Цели
экспедиции: наблюдение и фотосъемка
полного затмения Солнца, сбор информации
о неизвестных видах животных.
Участники:
Агапов Илья, Сергей Каминский, Андрей
Перепелицын, Татьяна Янчук.
Автор основного текста отчета – А.Перепелицын,
добавления и коррективы вносили И.Агапов
и С.Каминский
Внимание!
Научная информация в этой,
предназначенной для веб-сайта версии
отчета, большей частью опускается.
Информация краеведческого,
географического характера
выделяется зеленым цветом.
Дневник экспедиции:
25 марта
Выехали из Калуги втроем – Андрей,
Сергей, Татьяна. На автобусе - взяли
билеты до ближней деревни. Тетя,
проверявшая на посадке билеты,
заставила еще заплатить по 15 руб за
багаж (всего вышло по 45). Там слегка
подзависли, так что Сергей решил ехать
на автобусе, а мы с Татьяной,
принципиально, автостопом. Добравшись
до трассы М4, увидели голосующих Сергея с
Ильей (он ехал от Москвы). Далее
добрались до Станового, а там, повисев,
влезли в машину, шедшую куда-то дальше
Воронежа (при этом застопили ее в
движении), так что к вечеру оказались в
Павловске. Там, хоть и южнее на 500 км, как
и у нас, не было ни единой проталины,
переночевали у Виталия Степкина, и
чудесно с ним пообщались. Вторая
пара ночевала в Воронеже, у
родственников Агапова. У нее стоп был не
очень удачный. Агапов: Под вечер доехали только до
поворота на Липецк. Стемнело, пешком
прошли до освещенного участка в
ближайшем поселении… Холодно, снега по
колено, собрались ночевать. Но в
последний момент остановилась машина до
Воронежа. Водитель нас заметил только
благодаря мерцающим светодиодным
фонарикам. Поздно вечером добрались до
Воронежа.
26 марта
С утра повисев более двух часов,
двинулись было пешком, чтобы погреться,
и застопили «жигули» с мужиками на
передних местах. При этом пилотировали
они отечественный автомобиль так, что
обогнали даже приметные машины,
прошедшие мимо нас два часа назад. Шли
мужики ажно в Анапу, куда и предложили
нам ехать, но мы все же вышли на повороте
в Волгоград. Здесь уже снега почти нет (проталины
начались в районе Миллерово, причем
резко), тепло... Я с удовольствием
расстался со своими зимним сапогами,
каковые и взял на один раз. Там с мужиком-пенсионером,
едущим аж с Украины, добрались сначала
до Бел.Калитвы, а потом в легковушке до поворота
на Тацинскую. Здесь увидели уникальный
монумент в честь знаменитого танкового
рейда – молодец скульптор, пошел по
нестандартному пути. Были там около17
часов, и зависли... Движения никакого, да
еще перед нами на посту гаишники всех
трясут. Остановились только парочка
таксистов. Пришлось идти ночевать.
Топать пришлось довольно далеко, кругом
степи, а в лесополосах снег и грязь, но
все же нашли замечательно сухой пятачок,
да еще и с сухостоем. Вторая пара
прислала СМС, что ночуют в Богучаре.
Агапов:
Мы крайне неудачно весь день ехали по
воронежской области. К вечеру добрались
только до Павловска. Там голосовали на
посту ГАИ. Местный гаишники подходили,
живо интересовались нашей сущностью.
Так и не застопив машину доехали на
автобусе до Богучара. Пытались по
темноте уехать с поста ГАИ. Бесполезно.
Пошли пешком в Богучар, ночевать к моим
родственникам. Сегодняшнюю неудачу
связываем с переполненностью трассы
автостопщиками. Не только мы одни едем
на затмение.
27
марта.
День
виса. Раньше, когда ездил на юг,
машины 61 региона
подбирали охотно, а тут вдруг... Еще и
пряжка у поясного ремня оторвалась. Еле-еле
на «буханочке» с московскими номерами
добрались до Суровкино, а там, на
подвернувшимся автобусе, до Калача-на-Дону.
Когда проезжали Дон, менты остановили
автобус и заглянули в салон – кто-то из
пассажиров сказал, что из какой-то в/ч
сбежали с оружием солдаты, и их ловят.
Возможно, причина плохого стопа и в этом.
Агапов:
Ранним утром уехали на автобусе до
поворота на Волгоград. Далее стопом, но в
основном на локальных машинах. Трасса
мало оживленная. Второй раз я бы по ней
не поехал… Наконец на посту ГАИ поймали
машину до Волгограда. Несколько раз
гаишники останавливали за превышение
скорости… На посту ГАИ после моста
через Дон, нас снова остановили: в
отношении водителя докопались до
тонировки стекол, а нас тем временем
проверили менты и устроили
поверхностный шмон рюкзаков. Но все
обошлось, вечером мы были в Волгограде,
водитель нас подкинул до ж/д вокзала.
В
Калаче были уже в 16 часов, и, несмотря на
то, что движение отсюда хорошее, поехали
все же на маршрутке в Волгоград –
торопились попасть на выезд пораньше.
Водителем маршрутки был монголоид, то ли
казах, то ли калмык, как водится
тупой, в общем, вспомнил свою поездку
в Казахию 2003 года – в соответствующем
отчете поведение казахов описано.
С
большим трудом выяснив, как выбираться
на выезд, добрались до выездного на М6
поста ГАИ. И в этот момент позвонили Илья
с Серегой – что они нас опередили, на
вокзале, взяли билеты на ночной поезд до
Астрахани (200 руб). Не могли раньше
позвонить, что нас обгоняют. Мы-то думали,
что опережаем коллег, вот и не
торопились. Знамо бы дело, можно было
ехать вместе...
Агапов:
Мы сами думали, что первая пара
нас давно опередила! Да и на поезд мы
сели в последний момент. Думали, что
придется вписываться у знакомых
спелестологов…
Общий
вагон вонял ужасным запахом сотен
потных носков. Вначале мы морщились,
потом привыкли, и завалились спать.
Между тем, по
дороге на юг движения не было вообще –
хотя не так и поздно, часов 18. Я решил
спросить гаишников, не перекрыта ли
вообще дорога – однако, еще на подходе,
услышал: «можешь дальше не идти». Когда
же все же подошел, те продолжили: «не
будем вас подсаживать, нам запрещено». С
трудом они уразумели, что я всего-то хочу
прояснить ситуацию. Только ответили, что
трасса не перекрыта – как Татьяна
застопила легковушку. Ехал мужик совсем
близко, но хоть вывез за город, в дачный
район, где оказались и мелиоративная
канава с нормальной водой, и лесополосы
с дровами... В будущем надо спрашивать
городской автобус до Светлого Яра, а еще
лучше – ехать вообще по левому берегу
Волги, и в эту, и в прошлую экспедицию
движение там было куда лучше. Вечером
сфотографировал облачную структуру в
виде кольца, аналогичную виденной три
года назад.
28
марта
На
трассу вылезли в восемь – движения
никакого, через час показался «Икарус»
Волгоград-Астрахань и остановился.
Водитель просил по 350, но я, сказал, что мы
вообще-то автостопом едем. Мужик явно
бесплатно брать не хотел, и я
сторговался с ним По 250 руб с носа.
Расстояние
до Астрахани вроде и не очень большое, но
автобус шел медленно, да еще заезжал в
отстоящие от трассы села и райцентры, да
еще дважды в автобус заглядывали менты (один
раз в том числе и у нас поверхностно
проверили паспорта, спросив: кто и куда).
Однако, глядя в окно, я констатировал
отсутствие автотранспортного потока,
особенно в попутном направлении. Только
перед самой Астраханью стало
наблюдаться какое-то оживление. В итоге
в городе были только в пятом часу...
На
автовокзале к нам сразу подбежали
таксисты, предлагая отвезти в Кировское,
«куда все едут наблюдать затмение».
Однако у нас были иные планы.
Вначале
встретились с краеведом и
криптозоологом М.А.Кирокосьяном. По пути
сфотографировали старинное здание
ликеро-водочного завода.
Разговор
продолжался часов до девяти вечера, и
был очень плодотворным. Михаил в отличии
от многих криптозоологов имеет
профильное образование
(биофак «пед»а) и, соответственно, разбирается в вопросах, коими
занимается.
Попрощавшись,
поехали на ж/д вокзал, надеясь сесть
на ночной поезд, но увы – ближайший был
только утром, а билеты в его плацкартные
вагоны (что-то около 200 руб) появились в
продаже в кассе лишь после полуночи.
У
второй пары дела складывались так (пишут
Агапов и Каминский): До
Артезиана решили
прокатится по Калмыкии стопом. Из
Астрахани выехали на пригородном
автобусе. Затем в основном попадался
один локал. Потом мы окончательно
зависли на границе Астраханской области
и Калмыкии на глухой степной дороге, на
выезде из Промысловки. Машин не было
совсем, но вскоре подошел автобус до
Лагани, дорогой для пригородного, но
другого не было. В автобусе
познакомились с двумя туристами,
оказалось, что они тоже едут на затмение,
только ближе чем мы. К вечеру добрались
до железной дороги станция Улан Хол. На ж/д
станциях в Калмыкии (в связи с близостью
Дагестана и Чечни) общий порядок: всех «чужих»
отлавливает станционный мент (обычно
дагестанец), ведет в свою каморку,
беседует, между делом переписывает
паспортные данные в большую амбарную
книгу, и с миром отпускает.
До
Артезиана последние несколько станций
проехали на поезде Астрахань – Грозный.
В поезде едут в основном чеченки с
детьми и баулами какого то скарба. «Туристо,
наверно» - восклицали женщины, замечая
людей с рюкзаком. В соответствии с
традициями они молча уступили нам место
в забитом плацкарте (хотя билеты у них с
местами!), и так же молча очистили свой
столик от вещей, стоило только мне
достать кружку для чая!
Все же есть что-то
положительное в восточной культуре.
Хорошо, когда женщина знает свое,
природой ей данное, место.
Наконец
Артезиан. Наученные опытом, на выходе
быстро идем в конец платформы, что
раствориться в темной калмыкской степи.
Но не тут то было! Какая то компания что-то
нам кричит. Мы увеличиваем шаг, но нас
уже догоняют. Кто-то меня сзади хватает
за плечо. Я разворачиваюсь, что бы дать
отпор, и вижу перед собой довольного
круглолицего калмыка с солидным брюшком.
Оказывается начальник вокзала! Он от
радости чуть ли не прыгает на месте: «Вот
поймал! Это я поймал…» - подхалимничает
перед подошедшим вслед ментом.
Процедура повторяется. Нас «под конвоем»
ведут в каморку к ментам. Разбуженный
опер, дагестанец, долго пытается
врубиться кто мы такие, что здесь забыли,
и что такое затмение… Узнав, что мы
собираемся ночевать в степи, попугал
злыми чабанами, которые ночью
непременно нас зарежут, отпустил, на
прощанье сказав, что не может
гарантировать безопасность в степи.
Отойдя от станции, и убедившись, что за
нами никто не следит, уходим в степь на
несколько километров. И в распадке между
холмами разбиваем лагерь
29
марта – день Затмения
Ночью на вокзале, от безделья,
захотелось пожевать, однако буфет
оказался с бедноватым выбором. Пошли
искать ночные магазины: нашли парочку,
однако они здесь работают своеобразно:
дверь открывается по стуку, причем
внутрь не пускают, а заспанная
продавщица через решетку спрашивает: «что
надо?» Так ничего и не купили.
На
подходе к вокзалу нас остановил наряд
нашей доблестной милиции. Причем один
мент явно был с лицом монголоидной
национальности. Естественно, попросили
показать документы и даже (юг!) захотели
совершить не вполне законную акцию -
досмотреть рюкзаки. Решили не
спорить, и офигели: досмотр менты решили
провести тут же, на привокзальной
площади, на прилавках минирынка. Когда
же я, прикалываясь, заметил, что темно –
один из них достал еле светящий
китайский фонарик-брелок!
Последовавший разговор:
Милиционер:
- Ладно, в рюкзаках все в порядке. А что
еще в сумочке? (показывает на ксивник)
Я:
(демонстрирую содержимое)
Мент:
- А это зачем? (показывает на
завалявшуюся пачку презервативов)
Я:
- Затмение через них смотреть
Мент:
- Серьезно?
Я:
- Серьезно!
Мент:
- Вы здесь ночью не очень-то ходите,
много людей нехороших есть, обидеть
могут.
Я:
- А вы-то на что?
Милиционер:
- Мы за всем уследить не можем – площадь
большая, а нас всего двое.
Я:
- За то время, что вы на нас потратили, уже
пятерых могли ограбить.
Мент:
- Пока еще у нас такого не случалось.
Я:
- Зачем же тогда предупреждаете о
нехороших людях?
В
ответ на последнюю реплику старшина не
нашел, что ответить, и, пожелав
счастливого пути, наряд удалился нести
службу...
Вообще,
я давно убедился – если хочешь быстро
отвязаться от наших ментов, держаться с
ними надо уверенно, но хамить ни в коем
случае не нагло, а сугубо интеллигентно.
Здесь
же случился прикол – при попытке
отправить СМС я обнаружил, что деньги на
телефоне кончились (а перед выездом
положил 10 у.е.) Тут только вспомнил, что
получал СМСку нелепого содержания («ответь
А»), на кою сдуру послал ответ («кто это?»),
думая, что пытается пересечься кто-то из
туристов (на и-нетных форумах-то писали о
нашей экспедиции). Пришлось еще бегать
по палаткам, искать карточку.
В
поезде Москва –
Баку ехали преимущественно
азербайджанцы, ведшие себя шумно и
бесцеремонно, хотя нас это, правда,
затрагивало только косвенно,
впрямую никто не доколебывался. Окна
были мутные, так что я еле дотерпел до
Артезиана, едва не сдохнув от скуки.
Мобильной
связи с другой парой
почему-то все не было, так что
с облегчением увидели их на перроне,
среди шумной толпы. Кстати,
здесь был свой этнографический колорит:
вдоль края платформы выстроились
вышедшие к поезду торговки-калмычки,
в национальных платьях и платках, у
многих и продукты были национальные:
хлеб в вид круглых лепешек (от 10 до 20 руб),
домашний сыр, рыба, еще что-то...
Купил только хлеб и сыр, ибо Сергей с
Ильей настоятельно настаивали, дабы
идти скорее к месту наблюдений (его они
уже присмотрели в нескольких километрах)
– ибо у них за утро несколько раз
проверяли документы приставучие менты,
а до затмения оставалось три часа, и
задержка была бы не в радость. Агапов с
Каминским сходу поделились своими
наблюдениями: хотя здесь Калмыкия, менты
почти исключительно дагестанцы (даги), о
калмыках же ими была получена
информация, что они хорошие, пока
трезвые.
Агапов:
Утро нас встретило заморозком, но вскоре
вставшее солнце разогрело иней. Через
несколько часов блужданий по
полупустыни находим подходящее
место для съемки затмения, после
чего пошли встречать остальных коллег
на станцию.
Вокруг
расстилались полупустыни, с желто-коричневой
почвой, весьма неровной, много бугров
высотой метра по 2 – 3 – 5, в основном они
закрепленны травянистыми растениями,
кое-где и кустарником. Хотя изредка
попадаются и участки сыпучих песков. Как
выразилась Татьяна, впечатление – что
находишься на большом песчано-глиняном
карьере. Тепло, градусов под двадцать,
цветет много мелких
цветов, только вот ветер сильный, хотя и
сравнительно теплый.
Илья
с Сергеем быстро повели нас к выбранному
ими месту. Кинув вещи, один из штативов
поставили на вершине бугра (для
видеокамеры), а второй – в низине, где
нет ветра. Илья
взялся снимать
затмение телевиком, а я планировал
сделать несколько кадров заревого
кольца и пейзажей «сменой».
Как
нарочно, именно в момент затмения
натянуло невесть откуда взявшееся поле
высокоперистых облаков, то и дело
закрывавших Солнце, впрочем, через них
даже корона просвечивала, что создало
любопытные эффекты.
Все
же впечатление, по крайней мере, для нас
с Сергеем и Татьяной, было менее острым,
чем в 1999 году в Болгарии, не могу сказать,
в привычке ли дело, или все же в
облаках. Отмечу только, что заревое
кольцо было куда более ярким, чем в
прошлый раз, а корона более вытянутой (как
и положено в год не слишком активного
Солнца). Полный момент на вершине холма
встречали вчетвером, потом мы с Ильей
побежали вниз, к фотоаппаратам, причем
Илья проскочил место стоянки, заметив: «Не
думал, что будет настолько темно».
Действительно,
затмение было более темным, чем в 1999 году,
хотя ни одной звезды я все же не заметил.
Интересно, что субъективно нам с Серегой
оно показалось куда более длительным,
чем в Болгарии (Сергей позже сказал, что
даже подумал: «что-то долго Солнце не
показывается»), хотя реально оно было
дольше всего на минуту.
Снимки
получились слегка темноватыми (все же
надо было ввести поправку на облака),
хотя ближние области короны получились
вполне ничего. А на последнем кадре Илья
вообще поймал уникальный момент: четки
Бейли, цепочку огней на краю диска Луны,
образующихся в момент когда краешек
диск Солнца виден между лунных гор.
Отметив
затмение, решили ночевать здесь же,
вблизи, благо нашлась рощица невысоких
кустодеревьев, где хватало и дров. За
водой отрядили нас с Татьяной,
предупредив, чтобы брали документы, ибо
наверняка приколебутся менты. Надо
отдать должное – этого не случилось,
хотя один чел в серой форме прошел прямо
нам навстречу.
Видимо, сарафанное радио
уже разнесло весть о русских туристах (других
групп в Артезиане не было). Когда, набрав
в станционной скважине
с ручным насосом воды, шли назад,
услышали окрик из пожарного поезда: «зачем
ходили?» Получив ответ, мужик заметил,
что можно было и у него воды набрать,
ближе почти на километр.
В
оставшуюся часть дня ходили по
полупустыне – кое-где полосы сыпучих
песков, непонятные ямы с пробуренными на
дне скважинами – как будто, что-то в них
сливали...
Также
в траве нашли череп, похоже, сайгачий, с
двумя рожками, причем неравной длины –
увы, плохой сохранности.
Ночью
пытались увидеть заранее объявленный
старт ракеты с Байконура, но, несмотря на
вроде бы хорошие обстоятельства (подсветку
Солнцем высоких слоев в нужном
направлении), не удалось.
30
марта
Утром,
обдумав положение и изучив расписание,
приняли решение добираться на поезде. Билетов
в кассе на бакинский поезд не было,
кассирша даже цену не знала, но любезно
подсказала нам обратиться прямо к
проводнику. Так и сделали. Еще раз в ходе
переговоров убедились, что азеры так же
как молдаване и казахи не в состоянии
понять: «зачем надо куда-то ездить в
свободное время и за свой счет, если это
не приносит доход?» По приветливости же,
кажется, азеры где-то посередине между
названными национальностями. В общем,
проводник взял нас в тамбур (мест
реально не было), сначала просил за
услугу по стольнику с носа, когда же я
заметил, что билеты стоят 70 (в чем, между
нами, отнюдь не уверен), он сказал «так
ведь у меня не касса». В ответ я заметил,
что именно по этому и должно быть
дешевле, так что сошлись на том, что
заплатили 300 руб за всех. Поезда здесь
ходят медленно, и ехать было скушно.
Правда, два раза наблюдали, как
проводники вываливают мусор в дыру
между вагонами, прямо на нашу святую
землю гадят, мерзавцы!
Еще
в тамбуре до нас доколебывался (то бишь
навязчиво интересовался кто мы и
пытался даже раз потрогать бороду
Перепелицына) один азер, явно похожий не
то на обкуренного, не то просто шизера,
но его потом другие айзеры оттащили, и
даже извинились… Агапова после
инцендента отозвал проводник
поговорить с глазу на глаз:
Оказалось,
что это не проводник, а что-то типа
мелкого начальника по технике
безопасности… Вначале он спросил, с
беспокойством, про Андрея: этот,
бородатый, батюшка, что ли? Священник?
Убедившись, что не священник, стал
интересоваться Татьяной (при проводнице),
какие сексуальные отношения у нас с ней,
жената она или нет, и прочие
традиционные вопросы… Проводница
смущенно, но понимающе улыбалась, я тоже
улыбнулся, и не стал с ним ругаться,
менталитет такой у человека…
Высадившись
и выяснив путь, отказались от услуг
нескольких таксистов, и, на выходе,
застопив «ГАЗель» с досками в кузове,
поверх них добрались до г.Лиман,
имеющего объездную. Дошагав до выезда,
по пути сфотографировал БТР
(памятник афганцам), и сначала вроде бы
на машине, а потом на местном автобусе (Илья
сторговался почти в два раза дешевле)
добрались до парома через Бахтемир,
перед Икряным.
Уже
собираясь переправляться,
поинтересовались у ожидавших
плавсредство и продавцов Чертовым
Городищем, каковое собирались посетить.
В один голос нам сказали, что находится
оно, вопреки сказанному в путеводителе,
не на левом, а на правом берегу Бахтемира,
для чего надо пройти немного назад!
Время
было уже позднее, так что, отойдя по
берегу, разбили лагерь в лесополосе на
берегу (много оборудованных рыбацких
стоянок, правда, замусоренных, и с
дровами напряженка) и заночевали.
Вечером наблюдали довольно интенсивное
судоходство на Бахтемире.
31
марта.
Утро
вновь обрадовало нас солнечной погодой,
так что, радостно прошли несколько
километров
(предварительно уточнив еще
раз местонахождение ЧГ у механизаторов,
копошившихся на придорожной МТС у
реликтового трактора ХТЗ) и, свернув на
указанный проселок напротив Маячного,
сразу попали на один из
Бэровых холмов с городищем на верхней
площадке.
Увы
– ничего особенно интересного оно собой
не представляет, хотя и довольно обширно:
следов укреплений практически не
сохранилось (почти не читаемые остатки
вала и дороги на верх), много керамики в
виде черепков, явно брошенных
археологами. Западная сторона холма
явно
срыта мелиораторами, так что
образовался отвесный обрыв.
Однако
несмотря на это, впечатления были
приятными. Вокруг расстилались
бескрайние камышовые «джунгли», с
торчащими из них Бэровыми буграми, и
видневшимися внизу протоками и озерцами.
На верхней площадке паслось стадо коров...
К
обеду потеплело, и Татьяна первая
заметила один из символов степей:
небольшие тюльпаны бело-желтого цвета.
Их бутоны раскрывались прямо на глазах...
Цвели и другие травянистые
растения, почему-то удивительно
мелкими цветами. Приятно.
Правда,
дальнейшее пребывание на холме было
несколько скомкано тревогой: с трех
столон к небу вдруг поднялись четыре
столба густейшего иссиня-черного дыма,
причем источники их были за линией
горизонта. По нашему опыту, давать
подобный дым могли только углеводороды,
и я серьезно подозревал массовые
теракты на нефтепроводах (Чечня рядом),
опасаясь, что нас по выходе на трассу
сразу же заберут в ментовку как
подозрительных нездешних людей.
Однако,
водитель легковушки, кою мы, выйдя на
асфальт, застопили на ходу, ничего
тревожного не сказал, а у парома нам
объяснили, что это горят камыши –
обычное явление в этих краях весной...
Переправившись,
с удивлением узнали, что в
интересовавший нас в плане
криптозоологии район ездят не по
показанной на карте дороге, а по
проселку, проложенному по вершинам
холмов, и благодаря этому, очень похожую
на горную трассу в предгорьях Кавказа
или Крыма. Позднее кто-то объяснил, что
дело здесь в долгих половодьях –
проложенная траверсом дорога не
заливается.
Добрались
до интересовавшей деревни. Судя по всему,
она – исконное поселение русских
переселенцев-староверов: многие дома
украшены богатой резьбой. А вот растений
на участках мало, даже фруктовых
деревьев, не говоря о цветах. Заборы
высокие, не то что легонький штакетник в
ЦФО, ЦЧФО или в Беларуси... Каких-то
особых заморочек не чувствуется, только
народ пуглив. Хотя люди и приветливы, но
многие, особенно бабки, просто боятся
отвечать на вопросы о неизвестных змеях.
Почти
все дома стоят вдоль длинной улицы, и мы,
удачно оказавшись на ее восточном краю,
начали сплошной опрос.
Спрашивали в основном по полной
программе: змеи, которые известны,
просто странные звери, снежные люди, АЗ,
археология и т.п.
Покинув селение,
по дороге, на этот раз идущей низом, у
подножья Бэровых холмов, пошли искать
место стоянки. То и дело попадались
всевозможные ерики, протоки, пруды,
остатки рисовых чеков с ржавыми
трубами
и задвижками в каналах – как нам еще в
деревне пояснили, рисоводство в
последние годы в развале, да и не долго
оно было - не успели нарезать
чеки, ан Перестройка случилась...
Соответственно, и многих показанных на
карте водоемов нет. Открытой воды мало –
в основном все водоемы и многие равнины
заросли непроходимыми камышовыми
зарослями, с «травинками»
по четыре метра высотой... Кое-где видны
свороты на верхушки бугров. Дважды
встретился «уазик», груженый свежий
рыбой, один раз притормозивший – экипаж
из двух человек спросил дорогу, сказав,
что заблудились. Почему-то Каминского
это встреча взволновала (по его
предположению, это были браконьеры из «бригады»),
так что он волновался, что нет густых
зарослей и палатка будет видна с
проселка. Все же обосновались среди
нескольких деревец. неподалеку от
протоки –
берега ее были усеяны пустыми плодами
чилима. В кустах попадались «рукавички»
- гнезда ремезов, а рядом с ними и сами их
хозяева.
Перед сном еще немного
погуляли (Перепелицын и отдельно Агапов)
по окрестностям, но увы – почему-то птиц
видели очень мало. Странно – волжская
Дельта известна как орнитологический
рай...
1 апреля.
Несмотря на день
смеха, все же решили проводить опросы. По
дороге заглянули то ли на хуторок, то ли
на небольшую лошадиную ферму: несколько
домиков. Вышедший мужчина знал о «змеях-свистунах»
и даже видел их.
Следующая
деревня была разбросана на большой
территории, несколько улиц, дома менее
нарядные (участки так же обычно не
озеленены), и большинство собеседников с
лицами тюркской национальности. Впрочем,
говорили с нами охотно, однако к
вопросам отношение было совершенно
равнодушное, некоторые говорили
примерно так: слышали о гремучих змеях –
ну и что?
В деревне
несколько проток, и, как нам сказали,
пьют сырую воду, тут же, правда, заметив,
что некие братья рыбаки-браконьеры,
плывя на лодке и зачерпнув забортной
водички, попали в больницу и через
несколько дней скончались. Но это никого
не остановило.
По улицам
деревни, на свободном выпасе, так
сказать, ходят свиньи.
В одном из домов показали
частную лавочку – магазин. Торгует
татарка, свойская, цены некусачие (мы
купили там пряников и моркови по-корейски).
Поразило, как лихо и безошибочно тетушка
в уме подсчитывает цену и сдачу...
|
В 15 часов сели на
подсказанный местными автобус, по
совету водителя высадились сразу за
поселком Волго-Каспийский, переехав на
пароме протоку. Место оказалось, как и
опасались, достаточно цивильным (в
лесочке у переправы даже трахалась
парочка, почти на виду у всех), но чуть
дальше на север уже начался куда менее
замусоренный берег. В конце концов,
нашли местечко у то ли дома отдыха, то ли
санатория МВД. Напротив обнаружилось
что-то вроде судоремонтного завода, к
пристани коего было пришвартовано
несколько судов, в том числе и ярко-оранжевая
водолазная база с надписью «ЭПРОН».
Судоходство по Волге существует, хотя и
не очень интенсивное.
Берег,
судя по всему, в половодье, которое
ожидалось вскоре и чуть не до середины
лета, заливается, очень удивили толстые
ивы, стволы коих были покрыты воздушными
корнями – прямо как в тропических
мангровых каких-нибудь зарослях.
Времени
еще было достаточно, так что гуляли по
берегу. При этом я набрал для коллекции
довольно много тех самых интересных
ракушек-двустворок.
Поздно вечером
Илья нас покинул – его поджимало время,
в понедельник на работу, так что он решил
ехать поездом. Мы же нормально и даже
очень приятно переночевали.
Агапов: Добрался
до вокзала... Так как билет был только на
утренний поезд, всю ночь пришлось сидеть
там. Вокзал чистый, народу ночью немного…
Ближе к 2 часам ночи меня начала
доколебывать местная вокзальная гопота,
пытаясь затащить в какое-нибудь злачное
место, что бы развести на бабки. После
гопоты, добивали различные нищие... За
ночь проклял все вокзалы на свете…
Лучше бы ночевал где-нибудь в лесополосе.
2 апреля.
Утром вышли на
дорогу и быстро поймали «жигули». На
передних местах сидела семейная пара
среднего возраста, сразу потребовали
деньги (сторговались по 10 руб с носа), но
потом общались довольно приветливо и
заинтересованно. В частности,
рассказали, что действительно, традиций
садоводства в деревнях Дельты нет –
живут рыбаки, раньше многие дворы вообще
даже утрамбованной глиной покрывали,
каковую еще и мыли! Сейчас все же многие,
особенно интеллигенты, разводят хотя бы
цветы, кое-кто и фруктовые. Особым шиком
считается вырастить декоративное
дерево: сосну или елочку!
В Астрахани немного
посмотрели Кремль, а также краеведческий
музей – неплохой на фоне других, но и не
особо уникальный. Палеонтологический
отдел – выставлено сущее барахло, но
хорош зал с полным скелетом мамонта.
Возле него можно сфотографироваться за
30 руб. Каминского я снял, но увы – кадр,
как и почти все последние, оказался
запоротым, идиот-конструктор в «Зените-11»
расположил штативную гайку под
объективом, так что при малейшей
развинченности лезет засветка.
Интересна
в экспозиции «рогатая обезьяна» -
сборное чучело не хуже британского «заспиртованного
дракончика». В экспозиции с пресмами нет
щитомордника, зато есть «ящеричная змея».
Фотосъемка платная: 1 кадр 5 рублей.
В
гардеробе к нам подошла поговорить
гардеробщица, а позднее подошел и ее сын
лет 25 – оказалось, те самые, про коих
писал ГриЛ на своем сайте. Они им не
очень довольны – много по его наводке
появляется автостопщиков-халявщиков.
Далее
пошли на автовокзал. Решили, по моему
настоянию, ехать
по левому берегу. Можно
было бы стартовать от отворота в р-не
Пойменного, но я повел друзей известным
путем, через Красный Яр. Вышло, правда,
дороже и дольше, но я надеялся на машины
из Казахии.
Началось
все с глюка – почти на том самом месте,
где три года назад меня доколебывал
местный парень (см. соотв. отчет)
остановился «козел», из коего вышел
козел живой: монголоид в ментовской
форме и потребовал документы. На вопрос
о его сущности назвался участковым.
Понятно, что он просто захотел
повыпендриваться перед заполнявшими
его тачку деффушками, но чего с казаха
взять – показали ему наши солидные
бумаги, и мент, зауважав, укатил.
Вскоре
остановился «жигуль», вывернувший со
стороны Казахии. Взял троих. За рулем
сидел тоже чернявый человек, вскоре
сообщивший, что он якобы
какой-то немаловажный
ментовский чин. Надо отдать должное
– брюшка у него не было, и, хотя
казахская ментальность перла, все же был
он довольно разумным и даже, отчасти,
любознательным.
Кое-что
сказал по делу:
Еще
он сказал, что есть в сторону Казахстана
место, где раньше помещик развел типа
дендросада, в том числе и хвойные росли,
а еще – кактусы-опунции (как я понял). И
до сих пор растут. Их только на зиму
укрывают. Записывать
было физически неудобно, так что не
запомнил. Примерно от Харабали на восток.
Шел
мужик до Комсомольской, но высадил нас
раньше, на посту, сказав с понтом
шакалившим там ДПСникам-казахам,
чтобы посадили нас. Те, по моему, не
обратили на слова якобы милицейского
начальника ни малейшего внимания, мы
стали дальше (место было крайне
неудобным) и тут же остановилась
легковушка с двумя девушками лет по 25 –
30, упитанными, с большим количеством
косметики на лицах (славянской
внешности), предложившими довезти до
Аксарайской. Сначала мы как-то
засомневались, стоит ли недалеко
уезжать, но дамы (сами!) сказали:
-
Да садитесь, совершенно бесплатно
подвезем, троих, тем более, никто вам
здесь все равно не остановится.
Поколебавшись, мы сели, хотя и было
тесновато. Сначала у меня возникло
подозрение, что это местные труженицы
сексуального фронта, но потом склонился
к мысли, что это телятницы-доярки из
какой-то сельской местности (похожие
были показаны в «Особенностях
национальной охоты»). Как бы то ни было –
спасибо им большое.
Пройдя
знакомый мне поселок, я вывел друзей на
также знакомую развязку за ним. Как и в
прошлый раз, движение было крайне слабым,
а времени уже был седьмой час, но...
бывают чудеса: остановились «Жигули» с
пожилым казахом за рулем. Учитывая, что в
этих местах принято за проезд платить,
да еще и учтя межэтнические различия, я
сразу спросил: подвезет ли бесплатно?
Пригласив садиться (всех троих),
водитель продолжил:
-
Я всегда подвжу. Сам пешком в молодости
ходил – знаю, каково стоять.
В
ходе последовавшей беседы мы просто
охренели: мужик не только НЕ задал нам
обычные для казаха вопросы (их перечень
– см. в отчете об экспедиции 2003 года), но
и много и по своей инициативе
рассказывал о себе, о местах, по коим
ехали. Хотя интеллигентом и на вид и по
жизни он не был – бригадирит до сих пор в
колхозной бригаде, раньше занимался
овцеводством, сейчас чем-то вроде
коммерческих и машинных дел. По его
словам, раньше овец было много,
вытаптывали все, а сейчас осталось
крайне мало – нерентабельно. Коров тоже
меньше, чем при СССР. Мужик с полным
пониманием отнесся к нашим интересам,
дал обоснованные и логичные
рекомендации, где заночевать, в общем –
просто чудо для казаха. Впрочем, как нам
показалось, он сам понимает свою
уникальность и к представителям своей
национальности относится не то чтобы
скептически, но трезво оценивает их
трудовые и интеллектуальные
возможности. В частности, высаживая уже,
он заметил:
-
Скажете деревенским, что вас казах
подвозил, да еще и бесплатно, вот
удивятся!
Хотя,
конечно, здесь он тоже
преувеличил – всякие нас возили...
Палатку
поставили в достаточно по здешним
меркам густой лесополосе вдоль
газопровода, и до захода Солнца я еще
успел сходить за водой на Ахтубу – берег
сыроватый, хотя можно было в принципе
стать и у реки. Летом, видимо, будет
вполне приятно: дно твердое, купаться
можно... Походив вокруг лагеря, с
удивлением констатировал, что сыпучие
пески, кои три года назад начинались у
трассы и перевивались ветром по ней,
исчезли. Отнес это за счет весеннего
увлажнения, но Каминский выдвинул идею,
что просто за три года все так заросло.
Впрочем,
окаменелости, а точнее даже не успевшие
окаменеть ракушки Пракаспийского моря
среди бугров попадаются все так же.
В
самой лесополосе было много
тюльпанчиков с бутонами, явно другого
вида (с желтыми цветками) – но, к
сожалению, до распускания их явно было
очень далеко. А вот гусиный лук цвел –
такой же, как и у нас.
Вечером
Каминский пошел на реку рыбалить, а
вместо рыбы принес двух крупных раков.
Сварили (хотя опыта готовки их ни у кого
из нас не было), даже что-то продегустировали...
3
апреля
Собрав
лагерь, взяли курс на виртуальные пески,
таковыми и оказавшиеся: грунт на всех
буграх слежавшийся, закрепленный
растительностью.
Все
же пару небольших почти незаросших
барханчиков осмотрели, подивившись на
маленьких ящурок, при испуге
улепетываающих на двух ногах, на жуков,
гусениц и т.п. Интересно, что даже
насекомые на мельчайшем песке оставляют
четкие следы! И все же по сравнению с
окрестностями Артезиана нового ничего
не было.
Наконец,
уже удалившись от поселка километра на
три, Каминскуий увидел на горизонте в
двух местах две светлые полосы. Пошли к
ближайшей, и вскоре уперлись в огромный
классический бархан, правда, один его
край был слегка заросшим, с вкопанным
высоким деревянным столбом. Других
следов деятельности человека не было.
Здесь
уже впечатлений было куда больше: и
ветровая рябь, и многочисленные следы
живности от насекомых до птиц и тушканов,
и норки, из коих кто-то мелкий швырялся
песком, хотя сам и не показался. А самое
большое впечатление – здоровая матерая
ящерица-круглоголовка, при испуге
улепетывающая на
задних лапах, что выглядит весьма
уморительно. Пробежав метров двадцать,
ящерица останавливается, вновь давая
возможность подкрадываться к ней. По
общему мнению, это было самое интересное,
что мы видели в эту экспедицию.
На
обратном пути, уже ближе к вечеру, прошли
мимо небольшого озера с солонцами по
берегам, а потом подвернули к
мусульманскому кладбищу. В отличии от
виденных в Казахстане, здесь
чувствуется синкретизьм: могилы-мазары
традиционной мавзолеевидной формы,
однако на фасаде почти на всех –
портреты усопшего, что, вообще-то, с
точки зрения канонов ислама – страшный
грех. Эта религия даже животных
изображать запрещает...
Да
здравствует слияние культур!
На
кладбище копошились двое казахов,
окликнувших нас. Пообщались пару минут.
По словам собеседников, пески,
действительно, стремительно зарастают.
Причина – сокращение
выпаса овец. Раньше кругом одни барханы
были. Хоть какая-то польза есть от спада
сельского хозяйства...
Примерно
здесь же встретили и степную гадюку,
раскраской отличающуюся от
обыкновенной – увы, мы с Сергеем прошли
прямо над ней, не заметив (а змея не сочла
своим долгом привлечь к себе внимание),
Татьяна, шедшая последней, заметила
гадину, но нашего внимания та не
перенесла и уползла, так что
сфотографировать не успел.
Ночевали
на старом месте. Вечером вновь появилось
кольцо из перистых облаков.
4
апреля
Лафа
кончилась – с утра натянуло тучки и
заморосил дождь. На Баскунчак
окончательно решили, в связи и с этим, не
заезжать (о чем слегка подумывали).
Добрались
в микроавтобусе (с какими-то семейными
коммерсантами) втроем до Тамбовки (если
не ошибаюсь), а там зависли... Движения
никакого, а дождь ливанул конкретно.
Подошел автобус до Ахтубинска, но
бесплатно водитель подвезти отказался.
В конце концов, я застопил (голосовали по
очереди, ибо зонтик был один) «жигуль» с
молодым военным старлеем за рулем, тот
шел в Ахтубинск, и, после минутного
колебания, взял всех троих, за что
огромное спасибо!
Шагая
под дождем до выезда из города, и уже
почти дошагав, идущий сзади Сергей
застопил «Бычка», а потом уступил машину
нам с Татьяной, ибо драйвер брал двоих.
Оказался он интеллектуальным
дальнобойщиком из Волгограда,
беседовать было нескучно. В
частности, он прикалывался над своей
женой, каковая во время зимнего «соляного
бума» бросилась скупать соль.
-
Я ей говорю: «Дура, сколько тебе соли
надо? Давай с Баскунчака самосвал даром
привезу», а она меня пилить... Теперь
стоят в квартире эти пачки с солью...
В
Волгограде были около 18 вечера – дождь
прекратился на подъезде к нему, а в самом
городе его в принципе не было! Так что на
имевшуюся вписку не пошли, а поехали на
выезд. Попутно обратил внимание, что
знаменитая скульптура Родина-Мать, и так-то,
на мой вкус, не эстетичная, если смотреть
в профиль еще и кривая. То-то на всех
открытках ее показывают исключительно в
одном ракурсе.
Городской
транспорт в Волгограде медленный, так
что в этот день проехать больше не
получилось. Выбравшись в сумерках за
город, на автостоянке у приветливого
молодого парня набрали воды и за
лесополосой поставили палатку. Сергей
от нас отстал совсем немного, но ночевал
на вписке у спелестологов Ю. и К. Полевых.
Увы, в этот момент у нас не было сотовой
связи – у меня вновь слетели положенные
в Астрахани 150 руб (хотя общались мало и
одними СМСками). И позже, замечу, деньги
испарялись сами собой. Пришлось в итоге
отказаться от МТС и перейти на Билайн.
5
апреля
С
утра подъехали километров 100 в
легковушке с водителем, выходцем из
Таджикистана, открывшем свой бизнес, до
поворота на Михайловку. Был он,
естественно, туповатым, хотя к
автостопщикам относился лояльно:
-
С туристами и поговорить интересно,
расскажут чего-то обязательно, и спасибо
скажут. А деревенским остановишься –
вылезают из машины как будто так и надо,
как будто я обязан их везти. И говорят
между собой.
Да,
здесь уже не Астраханская область – за
подвоз платить не принято, хотя...
возможно и поэтому останавливаются
гораздо хуже. Хотя, может быть, нам
просто не повезло, но зависли мы
конкретно, простояв часа четыре. Еще в
начале виса нас обогнал Серега, помахав
рукой из кабины притормозившей фуры...
Только
в третьем часу (!) остановилась «Газель»
с татарскими номерами. Водитель шел в
Москву, я обрадовался, а он: «могу только
в кузов (фургон) вас посадить» (в кабине у
него стационарно устроена постель).
Логично было проехать с ним километров
двести и вылезти, но мы как-то стормозили,
да и висеть надоело, так что отправились
до Михайлова. Ехать было не жестко, на
полу валялись мягкие упаковки с
приводными какими-то ремнями, но хелодно.
Постепенно натянули на себя все, что
было, а выглядывая в щелку я заметил, что
по сторонам начался снеговой покров...
Под
Тамбовым драйвера остановили ГАИшники и
(невезение) заглянув в кузов, увидели нас.
Несмотря на непрезентабельный вид,
никаких вопросов не задали и даже
документы не спросили (это уже не юг), но
водителю выписали штраф 100 руб. Я
попытался разжалобить, сказав, чтобы
простили – бесполезно. Мент заявил, что
мог и 300 руб выписать. Кстати, оказалось,
что у водителя татарские имя и фамилия,
хотя на вид славянин славянином, да и
говорит без акцента, и ментальность
нашенская. Вот что значит ассимиляция.
Несмотря на отнекивания, мы все же
вручили ему бумажку в 100 руб, а потом еще
вместе попили кофейку в кафешке.
Перед
Михайловым, около 12 ночи, водитель нас
высадил. Далее он поехал в Москву (а
потом в свою Казань), а мы отправились
ночевать на железнодорожный вокзал.
Кругом снег, мороз градусов в пять.
Дорогу спрашивали у редких прохожих, в
том числе ментов. На вокзале были одни мы,
только раз зашел мент, дружелюбно
спросил, кто такие, но документов не
потребовал и ушел. Да, это уже не юг.
Утром
автостоп тоже пошел не очень хорошо,
пару раз подзависали, и в конце концов
последний участок, километров 60,
проехали на автобусе Тула-Калуга. Дома
были около 19 часов.
Сергей
все же ночевал где-то в полевых условиях,
но до Калуги добрался чисто стопом,
правда, не без прикола: на родном
дугнинском посту ДПС ему и водителю
устроили досмотр, хотя Каминский даже
показал бумагу из Географического
общества. Вот те и не юг!
Каминский:
а я с момента разделения добирался так:
Посадив
Андрея с Татьяной в «Бычок», вскоре
застопил автобус «Пазик» в котором
помимо водителя ехал еще и «газовик», с
какой-то инспекцией в Ленинск. При
подъезде как обычно встала дилемма –
ехать по объездной или через город,
моросил дождь, и я решил чем мокнуть на
обочине лучше ехать через город, в
надежде на то, что к тому времени пока я
буду ехать через город,
дождик кончится. Так оно и оказалось.
Что интересно город состоит как бы из
двух частей, первая обычный небольшой
городок с домами преимущественно
одноэтажными, где меня высадили, и
военного городка с пятиэтажками, через
который я проехал на маршрутке из одного
конца в другой. Причем на въезде и выезде
находятся полноценный КПП:
наличествовал и
солдат с автоматом, но маршрутка даже не
останавливалась - прикольно. На выезде,
проголосовав с полчаса, застопил «Газельку»
которая шла до Волжского, там пересев на
автобус, доехал до Ж/Д вокзала.
Темнело. Было у меня надежда
пересесть на ночной поезд, но ближайший
был только под утро – облом. Решил
попросится на ночь к
Полевым, которые приняли меня по
всем правилам гостеприимства – большое
им спасибо.
Утром
на трамвае
доехал до окраин Волгограда, где еще в
городской черте пришлось стопить,
дальше начинался затяжной спуск.
Поэтому решил стопить недалеко от
начала спуска, напротив «шиномонтожа».
Движение было интенсивное, но и
скоростное, а позиция
не очень. Настроился на «висево» как
минимум час. Как ни странно, минут через
двадцать остановилась фура - иномарка.
Подбежав, я сказал, что мне в сторону
Москвы - сколько
по пути. На что водитель только махнул
рукой – мол, садись.
Разговорившись,
первым делом попытался у водителя
уточнить куда
он едет. Вначале тот лишь уклончиво
ответил, что далеко. Но потом я все же
понял, что едут они с другой фурой как
минимум в Белоруссию через Москву.
Причем ехали с «Шайбой», это тахограф,
такой прибор, фиксирующий сколько
времени в сутки едет машина и сколько
стоит на месте. Как мне объяснил
водитель, по правилам они могут ехать не
больше восьми часов в день, с часовым
стоянием через четыре часа, рабочая
неделя у них шесть дней, а затем день
отдыха. Не то один, не то два дня в неделю
они имеют право ехать по десять часов, но
уже с двумя остановками по часу
соответственно. Это как раз и был такой
день. Не доехав до Михайлова километров
сто, уже в сумерках они встали на ночлег.
Еще на подъезде я в стороне приметил
соснячок - к нему и двинулся,
предварительно набрав воды в кафешке. До
леса добрался по непонятного назначения
ж/д дороге, которая вывела к какому-то
забору с закрытыми воротами. Перед
самыми воротами в нужную сторону
обнаружилась слабая тропка. Идя по ней,
то и дело оступался и проваливался по
колено в снег, ни где не было и намека на
проталину, но ведь тропка куда-то вела.
Пройдя с полкилометра через лес, вышел на огромное
поле, где вдалеке виднелись огни какой
то деревеньки. Свернув с тропы, прошел
метров сто по границе леса и поля, здесь
снег был не глубокий, а в одном месте под
сосной нашелся небольшой кусочек голой
земли, где я при луне и поставил палатку
и приготовил ужин. Утром, позавтракав
пошел на трассу, где на переезде почти
сразу застопил раздолбаный КамАЗ с
чеченом за рулем, который меня высадил
на повороте на Михайлов.
Михайлов
пришлось проходить пешком, а потом еще с
час виснуть на выезде за ж/д переездом.
Движение на удивление слабое – поняв,
что что-то тут не так, решил пройти по
дороге дальше и через километр
обнаружилась объездная, не показанная
на моей карте. Возле кафешек и магазина
со Стройматериаломи почти сразу
остановился минивенчик который шел до
Тулы. Разговорившись с водителем я узнал
что вообще-то он едет в Калугу, а в Туле
ему надо завести к родне мебель, что у
него в машине. Естественно я предложил
ему свою помощь по разгрузке
мебели. Разгрузив оную, а заодно и
перекусив двинулись дальше в Калугу.
Дома был около шести вечера.
Общее
заключение относительно
криптозоологических аспектов
результатов экспедиции:
Дельта
Волги, прежде всего ее тростниковые (камышовые)
заросли, в чуть меньшей степени
окружающие степи и полупустыни,
безусловно, могут обеспечивать
длительное существование крупных
популяций неизвестных видов
пресмыкающихся. И полученная как в ходе
наших опросов, так и собранная
ранее информация этнографического
характера, возможности существования
криптид отнюдь не противоречит.
Несколько
настораживает, конечно, низкая
корреляция между сообщениями, однако (вспомним
историю с гребнистыми змеями) пока еще
их у нас слишком мало, чтобы браться за
описание анатомических признаков
криптид. Не будем забывать, что, в силу
естественного страха перед змеями, и
неактуальности их для аборигенов,
последние отнюдь не заинтересованы
держать в памяти как собственные
наблюдения, так и слышанные предания, и
легко могут переносить какие-то черты с
одного вида на другой.
Предварительно
наши результаты дают основания говорить
о встречах с четырьмя видами змей, как-то
выделяемыми местными жителями среди
обычных гадюк и ужей.
(анатомические
детали и наши соображения о
систематической принадлежности здесь в
основном опускаются!)
1.
«Белые змеи». Встречи с ними
происходят довольно часто, на буграх и в
сухих местах. Нередко – в жилых и
нежилых помещениях. Могильными их наши
собеседники в деревнях Бекетовка –
Комаровка ни разу не назвали, и
относятся к ним совершенно спокойно. По
нашему мнению, речь может идти об
извесвтном виде, но, согласно литературе,
граница его ареала не дотягивает до
Дельты почти 600 километров...
2,
Бугровые змеи. Серо-желтые, иногда
говорят о кольцах или полосках. Обычно
брюшная часть светлее. Почти наверняка
речь идет о полозах известных видов.
3.
«Удавы». Крупные змеи, длиной до 5
метров, толщиной до 10 сантиметров. По
всей видимости, речь все же идет не о
известных видах полозов... Скорее, это
уже знакомый нам по Придунавью, Крыму и
Кавказу вид «русских анаконд».
4.
«Летучие змеи с шаром на хвосте».
Характерная деталь – «шарик» на кончике
хвоста, аналогичный «погремушкам»
гремучников. Змея хотя и редкая, но вошла
в предания, почитается страшной,
агрессивной, «летучей»
(совершает прыжки до нескольких
метров).
Настораживают
корреляции их составленного по
рассказам облика и описания как с
гребнистыми змеями Северо-Запада (свист,
прыжки, агрессивность, любовь к воде) так
и, в меньшей степени, с «черным ужом»
Белорусского Полесья.
Подобные
совпадения могут объясняться как
этнографическими причинами (передающимися
из поколения в поколение
поверьями родины переселенцев-староверов),
так и реальным существованием целого
рода или семейства «прыгающих» змей с
разорванным ареалом.
С
учетом того, что имеются не только
рассказы очевидцев, но, по их словам,
встречи происходили еще и недавно (жаль,
не удалось поговорить с Т.Степановой), а
также того, что рассказы о «гремучих
змеях» ходят и в татарской деревне -
вполне высока вероятность второго
предположения.
Во
всяком случае, в половодье (конец мая –
начало июня) Бэровы холмы представляют
собой идеальный район для малочисленной
герпетологической экспедиции:
вытесняемые половодьем и
предпочитающие сухие, прогреваемые
места, пресмыкающиеся, несомненно,
просто обязаны собираться на вершинах
холмов, хотя бы в какое-то время. При этом
низкая степная растительность на них, в
общем, благоприятствует наблюдениям,
особенно для непрофессиональных
герпетологов.
И
в этом году мы планируем предпринять
подобную экспедицию. Ждем заявок на
участие.
Краткое
биогеографическое описание районов
Прикаспийской Низменности, в один из
которых группой «Лабиринт» в летний
сезон 2007 года планируется
криптозоологическая экспедиция
|