Через несколько дней выезжаем в Крым. Путь не близкий. Доехать до него планируется за три дня. Однако цели нашей поездки нельзя назвать сугубо туристическими. Мы с Сергеем давно занимаемся изучением искусственных подземных сооружений: каменоломни, подземные выработки, пещерные монастыри. В последнее время эта наука получила название Спелестология, в основном ей занимаются такие же любители, как мы (так же как и в спелеологии, где как таковых профессионалов также нет – все осуществляется силами любителей). Только спелеология от спелестологии отличается тем, что спелеологи изучают природные (карстовые) пещеры, а спелестологи искусственные подземелья (сделанные человеком). Только, конечно, не метро и канализации (это удел диггеров), а те подземелья, которые заброшены или забыты человеком, или достаточно древние, как, например многие пещерные монастыри. Впрочем, конечно не все спелестологи ездят автостопом. Но мы с Сергеем не ограничиваемся только пещерами – в круг наших интересов входят и другие загадки земли: аномальные явления, криптозоология, мегаистория. На основе этих увлечений группой единомышленников около 5 лет назад была основана межрегиональная группа «Лабиринт». Итак, мы вдвоем с Сергеем, нацепив большие экспедиционные рюкзаки, ранним утром отправляемся в путь. Впереди нас ждет много приключений, как хороших, так и плохих. Вместе с нами в путь отправляется наш коллега и основатель «Лабиринта» – Андрей Перепелицын. Только в начале пути дороги наши разбегаются – он едет в Сибирь (также автостопом!) собирать информацию о необычных животных и предания о подземных жителях («Чудь», которая под землю ушла). Погода испортилась – Калугу накрыл циклон, который нас преследовал всю дорогу, поливая дождем и обдувая холодным ветром. Собственно, отсюда и начались наши основные приключения. От Калуги мы, вначале доехали до Тулы, чтобы перейти на трассу Москва – Симферополь. Из-за плохой погоды в первый день мы доехали только до Курска, где заночевали прямо в городской курортной зоне, разбив палатку в кустах у пляжа. На следующий день, мы пересекали Российско-Украинскую границу между Белгородом и Харьковым. Ее мы пересекали на автобусе. Особой задержки на КПП не было. Для пересечения границы достаточно российского внутреннего паспорта. Также заполняется небольшая миграционная карта с паспортными данными, целью поездки, и местом назначения (мы написали – Севастополь). На Российском КПП смотрят паспорт и проверяют вещи через сканирующую аппаратуру (как в аэропорте). На украинском КПП посмотрели паспорт и поставили печать в миграционной карте. Эта печать позволяет находится на территории Украины 3 месяца, в случае большего срока нахождения требует продления. Вещи (в том числе и наши большие рюкзаки) украинские таможенники практически не проверяли, ограничились визуальным осмотром. Итак, таможня дает добро, и через час мы на автобусе приезжаем в Харьков. Харьков крупный город, здесь есть свой метрополитен. Какое то время этот город был столице Украины. Итак, первая забота обменять наши кровные российские рубли на украинские рубли (гривны). С помощью одного из пассажиров автобуса находим самый выгодный курс обмена – 183.49 гривны за 1000 рублей (около 5.45 рубля за гривну). На таможне более грабительский курс около163 гривны за 1000 руб. А в среднем курс обмена обычно колеблется между этими двумя. Затем на электрички покидаем пределы города. Стоит заметить одну важную особенность на Украине для путешественников: стоимость проезда на железнодорожном транспорте в два, а то и более раз дешевле, чем в России. Притом цены на продукты практически одинаковые как в России, так и на Украине. Однако далеко от Харькова нам так и не удалось уехать, и пришлось разбивать палатку в лесополосе, рядом с трассой. На третий день путешествия мы доехали до Запорожья. Для этого пришлось сменить несколько машин. Почти со всеми водителя мы обсуждали будущие выборы президента Украины. На мой вопрос: чем отличаются два основных кандидата: Ющенко и премьер Янукович водители затруднялись ответить. Как правило, отрицательно говорили об обоих. А тем не менее, предвыборная агитация была не шуточная. Повсюду висело большое количество дорогих стендов и плакатов. В Симферополе (уже на обратном пути) на улице, мы даже видели большую цифровую панель, по которой транслировалась речь одного из кандидатов… Город Запорожье известен одноименной маркой автомобиля, в чем мы убедились. Только в этом городе за все время своих путешествий по России и Украине я видел запорожец (старой модели с круглыми фарами) с шашечками такси на крыше! Проторчав весь вечер на выезде из города, мы так и не уехали. В этот раз с автостопом нам не везет, одна палатка на двоих не позволяет разделиться и ехать в одиночку. Так бы скорость передвижения, конечно, была бы значительно быстрее. Так как лимит поездки у нас ограничен, принимаем решение ехать ночным поездом до Севастополя. Ранним утром, мы наконец достигаем Крыма, и окунаемся в теплый воздух курортного Севастополя. Мы пересекли циклон – на небе ни облачка, и около 30 градусов тепла. Тепло, можно больше не носить куртку и теплый свитер. Почти сразу же мы покидаем город. Первые полтора дня планируется провести на море в окрестностях мыса Фиолент. После рассвета, на автобусе мы доезжаем до него. Здесь берег Крыма весьма горист, высота склонов над уровнем моря более 150 метров. Наверху, повсюду разбросаны дачные домики, коттеджи, санатории и лагеря. Спуск к воде не прост, и возможен только по замысловатым и извилистым тропам. Вначале мы посещаем Георгиевский монастырь с пещерным храмом. Монастырь действующий. Один из монахов, увидев нас с рюкзаками, предупреждает нас, чтобы не ставили палатку на территории монастыря (видимо достали туристы). Внизу под монастырем находится оборудованный пляж, к которому ведет «долгий» длиною с километр спуск. Назад ожидается не менее долгий подъем. Не всем он под силу, и многие отдыхающие переводят дух на скамейках. Горная местность не совсем привычна, нам жителям равнин. В одном месте в разных плоскостях здесь могут существовать разные объекты. Например, на одном склоне: внизу находится пляж с отдыхающими, посередине Георгиевский монастырь с монахами и паломниками, а на верху Российская военная часть с военными. К каждому из этих объектов ведет отдельная дорога. Лагерь разбили в кустарниках в верхней части склона над морем. Несмотря на большую плотность застройки Фиолента, в окрестных скалах при желание можно найти укромные уголки, где в течение дня практически никто не ходит. На следующий день мы ушли купаться и загорать на другой пляж. Рано утром здесь никого не было, поэтому мы загорали и купались без одежды (в походных условиях лишний раз мочить одежду не очень хочется). Через час пришло еще несколько нудистов. Вообще нудисткий пляж находится в километре от нашего, но идти с рюкзаками до него неудобно и муторно. Через несколько часов пляж неожиданно заполнился множеством цивильных отдыхающих. Люди стали на нас косо смотреть, одна пенсионерка даже подошла к нам и спросила: «А какой вы веры?» Пришлось убеждать бабушку, что мы не сектанты, а туристы. Чтобы не смущать общественную нравственность, одеваемся и покидаем пляж и море (вообще пляж дикий и не оборудованный, поэтому на нем купается кто как хочет. Помимо нас, без одежды еще купалось несколько симпатичных девушек). Закончив сбор интересующих нас минералов, мы покидаем море, на этот раз навсегда: впереди нас ждет горный Крым. Возвращаемся назад в Севастополь. С одной из автостанций едем в деревню Терновка. Вдоль дороги бесконечной вереницей тянутся виноградники. В автобусе у нас возникает жуткий скандал с кондуктором, вечным врагом многих туристов. Тетка захотела содрать с нас дополнительные деньги за багаж, однако мы знаем (как и другие опытные туристы), что 80-ти литровый рюкзак не соответствует багажу. Согласно правилам багаж нормируется весом до 36 кг, или размерами по сумме трех измерений не более 180 см. Однако попробуйте объяснить это разьяренной тетке никогда не читавшей правила провоза багажа! Мы отказываемся платить, тогда кондуктор в качестве контрмер бежит к водителю и останавливает автобус, и комедия продолжается, только к ней присоединяются пассажиры: одни смеются, другие бъют себя в грудь и орут на нас, требуя не задерживать больше автобус. Общая истерия достигает апогея, и мы решаем, что лучше заплатить за багаж. Вообще за всю поездку кондукторы пытались около 5 раз содрать деньги за наши рюкзаки, и только один случай имел успех. Вот и Терновка. В ее окрестностях находятся одни из самых известных пещерных городов Крыма: Эски-Кермен и Мангуп, а также пещерные монастыри Челтер-Мармара и Шулдан. Тут же местные жители торгуют виноградом. Поторговавшись, мы купили 1.5 кг хорошего винограда за 3 гривны (что значительно дешевле, чем в Севастополе). Уже вечерело, и лагерь мы решили разбить прямо в пещерном монастыре Челтер-Мармара. Монастырские пещеры в несколько ярусов, видно прямо из Терновки. Тяжелый подъем занимает более часа. Пещерный монастырь несколько сотен лет уже как заброшен. Четыре его пещерных яруса связаны общими ходами. На каждом ярусе множество пещерных сооружений различного назначения: это и отшельнические келии, пещерные церкви, трапезная, захорнения. Алтарь пещерной церкви самого верхнего яруса вырублен в карстовой пещере. Мы разбиваем лагерь в одном из самых больших помещений второго яруса, которое поддерживается множеством колонн. На следующий день нас ждет один из самых больших пещерных городов Крыма Эски-Кермен, что в переводе с татарского означает «Старая крепость». Крепость действительно старая. Она была построена в период 6-7 вв, по приказу одного из византийских императоров того периода. В тот период византийская империя старается укрепить свои границы в этом регионе, и возводит ряд фортификационных сооружений. Укрепленное городище (Крепость) Эски-Кермен является одной из жемчужин византийской фортификации. Специально приглашенные инженеры построили ее по всем наилучшим достижение науки того времени. Притом максимально использую природные возможности останцовой горы. Там где гору прорезали расщелины, были вырублены пещерные казематы. Где подход к скалам был не очень высокий, скальные казематы дополняли стены. Главный вход крепости защищались сложной системой из нескольких ворот, которые прикрывали башни стены, и пещерные казематы. Из казематов было удобно простреливать мертвые зоны под стенами. Там где скальный массив был неприступен, крепостные стены не сооружались. Позаботились фортификаторы и об осадном колодце, глубиной около 40 м. Во время осады крепости (или после нее) захватчиками был вскрыт осадной колодец Сейчас наземных сооружений не сохранилось, остались только пещерные. Внутри крепости среди деревьев и кустарников повсюду чернеют входы и провалы в небольшие подземелья. Это остатки подвалов городских усадьб. Мы разбиваем лагерь в одном из таких подвалов. Когда то здесь были ясли – к множеству каменных колец, здесь когда то привязывали различную живность. Помимо фортификационных и хозяйственных сооружений, здесь есть несколько пещерных храмов с комплесом захоронений: храм Донаторов, храм Успения, храмовый комплекс Судилище, храм Трех всадников. Последний вырублен в большом валуне, высотой несколько метров. В Храме сохранились фрески 14 века с изображением трех всадников. Храм вырублен таким образом, что занимает практически все пространство валуна, и, таким образом, камень получается полый внутри, почти как яйцо. Вообще среди ученых и различных исследователей до конца точно не определено время возникновения пещерных монастырей и храмов Крыма. По сути дела есть три мнения: первые века христианства, 8-9 века и 12-14 века. Почему так произошло, я постараюсь объяснить в своей следующей статье, которую посвящу сугубо истории пещерных монастырей и городов Крыма. Наш маршрут продолжается, следующим связующим пунктом является город Бахчисарай, известный знаменитым ханским дворцом и фонтанами в стихах поэта А.С.Пушкина. Здесь долгое время располагалась резиденция Крымских ханов. В случае опасности хан укрывался в расположенном неподалеку неприступном городе Чуфут-Кале (Крепость драгоценностей). Тут же находится известный Успенский пещерный монастырь. Он издавна финансировался и всячески поддерживался московскими царями, и даже существовал длительное время во время владычества Крамского ханства. Сейчас монастырь действующий и неплохо отреставрирован. Ежедневно монастырь и пещерный город посещается большим количеством паломников и туристов различного толка. К счастью, мы приехали в конце сезона, и народу не так много. Но тем не менее, на подходе к монастырю, нам не дают прохода различного толка экскурсоводы, предлагающие за баснословные деньги суперэкскурсии. Мы от них кое-как отмахиваясь, поднимаемся к монастырю. Монастырь расположен в глубоком ущелье. В высоком склоне ущелья вырублены различные помещения, лестницы и переходы. Вход в монастырь бесплатный, а вот чтобы попасть в пещерный город, находящийся вверх по ущелью, нужно выложить 8 гривн (что для Украины не дешево), это около 45 рублей в пересчете на Российские деньги. Однако после Эски-Кермена Чуфут-Кале нас так сильно не впечатляет. Часть пещерного города обнесена остатками крепостных стен. Внутри сохранилось множество пещерных сооружений. Наиболее знаменита подземная тюрьма, ужасные условия нахождения в которой ужасали многих путешественников. Пленники томились в специально вырубленной яме, которая сверху накрывалась решеткой. Над ямой находилось помещение для стражи, также вырубленное в скале. Сбежать отсюда было невозможно. Внутри периметра Чуфут-Кале постоянно бродит охранник, так как несмотря на кажущуюся неприступность крепости, для бесплатного проникновения, здесь есть лазейки. Последним пещерным городом на который у нас оставалось время был Тепе-Кермен, расположенный в столовой горе-останце. Он находится недалеко от Чуфут-Кале, в соседнем ущелье. Здесь также в несколько ярусов расположены различные пещерные сооружения, и несколько пещерных храмов с комплексов захоронений. Одно из таких групп захоронений в этот сезон было раскопано археологами. Огромное количество костей из захоронений, археологи аккуратно сложили в пустующий склеп. Кстати, среди костей нет ни одного черепа. Дело в том, что черепа складывались отдельно, в специальных нишах. Могилу по прошествии определенного времени вскрывали, и отделяли череп от остальных костей…Такие традиции захоронения практиковались издревне. Например, афонские монахи в Греции до сих пор продолжают эту традицию. Наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся назад, в основном автостопом, но часть маршрута мы проехали на рейсовом транспорте: электрички и автобусы. Украинско-Российскую границу мы пересекали на электричке. На станции пересадке перед границей, украинские милиционеры взяли нас в свой оборот и устроили полный «шмон». Перерыли наши рюкзаки. Узнав, что мы едем из Крыма, они решили проверить – а не везем ли мы какие-нибудь археологические ценности. К счастью все обошлось – надолго нас не стали задерживать. Кстати действовали сотрудники с нарушением законодательства: обыск проводился без понятых и составления протокола по факту административного доставления и обыска (протокол должен был обязательно составлен даже если не найдено никаких нарушений, а копия протокола, должна быть обязательно вручена обыскиваемым). Но так как в действиях сотрудников не было агрессивности, и обращение вежливое и корректное (Чего не скажешь о нашей милиции, в подобной ситуации на территории России, я часто сталкивался с угрозами при обыске, чего уж говорить о вежливости) мы не стали «качать права», и все мирно закончилось. В России мы снова попали в циклон, и собачий холод не отставал от нас до самой Калуги. В Калуге я с Сергеем расстался. Мы разобрали совместное снаряжение. Сергей остался дома, а меня еще ждали пещерные монастыри среднего подонья, но это уже другая история. |
||