Экспедиция
началась 13 июня. Первоначально мы
собирались доехать на выходящем
в 7 утра из Калуги дизеле Калуга –
Темкино до ст.Мятлевская на трассе
Москва – Брест, а далее ехать автостопом,
но из-за дождя утром, казавшегося
затяжным, поездку решили было совсем
отложить. К 9 утра, однако, тучи
рассеялись, проглянуло солнце и мы
решили ехать по трассам на том, что
попадется. Встретились на Куровском
повороте в первом часу, немного
поголосовали (пару раз налетали шквалы с
дождем) и остановили «жигули» до Юхнова
с водителем пенсионного возраста за
рулем (стоит отметить, что от
предложенного гонорара он отказался).
Высадившись в центре города, пешком,
изредка поголосовывая, дошли до
развязки с трассой Калуга – Вязьма, где
провисели час, сев потом в автобус
Калуга – Спасс-Деменск (30 руб.) От
водителя узнали, что основное движение
на Киров сейчас с Варшавки по восточной
дороге (а из Калуги вообще едут через
Мосальск и Барятино), а западная, от Сп.-Деменского
поворота, глухая. «Она бойкая была, когда
при Горбачеве Кировский район зоной
трезвости объявили и народ в Спасс-Деменск
за горючим ездил» - пояснил он и ударился
в другие любопытные воспоминания,
делясь ими со мной и напарником.
Высадились
в шестом часу – до Кирова 44 км, дорога
глухая, проносятся лишь легковушки с
интервалом минуты в три. Все же минут
через десять вынырнул молоковоз на базе
нового «ЗиЛа» с просторной кабиной.
Водитель было махнул рукой «сворачиваю»
- но я тоже махнул в ту сторону и кивнул.
Машина остановилась, когда же я,
подбежав, спросил – провезет ли хоть
десяток км, водила ответил, что
сворачивает через восемнадцать. В итоге
доехали до того места, где сходятся все
три трассы на Киров: от Барятино, Сп,Деменска
и Варшавки. Водила молоковоза оказался
типичным деревенским шоферюгой,
разговаривающим матом, еще и в подпитии.
Наиболее занятное из сказанного: их
хозяйство сейчас скупили частники,
денег пообещали платить много, но
зарплату задерживают, из-за чего на них и
работать уже отказываются. Молоко он
возит аж в Серпухов! Ну и, само собой,
ностальгировал мужик по брежневским
временам.
На
повороте простояли еще минут пятнадцать
(усиления движения не наблюдалось) – и
остановилась «лада» с московскими
номерами. Сидевший за рулем парень лет 25
принял нас за сначала за каких-то
бесцельно странствующих автостопщиков,
а потом зауважал, сказал, что о воронке
ничего не слышал, но показал под
Шайковкой место, где в годы войны
разбился наш самолет -
сейчас там стоит пропеллер. Держал он при
этом на спидометре стабильно 140 км в час,
а дорога более чем убитая. Никогда еще не
ездил я с такой скоростью по такой
убитой трассе...
Машину
покинули перед городом, на пересечении с
ж/д и пошли по ней. Оказалось, что имеется
тропинка параллельно путям, так что ноги
можно не бить. Мост через р.Болву не
охраняется, можно пройти. Река очень
красивая, довольно полноводная, на
берегах пляжи, полянки и сосняки – все
портит только близость к райцентру и
немалое число пикничников.
Дойдя
до переезда, увидели подъезжающие к нему
синие «жигули» и Сергей интенсивно
замахал руками – так что машина
остановилась, но водитель (бородатый
молодой мужик) не сразу понял, что мы
хотим. Потом даже полез было открывать
багажник, чтобы положить рюкзаки, но мы
поместились в салон и доехали до
промежуточного села
Бережки. Водитель о яме слышал и
специально провез нас дальше.
В
Бережках по моей инициативе курили
мороженое (оно здесь брянское) и, едва
пройдя несколько метров по направлению
к Волому, застопили «уазик-козел». За
рулем был мужик лет 35, рядом – дед под 70.
а сзади, рядом с нами – парнишка лет 10. О
воронке они знали, как и все в их селе,
общались очень приветливо, без всяких
заморочек. Вообще-то Волое – село
староверческое, известное с советских
времен многодетными семьями (запрещены
аборты). Собеседники подтвердили, что
детей в семьях здесь от 7 до 15, но никакой
религиозности я не заметил. Только икона
на щитке была нестандартная: какой-то
мужик с крыльями, вероятно, архангел.
Кстати,
народ в Волом удивительно приветливый и
гостеприимный, гораздо выше среднего
калужского стандарта, вероятно, более
даже гостеприимный, чем на юге России (казаки)
– или сравним с ними. Ходят и в мини, и в
топиках – так что сектантством не
пахнет. Кстати, мне показалось, что
одеваются люди несколько прохладнее,
чем принято по погоде (было 20 градусов, в
Калуге ходили в плащах). Женщины и даже
девушки часто весьма упитанные (тоже
напоминает казаков-южан). Живут богато –
машина почти в каждом доме.
Этнографического колорита не ощущается
– разве что орнамент в виде ромбиков на
домах. Значения его никто не знает,
бабулька сказала «просто для красоты».
Церковь недавно отреставрирована, само
ее здание большое (хотя и не такое, как в
православных селах – примерно с два
дома), а колокольня миниатюрная, хотя и
вполне в обычных православных
пропорциях.
Поскольку
по ТВ прошла инфа о том, что здесь чаще
среднего видят НЛО, то надо было
провести опрос, чтобы узнать: так ли это.
Работу эту решили отложить на завтра, но
все же встречных спрашивали об НЛО и «нечистых
местах». Итог: из 13 человек никто ничего
в небе и на земле не видел, о «заколдованных
местах» если и слышали, то весьма
неконкретные и неясные слухи, без четкой
привязки.
Еще
не дойдя до края большого села (нам
сказали, что яма находится в нескольких
километрах по направлению к Смирновке,
посоветовав спросить дорогу на окраине
«а может, кто и проводит»), рядом с нами
остановился незнакомый «уазик»-козел.
Сидевший за рулем мужик средних лет
произнес:
- Эй,
товарищи ученые, доценты с кандидатами,
садитесь!
Как
оказалось, жена его слышала нас, когда мы
проводили опрос, и, послав супруга в лес
за грибами (говорят, пошли колосовики),
заодно наказала нас подвезти!
Оказалось,
что к яме накатали дорогу, а возле нее
устроили автостоянку. Село богатое –
машины почти в каждом доме, да еще и
дачники! Возле ямы – изгородь,
устроенная по указанию
сельадминистрации, чтобы коровы не
провалились. Водитель сообщил, что
раньше воды было в яме меньше, сейчас
больше. Тогда же
он и
явственно видел течение, вода медленно
смещалась к юго-востоку (в
противоположную от ближнего ручья
сторону).
Пока
осматривались, подъехала «девятка», из
коей вышла компания молодежи, пили водку,
хрустели чипсами, предлагали нам, а
потом сказали, что если мы здесь будем
ночевать, то они к нам приедут! Пока
болтали с ними, подкатили еще две
легковушки, и на велосипедах и пешком
народ подошел. Да, Волое – село большое,
только постоянных жителей около 700
человек, да еще на праздники гости приехали.
В
свете такого решили, что детальное
обследование места и ямы сделаем завтра
с утра, сейчас же только нарисовали
абрис (с помощью рулетки и компаса, в
полярной системе координат).
Среди
присутствовавших обывателей оказались
две велосипедистки лет по 40 – 50, «Наташа
и Шура» с коими разговорились. По их
словам, они местные - но обе с городскими
манерами. Заявили, что хотя ААЯ
сами не видели, в селе говорили, что
видят многие. Слышали, что одновременно
с этим появился провал и в районе с.Фоминичи
(где поворот на Неполодь». От кого
слышали, не помнят, но зато сказали, что
слышали о том, что свечение на том месте,
где сейчас яма, вроде бы видела Галя
Волчкова, родственница нашедшего яму
пастуха Семена Волчкова. Знают предание,
что неподалеку была церковь, которую
хотел захватить Наполеон, и она от
осквернения провалилась. Было это там,
где сейчас известный всем святой родник,
в километре примерно от ямы, на берег
ручья Муравки. Рассказали легенду, я так
и не понял, к чему она относится: то ли к
провалившейся церкви, то ли к блудному
месту: Некий поп бросил церковь, ушел на
свидание с молодкой и утонул в болоте, и
церковь его рухнула.
Тут
же велосипедистки решили нас проводить,
и поскольку время было еще приемлемое (19
часов) мы решили последовать совету,
поговорить с Галиной Иванушкиной в
Муравке, и где-то подальше от ямы
заночевать (а не рядом, как сначала
хотели).
Когда
шли, на соседнем, отделенном перелеском
лугу обнаружили лунковидное углубление,
обложенное дерном, диаметром с метр и
глубиной около 40 см, с несколькими
угольками и обгорелой тряпкой на дне.
Кто и для чего его сделал, спутницы нам
ответить не смогли, а мы сами тоже не
поняли.
Распрощавшись,
уже вдвоем дошли до окраины Муравки.
Слева обнаружился дом явно со столярной
мастерской, справа – крутой двухэтажный
коттедж с несколькими машинами рядом –
типичная вилла «нового русского». Людей
рядом не было, звонка на двери не
оказалось, и мы пошли искать Иванушкину
дальше. Увы: все дома в деревне оказались
нежилыми (или вообще разрушающимися).
Делать
нечего – вернулись к коттеджу, и я робко
постучался. Вскоре вышла женщина лет 35 –
она и оказалась Галиной Иванушкиной! Еще
ничего толком не выслушав, приветливо и
очень настойчиво потянула нас в свой
особняк, а там оказался стол, за которым
сидело несколько человек. Все встретили
нас чрезвычайно радушно, только одна
дама лет 60 не больше ни меньше, как
попросила предъявить документы! Решив,
что раз будем здесь вести опрос,
прикалываться над ней не гоже, я вытащил
ей две ксивы (редакционные), и она их
внимательно рассмотрела, тут же бормоча,
что видела меня по телевизору! И смех и
грех! Правда, присутствовавшие были в
подпитии, впрочем, весьма легком. Однако
радушие и гостеприимство были вполне
деревенскими: усадили за стол, накормили,
напоили чаем (еда простая, сельская, без
изысков: макароны с жареным салом,
конфеты, печенье-пирожное). Предлагали
пива и чего покрепче, но мы отказались.
Присутствовали:
Галина
Степановна Иванушкина, ее супруг Женя (оба
коренные воловцы), Варвара Ивановна, ее
супруг Андрей (мужикам по 50 – 60 лет),
приемная дочь хозяев Аня (лет 7).
Впоследствии оказалось, что Варвара и
Андрей – гости, живут в Фоминичах,
приехали на машине (то-то Варвара
спрашивала документы – это и вообще
ненормально, а для староверческого
седла, как потом оказалось, совершенный
нонсенс). Варвара же заявила, что против
упоминания своей фамилии в СМИ.
Иванушкины не против.
Записывать
за присутствующими было весьма сложно,
как и снимать на видео, так как говорили
все, дополняя и перебивая друг друга, но
основное мы смогли ухватить.
Андрей:
На берегу ручья имеется Сердитый
Колодец. Назвали так потому, что когда
человек туда приходит, ключ сначала
потихоньку, потихоньку бурлит, а потом, когда начинают
рядом говорить, сильнее и сильнее. Песок
начинает выбрасывать, камни. Интересное
такое явление – именно на разговор
начинает бурчать.
В.А.:
Говорили, что когда-то церковь
провалилась на том месте, где сейчас
этот ключ, в то время, когда Наполеон шел.
А еще говорят, есть клад Наполеона в
месте под названием Провал. Вот там
испокон веков провал был, огромная яма.
Андрей:
Эта яма действительно есть. Сейчас
оттуда березы растут. Ничего туда не
впадает (ответ на вопрос о слепых
оврагах – А.П.). Провал на высоком месте.
Раньше подводы с зерном туда сыпали. Яма
ужасная!
В.А.:
Об исчезающих реках, ручьях мне мама не
говорила. Говорила о кладе Наполеона. 12
сенных оглобель надо отмерить от этой
ямы на закат рождественского Солнца.
Андрей:
Мне дедушка рассказывал, как он ходил
туда копать. Копал, копал, дошел до плиты,
и не смог ее вскопать. У нас были
бурильщики, лет 30 назад, и он пошел к ним:
«Ребят, прокопайте мне эту плиту» Они
ему: «Дедушка, только вечером» А вечером
пришел начальник и увез их.
В.А.
Говорили, церковь провалилась на том
месте, где Сердитый Ключ. Он очень давно
существует, этот ключ.
Г.С.
(на вопрос о «нечистых местах» и зонах):
Есть Антоново озеро. Однажды моя мать
пошла туда утром, за грибами. Ее нет и нет.
Заволновались, вечер уже. Поехали искать.
И нашли ее – недалеко от этого места. Она
потом говорит: «весь день хожу – слышу,
Валя, сестра, смеется – а голос ее то там,
то там, то там!»
Г.С.
А вот еще с детьми моими здесь было,
когда маленькие были (сейчас дочь Галины
и Жени – студентка, учится в Калуге):
Пошли купаться, с ними еще Маша Иванова
была. На реку. Назад приходят: «Мама, мама,
мы сейчас видели автобус». Он на другом
берегу был. А как туда проехать? Я когда
расспрашивала – они сказали, что
серебристый, нарисовали сигаровидной
формы, и ряд маленьких окошек. И без
колес. Они когда раздеваться стали,
забежали за куст, чтобы там переодеться
– а этого автобуса уже нет. Я думаю, это
прилетали инопланетяне.
В.А.
Мне бабушка рассказывала. Жила у нас в
селе женщина, она пасла овец, стала
спускаться к Сердитому Ключу, смотрит:
торчит в горке котел, полный золота. Она
бросила овец, побежала за своим мужем,
муж запряг лошадь... И они привезли клад,
выстроили потом три дома. Это точно было:
бабка называла фамилии, и еще бабушка
говорила: церковь в землю провалилась,
там послушаешь – так звенит в горе, ее
колокола звенят.
Г.С.
Да, раньше, говорят, был слышен в
Сердитом колокольный звон... Но на самом
деле, было все так. Стояло там село
Михайловка и была там церковь, на
возвышении.. Была Троица, шел Наполеон. и
по ней стреляли ядрами из пушек –
естественно, она же высокая, вот и
целились. И ее разрушили, и то ли она
сползла, то ли произошли подвижки и она
провалилась потом.
Андрей,
по просьбе Каминского, показал
местонахождение Провала на карте, затем
гости уехали, а Женя и Галина отвезли нас
к Сердитому. Родник довольно мощный –
несколько выходов, но на карстовый
источник не очень похож – ключи бьют со
дна заполненных водой ям, поднимая
эффектные клубы глины. Понятно, имеются
и крестики с иконками. Площадка внизу
вымощена плиткой – Женя сказал, что
здесь стояли немцы из какого-то
экологического лагеря, вроде
стройотряда. Он же, ссылаясь на своих
знакомых геологов, заявил, что «вода в
роднике течет с четырехсот метров», но
что это значит – объяснить не смог.
Галина учила Аню очищать ауру путем
разбрызгивания над собой воды...
И вдвоем говорили, что этот родник,
Провал, загадочная воронка находятся на
одной прямой (подчеркну, что последняя
вообще на другом берегу). Потом на эту же
линию легло у них и озеро Бездон, что у
Зайцевой Горы... Провал на карте Евгений
тоже показал, расхождение с мнением
Андрея было приличным
– около километра.
Распрощались.
Женя посоветовал место для лагеря на
противоположном берегу, оказавшееся
весьма неплохим. Сначала Сергей хотел
было стать прямо у родника, где
разворачиваются машины – но я его
отговорил: выходной. Оказалось,
правильно сделали, что отошли – машины с
компаниями приезжали к святому роднику
до полуночи (мы уже спали).
Проснувшись,
пошли искать Провал. Решили в первую
очередь сосредоточится на точке,
показанной Женей. Впрочем, их было не
много – все поля заброшены, давно не
пашутся, заросли одичавшим люпином.
Подпочвенный слой всюду – конечные
моренные отложения из крупного песка и
гравия.
Дойдя
до указанного места, обнаружили, что
указанная как ориентир «опушка»
практически не опознается – поля
заросли мелким и частым древостоем, так
что через него продираться приходится с
трудом, и, главная проблема, ничего не
видно далее чем на 10 метров. Поиски в
таких условиях более чем затруднительны
– нужно или очень много времени, или
полагаться на удачу. Ни того, ни другого
у нас не было, так что Провал не нашли –
надо приезжать в безлиственное время
года, весной или осенью, после листопада.
Вернувшись
назад, на лугу соседнем с тем, где
образовалась воронка, нашли еще
несколько рукотворных углублений в виде
лунок, аналогичных виденному вчера,
причем по краю одного из них воткнуты
прутики. Что это такое – не смогли
понять, Каминский выдвинул идею, что это
засады для охотников, выслеживающих
зайцев.
Покрутившись
возле непонятных ям и истратив на них
немало пленки. дошли до главной загадки
и тщательно ее осмотрели. Результаты:
Форма
неправильная, близкая к овальной,
наибольший размер 6.2 м. Расстояние от
дневной поверхности до уровня воды 1,4 м,
от уровня воды до дна примерно в центре
– 2,5 м, к краям дно повышается и явно
имеет воронковидную или
полусферическую форму (зондировали
шестом, еще до нас кем-то оторванным от
ограды).. Вода мутная, течения незаметно.
Стены ровные, грунт действительно как
срезан, причем на обнажениях видны дыры
– кротовые норы, оставшиеся
неосыпавшимися. До
воды породы явно представляют
четвертичные отложения, верхний слой -
белесоватая земля с примесью
трепела, затем красноватый прослой
толщиной в пару сантиметров и бело-коричневый
грунт (лесс?) до уровня воды. На северно-западном
краю слои нарушены, имеется черное пятно,
как будто здесь уже был некий котлован,
почти таких же размеров, как и нынешняя
яма, но смещенный к северо-западу,
позднее заполненный почвой. На
восточном краю ямы имеется небольшой
оползень, с несколькими кустиками травы,
показывающими, что образовалась яма
минимум две – три недели назад. Заметно,
что уровень воды в котловане меняется –
еще недавно он был чуть (сантиметров на
10) выше (мокрый грунт).
Расстояние
до ручья около километра, причем перепад
высот, по данным прибора «Гармин»,
приличный – у родника 208 метров, а здесь
– 248.
Провели
съемку хрональных аномалий (использовался
прибор с частотой резонаторов 16 КГЦ,
частота биений 200 Гц), и вариаций
электростатического поля (электрометр с
чувствительностью 0,1 В/м) – отклонений
нет.
Каминский
выдвинул здравую идею, заметив, что все
провальные воронки, которые мы знаем и
фотки которых приводят в литературе –
давние, возрастом минимум в годы, а как
выглядит свежий карстовый провал – мы
не представляем. Вполне возможно, что у
него как раз борта ровные, а оплывут
позже. В общем, непонятно до конца с этой
ямой.
Пошли
в село. У крайнего дома встретили мужика
с косой – по его словам, дно воронки
воронковидное, шло на конус, воды раньше
было мало.
Далее
провели выборочный опрос. Всем задавали
вопрос о наблюдениях НЛО, о «нечистых
местах», наиболее активным и
разговорчивым респондентам – по другим
темам. Народ чрезвычайно приветливый,
общительный и
доброжелательный, видно, что поговорить
любят. Деления на дачников и постоянных
жителей не делали. Всего опросили 60
человек, разного пола и возраста –
результаты таковы:
Видели
ААЯ 3 человека. О блудных и нечистых
местах конкретно ничего не говорят. О
культовых камнях, криптидах, леших и пр.
инфы вообще нет. О Провале знают
довольно много людей.
Полученная
в ходе опроса информация об аномальных
явлениях:
1.Девушка
и парень лет по 17, стоявшие в группе
сельчан на краю огорода, сказали, что
видели что-то в небе, но ничего
конкретного не пояснили. Вероятно,
видели спутники или что-то похожее.
2.
Продавщица сельмага заявила, что дважды
видела НЛО малинового цвета, «размером с
яблоко». Отвлекаться от прилавка не
захотела, так что ее не расспрашивали.
3.
Семен Иудович Волчков, один из нашедших
яму (сам сказал свое настоящее отчество,
в титрах «Ники» его представили
Иосифовичем, – видимо, батюшка,:
крестивший его отца, пошутил), мужик лет
60, серьезный, заявил, что когда подогнали
к краю ямы коров – они там не стали есть
траву. Больше ничего не сказал, заметив,
что на дне были комья земли, а воды почти
не было. НЛО и прочее не видел и не от
кого е слышал (потом припомнил, что вроде
какая-то бабка на его улице очень давно
видела в том направлении «свет какой-то»).
О мелких воронках на соседнем лугу
сказал, что это работа охотников,
выслеживавших рябчиков и тетеревов.
4.
Сидевший на завалинке мужик сказал, что
«У нас НЛО не летают, а вот мой кировский
приятель говорит,
что них каждый
день почти видят, и приглашал приезжать
посмотреть. Я
над ним посмеялся, а он обиделся,
серьезно, мол, говорил».
5. От
мужика: Церковь в Михайловском
провалилась не из-за Наполеона, а потому,
что в ней согрешили: кум на куму залез.
6.
Мужик с бородой говорил, что когда
пьяным пас коров лет 15 назад, «меня
русалки в болото завели». Видел, как они
танцуют. Объяснить их внешность не смог
и сам сомневается в реальности
виденного («был пьяным»). Он же сказал,
что Волчков был раньше председателем
сельсовета (похоже – солидный мужик), а
нашел яму первым сын собеседника,
подпасок Петр Малинкин.
7.
Мужик сказал, что лет 5 назад ночью падал
метеорит, осветивший все вокруг
зеленоватым светом. Мы подумали, что
речь о жиздринском, но собеседник
склоняется к тому, что это было летом и
глубокой ночью – часа в три. Видел это
еще и какой-то рыболов на речке,
плававший «на камере». Хотя точно он не
помнит.
8.
Видела НЛО в прошлом году Воробьева (женщина
лет 40, живущая в двухэтажном кирпичном
доме), вместе с пареньком, Кириловым. О ее
наблюдении нам рассказывали многие (ОБС
работает). Поговорили с очевидицей, она
как раз вешала белье.
Осенью
прошлого года, на рассвете, она в
западной стороне увидела сполохи,
подумала, пожар – когда вышла, сполохов
уже не было, а висел шар, огненного цвета,
намного больше полной Луны, потом
удалившийся из поля зрения. Кириллов
наблюдал вместе с ней, но его «сейчас нет».
До этого тоже видела шар, два года назад,
но уже не такой большой. Из-за спешки и
отсутствия особых перспектив подробно
ее не расспрашивали.
Попытались
найти на берегу реки обнажение, чтобы
посмотреть из чего состоят берега –
глухо, все задерновано.
До
Фоминичей шли пешком (9 км), и, как только
дошли, нас догнал рейсовый автобус. А нам
сказали, что он будет минимум на полчаса
позже...
В
Фоминичах спрашивали человек 30 о
провале, всех социальных групп,
стучались в дома – глухо, никто ничего
не знает про «вторую воронку».
Кстати,
народ здесь уже менее приветливый (обычный),
местная жительница заявила следующее: «У
нас живут православные, а в Волом и в
Новоселках – карагулы».
Поговорили
со старожилкой бабушкой Соней, 1922 года
рождения, бывшей в огороде. Сказала, были
разговоры о русалках. Говорили после
Троицы: «Пойдем венки развивать, а то
русалки придут, будут на них качаться». У
нас такой обычай: в понедельник, на Духов
день, нагинают две березки и украшают
цветами лесными. а на заговенье
расплетают.
Потом
подошли еще к одной старожилке, бабушке
Карине. Принципиально нового она ничего
не сказала, но подтвердила про обычай
заплетать венки:
На
этом экспедиция работу закончила.
Вернулись на поездах. До Сухиничей на
дизеле (в Фоминичах он в 19.20), затем на
электричке до Калуги. Суммарно билеты
обошлись в 70 руб. К удивлению, народу
было мало. Сухиничская электричка
теперь выходит в 20.45 – изменили
расписание. Узнали о том, что в Сухиничах-Главных
имеется дешевая рабочая ж/д столовая без
вывески, неподалеку от вокзала, в желтом
здании, на входе – скрещенные молотки.
Отчет
составил А.Перепелицын 16.06.04
|