Сумасшедший
день - 23 июля (Точнее, дня не было. Было
черт знает что такое)
Еще накануне
вечером я постоянно слышал шум машин
проходящих где-то совсем рядом, а потому
мечтал так: «Погода хорошая, циклон,
видимо, то ли отстал, то ли рассосался.
Завтра часов в шесть выйду на трассу – и
часа в три буду в Муратовке (станция
близ Калуги, где мне удобно
пересесть на электричку) – придется там
время убивать, днем поезда не ходят.
Домой еще засветло попаду...»
Увы, задумки не всегда претворяются
в жизнь. Жизнь, она штука сложная...
В
общем, в 6.00 по белорусскому (и в 7.00 по
московскому – приходилось в день
пересечения границы держать в голове и
домашнее время) я вышел из леса и вышел
на асфальтовую дорогу. Пустынную. И
какую-то узкую – хотя покрытия было и
качественным, разметка тоже
наличествовала – были все основания
сомневаться в том, что это и есть искомая
трасса. Пошел по
ней назад – в любом случае голосовать в
лесу неудобно. Прошел два километра – за
это время навстречу (то есть в Гомель –
или не Гомель, я еще не знал, когда шел)
прошло всего две машины, одна из них
маршрутка – обе не остановились. И
хорошо – впереди я увидел перевернутый
треугольник: выезд на главную дорогу.
Чертыхнувшись, утешился
тем, что все же трасса нашлась, и совсем
недалеко впереди, то есть позади! Хорош
бы я был, если бы стал стопить в месте
ночевки.
Радостно прибавил шагу, вышел на
новую дорогу – и вновь задумался: она
была чуть шире, имела даже автобусную
остановку, но все так же пустынна... В
общем, снова я засомневался, и решил идти
дальше назад. Через три километра
услышал за лесом шум машин, а еще
через два наконец-то вышел на истинную
магистраль.
На часах было уже 7 часов (8 МСК).
Впрочем, сначала мне было повезло:
затормозила легковушка и мигом домчала
до Гомеля, причем вышел я на той самой
автобусно-троллейбусной остановке, где
в 1999 году уже стоял вместе с Каминским и
Янчук (тогда мы возвращались из
экспедиции в Болгарию и Молдову). Какой
транспорт идет до выезда, естественно, я
не помнил, и обратился к аборигенам. Они
разъяснили, что есть
«троллейбус, который ходит часто, но
от остановки до выезда нужно будет
пройти и автобус, который подвозит ближе,
но ходит редко». На троллейбус надо было
купить талоны – киоск рядом, но там
оказалась очередь. Пока стоял, подошел
автобус (на него талоны не нужны, он с
кондуктором). Осмыслил ситуацию с
запозданием (тормознул, проще говоря),
так что, когда подбежал к автобусу – тот
уже закрыл двери и вновь их открыть не
захотел. Вновь пошел за билетами – ну и,
конечно, киоскерша начала считать сдачу
– она решила ее дать одними
пятирублевками, а в это время подошел
троллейбус. И, конечно, снова опоздал.
Надо
отдать должное – троллейбусы в Гомеле
ходят относительно часто, так что через
15 минут я уехал. Но недалеко. Через две
остановки электротранспорт встал –
вылезя и перекинувшись парой слов с
шоферами впереди стоящих машин,
водитель объявила, что впереди обрыв
провода, каковой уже ликвидируют. Что
было делать – выяснив, что впереди, в
двух остановках, существует
еще одна троллейбусная линия, пошел
пешком. По пути меня обогнал второй
экземпляр нужного автобуса. А потом (я
немного не дошел) и троллейбус, в котором
я уже ехал. Да, надо отдать должное –
отремонтировали линию быстро.
На
выезде был в 9 часов (10 по московскому),
голосовал недолго – на микроавтобусе
доехал до Добруша, где и застрял. Просто
не было движения – в сторону границы шли
только редкие легковушки челноков, в
основном забитые всевозможным товаром.
Наконец, остановилась легковушка с
двумя мужиками впереди и свободными
задними местами. Экипаж сразу меня
предупредил, что могут подвезти только
до поворота на Злынку.
Оказались
мужики лесными людьми, местными, но не о
крокодилах ни о гоминоидах слыхом не
слыхивали. Только, переехав через
границу, показали мне бежавшую вдали по
полю косулю, каковую я, впрочем, толком
не разглядел.
На
Злынковском повороте торчал минут сорок
(движения практически нет) – в конце
концов, остановилась машина, провезла 20
км до поворота на Новозыбков. Там снова
завис... Простояв
больше часа (движения нет) решил
двинуться вперед – просто от скуки. у и,
само собой, едва я прошел километр,
оказавшись как раз на холмистом участке
– и поток резко
усилился. Впрочем, к легкому удивлению,
прямо в лесу остановилась невесть
откуда взявшаяся «скания» с фурой и
белорусскими номерами. Понятно, я
обрадовался – куда мог идти дальнобой,
как не в Первопрестольную, но - нет: «Я
только до Клинцов (40 км)».
Что
ж делать, и на том спасибо. Доехав туда,
встал за постом ГАИ, прошел час –
бесполезно. Причем вроде и трафик стал
получше, и места у многих есть – и никто
не останавливается! Через час подошли
парень с девчонкой, сначала пошептались
было с гаишником, потом, как и положено,
встали за мной. Прошло еще полчаса –
давно уже я в одиночку столько не висел...
Главное, непонятно в чем дело – небо
ясное, во многих машинах есть места... От
тоски одел ярко-желтую рубашку (хотя и
несколько грязноватую) – может, буду
лучше бросаться в глаза? Один хрен.
А домой попасть к вечеру хотелось –
всего-то оставалось 400 километров! Стал
подходить к водителям остановленных
гаишниками машин – все отказывают, кто
говорит, места нет, кто – просто не берет.
С умыслом разговорился с гаишником (я
уже, вопреки принципам, был готов
принять и их содействие) – а тот: «Да не
могу, вон ребята уже просили...Нам строго-настрого
запретили кого-то подсаживать» (при том,
что месяц назад гаишник на этом же посту
сам предлагал мне содействие!)
Наконец,
остановилась «Волга» - между мной и
парой. Когда мы одновременно подбежали,
и я спросил водителя, кому тот
остановился, молодой мужик ответил:
- Да я
троих могу взять, но только до Почепа (80
километров)!
Конечно,
я поехал, а ребята остались вылавливать
машину до Брянска (им надо было туда).
Подъезжая к Унечам, я заметил впереди на
горизонте белесую полосу, и облачная
полоса с каждым километром и каждой
минутой увеличивалась. Перед Почепом
слоисто-кучевая облачность закрыла уже
все небо. Неужели циклон? Но почему с
востока? А на
локальную облачность не похоже – очень
уж резкий фронт... Я ничего
не понимал, но расстроился. Позиция на
главном повороте в Почеп была хреновой,
тем более, уже начал срываться дождь, и я
решил идти дальше – требовалось найти
такой местечко для голосования, чтобы
рядом было нечто с крышей, идеально –
автобусную остановку. Однако, не прошел
и двух сотен шагов - на крутом повороте
мне остановился автокран на базе «ЗиЛа-130»
(конечно, я махал проходившим машинам,
когда шел). Обрадовался было, но снова
облом: машина тащилась издевательски
медленно, километров 50 в час, да еще в
одном месте водитель остановился
подождать ехавшего сзади коллегу, а
потом еще сливал у него бензин (какая-то
не совсем законная бартерная операция
между друзьями). А мне пришлось сидеть в
кабине – дождь уже капал вовсю.
Водитель был, кстати, довольно
интересным и разговорчивым мужиком лет
50, услышав об аномалистике, начал
рассказывать, как в детстве, в деревне,
шел по лугу и увидел опускавшуюся с неба
икону. Рассказ походил на детскую
фантазию, и, каюсь, внимательно я его не
слушал – все поглядывал на небо и на
часы.
Довез он меня до Супунево – от этого
пригорода Брянска в город уже ходят
маршрутки, здесь же начинается и
объездная. Первоначально я планировал
ехать через город – ибо знал уже, что
движение по объездной слабое, но, глядя
на свинцовое небо и на часы (17 часов)
переиграл, думая: «Пойду-ка я по
объездной. Уж наверное где-нибудь крышу
найду, дождь переждать – но зато не
мокнуть в городе. Да и на ночлег скоро
пора становиться – вряд ли я теперь до
Калуги доберусь!» Так и сделал – шел,
махая редким машинам (они шли с
подфарниками – до того нахмурилось небо).
Ну и, конечно, тут хлынул дождь. Хорошо
еще, что впереди над объездной виднелся
мост-эстакада, я быстро добежал и
спрятался. Конечно,
под мостом я не просто стоял, а
поголосовывал, понимая, что надеяться
можно только на сверхальтруиста: мало
того, что под мостом остановка запрещена,
так еще и уклон вниз, где тормозить, да
еще на мокрой дороге...
Правда, вопреки правилам,
остановился «КамАЗ» с сеном, шедший по
встречной полосе - припарковался прямо
под мостом и заглушил движок. Драйвер
достал сотовый телефон, и, через
открытое окно мне было слышно, как он
недовольным голосом докладывал
начальству:
- Да нет, сено еще не намочил, под
мостом стою. А что делать? Буду дождь
пережидать. Х... его знает, когда он
кончится – все обложило...
Впрочем, я все же смотрел прежде
всего в противоположную строну,
продолжая махать попутным машинам.
Минут через 15, не доехав метров 50 до
моста, остановилась фура с красными
белорусскими номерами – водитель вылез
под дождь, и, как ни в чем не бывало, начал
что-то регулировать в подфарниках.
Медленно я подошел к нему и спросил:
не подвезет ли? И драйвер согласился.
Более того, я так и не понял, для ремонта
ли он остановился, или чтобы меня взять?
Потому что далее было сказано:
- Я вас две недели назад здесь же
видел, с этим же рюкзаком, но в тот раз не
остановился...
Был он еще довольно молодым
человеком, примерно моим ровесником, и
так сказать, веселым пессимистом:
- Конечно, дождь надолго! В природе
все против человека! Нет, до дома сегодня
не доедешь, придется ночевать! Невезет
чаще, чем везет! Так все в природе
устроено!
Услышав эти сентенции, я
задумался: повезло мне сейчас, или
нет? С одной стороны, вроде бы повезло:
поймал машину на дороге с очень слабым
движением, в крайне неудобном месте, под
дождем, причем, несмотря на мрачный
прогноз драйвера, дождь явно утихал,
переходя в морось – так что самый ливень
я просидел в кабине, и даже не намок.
Казалось бы – повезло. Однако... шла фура
не в столицу, а в сторону Орла, так что
пришлось вылезать и идти стопить за пост
ДПС у д.Белые Берега.
Впрочем небо
прояснилось, показалось солнце, а на
часах было еще шесть часов... «Нормально
– думал я – до восьми-то я как-нибудь
уеду, так что к ночи все-таки буду дома!»
Проходя мимо поста, увидел
остановленную гаишниками легковушку,
попытался было напроситься, но экипаж
отказал.
Присутствовавший здесь же гаишник
довольно грубо поинтересовался: кто я и
куда – откуда? В двух словах ответив ему
(ездил в отпуске автостопом по научным
делам в Беларусь), я заметил, что что-то
сегодня долго еду и не посодействеует ли
он мне как-то? И нет ли где-нибудь
поблизости питьевой воды? Дернул же черт
за язык! В ответ было еще более грубо и
презрительно сказано:
- Да кто вас такого повезет? Грязный,
хуже бомжа! А воды у меня нет!
Сентенция эта меня изрядно задела и
расстроила. Но и, одновременно,
заинтересовала. Как мог, оглядел себя –
вроде не такой уж грязный. Ну рубашка
чуть грязновата, да и то под лямками – и
все. Даже не мятая. Вроде и джинсы с
кроссовками в пределах допустимого (несмотря
на летевшую с трассы мокрую взвесь –
дождь ведь ее намочил хорошо). Проходя
мимо будки, глянул на себя в зеркальное
стекло – тоже вроде бы никакой
расхристанности не заметил.
Тем не менее, в течение следующих
двух часов уехать не смог! Я и просто
голосовал, и пытался впрашиваться к
штрафуемым – бесполезно!
Кстати, именно в это время у
гаишников случилась пересменка, и мент
уже из новой смены, возрастом лет 30 и с
лицом монголоидной национальности,
вдруг сам подошел ко мне и опять
поинтересовался: кто я и откуда?
Возможно, причиной тому этнические
особенности, но этого гаишника устный
ответ уже не удовлетворил, и он захотел
посмотреть документы. Как ни странно, и
паспорта ему оказалось мало, так что он
всерьез уже захотел досмотреть вещи, в
первую очередь, почему-то, указав на
висевший через плечо кофр с
фотоаппаратом:
- Вот что в сумочке? А в рюкзаке?
Ответив, я достал из ксивника
редакционное удостоверение, и, показав
его, уже более подробно рассказал о
своей поездке. Надо отдать должное – это
менту показалось вполне убедительным,
так что от мысли устроить досмотр он
отказался, когда же я сам, прикалываясь,
спросил у него: «Так мне снимать
рюкзак, будешь смотреть?» - тот
отмахнулся, продолжая расспрашивать о
загадках природы и истории.
Заинтересовавшись разговором, подошел
второй гаишник, потом и третий... Однако у
меня вовсе не было желания
удовлетворять их праздный интерес, и я
закруглил разговор, спросив лишь
собеседников: почему меня не берут,
может в стране теракты или со мной что-то
не в порядке? С замиранием сердца стал
ждать ответ («неужели и эти скажут, что я
грязный») – но нет, ответили иное:
- Да нет, вроде все более-менее
спокойно и все в порядке. Просто не
каждый на посту остановится. Тебе бы
лучше было у кафешек голосовать
наверное, перед постом... Мы бы помогли,
да нам запрещено попутчиков подсаживать...
Я заметил, что навязывать водителям
меня и не надо, даже если бы и можно было
– не люблю быть назойливым, но никто же
не мешает просто сказать остановленному
драйверу: «Вот мол, турист здесь стоит
невредный, подвез бы...» Ребята
согласились, что так говорить устав не
запрещает, и обещали иметь в виду...
Подарили (по своей инициативе) бутылку
лимонада, довольно неплохого.
К
исходу второго часа подошел парень лет
20, с дорожной сумкой, явно тоже
намереваясь ловить попутку – однако, в
первую очередь, он завернул ко мне и
пожал руку. Оказалось, хотя работает он в
Брянске, но живет в Жиздре, участвовал в
метеоритных экспедициях под Коренево и
меня помнит. Также, благодаря им, знает и Мишку Кошелева: «Он мне и
рассказал об автостопе, я теперь
постоянно так домой езжу». Услышав, что я
здесь торчу уже два часа, парень (забыл,
как его зовут) несколько удивился: «Обычно
уезжаю быстрее». Предложил, в случае
вису, вместе ночевать в моей палатке, но
тот решил держаться до последнего: «Брат
в Жиздру приехал, надо с ним поговорить,
хоть ночью, а уеду».
Простояли
вместе (то есть, конечно, парень встал
позади меня метрах в 50-и) до 21 часа, и я
решил ставить палатку – тем более, что
небо опять затягивали облака. Поскольку
реки или ручья, по мнению жиздринского
автостопщика, вблизи не было, то я решил
за водой идти в кафе – выше поста по
течению примерно
в километре. Однако проходя мимо будки,
меня вновь подозвали знакомые уже
дпсовцы, решившие продолжить разговор.
Объяснил им, что некогда – так они,
удивившись моему намерению идти за
водой в кафе, предложили налить пару
бутылок. А налив, все равно не хотели
меня отпускать, говоря, что я интересные
вещи рассказываю и отчего бы мне с ними и
не постоять. Показав на небо, я заметил,
что ставить под дождем палатку не весело,
и заметил:
-
Вот если к себе ночевать пустите – то
нет проблем, времени на разговоры будет
много. А так еще ведь место надо найти,
костер разжечь...
Мне
вполне серьезно не хотелось ставить в
мокром лесу палатку, но менты,
переглянувшись, с сожалением заметили,
что вписать не могут – бояться, что
начальник ночью приедет проверять. И тут
же удивились – зачем это мне забираться
далеко в лес:
-
Вон, ставь палатку прямо напротив поста,
как раз полянка за обочиной.
В
свою очередь изумившись (правда, про
себя) их наивности, я заявил, что
предпочитаю ночевать подальше от шума,
копоти и чкающихся по обочинам
аборигенов и бомжей. С чем и ушел. Лагерь
в мокром лесу, действительно,
разбивать оказалось неприятно, но
все же я быстро поставился, с одной
спички, несмотря на мокрые дрова и
слегка заморосивший дождь, развел
костер и в 23 часа лег спать. Кстати, уходя
в лес, заметил, что жиздринец еще стоит...
24
июля.
На
трассу вылез в 6 часов утра. Небо было
пасмурным, но дождя не был, да и ночью он
так и не разошелся. И на том спасибо
судьбе... Простоял за постом (на этот раз
близко к будке я сразу решил не
подходить, а голосовать метрах в ста от
нее) ровно час, в течение которого
продолжал начатые еще вчера вечером
размышления:
«Четвертый раз я на этом посту ДПС
голосую – и четвертый раз зависаю. Да и
вообще – в последние годы зависал я,
если не считать объездные,
исключительно за постами. Эта тенденция
и в нынешнюю экспедицию прослеживается...
Да не предрассудок ли это -
считать, что за постом ДПС хорошая
позиция? Ведь мнение это сформировалось
в начале 90-х годов, когда на трассах было
много криминала, и вне постов водители
просто боялись останавливаться. Сейчас
же ситуация переменилась – водилы
скорей гаишников боятся, и стараются
рядом с ними не тормозить (*). Возможно,
это даже чисто подсознательная реакция.
Пойду-ка я вперед... В последние два года
машины мне удавалось в движении стопить
чаще и легче, чем стоя на одном месте...» (*
- Не исключено, что ситуация
скоро опять изменится - бандитизм на
дорогах вновь возрастает, особенно, по
слухам, в Уральском регионе).
В общем, несмотря на хмурое небо, я
двинулся дальше. Первая машина
остановилась через километр: сидевший
за рулем шикарного «мерса»
благообразный лысеющий мужчина, в
костюме и даже с галстуком, спросил:
- Что-нибудь случилось?
- Нет, - ответил я, удивившись
постановке вопроса – Подвезти прошу!
Дедок покачал головой:
- Я думал, что-то случилось – лес
кругом... А посадить мне вас некуда, да и
сворачиваю я в Полпино...
Вообще-то, краем глаза я заметил, что
лежавшие на заднем сиденье сумки с
продуктами потеснить было несложно, но
напрашиваться не стал, и, поблагодарив
водителя за сочувствие, пошел дальше
пешком – до
Полпино оставалось
километра три. Впрочем, прошел совсем
немного – остановилась «Ока». Молодой
драйвер также ехал в Полпино (там
брянские дачи), но меня взял, и так
проникся, что, высаживая на повороте,
сказал:
- Извини, что так мало подвез...
Позиция была средней, движение
слабоватым – суббота!. Минут через
двадцать стояния подъехала гаишная
машина, развернулась, экипаж спешился и,
вооружившись радаром, обосновался рядом.
Решив, что уже
достаточно нависелся, голосуя рядом с
ментозаврами, я сразу пошел дальше – тем
более, что с неба срывался дождь, а крыши
рядом не было. Намерен я был, если ничего
не поймается по пути, дойти до знакомого
по поездке на фосфоритный карьер
поворота на Журиничи – где имелась
будка автобусной остановки, и там уже
стоять до последнего. Однако долго
шагать не пришлось – через километр
вдруг остановилась двухосная фирменная
кока-колавская красно-белая фура. За
рулем ее сидел водитель с хайром почти
до плеч, примерно моих лет, весело
спросивший:
- Куда идешь, далеко?
- Вообще-то в Калугу. А иду потому, что,
решил подальше от гаишников отойти –
побоялся, что возле них никто не
остановится...
- Стопудово не остановятся! –
подтвердил мои соображения драйвер.
В нем, кстати, я сразу заподозрил
какого-то неформала, и аккуратно
поинтересовался – не из «системы» ли он.
Оказалось, явным образом к хиппарям
водитель себя не относит, но меня ждал
сюрприз: Анатолий очень серьезно
интересуется аномалистикой, причем
серьезной, отнюдь не писаниями
рерихнутых. Так, он с детства читал «Антологию
Таинственных Случаев» в «ТМ», потом
брошюрки «Знак Вопроса», и мало того, что
читал – понял прочитанное, и удержал в
памяти не только содержание, но и
фамилии авторов. Знает по публикациям и
Щербакова, и Непомнящего, и многих
других (фамилию Чернобров, кстати, как не
удивительно, Толик не помнит – что тоже,
можно сказать, является ему плюсом).
Практически, правда, он нашими делами не
занимался – но явно только от того, что
вовремя не встретил единомышленников,
ибо авантюризм (лучше сказать, интерес к
сталкингу) у него явно заложен на
генетическом уровне. Так, когда мы
проезжали фосфоритный карьер, и я
заметил, что здесь можно найти кости
динозавров, Толя еще просто восхитился,
но позже, в Сухиничском районе, он
всерьез намеревался завернуть к выходу
подземной реки, о которой я рассказывал
– и лишь усилием воли удержался от того,
чтобы не заехать посмотреть на
суперродник.
Правда, у Анатолия трое детей, и
интернета нет (живет в
нетелефонизированном микрорайоне), так
что вряд ли можно рассчитывать на его
участие в наших мероприятиях – хотя он и
обещал написать, когда поставит сотовый
и-нет (что он планировал сделать в
сентябре). Увы, пока не написал...
Анатолий, если вдруг читаешь сии строки – то
откликнись! Дело еще и в том, что он из
Иванова, а я, заговорившись, совсем забыл
у него поинтересоваться – не знает ли он
что-то о пещере, расположенной в этой
области и даже отмеченной в «Атласе
автодорог»? Как ни странно, но об этой
дырке я нигде не могу найти никакой
информации...
В общем, за разговорами время летело
быстро, и да и на самом деле скорость
была неплохой, так что к обеду я достиг
своего местожительства. Самое
интересное, что в Калуге было солнечно, и
таковой
погода оставалась
в течении следующих дней.
Выводы:
3. Автостоп в
Белоруссии очень неплохой, люди, в целом,
приветливые
4. Лично я впредь постараюсь стопить
за постами ДПС как можно реже.
5. При опросах населения необходимо
обязательно иметь в группе либо
человека, отлично знающего национальный
язык, либо диктофон, а очень желательно
– и то, и другое одновременно.
Это
продолжение дневника
стр. №3 ,
а начало
на №1
и
№2
|