ОТЧЕТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ В ТИХВИНСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКЙ ОБЛАСТИ, СОСТОЯВШЕЙСЯ  29 - 30 АПРЕЛЯ 2001 ГОДА.

Организатор и единственный участник -  Агапов Илья (СПб)

  29 апреля

   В хмурое  утро, расталкивая прохожих и ожидающих поезд на Московском  вокзале,  с 80-и литровым рюкзаком бегу на отправляющуюся электричку  на  Волховстрой  (7.14).  Оставив  за  спиной чьи-то возмущенные   реплики,  "затариваюсь"  в  вагон,  уже  забитый народом,  удивленно поглядывающим на странного молодого человека, доставшего из рюкзака карту и с умным видом что-то там изучающего.

     А в  моей голове все еще роились в это время злыми клубами всевозможные  ругательства  в адрес одной герлы, которая должна была  ехать  со мной, но так и не появилась  (Она со мной познакомилась  на моей лекции в РГО).

     Впрочем,  как  писал "Джек Лондон, "время не ждет" - я еду один.

     Ревизоры   появились  только  в  конце  поездки,  когда  стало посвободней. Я плачу 5 руб.

-  Это все?  -  Да! - киваю усатому сборщику штрафов, и он уже больше не обращает на меня внимания.

     В Волхове  на  вокзале  выясняю, что бесплатных сортиров поблизости  нет, зато есть платные - даже целых два. Заплатив 3 р.,  решаю оторваться по полной программе... А еще выяснилось, что в  сторону  Тихвина  поезд  пойдет  в  лучшем  случае  в  18.28 (предыдущий   ушел  утром).  Принимаю  решение добираться  по трассе.   Плюнув   на  расписание  пригородных автобусов,  не соблюдающих  его  самое,  уехал  на городском - на выезд. Меня довозит  азербайджанец в микроавтобусе, соблазнившись, по его словам,  моей  манерой стопить. "Руку держишь так, как будто наливаешь"  - первое, то я от него услышал. Популярно объясняю ему, что это -  международный знак автостопщиков.

     12.00  На мурманском  шоссе, пройдя за пост ГАИ, пытаюсь стопить,  но  безуспешно. По пути встретил 2х туристов (парня и девушку),  добирающихся  стопом в Карелию. Пересекаю мост через Волхов и  становлюсь  на  позицию на повороте на Вологду, где стою  около  часа, прежде чем меня вместе с каким-то работягой из  Питера (блатной наружности) берет мужик на "Жигулях", лихо скомандовав:  "один туда, другой сюда!". Сел на заднее сиденье и  в  пути  узнал  много  подробностей   из  чеченской войны, с которой недавно вернулся сын мужика.

     Выхожу  в первой запланированной для работы деревне._ Погода хорошая, светит солнышко. Деревня большая, на одной  стороне  домов около 25. Заселена в основном дачниками, раньше            называлась Золотуха. Опросив несколько домов, выясняю,  что змей много: серые, черно-белые, с пестрым рисунком – гадюки и  медянки.  Выяснив  дорогу  дальше, сделал ошибку,  неправильно  поняв  смутное объяснение деда на завалине о том,  что   надо   идти   по  тропинке  вдоль  дороги  (впоследствии выяснилось, что тропинка отходит от дороги за последним домом,  стоящим  на отшибе и огибает дорогу, выходя в деревне с другой стороны).  Дальше  дорога  стала  превращаться в непроходимое болото, кое-как, петляя через кусты и бурелом, стараюсь обойти, а  впереди  на пригорке уже заметен первый дом.

Первое, что я узнал  в  деревне  -  что я не местный, т.к. местные «оттуда не ходят»,  а  ходят  они  по сухой тропинке, а как я там прошел – «вообще  непонятно».   Деревня  живописно  раскинулась  на  2-х моренных  холмах, сейчас заселено только 4 дома, еще не сезон, местных  мало. А в соседней сейчас вообще никто не живет, только один дядя Миша, и дорога туда труднопроходимая.  Змеи известны следующие: ольховка, медянка (зеленоватого оттенка) (медяница), серая  и  черная гадюки, уж. Одна женщина видела плывущую змею длиной приблизительно 0.5 м с чередующимися голубыми и белыми полосами, чему весьма   удивилась.   Напротив   деревни   существует примечательная гора, зовущаяся в народе "Золотуха", за то, что по поверью на ней зарыто золото шведами (раньше через эти леса проходил   старинный   тракт), которое  разные  кладоискатели пытались  не  раз  раскопать. До сих пор там, среди нанесенных ледником  камней, остались различные ямы. Гора замечательна еще следующим:  когда  со стороны соседней деревни идет дождевой фронт, над горой  он  начинает  расходится,  огибая  деревню по дуге. Дождь бывает лишь  в случаях, если фронт идет с другой стороны.

     Снова  на  шоссе. Т.к. ни одна машина не стопится, решаю транзитом  пройти  деревню, тем более, что я узнал, то местные там пасут коров и должны хорошо знать окрестных гадов. Поселок большой,  провел  выборочный  опрос  - те  же гадюки,  те же медянки...  Пешком  пересек  границу Тихвинского и Волховского районов, прежде чем застопил микроавтобус, который довез меня до   поворота - дорога   оказалась асфальтирована!   В   деревне  также  много  дачников,   провел выборочный опрос - бабки какие-то пугливые, ничего не знают...

     Одна женщина рассказала про НЛО, который видела несколько лет  назад  рядом  с  поселком:  эллипс, за собой при движении  оставляющий цветную полосу в виде спирали. Зависал, прежде чем   улететь  в  сторону  д.Городище  (где,  кстати, археологами раскопаны курганы). Происхождение названия местечка рядом – Бесовка - один из жителей объяснил так, вспомнив легенду:

     Однажды  в  давние  времена,  еще при Иване Грозном, жили здесь  гордые  и непокорные  крестьяне,  не  хотевшие никому подчиняться,  и однажды разгневанный царь сказал в сердцах: "Да живите вы  как  бесы", и с тех пор оставил их в покое. С этих давних времен и привилось название места как Бесовка (Бесовское).

     Под   надвигающийся  грозовой  фронт,  опросив  еще  одну бабушку,  спешно  покидаю  поселок  в  надежде взять попутку в любую сторону. Не доходя до трассы, меня накрыл сильный ливень, и  я  в  романтическом  трепете  мокну под елкой, а мимо меня проезжает  машина   (я постеснялся напросится  нее в деревне,  хотя слышал, что уезжают). Пошел град  и неожиданно передо мной появляется та самая машина и останавливается – для того, чтобы укрыться от усиливающегося града под деревьями. в этот  момент я как партизан выскакиваю из леса и нагло, вместе с  мокрым  рюкзаком,  вваливаюсь  на  заднее  сиденье в машину. Хозяева  не  слишком  удивились,  т.к., видели меня в деревне. Град  усилился и  дальше капота ничего не было видно. Град пошел на  убыль  и мы медленно поехали в Тихвин, где я решил вписаться  в  монастырь. На обочине стояли машины, пережидавшие град, движение было еще слабое. По дороге нас чуть было не сбил "жигуль",  неожиданно  выскочивший  из-за фуры и не захотевший уступать дорогу.

     При  подъезде  к райцентру дождь  закончился, и  я отправился искать вписку в  Тихвинский  Богородицкий  монастырь  в  начале 8-го вечера.  В  первую  очередь осмотрелся , обошел вокруг ограды, сфотографировав  церковь  на фоне заката. От проходившего мимо мужика узнал о негативном, в целом, отношении к существованию монастыря близлежащих соседей.

     Найдя   эконома   -   о.Александра  (настоятель  временно отсутствовал),  получил  благословение  на  ночлег и еще успел поужинать  (застал я его как раз в трапезной). Сегодня давали кашу,  чай с вареньем и печенье. Потом о.Александр хитро напряг меня  мыть посуду вместе с кандидатом в послушники –Андреем,  как  оказалось, своим человеком - он две недели назад приехал  из  Питера  бросив  хорошую работу и завязав с рок-музыкальным  прошлым,  сбрив  длинный  хайер, твердо решил оцерковиться  и  стать монахом.  Также  я  вписал часть своих продуктов в тамошний холодильник, спросив разрешение у девушки Лены,  заведовавшей  на  кухне.  Девушек,  кстати,  в  мужском монастыре  быть  не  должно,  но  ввиду  сложности условий, и, видимо,  ее  добросовестного  труда ее здесь держат. А условия там не простые: недавно ее покрыл матом один пьяный послушник, который,  потом  конечно извинялся, но девушка хотела было уже уйти.  При  мне, кстати, несколько таких "послушников" выгнали из монастыря и утром их уже не должно было быть.

     -     Не  вышло  из  меня монаха - со вздохом поведал один из них, подаривший мне ненужную ему бейсболку.

     Разумеется,  я  ночевал  в келье  у  Андрея, а не в сырой монастырской "гостинице", и пока мы ходили за водой, выяснил к удивлению,  то монастырь почти вплотную  психбольнице... что, впрочем, вполне не противоречиво (Андрей тоже согласился). Часть монастыря принадлежит музею,  что  благоприятствует  многолетней  тяжбе. Музею еще и принадлежат  все  церкви,  которые  сотрудники оного  не дают привести в божеский вид. Музей трясется за старинные фрески, а церкви  подавай  помещение  для  богослужений...  Андрей  мне рассказал  еще,  что  у  настоятеля (или не у него) в машине в фонотеке   есть  slayer  и  sepultura  и  т.д.,  и  на вопрос потрясенного  паломника: "За что батюшка это...?" он со знанием дела отвечал: "Надо знать своих врагов лицо"

     Перед   сном   я еще   набрался  наглости  и  попросил благословения от  о.Александра  на  междугородний тел. звонок домой. Проверить   легенду  о  наличии  подземного  хода  из монастыря  сейчас  невозможно, т..  все подвалы и канализация затоплены  грунтовыми  водами  (монастырь  построен в низинном месте).  А  из монахов  (их  всего  9)  я  ни с кем не успел поговорить.

     30 апреля.

     В 6.30 нехотя поднявшись в такую рань, поев вчерашней каши и тепло  попрощавшись   с  Андреем,  получил от него приглашение приезжать  еще.  На  службу  не ходил, а пошел на автостанцию.

Купил   билет до  с.Горки,  решив  немного  сеэкономить.  но впоследствии  пожалел, что не взял до Кайваксы, т.к. проверяла билеты только после  Горок,  немного не доезжая до Пяхты, и совершенно  не обратила  внимания,  что  он взят до Горок (при входе в автобус билет, разумеется, проверяли).

     По  пути разговорился с соседом - Мишка Гром, оказавшимся надоедливым  типом, долго мусолившим мою километровку. От него я   узнал   о недостоверных слухах: о  прыгающей  змее  в Бокситогорском р-не,  рассказанных его приятелем: тот  -  охотник,  рыболов  и  скорее  всего,  трепло. Другой мужик, включившийся  в наш разговор, также упомянул о прыгающей змее, о  которой узнал от своей бабушки, давно умершей.  Сейчас,  по  его  словам, эти змеи давно не водятся.

 Здесь имеется в  виду какая-то особая прыгающая змея, отличающаяся от других

и   явно  не  медянка, колторая,  по  рассказам,  тоже  может совершать   небольшие прыжки.  Последний  случай  производит впечатление  достоверного.  Выйдя из автобуса узнаю, что  волостной центр  находится в  другом селе, глава ее – сейчас на даче.

     Деревня   оказалась большой   деревней,   и  уже  вначале выборочного  опроса  я узнал, что  в  упоминавшихся в первой инфрмации геолга Сергеева деревнях  сейчас живут  только  одни дачники и все местные перебрались сюда. Опрос  не  дал особых результатов - лишь один старик рассказал историю об упавшем в одно из озер воздушном шаре (или, скорее, связке  шаров).   Шар был  вытащен,  разрезан  и  обследован любопытным    молодым  аборигеном, отравившегося газом, вытаскивали  за  ноги... Тут я пожалел, что нет диктофона, ибо переработать  такой  монолог  на бумагу совершенно невозможно. При  опросе  попадались  такие же  пугливые бабки, что и раньше, один в один.

     Дорога   в  болотные деревни  -  отличная  грунтовка, проложенная  по  узкой моренной  гряде,  разделяющей  болота. Видимо, она и послужила решающим доводом к основанию сих  поселков...  По  дороге  попадаются  провалы над трубами, соединяющими  канавы  -  в одном валялась мотоциклетная каска. Дорога периодически поднимается и спускается вдоль гряды. Весь путь  меня  грызут сомнения: что мне делать в нас.пунктах, где живут  одни дачники, а все старожилы  ничего не слышали о  рогатых  и крылатых, какого хрена я там буду делать - лучше, наверно,  пойти  поискать  главу  администрации.  Решаю  таким образом:  если стоплю машину  еду, если нет – иду далее. И  действительно -  вот прикол! - появляется машина (до нее  была  уже  парочка)  и  меня  берут  рыбаки ехавшие с озера.  Дополнительный  опрос  не дал каких-либо результатов, единственное - позабавил местный алкаш подбежавший ко  мне  с  вопросом:  "Ты турист - отлей 200 гр" тряся передо мною  пустым мальком. Я его разочаровал, популярно объяснив что не турист.

     Иду  искать  главу администрации - для этого надо перейти шоссе  и  переправиться на другой берег реки. Якобы, можно переправится в Городок на лодке. Здесь меня ждет  облом  - лодка  на том берегу. От рыбачевшего неподалеку новогорусского узнаю, что недавно переправились на тот берег три  мужика,  предварительно  поорав кому-то. Я следую такому примеру,  но  безрезультатно. Вскоре подошел местный мужичек с авоськой,  в  которой блестела бутылка. Теперь мы орем вместе, но  увы  -  наш  дуэт  не  имеет  успеха. За это время по реке проплыли  туристы  на большом деревянном плоту. Не дождавшись, уезжаю вместе с новым русским, так и не поговорив с охотником.

     На   обратном  пути  на  берегу  озера  на  возвышенности обнаружил  странный  провал  - откуда здесь провалы на морене? Или  же  здесь была постройка и осталась яма? Видимо, это дело рук человеческих. Находится напротив поворота дороги в сторону шоссе,   идущей от поселка вдоль озера. На шоссе стоплю «уазик» с инженером-лесоразработчиком из Тихвина, возвращающимся домой с дачи  в  Валдости.  На трассе в 17.10 "у самолета" стою около часа, поток слабый,   наконец   останавливается  иномарка, слекдующая  почти  до Питера. По специальности водитель, тоже, как  и я,  оказался  инженером-механиком,  работает в какой то железнодорожной фирме, недавно защитил диссертацию. Всю дорогу трепался с ним о всяком.

     В 19.20  в  60  км от Питера безуспешно пытаюсь стопить, потом  уехал  на автобусе идущим из какого-то пригорода. В нем до   меня   докопалась какая-то  пьяная  глупая баба, Мешала писать отчет - она думала, что  я гадаю  какой-то  особый  суперкроссворд  и хотела тоже погадать,  но  я  ее обломал! Она, наверно, до сих пор думает,  что же это был за кроссворд такой.

     В 21.40  я уже дома в Володарке - привет родители, вот и я!

     Выводы:

     1.  Широко  известны  в  округе следующие змеи: гадюки (в основном    форм), медянки, ужи. Змей много с разнообразными рисунками.  "Драконы" никому неизвестны, за искл. 2-х случаев, по  которым нельзя дать однозначный ответ. Видимо, вымерли или

вымирают.

     2.  Прежде  чем  проводить  какие-либо опросы, необходимо поговорить  со всеми главами волостных администраций и с рядом людей по  их наводке,  по  пути  распространяя  листовки  с агитинформацией.  Из-за  праздников  я  этого не смог сделать, посему выезд должен быть в рабочие дни.

     3.  Непонятно, что за животное местные называют «ольховка»?.

     4.  Население  в  целом вытесняется дачниками из Тихвина, Питера.  Старожилы с каждым годом убывают, а процент постоянно живущих  варьирует  от 5 до 25 %. (в небольших н.пунктах – не более  25  -  30  домов).  В более крупных поселках, по смерти дедов-бабок  также,  видимо, приближается к этой цифре. Оценка  приблизительная и не касаемая волостных центров.

     5.   Вписка   в   Тихвинский  монастырь  не  представляет сложностей. Необходим паспорт, который сдается охраннику и при отъезде  возвращается.  Ночевать  лучше  у  в келье -  много места и не сыро).

     6.  Часть старух пуглива  и   не  хочет говорить, оправдываясь  незнанием  или  болезнью.  Прием этот контингент принадлежит   к  одному  типу,   я  бы  сказал,            даже  сходного телосложения   (худощавого),   остальные   аборигены  в  целом проявляют интерес.

 

   ГЛАВНАЯ    

   НАЗАД  

  ГЛАВНАЯ II 

Хостинг от uCoz