РУССКИЕ КРОКОДИЛЫ: ВЫМЕРЛИ ИЛИ ВЫЖИЛИ? |
Водились
ли на Руси крокодилы? Имею в виду на
памяти человека, а не в эпоху динозавров?
Большинство россиян, услышав этот
вопрос, конечно, удивятся и ответят
категорически отрицательно, однако
многие наши читатели, знакомые с
криптозоологической и исторической
литературой, столь же уверенно скажут: «Конечно,
водились»! И сошлются на мнение видного
историка, академика Б.А.Рыбакова,
который еще в 1970-х годах в своей
фундаментальных монографиях
«Язычество Древних Славян» и «Язычество
Древней Руси» поднял вопрос о
происхождении славянского божества,
хозяина подземного мира и подземных вод
Яши (Ящера). «Представляет интерес реальный прообраз священного Ящера, подводного бога, которого новгородцы XY11 века называли коркодилом. Современная зоология плохо помогает нам в поисках прообраза ящера, но если мы обратимся к "Запискам о Москвии" С.Герберштейна, написанным в первой половине XYI в, то прочтем (в разделе о Литве) следующее: "Там и поныне много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом всем семейством поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что это божество-змея было плохо накормлено». Академик приводит и другое свидетельство, уже русского, псковского летописца: «В лето 7090 (1582 – А.П.)... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша. И ужасашося люди, и моляше бога по всей земли. И паки спряташа ("коркодили" – А.П.), а иных избиша». Этим строкам выпала счастливая судьба – они кочуют из публикации в публикацию. Авторитет Б.А.Рыбакова столь велик, что оспаривать его версию о существовании на Руси крокодилоподобных животных («а не придумали ли все летописцы, а верна ли интерпертация...») практически никто до сих пор не решается. Представители «современной зоологии» просто «не замечают» приведенных рыбаковских строк и обычно всячески уклоняются от того, чтобы их «официально» прокомментировать. Другое дело «неформальные» исследователи, не связанные догмами и «правилами приличия» академической науки (но и, замечу, от избытка энтузиазма и недостатка знаний нередко выдвигающие чересчур уж радикальные гипотезы). В частности, ими были найдены и другие упоминания о «коркоделах» в русских летописях – при этом выяснилось, что в эпоху Крещения Руси, когда старые верования стали забываться, «коркоделом» или «коркодилом», называли даже Перуна, ставшего на закате язычества верховным богом нашего пантеона. И зачастую так и писали: живет, дескать, на реке Волхове Перун-коркодил, а народ его почитает и требы приносит...
Говорит в пользу нашей версии и то, что изображали крокодилоподобное животное на ритуальных и бытовых вещицах не только славяне, но и их соседи и предшественники, относящиеся к другой языковой семье и культуре – балтские и финно-угорские племена (раньше их называли «чудью»). Больше всего удивляют «чудские бляхи» - в Прикамье, на севере нынешних Пермской и Свердловской областей, их найдены десятки (если не сотни) тысяч. Некоторые считают эти миниатюры шаманскими амулетами, другие – просто украшениями. Как правило, эти медные, искусно отлитые рельефные миниатюры VIII – X веков изображают животных, иногда – человека в их окружении. Археологи даже ввели специальное понятие: «Пермский звериный стиль». И на многих бляшках мы видим все того же «крокодила»! Причем изображенного часто очень реалистично: четко прорисована чешуя, заканчивающееся плоским «сомовьим» хвостом туловище с короткими лапами и непропорционально большой головой... Отлично прорисованы глаза с веками, четко отличающиеся от «немигающих» глаз змей и рыб... Удивление, пожалуй, вызывают только загнутая вверх нижняя челюсть (клыки?) и небольшой рог на загривке... «Чудские бляхи» описаны археологами давно, еще в начале ХХ века известный археолог А.А.Спицын посвятил им целый атлас «Шаманские изображения». Множество медных миниатюр выставлено и в Уральских музеях... Специалисты и дилетанты смотрели на работы исчезнувших мастеров, восторгались ею (чудские художники могли бы дать фору многим современным их коллегам), и долгое время никто не задавался всерьез вопросом: что же это за неведомый «крокодил» затесался среди знакомых и легко узнаваемых зверей и птиц? Причем, хотя звериный стиль распространен был очень широко, изображали ящера на бляшках не везде: Как сказал мне пермский археолог А.Ф.Мельничук, встречается он в основном в бассейнах Печоры, Вычегды, в Прикамье, и только отдельные находки известны в Удмуртии и бассейне Сылвы. Только в 1980-х годах на эти миниатюры обратил внимание инженер-строитель из Киева Б.Макридичев, опбликовавший в журнале «Техника-Молодежи» (№7 1984 год) статью «Чудский ящер – реликт мезозоя?», в которой, независимо от Рыбакова и, видимо, не зная о его мыслях по поводу Ящера, также ставит вопрос о зоологическом прототипе и этого «крокодила». Увы, эта работа также не вызвала особого резонанса и прошла незамеченной зоологами. Отчасти виноват в этом сам автор ее, непонятно почему объявивший «чудского ящера» не только реальным животным, но еще и реликтом эпохи динозавров. А «реликтовый зуд», стремление обнаружить «переживших свою эпоху живых динозавров» вполне справедливо вызывает аллергию у профессиональных зоологов. Конечно, животные, сохранявшие свой облик иногда миллионы лет в почти неизменном виде, бывают, но почему энтузиасты заочно причисляют к реликтам виды еще неоткрытые? Ведь оснований для этого обычно нет никаких. Может статься, что «коркодел» - как раз молодой вид, недавно сформировавшийся, а потому и малочисленный. Кстати, необходимо, во избежании кривотолков, остановиться на происхождении этого слова - «коркодел»: Более чем сомнительно, что в евразийских болотах водились настоящие крокодилы, родственники ныне здравствующих африканских или американских. Вероятнее всего наши предки, познакомившись с ними, просто назвали их привычным словом за внешнее сходство с известным им доморощенным чудом-юдом, а, может быть, наоборот: летописцы, прослышав что-то об иноземных зверях-крокодилах, решили, для «солидности», именовать звучным иноземным словом своего Яшу. В общем, это уже вопрос к языковедам, специалистам по истории заимствования иностранных слов. С точким зрения зоологии гораздо проще предположить, что являлся ящер-коркодел и не крокодилом и не динозавром, а просто гигантской ящерицей вроде варана, или хвостатой амфибией вроде американского аксолотля. А если уж он и был реликтом – то скорее третичным, эпохи мамонтов и шерстистых носорогов. К такому выводу пришел писатель-зоолог Владимир Динец, а независимо от него и некоторые другие исследователи. По их мнению, наш герой – это гигантская саламандра. Животные это удивительные: близкие родственники обычных тритонов и углозубов, но достигающие гигантских размеров: до двух метров длины! Ныне этот вид амфибий обитает только в Китае и Японии, но еще недавно был распространен гораздо шире: его ископаемые останки найденные на территории нынешней Германии, относятся даже к раннему средневековью! Впрочем, лично мне версия гигантской саламандры не очень нарвится: на многих чудских бляшках у ящера четко видна чешуя - у саламандр же, как и у всех амфибий, кожа голая, да и никаких рогов на загривке нет, да и челюсти их короткие и не изогнуты по-крокодильему... Надо, однако, признать - спор о зоологической принадлежности нашего Яши в настоящее время беспредметен: это примерно то же самое, что по фотографии автомобиля пытаться определить мощность и тип его двигателя. Для классификации необходим «предмет»... Возможно ли добыть его? Почему вымерли «коркоделы»? Большинство ученых, даже допуская правоту Рыбаковым в вопросе о реальном прообразе Ящера, уверены, что если такое животное и существовало на памяти людей в наших землях – то к настоящему времени точно вымерло. В литературе высказывались две гипотезы о причине их исчезновения. Скажем, тот же В.Динец полагает, что она... в загрязнении рек: дескать, в средневековье начали вести молевой сплав древесины, замутили реки – а личинки гигантской саламандры могут нормально жить только в кристально чистой воде... Версия, прямо скажем, не слишком убедительная: и в наши-то дни для сплава древесины используют далеко не все реки, а уж в прошлом и масштабы вырубок были меньше, и леса были к жилью ближе. Более логично звучит предположение, каковое я обнаружил в одной из публикаций другого писателя, Н.Непомнящего: Согласно ему, «крокодилов» начали истреблять и, в конце концов, выбили, в период Крещения Руси княжеские дружинники. И делали это вполне целенаправленно, по приказу духовных и светских властей – для того, чтобы лишить простолюдинов «живых богов», которым те поклонялись и приносили требы. Некоторые летописи прямо сообщают о свержении «Перуна в образе крокодила»... Однако и здесь возникает все тот же вопрос: могли ли средневековые спецназовцы так тщательно «зачистить» все реки, что подорвали численность целого биологического вида? Даже с поправкой на то, что коркоделы вели одиночный (территориальный) образ жизни? Нет, как ни модно нынче винить человека во всех экологических катастрофах и бедствиях – надо признать, что если наши ящеры и вымерли, то прежде всего в силу чисто эволюционных причин, не выдержав конкуренции с другими видами (хотя, допускаю, что и люди поспособствовали ему: указанными выше путями, или другими – но только слегка). Однако естественное вымирание – процесс очень медленный, обычно растягивается на сотни тысяч лет. Неужели так совпало, что все коркоделы вымерли именно к нашим дням? А вдруг отдельные, пусть и немногочисленные, их особи и популяции еще сохранились? С одной стороны, о крокодилоподобных животных в лесной зоне Евразии зоологические справочники не пишут, и не в одной музейной коллекции вы их чучел не найдете. С другой – посмотрите на карту: сколько у нас огромных болот и заболоченных лесов, в тысячи и десятки тысяч квадратных километров. Обозначающая их синяя штриховка покрывает почти всю Западную Сибирь, Южную Белоруссию, огромные территории на Северо-Западе России... В этих местах хватает мест с мизерной плотностью населения, и даже немало обширных территорий, куда буквально не ступала нога человека. Представители редкого вида животных, тем более, ведущие одиночный образ жизни, вполне могут здесь вольготно и незаметно существовать, если и попадаясь на глаза людям – то только изредка, да и то не ученым-биологам (их экспедиции – это булавочные уколы на карте), а местным жителям. Но даже если так – какие-то слухи о «крокодилах» в местах их обитания ходить должны? Должны. И давайте попробуем их поискать. Для начала в литературе. В середине 1980-х годов известный зоолог и не менее известный борец с искателями «снежного человека» профессор Н.Н.Верещагин в журнале «Охота и охотничье хозяйство» с иронией писал о «тронутых реликтовым зудом» посетителях, «почти ежедневно» являющихся в Зоологический институт со сведениями о таинственных животных. В их числе были «пожилой инженер, на полном серьезе уверявший, что знает и видел сам «небольшого динозавра метра полтора толщиной», уползавшего в расщелину обрыва реки Оредеж, к западу от Ленинграда» и «корреспондент какой-то многотиражки, доказывавший полную достоверность обитания крокодила в водоемах и прибрежных кустарниках на Южном Урале в Башкирии». Оправдана ли ирония профессора? С моей точки зрения – никоим образом! Искатели дешевой популярности и фантазеры пойдут со своими повествованиями прежде всего в газеты, на телевидение, но уж к профессиональным зоологам – в последнюю очередь. Ведь это заведомо не принесет им известности и славы. И вряд ли стоило профессору посмеиваться над наивными согражданами, от чистого сердца решившими помочь отечественной науке – по крайней мере, не попытавшись сначала выяснить: не может ли стоять за их сведениями какая-то реальная основа? Так, в данном случае относить виденное на Оредеже животное к динозаврам нет никаких оснований – так же, как и башкирский монстр вряд ли является настоящим крокодилом. А вот нашими героями - коркоделами-ящерами-перунами оба существа вполне быть могут! Как и якобы обитающий в Белорусском Полесье «чудозавр», о котором писала довольно желтоватая газета «Четвертое измерение и НЛО», издававшаяся в Ярославле (№2 1997): «В 80-е годы нашего века лесничий, обходя болото, в зарослях высоких камышей возле незамерзающего родника наткнулся на просеки шириной до двух метров. Идя по ним, лесничий раздвинул камыши и увидел у воды присевшее на мощных задних лапах существо, поедавшее пучок травы»... Свидетельство занимательное, однако вот в данном случае вопрос о том, не выдумано ли оно в редакции, вполне правомерен: в статье не приводится ни фамилия лесничего, ни какие-либо поддающиеся проверке детали... Подобных сомнений нет в другом случае: известный наш энтузиаст-криптозоолог доктор биологических наук В.Сапунов разыскал свидетельство видного историка, академика Ю.Воронова, своими глазами видевшего «крокодила» на реке Тосна в 1930-х годах. Интересно, что и Оредеж и Тосна берут начала в обширном болотном регионе, где, между прочим, есть и еще одна река, с весьма многозначительным названием: Ящера, а на ней – деревни Ящера и Малая Ящера... Отрывочные, но наводящие на размышления сведения можно найти и в фольклоре. Так, летом 2004 года я разговаривал с пинским краеведом В.Хиньковым, на велосипеде объездившим много весьма удаленных полесских сел и деревень. Специально о «коркодилах» он крестьян не расспрашивал, но столкнулся с интересным моментом: - В находящемся в сердце болот селе С. распространено своеобразное ругательство-проклятие: «Кабы тебе смуток забрал!» Вообще-то по-белорусски «смуток» - это грусть, печаль. я так и понимал это пожелание. Пока один дед меня не просветил: «Смуток – говорит, - это зверь, который в болотах наших живет». Как-то я сначала не придал значения его словам, а теперь вот задумался, и жалею, что не расспросил старожила подробнее об этом «смутке». В том же году я посетил Коми-Пермяцкий округ – именно на этой территории особенно распространены чудские бляшки с ящером. Встретился и с известным в округе писателем, фольклористом и поэтом В.В.Климовым – от него-то и услышал о некоем Кые – обитающем в болотах зубастом чудовище. Правда, людей, утверждавших, что видели Кыя своими глазами, Василию Васильевичу встречать не приходилось, так же как и мои опросы стариков коми-зырян в нескольких деревнях ничего нового не дали, да и, бесспорно, в обоих случаях мы не можем быть уверены, что речь идет о нашем крокодиле. Однако есть в моем архиве и более информативная запись: - Как-то поехали мы вдвоем на мотоцикле порыбалить в Придунайские Плавни – рассказывал мне солидный молдаванин средних лет, с коим мы разговорились на автобусной остановке на севере Одесской области, - места там дикие: сплошные заросли камыша на десятки километров... Ну, стали на берегу – вдруг приятель кричит. Подхожу – а он весь в изумлении: «Я – говорит, - только что рыбу странную видел – с четырьмя лапами и плоским хвостом, вроде крокодильчика с полметра длиной. Она в воде проплыла, прямо у самого берега!» К сожаления, свидетельство это единичное, да и с непосредственным очевидцем, видевшим «рыбу с ногами», встретиться мне не удалось. Однако, надеюсь, я убедил читателей: намеки, пусть косвенные и неясные, в пользу того, что коркоделы кое-где все еще водятся, есть. Лично для меня их вполне достаточно, чтобы, бывая в болотных местах, спрашивать старожилов и рыбаков: не встречали ли они крокодилоподобных животных или хотя бы ящериц длиной более полуметра, не слышали ли о них? Увы, пока что на районы, где «коркоделов» видели бы достаточно часто, выйти мне не удалось. Однако это вовсе не означает, что их нет – разве могу я (пусть и вместе с друзьями-единомышленниками) провести опросы на громадной территории, где потенциально могут обитать «чудозавры»? Вполне может быть, что имеются села, жители которых встречаются с коркоделами до сих пор – и удивляются не им, а тому, что о хорошо знакомых им животных не пишут школьные учебники? Что ж – остается надеяться на помощь читателей! Если вам известно что-либо о местах обитания «крокодилов» или других странных животных, пусть и с чужих слов, пусть и в давние времена – напишите нам. Ждем мы и писем от энтузиастов, желающих принять участие в охоте на «чудозавров» - дело в том, что, помимо «коркоделов», нашей неформальной исследовательской группой «Лабиринт» собраны сведения и о других криптоживотных, причем во многих случаях определены и районы их современного обитания – так что можно всерьез ставить вопрос о наблюдениях!
Пишите по адресу: 248030 Калуга-30 а3я 613 Перепелицыну А.А. или по электронной почте: Labirint_mrg@mail.ru Заранее всем спасибо! Андрей Перепелицын Рисунок М.Владимировой "Путешествие по Свету" октябрь 2005 |
||