13 мая
По обыкновению, отправились автостопом от перекрестка у ст.Тихонова Пустынь. В сторону Брянска повесили, совершенно нелогично, «кресты» - так что голосовали довольно долго, доехали до 16 километра, а оттуда с московским дачником, ругавшим «понаехавших черных», до Бабынино. Там остановилась «Газелька» штатского вида, но с монахообразным драйвером за рулем. Оказалось, он и вправду ходил по монастырям, но, как я понял, разочаровался в церковности, и монахом и даже шибко верующим не стал. Шел он до Брянска, но в чистом поле перед Думиничами у него пробило колесо, а запаска была заложена товаром. Так что с его санкции попрощались. Несмотря на неудобное место, через полчаса застопили московские «Жигули» (практически одновременно и «монаху» остановилась «Газель», помогли запаской). В жигулях оказался мужик, ходивший в экспедиции «Космопоиска», даже под Жиздру – тесен мир. Неплохо общались. На повороте на Хвастовичи вначале остановилась «буханочка» с красным крестом до Судимира. Поселок при станции довольно большой, несколько магазинов, шастают цыганята и стреляют на хлеб. В магазинах спросили насчет троицких обрядов – продавщицы ответили, что березки завивать давно не ходят, да и «березок не осталось», а вот рушники на кладбище носят, вешают на кресты.
Автобусы до Хвастовичей привязаны к электричкам. На стрелке голосовали почти час – движение более чем слабое, многие идут по отвилке на Белый Колодец, остановились лишь две машины, готовые везти за деньги (специально из-за нас, подработать – 300 руб). За 15 минут до автобуса все же уехали с неким то ли грузином, то ли армянином. По его словам, узкоколейка Еленский – Ягодная еще существует и действует. Также он сказал, что на Троицу проводятся гуляния на пруду, но это клубная работа...
На автостанции выяснилось, что ходят рейсовые автобусы и до Дудоровского и до Еленского (по дороге, отсутствующей на картах) - причем это разные направления! Билет до Еленского 25 руб, ехали через Теребень, на ж/д переезде обратил внимание, что железнодорожный семафор стоит совсем рядом, и явно действующий. Снимать, однако, было некогда.
Еленский оказался большим поселком, автобусная остановка от ж-д станции далеко, местные проинформировали, что и узкоколейку, и ж-д дорогу на Дудоровский в прошлом году разобрали – рельсы отвезли в Брянск, на металлолом. Так что мои надежды ехать до Кудеяра на поезде и снять работающие семафоры растаяли. По тем же сказкам, на Кудеяре остался единственный житель – Анатолий Егорычев, пьющий, пропивающий пенсию в Еленском (где у него и квартира в двухэтажном полужилом стандартном доме), а потом уходящий в Кудеяр.
Поговорили о преданиях с лесниками и старожилками, записали несколько преданий о разбойнике Кудеяре.
Собеседницы посоветовали завернуть на Черный колодец – мощный родник в 300 метрах севернее Еленского по той же дороге, недавно освященный, любимое место отдыха еленцев.
Двинувшись по ж-д насыпи, легко нашли поворот. Колодец (родник) действительно расположен на живописной поляне, обустроен, еще и купальня на вытекающем ручье имеется, стоят столики и т.п. – однако по случаю выходных, да еще и праздника, на поляне галдели аж две пикничные компании. Набрав бутылочку воды, пошли было дальше (первоначально хотели пройти километра два) – однако по моему предложению стали на ночлег здесь же, на просеке у линии ЛЭП (не было уверенности, что впереди будут подходящие места с водой). В этой связи я отправился к роднику за водой для готовки (метров 300). На подходе увидел двух типичных нашенских бой-баб, лет по 40 – 50, из пикничной компании: одна прямо у тропы какала, повернувшись к оной тропе ж-й, а вторая стояла рядом и с ней разговаривала... Увидев меня, та, что сидела, все же встала и заправилась, а та, что стояла, отнеслась ко мне. Диалог:
- Вы туристы? (это без всякого «здрасьте-извините»)
-Туристы
- А, ну делайте, делайте.
- Будем делать.
Ночевали нормально, только земля оказалась холодноватой, а пенки взяли летние.
14 мая
Утром заметил «козел», проехавший по ж/д линии в сторону Кудеяра. Пожалел, что не успели застопить, однако, пройдя километр, наткнулись на него. Возле машины по ж-д насыпи ходил некий человек и с помощью армейского миноискателя собирал костыли и иные железки. Ничего себе!
Нас больше интересовали бабочки краснокнижного вида – тополевый ленточник. В литературе указывается, что «нигде не отмечены случаи их массового размножения» - между тем, на каждой какашке их сидело по десятку! А какашки разных зверей попадались через каждые 50 метров... Других крупных бабочек из нимфалид (вроде крапивниц и павлиноглазок) вообще не было, только всякие белянки-голубянки! Чуть позже, присмотревшись, мы обнаружили, что половина «белянок» на самом деле – не банальные капустницы, а также краснокнижные аполлоны-мнемозины из семейства парусников! Также нередко попадались шашечницы. Сняли и медведицу. Впору энтомологический заповедник здесь учреждать.
| аполлон-мнемозина
| аполлон-мнемозина
| тополевые ленточники
|
тополевые ленточники
| шашечницы
| медведица
|
Со свежими силами быстро дошли до Кудеяра.
Сначала увидели только явно нежилые с отсутствующими стеклами в окнах дома. С трудом обнаружив среди уже густой травы лишь один сход-съезд с ж/д насыпи, по сложной петле вышли к живого облика дому – однако людей возле не было! Бросив рюкзаки, решили посмотреть нежилые дома – и возле одного из них встретили «уазик». Сидевшие в нем заявили, что они дачники, бывают наездами.
Записали много любопытных быличек и преданий.
Также наши собеседники сказали, что помимо перестройки, подорвал существование их некогда большого поселка еще и то ли ураган, то ли смерч (припоминаю, было что-то такое на юге области в 1980-90-х). А другой деревни – дальше - Мартыновки – вообще ныне не существует. Когда чуть позже мы проходили по ж/д насыпи – не заметили вообще никаких ее следов.
Дошли до Дудоровского (всего около 20 км от Еленского). Как только показались первые полуразвалившиеся строения, свернули направо (на восток). И обнаружили большой незаросший пруд, с оборудованным местом для купания (тарзанка, мостик). Освежиться было приятно, хотя, заметив в воде прудовиков, с головой нырять я все же не решился...
Местные жители подсказали дорогу на Крапивну – на карте это грунтовка, а в реальности бетонка (плиты), видимо, построенная военными. Попутно спрашивали про троицкие обряды. Две тетушки заявили, что нынче их не проводят, только украшают кладбищенские кресты рушниками, а дома - березками...
Дорога на Крапивну
|
До первых домов Крапивны было по карте всего 5 км, однако в деревне на половине по – Веснины – бабушка в фермерском доме, куда зашли за водой, сказала, что до Крапивны от нее 5 км, а сама деревня весьма уменьшилась. Тысяч за 40 можно купить хороший дом. Кстати другой деревни на пути, Любовки, ныне вообще не существует. Вскоре после того, как прошли эти Веснины (там крутой косогор), на меня, Перепелицына, внезапно напала жуткая усталость, упадок сил настоящий (иногда такое бывает со мной, хотя и очень редко), ко всему, сзади еще и туча показалась, даже гром вовсю громыхал, так что устроили отдых, даже тент поставили, а я даже подремал около часа. Дождь, правда, так и не собрался, но в село в итоге пришли в 20 часов вместо 18, как планировали... Ко всему, до него и вправду 5 км от Веснин – ближняя часть давно нежилая, а та дорога, что по карте идет краем (как объездная) фактически стала главной улицей.
Свернув на один из съездов, уже в девятом часу постучались в крайний дом – надо было как минимум про место для ночевки спросить. Вышедшая на террасу бабушка говорили через окно (открыть побоялась, по деревенским меркам, поздно) – но вполне любезно. Сказала, что у них говорят не «завивание березок», а похороны кукушки, что обряд это как бы секретный, всей деревней не ходили, а сейчас и деревни-то нет: дом от дома в километре, правда, живут еще молодые в «поселке ПТС» (на карте это «Сельхозтехника»). Вопрос о лесе ее озадачил, в конце концов, посоветовала идти по той же бетонке в сторону поселка, а там, мол, есть лес. Как ни странно, в селе функционируют колонки, возле нее встретили еще одну бабушку, сказавшую примерно то же. Пошли назад. Идти в обуви с тонкой подошвой по этой бетонке – настоящее мучение, ее поверх щебенкой посыпали, причем неравномерно... Все кончается. Вскоре вышли на асфальт, где уже начинается дорога на Ульяново и уже быстро пошли к видневшемуся в километре лесу. И застопили легковушку. Сидевшие на передних местах парни лет 20 вначале предложили довезти до Козельска, а потом, по нашей просьбе, решили высадить не просто в лесу, а в хорошем пикничном месте: «я там 18-илетие праздновал». И провезли километра три. Хотя место оказалось в самом деле отличным: среди почти вековых елей, имелся стол, кострище, и мусора было немного... Только комары слегка досаждали.
15 мая
Ночью прошел все же довольно сильный дождь, палатку утром слегка обсушили у костра, но доводить процесс до конца терпения не хватило... На обочине асфальтовой дороги обнаружили сбитую машиной хищную птицу – лунь, похоже. Птица была живая, хотя и явно получила сильные повреждения – перьев на асфальте кружилось много... Увы – в лечении хищных птиц мы не сильны, транспортировать же ее в Калугу нашим биологам было бы сложновато, так что оставили хищника на прежнем месте. Тут же остановился «Соболь», подбросивший оставшиеся три километра до деревни. Вначале отправились в Поселок – действительно, жилого вида дома, хотя в большинстве явно живут дачники. Отказалась с нами говорить одна бабка, приняв за торговцев, остальные жители были приветливы и общались охотно. Правда, старожилов и знатоков преданий среди них не оказалось. Кое-что все же по обычаям русальной недели нам сказали, респондентов снимали на видео.
По уже знакомой, посыпанной щебенкой бетонки вновь пошли в основное село. Увидев первый съезд свернули – неудачно, он вел к какому-то сараю. свернули на второй – два дома. Возле первого дачники, показали на соседней – «там живет баба Катя». Та вначале вышла и начала рассказывать, но, увидев видеокамеру, убежала. Первый раз такое за все время. Вернувшись к дачникам, узнали, что улиц в деревне нет – еще жилые дома далеко друг от друга, почти к каждому ведет с бетонки свой съезд. Жуть. Поговорили вновь со вчерашней знакомой бабушкой – на этот раз она вышла, сняли рассказ на видео. Пошли к другому дому – замок. Тут же обнаружили, что почтовое отделение в деревне еще существует... Люди, судя по всему, ушли на кладбище. Ждать их не хотелось, ходить же, нарезая круги, тем более, так что мы вновь вышли на дорогу и вновь пошли в сторону Ульяново.
Общий вывод по опросу в Крапивне: русальи обряды отмерли давно, и не существовали как единые деревенские празднования. Ходили в лес маленькими группами. О нечистой силе, пещерах, разбойниках, русалках никто ничего яркого не рассказал, одни отрывочные и смутные воспоминания.
Интересным и новым моментом является здешний обычай сохранять сплетенный из березок венок дома – он является как бы оберегом на год...
Как ни странно, сказали, что в более дальней деревне Ягодной люди еще живут – и дачники, и ПМЖ. Видимо, сказывается близость к реке. Хотя добираться до этой деревни далеко и мы не пошли.
Настроились до Ульяново идти пешком, но почти сразу остановился микроавтобус с мужиком за рулем, имевшим лицо явно кавказской национальности.
В разговоре тот сказал, что он приехал из Дагестана, все окрестные поля его – выращивает капусту. «Сегодня никто на работу не вышел – я даже не знал, что Троица. Сколько у русских праздников. У мусульман всего три в году, и то на них пить нельзя». Хотя, конечно, здесь он тоже слегка слукавил... Впрочем, был мужик на редкость приветливым и доброжелательным, специально остановился возле магазинов, чтоб мы могли докупить продукты, кроме того, довез нас до Заречного – не указанный на карте военный городок, и сожалел, что не может везти дальше – дела и бензина мало.
От Заречного до первой из деревень – Сорокино – оставалось всего 5 км. Прошли около двух, и спиной поймали «Жигули». Причем в первую очередь остановили их, чтоб уточнить дорогу – карта местности не соответствует, перекресток немного другой. В машине уже было трое аборигенов, но мужик остановился и довез нас аж до Уколиц (следующая по дороге деревня). Одновременно сидевшие в машине рассказали, что кукушек у них крестили, однако березки не завивали, только утром на Троицу плели венки и вешали на кладбище на кресты. «Теперь больше просто березки ставят». Они как раз остановились возле кладбища, мы вышли – увы, березки еще кое-где стояли, но венков из них на могилках не было. Также женщина сказала, что в Уколицах прописано 130 человек, в Сорокино – около 200.
В магазине продавщица ничего особенного не сказала, далее аборигены посоветовали пройти в дальний конец села, где живут старожилки. Отчасти нам повезло – они стояли прямо на улице. Увы – при разговоре оказалось, что их гораздо больше интересует наблюдение за постоянно подъезжающими машинами с дачниками и городскими гостями: кто, к кому, с кем и как одет. Тут же выяснилось, что видеокамера забастовала (на кладбище включал – работала). Пришлось писать на диктофон.
Бабушки говорили нам, что после обеда ожидается гулянка на берегу пруда – но, как можно было понять, это всего лишь скопление пикничников-дачников. Так что не остались. Поговорив, пешком дошли до Сорокино. Подходили к нескольким аборигенам – одни смутные предания и воспоминания
Все советовали бабушку Минакову – 83-х лет. В поисках ее еще хорошо поговорили с двумя средних лет женщинами – рассказали предания о разбойниках и прочем. Тут же выяснилось, что с месяц назад приезжали записывать песни и частушки из Калуги – я так понял, из ОНМЦ народного творчества, собирали материал для всевозможных фольклорных ансамблей.
Бабушка оказалась вполне адекватным и приветливым человеком, рассказала очень много интересного. Особенно интересны упоминания о встречавшихся здесь ранее обезьянках и удаве. Вряд ли они навеяны телепередачами, хотя однозначно утверждать нельзя.
Общий вывод: обряд кумования сохранялся до 1960-х годов, однако не был единым деревенским – ходили в лес отдельными группками девчонки. Примерно такая ситуация и в Крапивне. Однако рассказы о русалках здесь более распространены. Интересен пласт преданий о разбойниках.
Покинув село, двинулись в Дурнево, где, как нам сказала Минакова, живет бабушка-шептунья. Когда переходили чрез речку Одринку, я увидел приятные сосновые посадки и предложил здесь и заночевать - было уже 17 часов, а бабушка в Дурнево наверняка на праздник не принимала. Так и сделали. Кое-где на косогоре небольшие обнажения (распашка противопожарных полос, выемка дороги) – окаменелостей вообще не обнаружил, однако в метаморфизированном известняке попадаются конкреции с белыми кристаллами, видимо, кальцит, но интересной модификации.
Интересно, что помимо обычных противопожарных борозд в посадках обнаружился явно искусственно вырытый шурф (ну, канава) длиной метров двадцать, да еще и с поперечной «перекладиной». Явно это не следы лесохозяйственного плуга – сделано скорее лопатой. Но за каким хреном? А на речке, кстати, заметили бобровую плотину. Это нам и местные говорили – бобров много развелось.
Канавка
| Дом с березками
|
16 мая
Утром сначала дошли до Заречного. Там выявилась автобусная остановка, стоял мягкий автобус с табличкой «Ульяново-Калуга». Специально заезжает сюда за пассажирами, на вид городок по численности сравним с Ульяново – пятиэтажные дома. РВСН. Далее дошли пешком до Дурнево. Дом бабушки нам показали, он украшен березками, однако дверь была на замке. Покрутились возле дома, наконец, какой-то абориген сказал, «тетя Вера вон на том огороде». Подошли. Сначала женщина немного насторожилась, но потом разговаривала приветливо. Как и в предыдущем случае, сказала, что может заговорить только испуг, рожу и т.п., однако заявила, что «сильная» бабушка живет в Ульяново – Нюра Золотая - «она скажет, кто испортил, откуда и т.п.». по преданиям, быличкам ничего интересного не рассказали.
Оставшиеся километры до Ульяново нас подвезли опять какие-то кавказцы, знавшие вчерашнего капустовода Юсупа. Особенно удивлялся Розе. «У нас о женщинах заботятся. Я если вижу на дороге женщину – обязательно подвезу. Бывает, мне деньги сует, а я говорю: «зачем мне твои деньги, ты на меня не обижайся главное». А то не возьмешь, она обидится, вслед тебе проклятие пошлет»... Кстати, в продмаге встретили и Юсупа – поздоровались.
Идти к Нюре Золотой надо по улице, от площади у магазина «Кристалл» на восток, до колонки. Вопреки прозвищу, она не цыганка, как я боялся. Анна Степановна. Ждать приема пришлось долго. Впечатление двоякое, с одной стороны, делает все по канонам, с другой, абсолютно ничего обо мне правильно не сказала, хотя и пыталась. Использовала психологию: «выпиваешь, в аварию попадал, с женой не ладишь, двое детей, болят руки и поясница» - т.е. – обычный набор для сельского мужика. В то же время от денег отказывалась долго и искренне, с трудом дал 50 руб...
Небо нахмурилось, но все же после визита к бабке немного осмотрели райцентр. Интересны необычной архитектуры храмы – один действующий (но был закрыт), второй заброшен, можно зайти и подивиться на бутылочные осколки.
На автостанции выяснилось, что автобус до Калуги будет через два часа, так что пошли на выезд. Пешком дошли до кольца, где вливается дорога из Дудоровского. Как ни странно, по последней машин выезжало больше, чем из Ульяново. Одна из них - автобус-КАВЗик – нас подобрала. Водитель был не общительным, однако сам сказал, что едет до Калуги. Козельск объехали по новой объездной, с западной стороны. В Калугу он въезжал престранно – по новому мосту, а высадил у телевышки. На гонорар за подвоз не рассчитывал: «как хотите». Дали ему 200 рублей все же – на самом деле выручил...
Общие выводы. Народ там действительно более патриархальный и более приветливый (архаичность юга губернии еще Кашкаров отмечал). Сведения про обезьян и удавов подозрительны, но требуют внимания – надо пытаться собирать информацию по этим темам.
Главное же – в таких поездках действительно целесообразно иметь собственный транспорт, не рассчитывая на автостоп и, тем более, автобусы и РЖД. РЖД вообще учудили с железной дорогой. Могли бы и рельбус пустить до Дудоровского, или хоть рельсы оставить.
А.Перепелицын 29.06.2008
|