ОТЧЕТ ОБ ЭКСПЕДИЦИЯХ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, СОСТОЯВШИХСЯ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ И ОКТЯБРЕ 2004 ГОДА

Цели - Главная: осмотр культовых камней Тульской области, проверка сообщений об их астрономической ориентации. Второстепенная: осмотр Араповского пещерного монастыря.

Сроки экспедиций: 21 июня – 7 июля,  15 – 18 октября 

Участники: Агапов Илья (Санкт-Петербург), Сергей Каминский (Калуга), Андрей Перепелицын (Калуга)

Маршрут: СПб – Москва – Калуга - Тульская область  – Москва – СПб.

Результаты: показано, что информация об астрономической ориентации культовых камней Тульской области в основном не соответствует действительности. Так же показано, что  и сообщения об имеющихся на некоторых камнях петроглифах вызывают сомнения.

Автор отчета: Агапов Илья   Фото: Андрей Перепелицын

Внимание! Информация о местонахождении осмотренных культовых камней опускается. Исследователи могут ее получить, после отдельного согласования, написав авторам сайта.  Для того, чтобы облегчить пользователям поиск научной и краеведческой информации, соответствующие места в тесте выделены зеленым цветом. 

21 июня.

Автор отчета, Илья Агапов, выехал из Питера утром автостопом. На позиции у «стамески» встал в 8-00. В Москве на вписке был в 2-00. Первый водитель (ехал на козле) рассказал случай наблюдения НЛО:

В конце лета – начале осени около 20 лет назад наблюдал НЛО, около 22-00. Время наблюдения около 5 минут. В небе заметили НЛО в форме лампочки ярко-желтого цвета, с такой же интенсивностью излучения, как у обычной электрической лампочки, ориентированной «цоколем» вниз. Об интенсивности света информатор четко сказать не смог.

 Угловые размеры НЛО 1-2 град. Объект располагался на высоте около 25 град. к востоку (если стоять спиной к заходу солнца относительно деревни) от деревни Извара (недалеко от Петродворца). От объекта вниз исходило зеленоватое свечение в виде треугольника (где вершиной треугольника был сам НЛО). Затем ось треугольника повернулось на 90 градусов и приняла положение параллельное линии горизонта... Затем, видимо, НЛО исчез, а после него осталось светящееся пятно зеленоватого цвета, исчезавшее в течение полутора часов. Также, по словам наблюдателя, в это пятно два раза входил какой-то овал... По всей видимости, это был запуск ракеты.

Последняя подвозившая машина: интересная женщина - Светлана, москвичка около 35 лет, работает в Альфабанке. Долго и интересно говорили о всяком. Светлана много путешествовала по различным странам (благодаря большой зарплате). Из Питера в Москву она впервые решила проехать на машине: типа посвящения в водители, раз проехал эту трассу, значит ты водитель. Помимо осмотра достопримечательностей, Светлана в последнее время стала интересоваться психологией и проч. К счастью в Москве она меня довезла прямо до вписки (метро то уже было закрыто). За что ей большое спасибо, так как я не надеялся вовремя попасть на ночлег. В этот день в машине меня продуло, и я простыл. Все последующее время лечился в Москве и Калуге

22 июня.

Проведя несколько деловых встреч, отправился на вписку. Спать легли поздно.

23 июня.

Также день встреч.

24 июня. 

В середине дня уехал стопом в Калугу. Доехал сначала на автобусе до метро Юго-Западная, оттуда пересел на автобус на Внуково. У поворота на Внуково ведут расширение дороги. И я вначале безуспешно стоял за поворотом полчаса (ограждение здесь выполнено бетонными плитами). Затем прошел метров 30 далее по ходу трассы (здесь уже металлическое ограждение). На этой позиции остановилось более десятка машин (хотя тюлень уехал быстро, стой позиции, где я висел полчаса). Я выбрал машину до Балабаново. Следующая ехала уже в Калугу. Вечером был в Калуге у Перепилицина.

25 июня.

Утром выехали стопом из Калуги в Тулу. На автобусе доехали до южного кольца на выезде из города, оттуда уже стопили, начиная с 7-30. Через 20 минут поймали машину до Б.Козлов (сфотографировался под дорожным знаком с названием деревни), где были в 7-55. В 9-25 на повороте на Дубну. В 10-00 в Туле. В 11-20 выезд из Тулы в сторону Венева. Здесь мы разделились. Андрей уехал первым, я с Сергеем вторыми. Весь остальной путь нас вез новый русский. Сергей ему подробно и по порядку рассказывал о нашей нелегкой сталкерской деятельности. Около 14-00 были в деревне Араповка, где находится пещерный монастырь, и где встретились с Андреем.

Добавление А.Перепелицына:

1. Когда  отдельно от друзей добирался до Араповки, одна из выходящих из Тулы машин подвезла до некоего нас. пункта, оказавшегося поселком Молодежный – жутко длинным, с многочисленными горками, так что до более-менее удобной позиции пришлось идти пешком. Лучше туда не попадать. 

2. В районе Венева имеется объездная – можно голосовать на ней, но лучше не стоять, а проходить пешком, поголосовывая.

3. Водитель, из местных, на вопрос о происхождении пещер сказал, что их дезертиры выкопали, «в последнюю войну» - причем тянуться они до Гремячева. Но вообще-то о пещерах знают на удивление мало. Теща одного из подвозивших водителей живет в соседней с монастырем деревне – а мужик о пещерах не знал вообще! Встреченная уже в Араповке деревенская бабка знала только, что «в пещерах какие-то попы, что ли, жили...»

В деревне сохранилось приличное количество дореволюционных домов, сооруженных из кирпича и пиленных известняковых блоков. В одном из деревенских колодцев набрали воды, и пошли искать Араповский монастырь. Перешли на другой берег ручья и через час нашли небольшую пещеру – келию с одной нишей для икон, расположенной над проемом в заваленный отросток (хотя ниша довольно большая: высотою с метр, и глубиной около полуметра, могла использоваться и по другому назначению… Хозяйственному в том числе…). Оттуда должно быть продолжение длиною около 10 метров, но нужно убирать наносы. В этом нет смысла, так как эта пещера была исследована до нас. Вход в пещеру находится в обнажение песчаника, высотою порядка 4-6 метров.  Здесь мы разбили лагерь на лужайке перед ручьем. Основная пещера находится ниже по течению ручья в 350 метрах относительно нашего лагеря. Вход в нее находится в склоне промоины, и наполовину затянут глиною. Из-за этого подземелье длительное время затягивалось наносами из глины и песка, и лишь с 1987 года экспедицией археологов были произведены расчистки большинства участков пещеры.

            Хлюпанье мокрой глины под нашими ногами – это первые звуки, раздающиеся при входе в подземелье. Чтобы не увязнуть в мокрой глине приходится расставлять ноги вдоль стен, где не так грязно. Затем глину сменяет влажный песок. Из-за постоянно проникающей влаги в подземелье довольно сыро. Во всяком случае, сырей, чем в других аналогичных подземельях, пройденных в той же породе, что и Араповский монастырь.

Монастырь вырублен в твердом песчанике с прослойками железной руды. Песчаник здесь весьма своеобразной расцветки: из чередующихся белых и желтых линий, наклоненных к линиям простирания под углом градусов в 45. При общей длине около 200 метров подземелье насыщено густой сеткой ходов с различными помещениями (келии, хозяйственные помещения, подземная церковь). Самой большим помещением является подземная церковь (высота около 3 метров, длина около 5 метров). По словам археологов, во время раскопок монастыря ночевавших под землей, в монастыре они сталкивались с аномальными явлениями (звуки шагов, голоса, различные свечения). Поэтому перед уходом мы оставляем в подземной церкви фотоаппарат «Смена» с открытым затвором, заряженный черно-белой пленкой (пока не проявлена).

В лагере готовим ужин, расставляем палатку, и спать...

А теперь краткая история знаменитых Араповских пещер. В этом кратком обзоре используются материалы следующих публикаций:

  1. А.В.Лысенков. Араповский пещерный монастырь. С.66 // Вопросы Археологии и Истории верхнего Поочья. Калуга 1989.

  2. О.Н.Заидов, А.Н.Филатова. Араповские пещеры – мифы и реальность. С. 198 // Спелестологический ежегодник РОСИ 2000. Москва. 2001.

На берегу ручья всего известно две пещеры: одна отшельническая келия общей длиною около 10-15 м, другая - собственно сам подземный монастырь, общей длиною около 200 метров. По структуре пещеры подземелья можно считать именно подземным монастырем. Для этого здесь есть все составляющие: подземная церковь; келии; ниши для икон и ниши, которые могли использоваться для хранения останков усопшего или для постановки раки с мощами (использовались ли они по назначению – неизвестно); хозяйственные помещения: в том числе должна быть трапезная (непременный атрибут монастырей), однако, насколько известно, из всех помещений ее выделить не удалось. Возможно, что она вообще не сохранилась. 

Впервые о пещерах стало известно в конце 19 века. К тому времени они обросли различными слухами. По нескольким документам, находящихся в государственном архиве Тульской области, исследователям удалось установить время возникновения пещер: в середине 19 века их начали копать крестьяне Яков Павлов, Василий Никитин и Иван Кобзев. Они хотели создать пещеры по подобию Киевских. Через несколько лет про подвижничество местных крестьян узнали власти, и по приказу духовной консистории вход в пещеры был завален. Формальным поводом послужило подозрение, в основание секты Хлыстов в пещерах. Но наличие икон, по свидетельству очевидцев 19 века, опровергает эту версию. По всей видимости, копание пещер продолжалось до конца 19 века.

О внутренней жизни монастыря не сохранилось каких-либо упоминаний. Достаточно убедительно можно сказать только, что он не был официальной обителью. Являлось ли это подвижничество самостоятельным подвигом крестьян, или осуществлялось при духовной поддержке и благословения черного духовенства, до сих пор неизвестно.

 Впервые исследоваться пещеры стали с 1960 гг. С 1987 года по сей день их систематическим исследованием занимается питерский археолог и историк Лысенков Александр Васильевич. Им было расчищено большая часть глинистых наносов в подземелье и исследованы заваленные входы. Благодаря этим исследованиям, например, стало ясно, что подземелья связывались с землянкой на поверхности. Так что копатели пещеры могли с комфортом продолжать свое дело и зимой.

Во время анализа старинных планов пещер удалось выяснить, что благодаря эрозии и подмыву берега ручьем привходовая часть пещер была уничтожена. Это хорошо заметно по вогнутой береговой линии в месте нахождения пещер. 

26 июня. 

Завершив осмотр пещер, отправились в рейд по культовым камням. Первая цель – так называемый Епифанский менгир. С утра на попутке доехали до Кимовска, где закупились продуктами. С самого начала пути нам везет с автостопом. Из Кимовска на автобусе доехали в Епифань. При въезде в этот городок находится краеведческий  музей этнографической направленности. Музей в  основном посвящен уездному купечеству. В деревянном домике, где сейчас располагается музей, раньше проживала купеческая семья. Сотрудники музея сделали реконструкцию интерьера. Большинство вещей и предметов, используемых для этой реконструкции, принадлежали одной купеческой семье. Никто из сотрудников музея ничего не знал про менгир. 

 На площади недалеко от музея расположены две обшарпанные церкви. Одна из них примечательна тем, что во время войны (или коллективизации) с помощью танка пытались сбросить крест: прикрепили трос одним концом  к кресту, а другим к танку. Но трос оборвался, а крест так и остался согнутым. Также подвозивший нас водитель рассказал про провал с подземельями около церкви на площади. По все видимости, это остатки каких-то подвалов или склепов при церкви.

Нашли менгир. Группа камней располагается на небольшом возвышение, отделенном  болотом. Чтобы до него добраться пришлось обогнуть его. Все камни относятся к твердому кремнистому песчанику. На заросшем травою возвышение они разбросаны в форме круга или скорее полукруга. Единственный камень поставлен вертикально. Удивительно как он мог сохраниться в таком месте, но как выяснилось чуть позже, этому нашлось объяснение. На нескольких лежащих камнях есть различные углубления в форме чашек, лунок, и следов. По поверьям, вода,  скапливающаяся в этих углублениях, обладала магической и целебной силою. Возле нескольких камней видны следы раскопов. Пока что непонятно, возвышение представляет собой выход скальной породы или камни были доставлены сюда ледником, а возможно, что  и древним человеком. На многих камнях сохранились следы полировки явно искусственного происхождения. А в стоячем камне, что удивительно, одновременно совпадают два астрономических направления: пришлифованная плоскость расположена в плоскости небесного экватора, сама плита менгира ориентирована по линии Север-Юг. Точность  довольно высокая, особенно по сторонам света – с помощью жидкостного туристского компаса (погрешность 3 градуса) отклонения заметить не удалось! После осмотра менгира провели небольшой опрос в соседнем хуторе. Опросили с десяток аборигенов. По поводу раскопок удалось выяснить, что их проводили археологи. Из поверий аборигены вспомнили, что к менгиру ходили жарить яичницу (а дров там поблизости нет, их пришлось бы тащить из деревни), что довольно любопытно. А вот по поводу стоячего камня практически все респонденты сказали, что камень поставил местный бульдозерист в советские времена. Причин обычно называли две: бульдозерист решил побаловаться – проверить силу техники или камни как-то хотели использовать в строительстве. Однако как он умудрился так поставить, что совпало целых два астрономических направления - непонятно. Как мы примерно подсчитали, вероятность такого совпадения равняется одному из ста тысяч  шансов. Единственное разумное объяснение – это то что, бульдозерист поставил камень на то место, где он первоначально стоял. Сергей выдвинул еще альтернативную гипотезу: местный аборигены сговорились, что бы различные исследователи менгира не ошивались около их хутора и не проводили никаких раскопок. А то вдруг найдут чего-нибудь и отберут бесценные огороды под территорию памятника материальной культуры... А Андрей выдвинул уже совсем безумное предположение: таившаяся в камне Сила внушила бульдозеристу привести капище в первоначальный вид...

             Следующим пунктом поездки был Цыган-Камень. По пути к нему решили осмотреть знаменитое Куликово Поле. Стопом раздельно доехали туда и встретились около памятника, посвященному этому достопамятному событию. Подвозивший меня водила (около 40 лет) рассказал о подземных ходах в Старом Осколе.

            Памятник Куликовской битве сейчас обложен лесами и находится в ремонте. Рядом с памятником находится смотровая площадка с видом на трассу и окрестные поля. На площадке из бронзы выполнена карта с реконструкцией Куликовой битвы. Затем мы посетили музей-церковь 19 века постройки. Интересно, что изначально она была задумана как церковь и музей одновременно. По бокам от входа в церковь пристроены крепостные башни, придающие сооружению вид крепости. Вход в музей стоит 25 рублей, поэтому мы сразу отказались от его посещения, да и как выяснилось не стоит он таких денег. За исключением одного экспоната - шейной гривны с языческим орнаментом, символизирующем засеянное поле и являющимся символом плодородия. Бесплатно нас не пригасили войти, и мы только переговорили с сотрудниками по поводу культовых камней. Но через некоторое время тетка музейщица спохватилась и пригласила посетить музей бесплатно. «А то приехали из такой дали и не зашли в музей» – так она это аргументировала. Примечательно, что музей оборудован видеокамерами и в отдельной каморке сбоку сидит охранник... В подвале под музеем есть трапезная (на деле кафе). Но кафе какое-то дурацкое: горячего чаю и кофе в нем нету, а тетка за прилавком сидела с таким мрачным видом, словно ей дали специальное задание отвадить отсюда всех туристов. Мы ограничились только покупкой шоколадки.

Отправились к Цыган-камню. Достигнув ближайшей деревни, набрали воды и выяснили  у аборигенов как найти камень. По дну оврага к нему ведут тропинки протоптанные стадами коров. В овраге раньше текла речка. Сейчас он нее осталось сухое русло и несколько пересыхающих луж. Возможно, что часть русла речки карстовое… Цыган камень располагается примерно посередине склона оврага, на наклонной террасе. На дне оврага в беспорядке разбросаны другие камни, во многих из которых также есть различные углубления. Все камни также состоят из твердого кремнистого песчаника. Цыган камень без сомнения относится к культовым и почитаемым камням, вот только использование этого камня для астрономических наблюдений (как это утверждается различными исследователями и краеведами) вызывает сомнения. По преданию свое название камень получил из-за того, что рядом с ним останавливался табор цыган, а в одном из отверстий или углублений камня они жгли костер... Камень характерен сквозным отверстием, пронизывающим камень под углом. Как выяснилось при наблюдении, отверстие точно ориентировано на восход солнца в день летнего солнцестояния. Однако подобное совпадение может быть случайным, а отверстие скорей всего имеет природное происхождение... Один из выходов отверстия отполирован руками различных посетителей.

Описанного некоторыми исследователями отверстия или засечки, которые указывали бы на Полюс Мира, найти не удалось. Вероятно, такого указателя и нет, т.к. осматривали камень весьма тщательно.

После исследований мы разбили лагерь на противоположном склоне оврага. В овраге и над ним полностью отсутствуют дрова, пришлось идти до ближайшей посадки в нескольких сотнях метрах от оврага. Лесостепь, однако - если бы не посадки, сидели бы без дров и без горячей пищи соответственно.

 Это страница     №1    продолжение на    №2

ГЛАВНАЯ 1

НАЗАД

ГЛАВНАЯ 2

Хостинг от uCoz