КАМНИ ПОД ПЯТОВСКОЙ: НЕУЖЕЛИ ЯЗЫЧЕСКОЕ КАПИЩЕ? Хорошо известно – религиозные представления людей в ходе исторического процесса постоянно меняются. До распространения современных монотеистических религий почти все народы прошли стадию многобожия, а еще раньше поклонялись животным и объектам неживой природы – родникам, деревьям... И камням. |
Невозможно с точки зрения современной логики сказать, почему некоторые с виду обычные валуны признавались в то время обиталищами (или, по крайней мере, олицетворением) Духов, но так было. Таким камням поклонялись, на них иногда вырезали особые знаки (по всей Евразии, например, известны камни с чашевидными углублениями), а иногда камни передвигали, часто на изрядные расстояния, и устанавливали особым образом. Народы, обитавшие на наших землях, не были исключением, причем даже с принятием христианства у наших предков многие старые верования наложились на новые, хотя и переосмысливались по другому... Например, до сих пор у некоторых «святых» родников повязывают ленточки – явные отголоски приношений духам воды... Хуже дело обстояло с материальными объектами древних культов – из летописей известно, как свергали (топили в воде, сжигали, рубили) идолов славянских богов... Уцелевшие языческие изваяния можно пересчитать по пальцам. Что и говорить – умеют славяне устраивать революции и перестройки, уничтожая и переписывая прошлое... Простой пример: мифы о древнеримских богах знают и с удовольствием читают все, о славянском же пантеоне богов даже ученым неизвестно почти ничего – одни только противоречивые предположения! Чуть больше, чем изваяниям-идолам, повезло их собратьям и отчасти предшественникам - культовым камням. Разумеется, и их свергали и разбивали. Во времена крещения Руси – дабы лишить народ объектов поклонения, в последнее столетие – еще и по недомыслию. Так, в 1930-е годы взорвали на щебенку большинство камней сразу двух Чертовых Городищ – в Козельском и Сухиничском районах – а, если верить рассказам старожилов, среди них были и явно обработанные и уложенные, со знаками и рисунками... И все же кое-что осталось, а кое-что заново открывается. В Белевском музее соседней Тульской области несколько лет назад появился новый экспонат: Зубной камень. Еще в начале ХХ века камень лежал неподалеку от местной церкви и был почитаем - излечивал, как верили, зубную боль. Как водится, после революции валун спихнули в реку, и лишь недавно белевские энтузиасты во главе с А.Барбашовым вытащили камень. И он «отблагодарил» краеведов: на поверхности гранитной глыбы обнаружились линии, по мнению краеведов и некоторых тульских археологов, образующие изображения рыбы, бобра и... фаллоса. Все это древнейшие символы плодородия. В Тульской области вообще много почитаемых и выделяемых камней, явно имевших культовое значение: скажем, близ знаменитого Куликова поля имеется Цыган-камень, со сквозным отверстием, довольно точно указывающим на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. В том же районе на берегу Красивой Мечи возвышается Конь-Камень – более двух метров в поперечнике, причем как бы висящий в воздухе - опирающийся на три меньших камня. Похоже, он водружен на «пьедестал» искусственно. Давно известны «особые» отмеченные в преданиях и поверьях, камни и в Калужской области: например, Александров и Наполеонов камни в овраге Можайка у Калуги, огромная гранитная глыба у райцентра Киров... Специалистам известно и два «чашечника»: на Чертовом Городище под Козельском и в районе д.Сушки у Андреевских пионерлагерей. Все они, несомненно, интересны... Однако – действительно ли они были в дохристианскую эпоху объектами религиозного поклонения – еще большой вопрос... Так, «знаки и линии», замечаемые некоторыми энтузиастами на камне в г.Киров, очень уж похожи на обычные для гранита природные трещинки. Несомненно, естественного происхождения (следы окаменевших корней) «чашки» на камне Чертова городища. Чашки на сушкинском камне искусственные – однако расположены по одной линии, возможно, часть камня просто в недавние времена планировали отделить каменотесы. Словом – все очень неоднозначно. Хуже всего, что многие «подозрительные» камни не только всерьез не исследовались, но исследователей уже и не дождутся: в наши дни неожиданно поднялась третья волна уничтожения древних святынь – в моду вошли сады камней, и материал для них вывозят без разбора... Буквально несколько лет назад пропал упомянутый выше огромный Александров камень, нет уже и «чашечника» у д.Сушки... Наша группа энтузиастов «охотится» за культовыми камнями уже десять лет, и почти всегда бывает так: приезжаешь в какую-то деревню, где, по преданию, были почитаемые камни – а аборигены руками разводят: разбили, понадобился материал для фундамента, ограды... Именно по этому мы не спешили радоваться, получив письмо от посетителя нашего сайта Романа Астахова, в котором говорилось: «Очень интересным и нужным делом вы занимаетесь. Неподалеку от станции Пятовская, в деревне, у меня живут родственники. Рядом в лесу есть камни Кумы (так их называют местные жители). Возможно, вам они будут интересны». Разумеется, в названное место (Роман даже карту прислал, за что ему отдельное спасибо) мы отправились в ближайшие же свободные выходные. Жители расположенной рядом деревушки (название ее в газете не упоминаю, думаю, причины понятны), сходу опровергают наши опасения: действительно, есть неподалеку «особые» камни, и никто их попортить не успел. Старожил Анатолий Тихонович рассказывал нам о них так:
- Нет, это не просто куча камней с поля – испокон веков там глыбы стояли. С детства слышал такое предание. В той же стороне, где камни, небольшая возвышенность есть – раньше там церковь была. И вот однажды понесли Кум с Кумой туда ребенка крестить. Как полагается, с собой у них была буханка хлеба, собака за ними увязалась... И не доходя метров двести до церкви, взыграло у них – решили согрешить. Ну и наказал их Бог: упали с неба большие камни, у придавали всех. Так и лежат с тех пор рядом: большой камень – Кум, поменьше – Кума, еще два маленьких – ребенок и собака, а чуть в стороне, метрах в десяти – круглая буханка... А потом и церковь провалилась, под землю ушла... В сюжете легенды нового для нас ничего не было: он стандартный, так объясняли крестьяне происхождение любого непонятного для них географического или археологического объекта. Например, в Кировском районе, рассказывая нам о появлении огромного карстового провала, бабушки также уверяли, что на этом месте, Кум с Кумой, согрешив, провалились в разверзшуюся под ними преисподнюю. А уж легендам об ушедших под землю церквях на месте городищ и озер просто числа нет... И все же существование предания в данном случае имеет принципиальное значение: легенда доказывает, что камни действительно находятся на этом месте «испокон веков», возможно даже, с дославянских времен. Про валуны, собранные, например, при чистке поля, сказания не складывают! Идем к Кумам. Найти их оказалось несложно – камни на опушке леса и, хотя и обросли мхами, заметны издалека. На площади в десять квадратных метров расположены пять глыб: Кум, Кума, Ребенок выстроились цепочкой на очень пологом склоне небольшого блюдцеобразного углубления, Собака «пристроилась» рядом, имеется и пятый камень – без названия он, видимо, остался потому, что находится практически на уровне дерна, вровень с поверхностью. В пятнадцати метрах отыскалась и Буханка – действительно похожий на каравай круглый камень.
Как образовалась удивительная группа? Природного она происхождения – или к расстановке глыб приложил руку человек? Вообще-то, искать ответ на этот вопрос должен палеогеограф или геолог, специализирующийся на ледниковых отложениях. Специалистов таких мало, и в ожидании их вердикта выскажу пока частные предположения: С первого взгляда понятно, что камни ледникового происхождения – состоят из крупнозернистого красного гранита, причем все пять рядом расположенных глыб имеют совершенно одинаковый цвет и структуру. На ледниковый нанос непохоже: во-первых, нет обычных для моренных отложений скоплений разноразмерных камней и песка – только пять глыб, и все! Самое же главное – порода их абсолютно идентична: если это совпадение, то совершенно невероятное, за рамками здравого смысла. Тот же довод, кстати, окончательно опровергает и версию «кучи камней, собранных при расчистке поля»: специально выбирать и стаскивать в одно место именно красные камни... зачем? Но посмотрим на Кумы внимательнее: у каждого из них, наряду с окатанной ледником поверхностью, имеются и плоскости, явно не подвергавшиеся ледниковой «шлифовке». Может быть, Ледник притащил сюда одну огромную глыбу – а она под действием чисто природных факторов раскололась?
Прикидываем и так и эдак: не собираются странные камни в единое целое (в единый камень), никак не собираются. Если и представляют они собой куски развалившейся глыбы – то, как минимум, кто-то их основательно повертел... И, похоже, даже обработал: даже на глаз композиция выглядит удивительно симметричной, а после того, как мы нарисовали ее план и провели обмеры, закономерностей в ориентации камней оказалось множество. Прежде всего, вершины Кума, Кумы и Ребенка точно ложатся на линию Запад-Восток. Совпадение? Допустим. Но вот еще момент – в плане Кума и Ребенок практически конгруэнтны: имеют одинаковые пропорции, отличаясь только размерами. Мало того – их вершины «показывают» в одну сторону. Мало того – западные стороны и Кумы и Ребенка ориентированы по азимуту 320 градусов – и точно такой же азимут имеет восточная плоскость Кума. Снова совпадение? Но и это еще не все: на той же восточной стороне имеются два выступа, с одинаковыми углами при основании – около 27 градусов. В этом ничего странного не было бы – гранит часто раскалывается на ромбические блоки, если бы... угол наклона верхней плоскости Собаки к горизонту тоже не составлял 27 градусов...
Словом, я не могу себе представить, чтобы такая композиция, с непонятной, но все же явно наличествующей логикой, образовалась случайно. Может быть, действительно, это – чудом уцелевшее языческое капище? Кстати, помните момент – провалившаяся церковь? Разумеется, мы не могли не осмотреть возвышенность «на ее месте». К сожалению, надежды наши не оправдались – визуально следов городища (остатков укрепленного поселения) или хотя бы культурного слоя заметить нам не удалось. И все же – археологическая разведка ее не помешала бы: если и вправду каменный комплекс служил культовым объектом – должны же где-то были жить обслуживавшие его жрецы? Впрочем, пока это все же домыслы... Но в любом случае группа камней в Дзержинском районе заслуживает охраны, как минимум - статуса памятника природы. Даже если это и в самом деле природное образование ничего подобного в Калужской области мне неизвестно. Прошу считать данную публикацию официальным обращением к соответствующим природоохранным ведомствам. В заключение – традиционная просьба ко всем читателям: если вы знаете что-то о необычных камнях: скажем, со знаками, следами обработки, или просто имеющих собственные названия (Синь-Камень, Конь-Камень и т.п.) – напишите нам о них. Надо спешить в сборе такого рода сведений: деревни ныне пустеют, предания забываются, а камни, как уже говорилось, вывозятся. Разумеется, будем мы рады и рассказам о любых других необычных природных объектах и явлениях. С автором можно связаться по адресу: 248030 Калуга-30, а/я 613 E-mail: labirint_mrg@mail.ru Всем заранее спасибо. Андрей Перепелицын Весть 2006 Кумы6, Кумы8 – план-схема комплекса |
||||||