ОТЧЕТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ В ПОДПОРОЖСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: Проведение этнографических исследований в крупном волостном центре района – Винницах и прилегающей территории, в том числе и по сбору «аномального» фольклора. ВРЕМЯ: с 3 декабря по утро 6 декабря 2003г. УЧАСТНИКИ: Илья Агапов (С-Петербург), Сергей Пинчук (С-Петербург). Сергей в основном занимается краеведением и прикладной географией Ленинградской обл., и в этой поездке собирал информацию по своей теме; Илья, соответственно, занимался тематиками нашей межрегиональной группы: криптозоология, АЯ, камни и мегалиты, пещеры, домовой, нечистые места и прочий - так называемый аномальный фольклор. Также Агапов Илья планировал узнать - как далеко распространены предания и рассказы о «прыгающих змеях», «змеях с гребешком» на востоке Ленинградской обл. Подготовкой поездки, в том числе поиском ночлега и информаторов занимался Сергей Пинчук. Данный отчет, предназначенный для сайта, дается с сокращением некоторых географических названий, фамилий респондентов, и прочими сокращениями и изменениями. В конце отчета приведена небольшая статистика.
ОТЧЕТ СОСТАВИЛ: Илья Агапов. |
3 ДЕКАБРЯ (3 tal’vku – по вепски) Отправление намечалось с автовокзала на обводном канале недалеко от станции метро «Лиговский проспект». Билеты на автобус были куплены заранее. До Винниц предполагалось доехать на двух автобусах: первый до Подпорожья, второй от Подпорожья до Винниц. Первый автобус отправлялся в 12-00, прибывал около 17-40 (на самом деле есть прямой автобус Питер – Винницы, отправляющийся в 10-00, но на него из-за работы не успевал Пинчук). Билет стоит 149 руб. (притом 10 руб. комиссионный сбор, то есть водителю можно официально платить на десятку меньше). Итак, я пришел на автобус за 5 минут до отправления, заставив изрядно понервничать Сергея. Загрузив рюкзаки в грузовые ящики, заняли свои места. Немного поговорив, я занялся штудированием краеведческой литературы, которую в достаточном количестве взял Сергей, но ничего интересного для себя не заметил. Автобус, старенький «Икарус», оказывается, принадлежит частнику, который его выкупил, и сам же водит, с хозяином еще едет сменщик. Первая остановка была в Волхове (у поста ДПС, у поворота на Волховстрой), граждане побежали курить и искать туалет. В отдаление у кустов стояло 2 кабинки – якобы мужской, и женский туалеты. Зайдя в одну из них, я чуть не провалился – пола в кабинке нет, наличествует только яма, глубиной около полуметра заполненная всяким мусором. Остались только несущие балки на которых когда то держался пол, на них я и пристроился, прикрыв за собой дверь… Потом зашли в кафе, я себе купил кофе (дорого - 10 руб.), но захотелось горячего. Следующая остановка была на Паше, затем в Лодейном поле. В последнем мы заехали на горку, и остановились у здания вокзала. На площади, как у нас обычно заведено, стоит памятник Ильичу, указывающему рукой на реку Свирь. Там я купил у бабки пирожок с черникой (8 руб), но увы, не очень вкусный. В Подпорожье купили билет на автобус до Винниц (55 руб). Я вначале не хотел покупать билет, но потом посмотрел и обнаружил, что у меня не осталось мелочи…Посадка в автобус началась около 18-00, заполнен он был не полностью, и можно было бы договорится на меньшую сумму (рублей 40 точно бы прошло). Автобус – б/у, немецкий, значительно лучше нашего мерзкого "Икаруса": сиденья удобнее и место для ног побольше (этот автобус здесь постоянно курсирует). В автобусе мне запомнились местные бабки, говорившие с особым приговором, который нужно слышать, описывать его толку мало. После Подпорожья дорога шла через глухую тайгу, лишь пара деревушек пронеслась мимо, наконец из-за поворота появились Винницы. На конечной нас должна была встретить Татьяна Викторовна, но ее не оказалось, и мы сами нашли ее квартиру. Хозяйка встретила гостеприимно, накормила ужином. За гостеприимство отдельная благодарность. Ее муж Сергей поведал следующую полезную информацию:
Татьяна Викторовна и ее семья (у них еще есть сын Сергей) - коренные вепсы. Большинство квартирных домов здесь деревянные, двухэтажные, совкового типа. Из удобств только телефон, и то не у всех, отапливаются вручную дровами (печка голландка), вода носится из колодцев, туалет на улице (тоже совковый стандарт). Но для наших целей вписка очень хорошая, и перечисленные мелочи существенно не влияют. Вначале мы сходили на близлежащий колодец за водой, и приготовили поесть… Затем у Пинчука из тетради я переписал полезную информацию по пещере: Информация записана в Лодейнопольском краеведческом музее 8.04.03. По вепсски пещера – pestor. «Огромный камень с выемкой внутри в виде стоящего человека. Четко видно голова, ряса с крестом и ноги. В связи с этим камнем существует легенда, что в нем как в пещере жил Никола Угодник. Жители пристроили к камню часовню, в которой каменная выемка со вставленной в нее иконой стала служить алтарем. В заветный праздник Успения местные жители приносят в заветы или жертвы Миколе: полотенца, свечки, масло, шерсть, яйца, деньги чтобы он избавил их от болезней несчастий, спас скотину». Более подробно по этой статье см. отчет о поездке в Лодейнопольский район – И.А. Правда, информация несколько двоится: при опросах аборигенов одни помнят пещеру, другие камень… Не совсем понятно: это все находится в «одном флаконе» или по отдельности… Как выяснилось позже, при поездке в Лодейнопольский район, грот находится в обнажение, похожем на фигуру человека. То есть в «одном флаконе» - И.А. Насколько помню, питерский геолог Михаил Федорович Карчевский, когда-то бывший в этой пещере, описывал ее как грот в девонских песчаниках. Еще эта пещера упомянута в Красной книге Ленинградской обл. Также известна другим специалистам, но конкретным исследованием этого культового грота, как спелеостологического объекта, никто не занимался… Расположились спать на раскладном диване. Закончился первый день экспедиции. 4 ДЕКАБРЯ. Утром мы встали в 7 часов. Вначале было запланировано подняться к северо-восточному въезду в Винницы. Еще было темно, нужно было пройти почти через весь поселок. Что из себя представляют Винницы? Поселок вытянут вдоль речной долины реки Оять на 5 км. При большой длине он невелик по ширине, не более 500 метров. Это связано с высокими и крутыми берегами (около 60-70 м), поросшими лесом и кустарником. Они словно сжимают поселок, не давая ему разрастаться вширь, поэтому поселок расширяется вдоль речной долины, постепенно увеличиваясь в длине, как какой-то гигантский змей. Возвышающиеся таежные холмы придают особую живописность Винницам. Когда-то в этом вепсском крае был основан новгородский погост, теперь ставший крупным поселком. Река Оять давно была известна Новгородцам, в ее истоках когда-то был волок в Волжскую систему. Подавляющее большинство домов в Винницах деревянные, много двухэтажных деревянных квартирных домов, выкрашенных в разные цвета. Не исключение – древняя деревянная церковь, являющаяся памятником деревянного зодчества (сейчас в находится в лесах – и надолго, ибо дешевле построить новую, чем реставрировать старую). Церковь первоначально была воздвигнута в 15 веке. Но потом естественно много раз перестраивалась и переделывалась, как и большинство деревянных строений…Службы в ней проводятся весьма редко: в основном только по крупным праздникам. Между домов разбегаются лабиринты улочек, тропинок, петляющих между сараями и бесконечными вереницами поленниц (все отапливается дровами!), создавая свой особый колорит и стиль этого лесного поселка. Есть в поселке дома из силикатного кирпича, но по сравнению с деревянными, их доля невелика. Необычно для Винниц (населением около 2500 жителей) около 30 магазинов, из них многие круглосуточные. Большинство магазинов, как обычно, сконцентрировано в центре, но есть несколько и на окраинах. В центре функционирует небольшой рынок всякого барахла (в основном одежда от заезжих челноков). Как это обычно бывает, нормальной фотопленки в магазинах не оказалось (я зарядил "Фуджи" 400/36, но слишком много отснял, и она стала подходить к концу). В итоге пришлось покупать какую то непонятную "Конику" 200/36. В промышленном отношении город практически не развит. Из окрестных лесов вывозят большое количество качественного леса (из Винниц каждый день уходит более 50 лесовозов по скромным подсчетам), но поселок практически ничего не имеет с этой кучи денег. Когда-то лес в больших количествах сплавляли по реке Оять вплоть до ее истока в Свирь, сейчас вывозят на лесовозах… Лесом также занимаются финны, но в отличие от наших, они ведут выборочную вырубку в легкодоступных местах. Наши лесорубы по старинке делают определенное количество экономически менее выгодных зимников. В советские времена, за счет леса, магазины были хорошо обеспечены, здесь можно было свободно купить дефицитные продукты. Итак, мы поднялись до С-В въезда в Винницы (кажется, это место называется Чургора, интересное название, но подробности по нему выяснить не удалось). Погода была не самая лучшая для фотографирования – серое небо без проблесков солнца. С возвышенности хорошо просматривалась долина реки Оять и поселок, спрятавшийся за изгибами долины и кронами деревьев. Рядом со знаком «Винницы» находится огороженный загон с традиционной вепсской косой изгородью (впрочем, такая изгородь разумеется была известна не только вепсам), далее идет пригород Винниц – Великий двор (Великодворская). На "километровке" он обозначен как «Винницы», только мелким шрифтом. Раньше это было, видимо, два разных населенных пункта…Так постепенно мы возвращались назад, к центру поселка, по пути фотографируя. Первым запланированным посещением была волостная администрация. Глава администрации Агафонов Николай Иванович (тоже вепс, говорящий с особым акцентом, хотя скорее вепсам свойственен не акцент, а особая манера разговора, имеющая много общего с обычным сельским говором) оказался довольно гостеприимным человеком, с интересом нас выслушал, но ничего полезного по моей тематике не сказал (Пинчук, конечно, узнал много полезного для себя). Николаю Ивановичу я подарил наши листовки (здесь стоит отметить, что некоторым аборигенам и представителям различных организаций, я выборочно раздавал листовки и статью Перепелицына «Ленинградская область – заповедник драконов?»). От него я записал только полезные ссылки на других соседних глав администрации. Также женщина из соседнего кабинета рассказала о местной колдунье. Колдунья родом из дер. Нойдала (с вепсского – деревня колдунов, сейчас нежилая совершенно заброшенная деревня. Раньше, говорят там жило много колдунов передававших свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразная школа колдунов). В дальнейшем на эту колдунью нам неоднократно ссылались. Практикует она успешно… Затем Николай Иванович собственноручно вызвался довести нас до одной полезной женщины (у Пинчука на нее была запасена ссылка), предварительно ей позвонив. Живет она не близко в самой дальней части поселка. В дальнейшем мы у нее задержались на три часа… Ее зовут Вера Васильевна. Интересный, и весьма энергичный и увлеченный человек: краевед, бывший учитель литературы и русского языка, организатор школьного музея по Вепсам, бывший председатель Озеркового сельсовета, и вообще Вера Васильевна много знает про свой край и народ. Вера Васильевна даже для примера нам спела вепсские частушки, и переведенные с русского на вепсский песни. Также она записала в мой блокнот названия месяцев на вепсском языке. Интересная информация:
1.1 Там же Вера Васильевна видела, как гадюка на жердь поднялась и потом упала и уползла под стог (на сенокосе). 1.2 Около небольшого озера есть гора (сейчас там пожарная вышка), по легенде там был барский (боярский) дом, вокруг него был парк, до сих пор там деревья кольцами идут. Ей мама рассказывала историю, о том, что когда они туда ходили пахать – видели змею с гребнем (Вера Васильевна сама сказала об этой змее, после моего вопроса о необычных змеях, без дополнительных вопросов о змеях с гребешком). Время наблюдения – во время Великой Отечественной войны, или после. Вообще, в окрестностях этого озера было много змей, их стало поменьше только тогда, когда там стали пасти скот. 1.3 Перед войной в озере было много рыбы, потом она пропала, а затем снова появилась (видимо очередное карстовое озеро – И.А.) 1.4 Ей рассказывала старожил Мария Никифоровна о прыгающей змее в окрестностях этой деревни. Прыгает до плеча, около 30 лет назад осенью. Также Вера Васильевна упомянула о летающей змее, от которой нужно бежать зигзагами. Сообщения Марии Никифоровны смотри далее…
Приставка ku означает месяц, остальное значение поясняется в скобках. Tal’vku – декабрь (зима) Viluku – январь (холод) Nhoku – февраль (вьюга) Kevaz’ku – март (весна), буква – «a» с двумя точками. Sulaku – апрель (таяние) Semendku – май (сев) Kezaku – июнь (лето) Hein’ku – июль (сено, трава) Eloku – август (жизнь) Suguzku – сентябрь (осень), буква - «u» с двумя точками. Reduku – октябрь (грязь) Kil’mku – ноябрь (замерзание) Затем мы пошли к Марии Никифоровне, которая жила по соседству. По пути у меня с Пинчуком разгорелся ожесточенный методический спор, который продолжался вплоть до ее дома. Мария Никифоровна оказалась довольно живой бабкой, хитроватой, но полученным сообщениям можно доверять. Рядом стоял ее муж, но он ничего полезного не рассказал.
Уже начинало темнеть, мы пошли назад, зашли в Леспромхоз. Мужики там сидели уже подвыпившие и, кроме этого, в ожидании добавки, поэтому результаты не ахти какие: из 5 опрошенных только один рассказал полезную информацию: Около одной из деревень С-В Винниц, лесник при обходе лесного квартала обнаружил большой камень с плоским верхом (размером с три письменных стола), со ступеньками. Ступеньки сходят сбоку (они якобы вырублены). Там же рядом родник. Камень высотой около метра, серый, поросший мхом. Так же Пинчук узнал у него много полезной информации по географии окрестных лесов и переходов. Лесник обещал довести до камня, если мы здесь еще появимся. После лесничества мы отправились в библиотеку. Вопреки стереотипным ожиданиям все библиотекарши оказались молодыми симпатичными девушками (я то думал, будут старушки). Девушек было всего трое, им явно было интересно кто мы такие, но они стеснялись задавать вопросы, поэтому вопросы задавали мы. Вначале девчонки "накопали" нам немногочисленный краеведческий материал. Материала совсем кот наплакал, ничего особенного для себя там не нашел (несколько ксероксов, и клееный бумажный альбом с текстом и рисунками). Пока Пинчук переписывал материал, я занялся девушками. Одна из них – Ольга Николаевна, рассказала несколько интересных историй:
Затем, после библиотеки, мы пошли назад к Татьяне Сергеевне (у которой остановились). Гостеприимные хозяева нас снова накормили. Сегодня вечером должен приехать их сын Сергей, но что-то задерживался автобус, и родители начали беспокоиться. Оказалось, что автобус сломался, и задержался на час с лишним. Сергей учится в Подпорожье в местной путяге, в Винницах он еще ведет дискотеки. Парень хороший, общительный, простой. Пинчук позвонил двум аборигенам, договорившись о личной встрече, и затем все втроем после ужина мы отправились в гости. Вначале мы пошли к Владимиру Александровичу. Он мастер-самоучка (специализируется на деревообработке – резьба по дереву, бересте и проч.). Его дом известен на весь поселок своей замечательной отделкой из дерева. Мы зашли во двор через резную калитку. Дом оказался внутри оформлен не менее замечательно, чем снаружи. В комнате висели лосиные рога (или оленьи?), чучело совы, сома, череп волка (Владимир еще и охотник). Владимир Александрович показал нам свои некоторые поделки из бересты, довольно много рассказал о лесе и особенности местной жизни, отметил, что многие аборигены завидуют (или скорей им просто не нравится что-то броское) красивому и необычному виду его дома, считают, что он выпендривается. Владимир в основном зарабатывает на жизнь своим собственным трудом на частных заказах. Я записал только некоторую полезную информацию:
Мы с ним тепло распрощались. Владимир пригласил нас походить с ним по лесу… Затем мы отправились к учителю физики – Виктору Петровичу. Он нас также тепло встретил и рассказал кое что полезное:
Распрощавшись с учителем физики, мы вышли на улицу, и дождались двух приятелей Сергея, родители которого нас так любезно вписали в Винницах (один из его приятелей, кажется, троюродный брат). Затем мы поднялись на гору (здесь же, у дома физика), и осмотрели поселок с высоты речной долины. Потом пошли к старой церкви (появилась еще одна новая церковь на втором этаже магазина, скорее даже не церковь, а молитвенный дом, но особым уважением аборигенов она не пользуется) разобраться с подземными ходами. Как я писал выше, подземный ход якобы шел из церкви до берега реки Оять (это не более 100-150 м). От Сергея (не путать этого Сергея с участником поездки Сергеем Пинчуком, они просто тезки) я получил дополнение, что подземный ход, возможно, связывал старую и новую церковь (старая церковь находится ближе к реке, и больше похожа на трапезную, но здание действительно старинное и заброшенное с заколоченными дверьми и решетками на окнах, деревянное, как и все остальные постройки). Затем информация уточнилась, и выяснилось, что, возможно, подземный ход связывал старую церковь и склеп (между ними расстояние порядка 15-20 м). Склеп больше похож на постамент, квадратный в плане, со сторонами примерно 3 метра, высотой около 0.5, облицованный плитами. Посередине него стоит тумба высотой около 0.5-0.8 м, с надписью «Марфа Ивановна Корнышева». Там же написана дата смерти – 1905 г. (Корнышевы – это местные богатые купцы – И.А.). В углу постамента уже кто-то выворотил несколько плит. В одном месте мы заметили целое скопление выдранных могильных плит. Вокруг церкви было кладбище (кое-где еще торчат могильные плиты, спрятанные под снегом), остатки забора частично еще сохранились. По рассказам ребят, при сооружении одного сарая-землянки, было выворочено много костей. Я решил проверить ориентацию церкви по компасу. Оказалось, что оно нарушено, алтарь ориентирован на С-В. Церковь является памятником архитектуры (или, скорее, деревянного зодчества), вся стоит в лесах, но службы в ней иногда ведутся. Как подсчитали местные знатоки, реставрация этой церкви обойдется дороже, чем сооружение новой такой же, поэтому дело стоит. На церковной территории в одном из сарайчиков также еще ведется прием цветного лома… Было уже темно, и мы решили залезть в трапезную («старую церковь»). Как всегда для этого было одно проломленное окно. Трапезная представляет собой одно большое помещение, пол которого находится на расстоянии не менее 1-1.5 метра от уровня земли. Также есть еще одно небольшое привходовое помещение со ступеньками к заколоченным входным дверям. Я естественно залез в один из проломов в полу, но, к сожалению, осмотреть весь подвал, не испачкав одежды, не представлялось возможным (мешают несколько завалов из бревен). Но как я заметил, дно подвала находится примерно на одном уровне с дневной поверхностью. Дно земляное. Скорее всего, легенды о подземном ходе как-то связаны с местными захоронениями и склепами. Общий план – см. рис.№3. К сожалению, при дневном свете не додумались обойти церковный двор, вот и пришлось ползать по темноте с фонариком. Кроме этого, Сергей сообщил еще немного полезной информации:
Это страница №1 продолжение на №2 где |