ОТЧЕТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ, СОСТОЯВШЕЙСЯ  21  СЕНТЯБРЯ  - 6 ОКТЯБРЯ  2004 ГОДА.

         Цель экспедиции: проверка сведений об обитающих в регионе криптидах.

         Исходная информация: на «шаманских бляшках», изготовленных в 1 – 16 веках загадочно исчезнувшей «чудью», имеются изображения крокодилоподобных животных. Об обитании «крокодилов» на Урале и в Западной Сибири говорят и некоторые современные источники. Кроме того, есть сведения о реликтовых гоминоидах в том же регионе, некиих полуводных животных  и других... Попутно проводился сбор информации о чуди, о других загадках природы и истории в посещенных регионах.

         Внимание! На сайте отчет публикуется с сокращениями, полученная научная информация, как правило, опускается. Таким образом, данный материал представляет собой по сути путевой дневник, интересный прежде всего туристам-автостопщикам. Информация краеведческого характера, сведения, полезные путешественникам выделяются зеленым цветом. 

         Единственный член экспедиции – автор сего отчета Андрей Перепелицын (Калуга).

 

         Дневник экспедиции:

         21 сентября.

         Как и следовало ожидать, погода резко испортилась: надвинулся циклон. Вместе с Сергеем Каминским и Ильей Агаповым (в паре отправлявшимся в Крым, изучать пещерные монастыри и города) я доехал к южному кольцу на выезде из города. По пути выяснилось, что я забыл нож – и Илья дал мне свой. Безуспешно голосовали час, потом коллеги, не выдержав, поехали на автобусе до Тульской объездной, а я на автобусе № 12 до поворота на Большие Козлы за новым мостом. Оттуда в 10 часов наконец-то уехал – взяв машину сразу до Тулы.

         Отмечу, что, когда еще стоял на трассе, мимо меня прошла организованная колонна машин с белорусскими номерами: машин сто. Причем в сопровождении аж трех машин ГАИ с мигалками: в начале колонны, конце и середине. Самое интересное, что в составе колонны были самые разные автомобили: легковые и грузовые, фуры и «бычки», «Икарусы» и «КАВЗизи» (последние набитые людьми и пустые)... в общем – никакой системы. Но у каждого на лобовом стекле был порядковый номер из самоклеящейся красной ленты. Перебрав  возможные объяснения, которые смог придумать (гуманитарная помощь в Беслан, транзит в Казахстан, переселенцы, автопробег, организованный проезд по территории России после таможни) – все  отверг. После чего спрашивал о том, что собой представляла странная колонна почти всех водил, даже и белорусов – и никто ничего сказать не смог. Так это для меня и осталось загадкой.

         Высадившись в Туле, на маршрутке № 18 доехал до ост. ул. Степана Разина, где начинается дорога на Венев. Попутно заметил, что остановкой раньше стоит интересный памятник – «катюша» на базе полуторки. 

         Выйдя на позицию, быстро доехал до развилки «Венев – Москва», а затем остановился крытый «КамАЗ» с белорусскими номерами. В кабине сидели двое, и водитель сказал: «Теперь могу тебя взять, а раньше, когда ты еще на перекрестке стоял, напарник в кабине спал, все место занимая». Общались неплохо, хотя и на бытовые темы. Угостили пивом с полосатиком.

         Мне повезло – мужики ехали ажно на трассу М6, так что довезли меня за Михайлов, прямо к началу дороги на Рязань. Хотя им, конечно, проще было все же ехать через Новомосковск, (да и мне тоже) – ибо крюк вышел изрядный, да и рекомендованная «атласом автодорог» трасса оказалась весьма плохого качества. В месте высадки дождь поливал уже вовсю, но мне и здесь повезло: рядом обнаружилась будка с крышей – вероятно, заброшенный пост ГАИ. Стоя в ней, под зонтом выходил к подъезжавшим машинам, попутно жуя яблоки (драйверы с «КамАЗа» угостили на дорогу).  

         Тут показались две девчонки, под руки ведшие парня с перевязанной головой – вероятно, попал в аварию. Впрочем, расспрашивать не стал. Когда остановилась «волга» (рядом со мной), они подбежали (хотя стали впереди) и я им уступил – все же потерпевший. И уехал спустя примерно полчаса на легковушке с не очень контактным экипажем – до самой Рязани. 

         В городе был в 18 часов – дождь прекратился, и я решил сбегать посмотреть Кремль, благо, рядом было. Большого впечатления он днем не произвел – ночью, с подсветкой, выглядел гораздо эффектнее (видел в прошлом году). Так что, оказавшись от прогулки, направился к знакомой туристке-автостопщице Лене, тем более, что дождь опять зарядил. Когда достиг ее улицы, стемнело настолько, что я даже ошибся домом, позвонив совершенно в другую квартиру (как ни странно, код совпал: он в Рязани, по словам Лены, один на всех подъездных замках). Разобравшись в ошибке, нашел нужную квартиру, где обрел общение, ужин и ночлег.

         22 сентября.  

         Дождь шел всю ночь, да и утром моросил, так что решил все же идти на Владимирский выезд, а не на Шилово, как предполагал вначале. То есть, ехать не на Нижний Новгород, а на Владимир. Хотя «официальная» трасса на Нижний проходила тоже здесь... Ладно, поеду, как получится.  Сначала поймались две локальные легковушки дачников, а потом микрофура с правым рулем – пилотировавший ее молодой драйвер шел из Тамбова, но, увы, в Шатуру – так что довез только до Спасс-Клепиков. Интересно, что его машина была оборудована телекамерой и телевизором, так что водитель мог наблюдать обстановку впереди при обгоне – правда, система эта давно уже была сломана...

         Став на выезде из Спасс-Клепиков,  махнул проезжавшей «волге» - и та, пролетев метров 50, вдруг остановилась. На водительском              кресле сидел вполне обычный человек (шофер) в джинсковке, а на заднем – человек в церковно-монашеском одеянии. Причем, как потом выяснилось, не простой батюшка, а некий преподаватель – в разговоре он упоминал «моих студентов». По его словам, меня решил взять из-за бороды, хотя и понял сразу, что я не паломник: «Бороду носят люди духовно продвинутые. Я лично проверял – у блудодеев и всяких любителей женского пола борода не растет». Как он это проверял, не знаю, но был батюшка искренне верующим, на грани фанатизма. Много говорил о том, что во многих монастырях уклоняются от канонов и занимаются суетными делами, что скоро, лет через пять, когда введут электронные паспорта, все российские православные станут бомжами – потому как такой паспорт «от сатаны». В то же время интересно, что (в отличие от электроники) автотранспорт батюшка орудием зла не считает: «колесница она и есть колесница». Он же сказал, что Господь, создав сначала растительный покров, а потом уже свет, специально так поступил, чтобы посмеяться над материалистами, считающими, что растения без света жить не могут («все в силе божьей»).

Довезли они меня до Касимова. Движение на объездной оказалось слабым, пешком почти дошел до ее конца, где и застопил легковушку с весьма умным и приятным водителем, относившемся ко мне с искренним уважением. Шла машина в Муром, почти до выезда в сторону Гороховца, и я решил ехать туда (хотя был и практиически равноценный вариант: через понтонный мост перебраться на другой берег Оки, где проходят трасса Арзамас - Нижний. Однако, увидев слева интересный памятник: бронепоезд «Илья Муромец», я покинул машину, чтобы его сфотографировать.

Время было всег 15 часов, так что я уже всерьез рассчитывал доехать до Нижнего, тем более, что самую сложную часть пути проехал. Однако... завершив фотосъемку, прошел лишних километра два (тот светофор, на котором надо было, как мне сказали,  свернуть, не работал – и я его не заметив, проскочил). Пришлось ворачиваться, так что пока петлял, пока купил мороженое – времени было уже половина пятого. Кстати, мороженое здесь на удивление дешевое: сливочно-шоколадное и пломбир стоят по 2.50 (против 4 руб в Калуге).  Движение слабое – только минут через 40 застопил иномарку до Татарово (половина пути до Гороховца). Там и окончательно застрял... Движение слабое – машина проходит раз в 10 минут, смеркается, облачно... правда, дождя практически не было, только низкие тучи. Простояв полтора часа, набрал в деревне воды и поднялся в горку, где имелся лес. И тут обнаружил, что подъем вовсе не такой затяжной, как казалось внизу – вскоре он заканчивается, и даже имеется автобусная остановка. Позиция гораздо лучше той, что внизу, в деревне

23 сентября

Переночевал в палатке нормально, но утром обнаружил, что сломалась дужка очков: видимо, я как-то ночью, ворочаясь, на них нажал (хотя до сих пор не понимаю, как такое могло произойти). Соединив ее временно скотчем, вышел к остановке. Прошел автобус, но я на нем не поехал – показалось дорого (40 руб за 40 км до трассы). Из-за поворота на электроподстанцию выехала вчерашняя иномарка: водитель ее страшно удивился, что я не уехал: «обычно здесь хорошо берут». Впрочем, вскоре (где-то через час) меня взял молодой дальнобой на «бычке» - едет он откуда-то из южных краев, но недалеко, до Мячково. В месте его поворота обнаружил придорожный мини-рынок, у лоточника, торговавшего автозапчастями, спросил: есть ли цианакрилатный клей? Тот сначала не понял, а потом показал на тюбики «монолита», сказав: «15 рублей». В ответ я заметил, что это дорого (в оптовых магазинах он стоит около 6 рублей), и мужик сбавил цену до червонца. 

Подклеив оправу, и осмотревшись, пришел к выводу, что место для голосования неудобное, и пошел вперед. К удивлению, вскоре остановился армейский «козлик» (с военными номерами) и сидевшим за рулем молодым парнем в гражданском. Тот провез километров 20, но зато до куда более удобной позиции – а на ней мне почти сразу остановилась иномарка с немецкими номерами. Водителя я сначала принял за своего ровесника, но оказалось, что ему всего 24 года, хотя жизнь он видел: несколько лет сидел в тюрьме. Сейчас едет аж в Барнаул, откуда родом. Жена у него в Германии (осталась там после языковой стажировки), он у нее долго жил, а сейчас везет домой почти новую машину, надеясь наварить на ней минимум пару тысяч баксов, а в дальнейшем мечтает заниматься перегоном постоянно. В то же время деньги у него были на нуле – украинские «даишники» ограбили капитально, так что мне даже неудобно было, что еду на халяву, ведь в этом татарском регионе он мог бы и платных стопщиков найти.  Правда, водитель заявил, что проблем нет: «я не обламываюсь». 

Интересный момент случился перед Казанью: машину остановили на ДПС, парень вышел, показал гаишникам бумаги, а потом те вдруг решили осмотреть машину, даже попросили открыть сумки. Похожий на Ильича гаишник подошел и ко мне, спросил: кто и откуда, и что в рюкзаке, хотя документы не спросил и рюкзак открывать не потребовал.

Сев в машину, он повернул ко мне бледное лицо:

- Представляешь, он до меня конкретно докопался: в доверенности забыли поставить срок ее действия! По правилам, машину надо было ставить на стоянку и вызывать хозяина. Но он, после досмотра понял, что это действительно невольная оплошка, и говорит: «Ты сам доверенность писал? Возьми ручку, и подставь дату аккуратно». Я его благодарю, а он: «Ты понимаешь, от каких неприятностей я тебя спас?» Я ему, мол, командир, так и так, денег нет, могу и до Новосиба не доехать, а тот отмахивается: дескать, не из-за денег помог, а чтобы я его, гаишника, добрым словом вспоминал.

Действительно, случай просто уникальный. Как бы то ни было, в Казани я решил не вылезать (хотя мог бы там вписаться, был адрес), а проехать ее по объездной, благо, что погода наладилась: тучи остались позади, светила луна. Да и новый знакомый был не против перекусить со мной вместе, приготовив на костре горячее (у него не было котелка). Так что, заметив съезд к берегу какого-то крупного водоема (насколько я понимаю, это была Вятка у г.Мамадыша) мы свернули к воде. На самом берегу обнаружилось два более чем капитальных шалаша: метра по три высотой, просторных, со стенами из жердей и крытых лапником. Перегонщик сказал точно: «Место зае...ись!». Развели костер, сварили кофе и ужин из моих макарон и пары пачек немецких сублимированных супов. Поели, затем водитель (забыл его имя), уехал – он решил ехать по возможности непрерывно, кладя на сон не более 4 часов в сутки, а я поставил в шалаше палатку и лег в ней спать. 

24 сентября

Проснулся в 5 часов, услышал шум моросящего дождя. Лег снова. Затем проснулся уже в 7 от свиста спиннинга. Выглянул: мужи в ОЗК рыбалил совсем рядом. Дождь же, между тем, уже не просто моросил, а конкретно лил. Пришлось пережидать – на трассе, как я помнил, даже будки автобусной остановки в пределах видимости не было. Вылез, одел дождевик, набрал дров и у кромки навеса второго шалаша развел костер (воду пришлось брать из водоема). Снова залез в палатку, принялся читать. Дочитав все, что было, стал сдыхать со скуки. И к своей радости в 12-м часу уловил уменьшение дождя. В небе стали появляться даже просветы, так что собрался и вышел на дорогу. Несмотря на то, что над трассой стояла мокрая пыль и место было среди леса, довольно быстро остановился мерс-микроавтобус с немецкими же номерами. За рулем сидел водитель монголоидной внешности: очередной перегонщик, едет в Бишкек. Несмотря на свое происхождение, что такое автостоп он знал, и довез меня до самого поворота на Ижевск и Игру.

Вылезая, обнаружил, что вновь сломалась накануне склеенная дужка очков – а рюкзак же поставить было некуда: вся обочина мокрая и грязная. Так и шел, держа детали  в руке, в поисках местечка – и, попутно, махал редким машинам, проходившим сзади. К удивлению, вторая из них остановилась – КамАЗ, немного не доезжавший до поворота на Менделеевск (интересно, что по-удмуртски он называется  Менделеев!). Водитель, молодой парень, как большинство тюрков был туповат (все спрашивал, от какой я организации и сколько мне за это платят), но все же очки я заклеил пока ехали, дополнительно обмотав место поломки скотчем – до конца экспедиции они, как ни странно, продержались.

Высадившись, дошел пешком до поворота на Менделеевск – и именно в этот самый момент подошла вторая половина циклона с небольшими тучами, заряженными кратковременными, но зато проливными дождями. Стоял где-то час, периодически раскрывая зонт, потом остановился «КамАЗ», в кабине какового были двое: водитель по-моему, удмурт, а его сменщик – татарин. Несмотря на национальность, что такое автостоп они также хорошо знали, ибо были дальнобойщиками – в тот момент шли из Москвы в свой родной Сарапул. Беседа завязалась очень оживленная и веселая – я получил искреннее удовольствие от общения, хотя скорость была чрезвычайно низкой. В знаменитой мочалочной деревне один из драйверов решил остановиться и купить мочалку (70 руб). Попутно рассказали, что промышляют плетением мочалок из синтетического шпагата практически все жители села, раскручивалось все на их глазах с одного человека, увидевшего такие мочалки где-то в Подмосковье. Те, кто влился в него первыми, машины купили, но сейчас уже не разбогатеешь – сильная конкуренция. 

Купив мочалку, водитель стал заводиться, но не тут-то было. Вылезя и посмотрев, в чем дело, он смачно плюнул: «Довые...вались (намекая на царившую в машине атмосферу веселья и надежд на скорое прибытие в Сарапул) – придется тягач вызывать». 

Ничего не оставалось, как пройти в конец деревни. Время было уже 5 часов, и я всерьез подозревал, что придется здесь ночевать – но примерно через час остановилась «Ока»! Сидевший в ней бородач лет 45 принялся освобождать место, сказав:

- Как не подвезти своего человека – бродягу!

Позднее выяснилось, что едет он в Горный Алтай, а к утру надеется доехать до села между Пермью и Тюменью, где у него друзья. Надо же – третья машина за сутки, на каковой можно было без хлопот доехать до Новосибирска! Водитель оказался рыбинспектором, причем весьма продвинутым – входит в какую-то особую группу, посылаемую «для усиления» в самые разные места России. Опытный таежник, походник, довольно эрудированный – в общем, наш человек. Внимательно я слушал его рассказы об Алтае: в частности, оказывается, там в ходу деревянные рубленые шестиугольные дома, гибрид между юртой и русским домом. При этом отапливаются они открытым очагом, и прогреваются просто моментом. О снежных людях разговоры он слышал, но ничего заслуживающего внимания не поведал. Показал миниатюрные налобные фонарики на 5 светодиодах, каковые купил в столице и везет для братьев-туристов.

С наступлением сумерек покидать машину я не стал – лишь запасся в придорожном кафе водой. И, уже в полной темноте, доехал аж до развилки у Большой Сосновки. Дальше ехать не рискнул – увидев лес на вершине холма, немного освещаемый огнями комплекса кафе-заправка, попросил остановиться, переобулся в резиновые сапоги и, продравшись сквозь густые елки, поставил при свете налобника палатку. Костер разводить не стал – перекусил сухой лапшей и лег спать.

25 сентября

Проснувшись, глазам не поверил: солнце! На часах было 7, и я совсем забыл, что по-местному времени уже 9! Так что, не слишком торопясь, приготовил завтрак, собрался, а, выйдя на трассу, решил пешком дойти до д.Юркино – это в 3 км: у развязки было маловато места для остановки, сразу начинался подъем. Вообще-то, можно было так и не делать: воскресенье, грузового транспорта маловато, а легковушки остановились бы и внизу.

В общем, потерял больше часа – а затем мне остановился «жигуленок» с колоритным мужиком лет 50 в наколках – похоже, сидевшим. С ним и доехал до поворота на Кудымкар, или, как говорят пермяки (но не коми-пермяки!), на «Кудымки». Хотя было уже почти 12 часов, все же зашел в кафе на развилке, купил, ради въезда в Сибирь, так называемую шаньгу за 8 рублей – как и следовало ожидать, ничего особенного: ватрушка с изюмом, только и всего. 

Вскоре остановился шикарный «Мерседес», уходивший на новую дорогу в Киров (отворотка между Менделеево и Карагам). Экипаж его – молодая пара рассказали, что неподалеку от их деревни имеется некое «древнее стойбище» хорошо известное  археологам, каковые там давно проводят раскопки. Интересно же то, что близ этого «стойбища» с незапамятных времен стоял резной деревянный идол: человеческая голова на конце деревянного столба. В позапрошлом году какие-то придурки его сожгли. Подобный же идол имеется и в местном школьном музее. 

На развилке Киров-Кудымкар простоял полчаса, подобрал на обочине несколько занятных камешков (желтый кварц, яшма, какой-то кристаллический агрегат). От нечего делать прошел метров сто назад: почитал щит-указатель направлений, спросил у мерявших скорость гаишников: «Это новая дорога на Киров?» Получив подтверждение, вернулся назад. Гаишники именно в этот момент решили перебазироваться, притормозили возле меня и спросили: «Куда?»  Даже не дослушав ответ, продолжили: «Чего же вы раньше не подошли, мы бы в машину посадили!» При этом были с первого момента очень приветливы, а  документы спрашивать и не думали. 

Спустя какое-то время услышал за спиной сигнал и визг тормозов: оказывается, это вернулся джип, пролетевший мимо меня где-то с минуту назад: вероятно, ворачиваться пришлось изрядно. За рулем сидел мужчина лет 40, а сзади – женщина (видимо, семейная пара). Людьми они были очень приветливыми и неглупыми. Подвезти они меня, как я понял, решили после того, как рассмотрели рюкзак за спиной и обсудили это между собой.

Водитель, на вопрос о «коркоделах»,  рассказал, что недавно ездил на рыбалку на одно озеро – оно среди болот, но подъехать на машине несложно. Легенд с ним много связано, но все, известные водителю, недавнего, так сказать, происхождения – бытуют среди рыболовов-любителей:

- Я слышал, что там чудовище живет, как несси. Но это рыбаки так предполагают, чтобы объяснить, почему в половине озера рыбы нет. Там одна половина с черной водой, а другая с прозрачной. В черной воде рыба не водится

         Женщина добавила:

         - К тому же на этом озере природная радиоактивность повышенная. Я сама там находила подосиновики огромного размера – шляпки чуть ли не с корзину!

         Довезли они меня до Кочева. Там купил батон, пожевывая, стал за выездом голосовать. Съел весь, но все еще не уехал: воскресенье, движения никакого. Остановилась легковушка-иномарка, за рулем сидел парень лет 25, явно коми: с угро-финской наружностью. Предложил довести до д.Петухово – в 20 км. Я согласился. По дороге он спросил: в порядке ли у меня документы? Я ответил, что да, и он сказал, что является начальником местного поста (или службы) ДПС в этом Петухове, и начальник ему строго-настрого приказал проверять у всех незнакомых документы, в связи с терактами. Я его еще раз заверил, что с документами у меня проблем нет, и этим собеседника вполне удовлетворил: он даже имя спрашивать не стал. Замечу, что финно-угры выглядят явно туповатыми, так же как и башкиры и молдаване и казахи... Ну не в состоянии они понять, как это человек в здравом уме может поехать за три тысячи километров коркодилов искать, пассионарность у их этноса низка, что поделаешь!

Хотя движение совсем прекратилось, довольно быстро я застопил «Оку» до Кудымкара – водитель был не слишком разговорчивый, но славянского облика и вполне приветлив. Он подтвердил мои опасения: музей в воскресенье не работает, да и в любом случае краеведов-фольклористов искать в выходной в крупном городе трудно. Так что я вышел на северной окраине города (очень удачно меня туда водила завез) и стал голосовать, намереваясь достичь райцентра Гайны и находящегося за ним села Кебраты. Вскоре остановился «жигуль» - до Гайн. Водитель русский, интеллигентный мужик (по виду – кто-то типа начальника цеха или бухгалтера). Предупредил, что в райцентре и вокруг него много молодежи типа «гопников» и процветает пьянство: лесорубам для розжига костров в больших количествах дают спирт, технический якобы, но вполне пригодный для луженых желудков аборигенов. Также сказал, что узкоколейки, показанные на карте, предназначены для вывоза леса, но рентабельность их низка и через год лесхоз собирается переходить на автотранспорт, рельсы же сдадут на металлолом. 

Поскольку, обрадовавшись транспорту, при посадке я не стал спрашивать про оплату, в конце поднял этот вопрос. Водитель сказал что-то вроде: «на ваше усмотрение», и я спросил: «Может, простите? Экономить приходится, денег не избыток». В ответ тот  кивнул: «Вам еще много ходить и ездить предстоит».

         До захода солнца оставалось около часа, да и вечер был воскресный (соответственно, и выпимших людей попадалось много), так что о сборе фольклора я, понятно, и не думал – решил идти сразу к переправе, чтобы где-то возле нее заночевать. Но все же, уточняя дорогу, спрашивал и о интересующих меня темах. Подойдя к сидевшим во дворе мужикам разного возраста (« человека) спросил про «нечистую силу» и один из них ответил:

         - Ну, леший есть. В лесу живет. видели недавно. Весь, мохом оброс, как  тебя борода. И метра три высотой.

         - А кто и где его видел?

         - Да разные... Прошлой весной Сергей Федурин его видел на третьем болоте. 

         Спросив, где дом Федурина, радостно побежал к нему. Сергей оказался молодым парнем, лет 30, и даже, можно сказать, трезвым. Однако ответил он вот что:

         - Не знаю, кто про меня такой слух пустил. Уже надоело объяснять, что не видел я ничего. И вообще в прошлом году на третьем болоте не охотился! 

         Вел себя собеседник приветливо, и я практически уверен, что он и в самом деле с лешим (РГ) не сталкивался. Однако описание уж очень четкое. Может быть, это под влиянием публикаций в местной газете (мне многие говорили, что писать о тайнах и сенсациях они любят)?

         Направился в сторону паромной переправы, уже зная, что по воскресеньям она не работает, а по будням с 9 утра до 8 вечера. По пути было село с тем же названием Гайны (хотя местные именуют его как-то вроде «Склад ГСМ». Спросил у стоявшей на улице бабки: где набрать воды? Та ответила:

         - А вон колодец в проулке напротив!

         Оказалось, что колодцы здесь часто находятся внутри своеобразных сараев – вероятно, сказываются суровые зимы. Сооружение он представлял собой капитальное, барабан чуть не полметра в диаметре, ведро литров в десять на цепи... Набрав воды, вышел, и привлек внимание двух крепко выпимших парней, шедших навстречу. Сначала один из них завопил: «Кто такой с бородой, зачем приехал», а через минуту, рассмотрев, что я застегиваю поясной ремень рюкзака, вдруг решил что это ширинка и понес: «Ты там что, в колодце насс-л? Убью». Естественно, все это говорилось с добавлением матерных выражениев. Прохожих на улице было довольно много, и, возможно поэтому, приближаться ко мне питекантропы не стали, продолжив свой путь. Я даже ничего им и не сказал, только крикнув сразу, что тороплюсь.  Настроение, понятно, было испорчено. Миновав деревню и заметив своротку, повернул и оказался в сосновом бору-беломошнике, стоявшем на высоком коренном берегу речушки Тодья. При этом, вопреки ожидланию, был лес довольно сырым, да и от дороги близко. Однако солнце уже село, так что, подобрав более-менее удаленную от дорог полянку, поставил лагерь, поужинал и залег. Некоторые мне советовали, правда, идти до переправы, где имеются некие домики косарей, но небо было ясным, и я предпочел не светиться. 

         26 сентября.

          Выйдя на дорогу, почти сразу застопил «уазик» - сидевший за рулем человек в камуфляже (явно или лесник, или мелкий начальник лесорубов) подвез до переправы, ничего полезного по аномальным делам не сказав.  На берегу был в 8.40, но паром еще был на другом берегу: хотя несколько человек и машин  уже стояли. По всеобщему убеждению, паром подойдет около 10 утра – так и случилось, при этом он был загружен людьми и машинами под завязку. Понедельник! В Кебраты же отчалил, можно сказать, пустой: было всего человек  5 пассажиров - не водителей и 4 машины. Ожидал появления какого-нибудь билетера, но никого не было, как и кассы. Пришел к выводу, что переправа для пассажиров бесплатна, хотя с водителей, заметил краем глаза, деньги какой-то мужик собрал. 

         Паром представляет собой стандартную конструкцию: понтон, к которому сбоку пристыкован буксир.

Еще на пароме я вписался к водителю «козла», каковой и доставил меня прямо к сельсовету, где получил информацию о том, в каких деревнях остались старожилы и патриархальные обычаи. Вместо автодорог здесь узкоколейки. Иногда есть рейсы пассажирских мотрис, в основном же все пользуются попутными тепловозами: функции автотранспорта здесь почти целиком взяла на себя узкоколейка.   Кебраты – село довольно большое, тротуары сделаны из досок, в архитектуре же как его, так и других виденных сел и деревень, особого местного колорита я не заметил.

В одном из домов угостили «фирменным» коми-пермяцким квасом: он делается не на хлебных корках, как у нас, а на толокне и цвет имеет бело-бежевый. Довольно вкусный. 

Затем вписался в кабину локомотива, толкавшего платформу с досками. Там, кроме меня и машиниста, находились еще 5 человек – похоже, локостоп здесь общепринят. По пути подвезли еще и двух бабок-клюквенниц. Клюкву здают в больших количествах, правда, если я правильно понял, у каждого жителя, если сдавать через официальную контору, есть лимит – 25 килограмм. Введен по экологическим соображениям. Не напрягаясь (болота в 500 метрах от домов) почти все зарабатывают по 5 – 6 тысяч за сезон.

         Рассказали в том числе  о леших: антропоморфных, наделенных всеми волшебными атрибутами и заманивающих в лес. Один рассказ интересен:

         - Знакомый мой мужик (назван по имени) пошел в лес, за клюквой, возвращается – и уже на опушке видит голую бабу. Ну, женщину. И она его манит обратно. Он пошел и заблудился. Как ни подходит к краю: выходит эта женщина и его назад заманивает. Это и был леший.

         Интересно, что в леших (такого типа) верят всерьез.

         По пути вновь угощали квасом, предлагали и водки (отказался, хотя все другие пили) относились ко мне весьма приветливо и доброжелательно. В конце один из машинистов сам сказал, что если надо – могу у него остановиться на ночь.

         Из местных особенностей могу отметить только особый способ стогования сена: стога ставят в ряд, вплотную друг к другу, при этом каждый имеет в основе (по центру) деревянный столб. В итоге получается своеобразная стена из сена с торчащим поверху частоколом.

         Среди прочего,  сообщили о таком поверье:

         - Сегодня, что ли, Сретенье? В этот день медведи в лесу бушуют, и людей из леса выгоняют. Что смеешься? У нас все об этом знают: на Сретенье в лес ходить нельзя. Медведь загонит на дерево, и будешь там сидеть. Вон, наш охотник так сутки просидел.

          Когда же я заметил, что медведи и сами лазают по деревьям, было сказано:

          - Да, лазают, но когда хотят. А так они просто людей гоняют. Загоняют на елки, и все. А леший есть – деревья вертит.

         Медведей, кстати, по всеобщему убеждению в лесах развелось много. Есть и волки.

         На одном из разъездов поезд, в котором я ехал, догнал дрезину-«пионерку». Точнее, та стояла, ожидая «трамвай». Поговорили с ее владельцем. Если я правильно понял, агрегат находится в его частном владении, а сейчас он приехал за клюквой. Пропустили «трамвай»: своеобразного вида капотный мотовоз с пассажирским салоном и поехали дальше. При этом «пионерка» рванула далеко вперед и вскоре пропала из виду.  

27 сентября.

Утром вновь вернулся в центр сельсовета. Узнал, что в 8.30 от конторы отходит автобус-вахтова до переправы. 

«Автобус» оказался «Уралом» с кунгом, при этом битком набитым. При этом за 4 км пути брали по 8 рублей! Зайдя на паром вместе с огромной толпой пассажиров, обнаружил кондукторшу, каковая обходила всех, собирая по 5 руб. и даже давая билеты «ООО леспромхоз...». Почему проезд «туда» был бесплатным, я так и не понял. 

         На другом берегу уже стоял «ПАЗик» - проезд 5 руб. до центра Гайн. Решил все же зайти в краеведческий музей, каковой мне многие аборигены нахваливали – дескать, лучше, чем в Кудымкаре. Посмотрел экспозицию. Так себе – рядовой краеведческий музей, ничего уникального. К удивлению, имелся довольно большой палеонтологический отдел – в основном с хорошо знакомым мне карбоном. Подписи были удивительные, с точностью до классов: «брахиопода», «колония  кораллов» и т.п. При этом в одном случае вместо обещанной табличкой брахиоподы (двустворчатой ракушки) торчал батрофилюм (одиночный коралл). Обратил на это внимание музейщицы, а та: «Нам экспонаты из Кудымкара и Перми присылают, вместе с подписями и рекомендациями по оформлению». Кстати, экспонаты привязаны к витринам толстой проволокой!

         В общем, для школьников музей хорош, но для меня был более чем примитивен.

         Автобус Гайны-Кудымкар ожидался в 12.30, и ровно за час я дошел до позиции на выезде (погода на удивление разгулялась, даже снял куртку). Движения никакого, прошло буквально три машины, и все водители махнули, что скоро сворачивают. Я уже настроился на то, что придется ехать на автобусе за деньги (150 руб., не много ни мало), но тут остановился ЗИЛ-157, в кабине коего ехали двое парней лет по 30. Ехали они совсем недалеко, но зато узнал я от них много прелюбопытного. Было даже желание вернуться, и посетить кое-какие объекты, о которых мне рассказали. 

Покинув приветливых собеседников на лесном повороте, где они, разговорившись, не хотели меня отпускать. Все же я прервал общение, ибо боялся пропустить автобус, тем более, сзади слышался какой-то шум. Однако, это был не автобус, а «КамАЗ»-вездеход (с 3-я ведущими осями и высоко поднятой кабиной). Махнул ему, и машина остановилась. В кабине были двое: водитель, по виду, русский, и то ли сменщик, то ли коллега – явно коми-пермяк. Интересного разговора не завязалось, но до Кудымкарской объездной они меня благополучно довезли. А там я уже сел на автобус №3 и доехал до центра, где имелся музей. Стоит отметить, что от коми-пермяков трудно добиться вразумительного объяснения дороги к какому-либо нужному объекту: при этом все охотно лезут объяснять и даже провожать, а потом выясняется, что они и сами точно не знают расположение интересующего меня места. Так получилось и с музеем – меня настойчиво посылали к некоей церкви, где, якобы, тоже есть какой-то музей, но настоящий, центральный его дом находился именно там, где и нарисован на карте Кудымкара. 

В Кудымкаре я посетил этнографов, снабдивших меня всеми сведениями, которые я искал. Особо хотел бы выразить благодарность Василию Васильевичу Климову, не только сэкономившему мне много дней работы на месте и в библиотеках, но еще и приютившему на ночь.

28 сентября.

В 9 часов вновь пришел в музей. Вчерашняя знакомая, библиотекарь, меня уже ждала – причем успела найти еще несколько книг и статей.

Кое-что отложил, чтобы отксерить, но отказался от этого намерения, когда узнал, что цена листа А4 – 8 рублей! 

В ответ на недоумение библиотекарь заявила, что это, оказывается, дешевле, чем по городу – и, как я потом выяснил, это оказалось самым настоящим враньем: в городе ксероксы не дороже 3 рублей. Позже заметила, что книги-де в музейной библиотеке ценные, с автографами авторов! И меня попросила подарить, если что-нибудь выйдет, причем прямо сказала «подарить»! Ну, ну, ждите! 

Закончив дела, поехал на позицию у поста ГАИ – под весьма конкретным дождем. И голосовать пришлось под дождем. Так что напросился в «Газель» к молодому парню, остановившемуся потрепаться с знакомыми гаишниками. Тот ехал недалеко, но довез до остановки с крышей у перекрестка в 20 километрах. К удивлению, там я довольно быстро поймал грузовик до Менделеева – высадил он меня на кольце в центре поселка (точнее, тот касается трассы краем, именно в этом месте), сказав, что здесь все голосуют. Все бы хорошо, но крыши поблизости не было – правда, дождь почти прекратился, едва моросил. Примерно через час остановился «Каблучок» до самой Перми – водитель был довольно интеллигентным человеком, хотя и не слишком общительным. В тесноте, н зато в сухости доехал к 17.30 до этого города. Когда высаживался, дождь снова полил, но мне это уже было по барабану: позвонив знакомому заочно туристу Анатолию, удачно застал его и поехал к нему домой на ночлег. 

29 сентября.

Весь день потратил на консультации по научным вопросам. Пока (до появления бумажных публикаций) о результатах здесь умолчу, поделюсь только впечатлением от города.

Пермь – город весьма крупный (более миллиона жителей), а самое главное – чрезвычайно разбросанный и растянутый (по площади чуть ли не больше Москвы). Городской транспорт по 5 руб. 

Цены на другие товары выше, чем в Калуге. По пути купил носки (16 руб вместо 10 в Калуге) и гречневую крупу (22 руб вместо 17 у нас). 

30 сентября.

По совету Анатолия пошел голосовать на объездную (точнее, некое ее подобие). Точнее, он мне советовал начинать стопить еще в черте города, но, посольку было еще темновато, я пешком прошел 3 км до объездной, где и начал голосовать. Хотя и сомневался в разумности этого решения (обычно предпочитаю на рейсовом транспорте выбираться за город), но, как оказалось, сделал правильно: несмотря на грязную обочину, быстро поймал машину (пилотируемую вполне приветливым грузыном) и доехал до поста ГАИ уже за сливом с выездом из города.

Как Толик и предсказывал, следующая машина – иномарка-малолитражка с весьма умным и эрудированным водителем, начинающим частным предпринимателем,  довезла меня до поворота на Кунгур. Точнее, шла-то она дальше, можно было ехать аж до Чусового, н планы я менять не стал.

На развязке место было не самым удобным, движение слабоватым, но все же через час остановилась «Вольво» с фурой. За рулем сидел пожилой уже мужчина. Сказал, что едет аж из Питера: дальнобойщиком проработал всю жизнь, в последние годы стал фермером (имеет 1000 га), но вот решил вновь сделать несколько дальних рейсов. Заметил, что на дорогах стало беспокойно, много бандитов, особенно под Челябинском. Опасается, что возвращаются 90-е годы. Также сказал, что в районе Челябинска (откуда он сам) летом была страшная засуха, картошка и все прочее посохла, так что надо будет купить несколько мешков здесь. Что он и сделал – благо, торговцев хватало. Цены небольшие – около 4 руб. за килограмм. Еще сказал, что проезжая между Питером и Москвой, удивлялся большому числу туристов-стопщиков – и я объяснил ему, что такое «Эльба».

Дорога, кстати – страшно убитая бетонка, на коей через каждые два метра практически незамазанные температурные швы, хорошо еще, что это была иномарка, а не «КамАЗ».

Проехав пару часов, водитель решил перекусить в придорожном едалище, я же, поторапливаясь, пошел голосовать – и почти сразу застопил легковушку, каковая быстро довезла меня до Екатеринбурга. На подъезде к нему долго думал: проезжать ли город на общественном транспорте или по объездной. Решил все же по объездной, в начале каковой и вылез около 16 часов по местному времени. Через час остановился «МАЗ» с полуприцепом – шел он в Челябинск, водитель – пожилой мужчина был приветлив, причем сказал, что обычно на объездной в это время всегда пробки (тем более, сегодня пятница) – «похоже, тебя на удачу подобрал». Я тоже радовался тому, что быстро проеду объездную – но увы: в некоей точке драйвер сказал: «Ну вот, тебе прямо, а мне в Челябинск. Тебя здесь высадить? Хотя на  Тюменский выезд можно и дальше  за городом попасть», где меня и высадил. Я вылез, а когда прочитал щит с указанием направлений, ахнул и выругался: стрелка прямо показывала на Нижний Тагил, а до развилки «Тюмень-Челябинск», если верить указателям, было еще километров 8! И именно туда и свернул драйвер. Почему ж он меня здесь высадил? Сначала я объяснял это его ошибкой или невнимательностью, но только поговорив с тюменскими стопщиками, понял в чем дело: в этой части города как бы две объездные: одна идет практически в городской черте (где я и находился) а вторая ответвляется дальше. И большинство машин едут именно по городской. Но это я понял позже, а пока, матерясь, решил двигаться по указателям. Пришлось идти пешком километра три: позиций нет, скорости огромные (трасса представляет собой почти что настоящий многополосный автобан). Все же в одном, относительно удобном месте решил постоять полчаса. К удивлению, почти сразу остановились две легковушки – и, к не меньшему изумлению, водители обеих оказались деньгопросами!   

Остановился пикапчик дорожно-ремонтной службы. На вопрос «Не такси ли?» водитель ответил, что нет, более того, добавил: «Вы, как я понимаю, автостопом путешествуете?» Ехать ему надо было в сторону Челябинска, но, когда разговорились, он решил подкинуть меня прямо к выезду на Тюмень. Не люблю напрягать людей, так что пытался отказаться, но водитель сказал, что времени у него много, он как бы на службе, и проблем нет. В итоге я практически компенсировал время, потраченное на путаницу на развязке, и уже всерьез начал надеяться, что в разумное время смогу достигнуть Тюмени (оставалось около трех сотен километров). Место было неплохое – правда, дело портил несколько придорожный рынок, так что пришлось пройти за всех торговцев, на уже скоростной участок. Однако проблема не в этом: на часах было уже почти 5 вечера, да еще пятница, да еще тучки ходили... В общем, простоял я более получаса. Подошли двое молодых парней, и, как и положено, встали за мной.  Остановился микроавтобус, мог подвезти до развилки у Косулино – сначала я было хотел ехать, но, когда парни тоже подбежали, решил схитрить и отказаться. И, в общем, сделал неплохо – попалась легковушка до Белоярского. Причем водитель оказался дальнобойщиком по профессии, видимо, оттого и остановился, а сейчас он ехал на выходные порыбалить. Белоярское – известное курортное место, и я уже набрал воды, думая, что здесь и заночую, как вдруг замигала подфарником  «газель» с шашечками маршрутного такси, хотя я  махал впереди идущей машине. И, хотя я и сделал жест: «проезжай», машина все равно остановилась. Открыв дверь, я пояснил ситуацию, сказав, что надеюсь на альтруизм. Водитель традиционно изумился: «А сейчас просто так подвозят?», но, так же традиционно,  сказал, чтобы я садился: «Не бросать же ночью на трассе». Ехал он в Нижнюю Талицу, и я сказал, что все равно покину машину где-нибудь через час у леса. Драйвер же посоветовал поставить ехать с ним и палатку прямо у поста ГАИ: дескать, там фонари место освещают! Предложение было, прямо скажем, не очень мудрым, и я попробовал напроситься на ночлег в машине, но этот номер не прошел. Водила вообще оказался весьма своеобразным человеком, приколистом, при этом далеко не всегда корректным – и я в ответ вел себя с ним также. А еще он рассказывал,  что был еще совсем недавно миллионером, и Сафина лично знал, и с Алсу нянчился, но вот ведь разорился и одна машина  него осталась... и ему теперь никто не верит, что был он крут. Вполне допускаю, что так и было: мужик явно не слишком умный, такие и должны из бизнеса вылетать по закону естественного отбора...

Интересно, что сидевший рядом с водителем впереди мужчина тоже ехал автостопом – причем собирался стопить ночью на посту в Талице: других вариантов, кроме как достичь Тюмени, у него не было. Не знаю, ехал ли он платно или нет, но, заметив на автобусной остановке мужика, водитель сам остановился, спросив куда (оказалось – на 15  км) и сказав: «червонец»! Пассажир – деревенский мужичок, понятно, заплатил.

Между тем, уже когда проезжали Камышлов, совсем стемнело – и надо было думать о ночлеге, но, как нарочно, леса вдруг кончились. Одно хорошо – лесополосы вдоль дорог здесь минимум наполовину, а часто и на все сто процентов состоят из елей или сосен, так что с местом для палатки проблем нет. И у какой-то развилки я попросил остановиться. Вылез в темноте, но заметил огонек у какой-то будки под откосом (трасса здесь проходила по насыпи). Подошел, чтобы при свете достать из рюкзака налобник и обуть сапоги. Возле сарая копошились трое работяг. Сначала я как-то не обратил внимания на их узкоглазость (все же здесь Зауралье), а потом, когда выяснилось, что из троих только один немного говорит по-русски, понял: китайцы! Вот она - тихая экспансия. Ради смеха спросил насчет ночлега – ответом было, что у них нельзя, а вот в 2 км есть село, и туда мне и следует идти. Понятно, что туда я не пошел, а поставил в лесополосе палатку, развел даже костер (в полной темноте – но дрова рядом). И, когда уже ужинал, начал срываться снег. Сначала я даже обрадовался: «снег – не дождь!» Однако вскоре, часов в десять, заморосил уже дождь. Надеясь, что за долгую ночь фронт пройдет, и к утру осадки прекратятся, я уснул.

Это страница     №1    продолжение на    №2     

ГЛАВНАЯ 1

НАЗАД

ГЛАВНАЯ 2

Хостинг от uCoz