его словам, до оного места 12 км. Пошел догонять. Движение (автомобильное) весьма плохое, на 4 км  набитые  машины  еще  идут, а дальше - нет.  Дошел  пешком  до  поворота  -  аборигены  подсказали,  что  это  и  есть  нужное село  - в реальности до него оказалось 8 км  (стоят  километровые  столбы!).  

  От аборигенов из трех крайних домов узнал, что пещеры  находятся  на  другом   берегу  Серены, и Серега пошел (вопреки договоренности  встретиться  "в случае чего" в деревне) туда. Отправился следом -тропинка идет  мимо яблоневого сада и заброшенной школы в нем. На берегу реки заметил городище  -  в  отличие  от  типичных, расположено не в самой верхней точке, вал прямой,  прикрывает  с  напольной стороны, открытая площадка обращена к Серене. Похоже,  городище  позднесредневековое  -  типа  сторожевой крепости и таможни на реке. 

Спустившись,  обнаружил  у  ручья человека с рюкзаком, похожего на Каминского.  Убедившись в истинности идентификации, устроил ему разнос - на что тот сказал,  что  было  скучно  и  он  не  ждал  от меня такой скорости - почти 7 км в час.  Каминский  провел  поверхностный опрос. Оказалось, под  пещерами понимаются проходящие на правом берегу  трещины,  глубиной  до  3 - 4 м. По сообщениям информаторов, раньше они были закрыты, но  вскрылись   при   добыче   тут  же  камня в 60-х годах. Сергей успел осмотреть  трещины - все они сплошь в натеках. Передохнув, пошли на правый  берег. Туда ведет пешеходный подвесной мостик, построенный, как выяснил Сергей,  на  общественных  началах  местными жителями пару лет назад. В настоящее время  мост  без  перил - их сделали из алюминиевой проволоки, и кто-то в одну бедственную ночь их  снял  и  сдал  в  металлолом.  Под  ногами  настил  весьма сильно колеблется и  извивается,  так  что  переходили  по  одному. 

Приступили  к осмотру берега -  тропинка от моста ведет к деревне (метров 100 - 200), проходя мимо упомянутых  трещин и следов разработки камня открытым способом. Перепад высот около 20 м,  берег  слегка  террасирован.  На  последней  террасе  в  горизонтальном  ряду  расположены  несколько  мощных  родников-воклюзов.  Разговорились  с женщиной,  пасущей  тут  же  корову.  По  ее  словам, раньше пещеры были гораздо глубже и  длиннее, ход шел под рекой и выходил на Ладонке (площадке городища). В живых из  тех, кто проходил под рекой, никого не осталось.

Затем  поднялись  на  деревенскую  улицу  и  провели  сплошной  опрос. Деревня  патриархальная, около 40 домов жители  доверчивы  и  доброжелательны,  дачников  мало - но и  старожилов  всего  3  человека.  Задавали стандартные вопросы, в том числе и о  подземной      разработке     камня.    Согласованность   показаний   хорошая,  противоречивых  и  единичных  сообщений  практически нет. Итак, по сказкам аборигенов: 

 Пещеры (говорят с ударением на "е") существуют с незапамятных времен, никем  не   построены,   а   получились   в  результате  вулканической  деятельности.  Доказательство  -  переплавленный, как бы вспененный камень (натечный кальцит):  "видно,  как  лава  кипела".  Добывали камень в 60-х годах открытым способом в  небольших   объемах   южнее  пещер  с  применением  взрывов,  от  чего  пещеры  обрушивались   и   вскрывались   сверху.   Камень   весьма   ценился   за  его  теплоизоляционные  свойства  и  водостойкость и назывался "пухляк". Какие-либо  специфические  легенды  с  пещерами  не  связаны,  есть  смутные  упоминания о  разбойничьем  стане.  О  городище  ("ладонке"  -  от слова ладонь) легенд нет,  происхождение  вала для местных жителей загадка и объясняют его по-разному. По  всеобщему  убеждению, были подростки, которые проходили под Сереной и выходили  на  Ладонке,  однако  даже  80-летний старик утверждал, что было это не на его  памяти.  Входы,  даже  заваленные, на Ладонке никому неизвестны. В позапрошлом  году  на  Ладонке  и  севернее бурили скважины  геологи - по единодушным уверениям аборигенов, нашли алмазы. Ходит устойчивая  легенда  о  провалившимся  в пещеру барашке, искать которого спускался пастух,  прошел  с  факелом довольно много, но так животное и не нашел. До  сего  дня,  трещины  использовались  под  свалку бытового мусора и  скотомогильник.  Источники, питающие воклюзы, никому неизвестны. Крайний южный  источник  считается  святым. Несколько ниже села, примерно в километре, напротив имеется  несколько  отдельно  стоящих  камней,  в том числе один с собственным  названием - Седловатый ( в виде седла). Камень считался запретным - его нельзя  было  разбивать  и  копать  под  ним  (хотя  там спрятано разбойничье золото).  Легенды  довольно  смутные  и  нечеткие.  По  некоторым сообщениям, там же еще  раньше   (до   войны)  также  добывали камень. Двоим известен водопад на ручье. Мест, связанных с нечистой силой,  рассказов  о  нечисти не отмечено, за исключением сообщения жительницы крайнего  южного  дома  о  посмертном  привидении своего мужа - когда она осталась одна,  после его похорон, к ней ночью пришел призрак, навалившийся на ноги,  затем  ушедший,  при  этом  осталась  открытой  дверь и калитка. Опознала мужа  абсолютно  точно,  в  реальности  происшествия  убеждена стопроцентно. У многих  жителей наличествует белорусский акцент (на "я"). 

Закончив  опрос,  приступили  к  более детальному осмотру местности. В деревне  несколько  разрушенных  домов из "пухляка". Камень сплошь метаморфизированный,  состоит  из  микросталактитов  и  иных  натечных  форм и по структуре похож на  сахарную  вату. Белого цвета, довольно эффектный на вид. Окаменелостей нет, за  исключением   раковин   современных   виноградных   улиток,  зацементированных  кальцитом. 

Трещины  сплошь  покрыты крупными сталактитами и гелектитами, видимо, живыми -  есть  капеж, хотя лоток довольно сухой. На последнем множество костей и мусора  в виде тележных колес, чугунков и прочего. Туристских графити на стенах нет.  Сделали  грубый  план  с  применением  рулетки  и компаса и привязкой к мосту,  родникам  и  реке,  без  учета высот. Перпендикулярно реке ориентирована лишь  одна трещина, остальные - параллельны и явно представляют собой гравитационные  разломы  массива.  Провели  фотосъемку.  Комаров  весьма  много - родники выше  трещин образуют микроболота. Странно, что трещины не заливает. 

Затем   пошли   осматривать   Седловатый   камень.   Благодаря  своей  форме, при должной ориентации, камень  вполне  мог  служить  солнечным  календарем,  и при известных допущениях можно  предположить,   что   в  прошлом  он  стоял на коренном берегу, имел культовое  значение (напротив городище!) и был свергнут во  времена  крещения  Руси.  Однако,  эта  версия  остается  на уровне домысла, и  проверить ее затруднительно. 

По   берегу   встречаются  куртинки  и  сплошные  заросли  фиалки трехцветной,  некоторые формы могут служить селекционным материалом. 

           Отправились  вновь  на  правый  берег,  поставили  на городище палатку и легли  спать. 

            Утром  осмотрели  окрестности  - в кротовых кучах по обращенной к реке стороне  площадки  городища  керамика,  тропинка,  спускающаяся к ручью, идет мимо трех  камней,  кажется, установленных искусственно - одинакового размера и с равными  промежутками.  Ниже валяются плиты камня - впечатление, что и здесь велась его  добыча. Пошли осматривать овраг. В нижнем течении ручье нормального известняка  очень  мало  -  заметили  всего  пару  окаменелостей (продуктусы). Весь камень  переотложен  и  представляет собой "сахарную вату". Создается впечатление, что  процесс  идет  очень быстро - встречаются топляки не более 40 летней давности,  покрытые  коркой  натеков.  По  берегам  есть  лисьи  норы и места, похожие на  заваленные  лазы,  но  перспективных  для  расчистки  не заметили. Под корнями  деревьев  в  глинистой  земле  сплошь  обнажения  натеков  -  довольно крупные  сталактиты  и  гелектиты,  причем все это ежегодно обрушивается в ручей, и без  особых   угрызений   совести   образцы  для  коллекций  отсюда  можно  возить  самосвалами. Единственное, что цветом они невзрачны - грязно-серые. 

Водопад  располагается  примерно  в  800  метрах от устья - примерно 2 - 2,5 м  высотой, довольно эффектный. Верховья ручья заболочены. 

           Провели  сплошной  опрос.  К предыдущему он ничего не прибавил -  народ   здесь  довольно  неинформированный,  по  всем  вопросам  отрицательный  результат.  Сообщали  лишь  о  бобрах  в ручье, и легендах о подземном ходе на  Ладонку. Мужик из ближнего к Серене дому утверждал, что пещера была   -  вместе  с пацанами лазал туда лет 20 назад,  проходили  не  далеко,  и  что там сейчас - он не знает. Берег сильно зарос, и  проверять сообщение мы не стали за недостатком времени. 

Отправились  в  третью деревню,  провели  опрос  примерно  в  2/3 домов - практически  говорили  со  всеми  постоянными  жителями.  Отрицательный  результат  по всем  вопросам,  лишь  одна  женщина  рассказала  о "Святом роднике" на левом берегу  Серены  у  Ильинского. Деревня цивильная, много дачников, асфальтовый подъезд.  Далее  пошли  к Кудринской напрямик, по полевой дороге, выйдя на асфальт (у  ракетной  шахты),  поймали попутку на 3 км, оттуда дошли пешком до Киевской  трассы   и   через  полчаса  уехали  на  уазике  купцов из Калуги, ездивших по  деревням,  в  том числе и в тех, где мы были. Довезли нормально, но от денег, подлецы, не  отказались. 

Выводы такие:  

1. Пещеры  тут  вполне  могут  быть,  следует прочесать берега, поискать воронки.  Особенно занятно - откуда питаются воклюзы? 

2.  При  случае узнать - за счет чего травертин образуется  с  такой скоростью. 

3. Возможности для туристского бизнеса здесь весьма неплохие. 

4.  Большинство  кадров  на  пленке  оказались  запоротыми  -  наложения. Надо  следить, чтобы впредь не использовать частично отснятую пленку повторно. 

Отчет составил А.Перепелицын 2 июня 2000 года.

 

ГЛАВНАЯ 1

НАЗАД

ГЛАВНАЯ 2

Хостинг от uCoz