Это продолжение дневника стр.     №2  ,   а начало на  №1

1 октября.

Проснувшись, обнаружил, что дождь только усилился. Что было делать? Лежать и пережидать уж очень скучно, тем более, что в небе не было ни одного просвета. Вспомнил, что в темноте видел буку автобусной остановки всего метрах в двухстах, решил все же собраться и идти туда: неужели ни одна машина не остановится, пусть даже сегодня суббота, с неба льет дождь, а я в непрезентабельных резиновых сапогах? Собираться начал еще в сумерках, в палатке пользовался фонариком, и собрав вещи и не сняв его, решил вытрясти тент. Ну и, конечно, задев им за козырек, стряхнул с головы бейсболку, вместе с ней фонарик, и – надо же: он упал именно на пакет с кольями от палатки, так что крышка отвалилась и батарейки вывалились! Нашел три из четырех. Потеря была не принципиальной, тем более, что батарейки были еще в ранее сломавшимся диктофоне, но именно в этот момент я склонился к мысли не ехать в Иркутск к знакомым заочно туристам, а ограничится чисто научной программой. В самом деле: у меня уже сломалось все, что только могло сломаться, и, если в оставшуюся половину пути будет ломаться то, что ломаться не должно, то будет совсем невесело...   

         На остановке был в 8 утра. И простоял до 11! Для этих мест вис ненормальный, впрочем, причины вполне объективные, чего уж тут... Замерзнув, достал заначенную пачку лапши быстрого приготовления, пожевал всухомятку (завтрак, понятно, не готовил)... А вскоре остановился и «МАЗ»-самосвал со щебенкой, шедший  до Пышмы. Решил ехать до конца, хотя водитель и сказал, в ответ на мой вопрос: «Остановки с крышей там нет, зато кафе придорожное имеется. Там многие останавливаются, сможешь проситься». 

         Напрашиваться я вообще-то терпеть не могу, но на случай дождя годится и этот вариант. Однако, к удивлению, дождь практически прекратился, и буквально минут через двадцать задним ходом ко мне подкатила иномарка с питерскими номерами, пролетевшая было мимо! Сидевшие на передних местах молодые мужики, как я понял, предприниматели средней руки,  сказал, что, подумав, решили сделать доброе дело – и я им искренне благодарен, что, несмотря на мокрый и грязноватый, чего уж скрывать, рюкзак, они меня довезли до самой Тюмени. Точнее, до ее границы.  Стоявшие на остановке люди объяснили, что в краеведческий музей надо ехать на двух автобусах: вначале до центра, потом еще несколько остановок (как оказалось, последнюю часть можно было и пешком пройти – 20 минут). Цены – охренеть: 8 рублей! Как потом объяснил пермский турист Денис (у кого я вписывался), автобусы в их городе делятся на две категории: государственные и ведомственные с частными. Первые – по 5 руб, но их давным-давно никто не видел... 

Позвонив, пошел  знакомому заочно туристу-автостопщику. Стоит заметить, что в Тюмени, как и в Перми, совершено идиотская система подъездных запоров: вместо обычных у нас кодовых замков или московских домофонов в уральских городах каждый квартиросъемщик имеет... ключ!  И гостю незадолго до прихода приходится звонить хозяину. Или кричать в окно. Или придумывать что-то еще... Дурдом. Отмечу также, что ключ в замке вращать не надо – его просто вставляешь, и дверь отпирается. Ничего не стоит изготовить отмычку!

         Общались, познакомившись,  не долго: Ден ушел на работу (во вторую смену), я занялся починкой и просушкой  снаряжения, а потом, видя, что подошла вторая половина циклона (короткие ливневые дожди с просветами) пошел смотреть город и снимать стоящий возле клуба железнодорожников паровоз «ФД». Попутно обнаружил, что цены на продукты в Тюмени на уровне калужских, а мороженое и вовсе от 2.50! И это при том, что зарплаты здесь в среднем куда выше наших (мы с Деном и его знакомыми сравнивали).

         Между прочим, Денис сказал, что практически все дальнобойщики, с кем он ездил в Тюменской и окрестных землях, говорят о плохом качестве дорог, ругают правительство и слушают шансон. И вообще интеллектом не блещут. Мой опыт был прямо противоположным – но, может быть, это местные особенности? Завтра посмотрим.

         Вечером коллективно приготовили ужин и легли баиньки.

         2 ноября.

         Подумав и взвесив все, окончательно решил забить на Иркутск и ограничится только криптозоологической программой. Было воскресенье, а  а потому вновь пришлось поступать нелогично: начинать не с бесед с фольклористами, а с самостоятельных опросов. Их я наметил провести в Прииртышье, за Тобольском – именно отсюда поступило сообщение о некиих «бегемотах» в озерах, примерно здесь же работала и М.Г.Быкова. По рекомендации Дениса, на маршрутке 66 (9 руб) доехал до выезда из города. Просил водителя остановить у поста ГАИ, но он забыл и провез меня чуть дальше, где, впрочем, место тоже оказалось неплохим: кафе, довольно широкая обочина. Интересно, что в Тюменских маршрутках типа «ГАЗель» оплата проезда производится при выходе, а не при посадке, как у нас.

         Было холодно, около 2 градусов, так что я даже впервые одел свитер. В облаках появились заметные просветы – то есть по всем признакам циклон уходил, и я уже заранее радовался грядущей солнечной погоде. Движение слабоватое. Вначале ехал на локале: до Каскары, потом, на пилотируемом грузином «ГА-53» до поворота на Карабары. Отметил, что вдоль трассы на расстоянии 50 км друг от друга стоят огромные (метров 10 высотой) православные кресты, украшенные росписью и религиозными изречениями. А в одном месте вдалеке в поле виднелась ветряная мельница – причем явно свежекрашеная и вообще недавно построенная, причем в западном стиле. Ни по поводу ее, ни по поводу крестов никто из водителей ничего объяснить мне не смог. Сказали только, что поставили их недавно, раньше такого обычая здесь не было, но даже кто ставил (нужны ведь были солидные деньги) никто не знает.

         В месте последней высади голосовать пришлось довольно долго, около часа, а потом остановился «КамАЗ» с фурой и номерами 89-го региона (Ямало-Ненецкий АО).

         Водитель сказал, что везет аж в Нижневартовск стройматериалы и всякий прочий шифер. По его словам, в эти нефтяные края завозят практически все – и живу там достаточно богато. Я уже обратил внимание на сравнительно приличный асфальт на этой трассе (обозначенной в атласе банальной «Р»), но собеседник сказал: «Это еще что! В 89 регионе настоящие автобаны начнутся!». Познакомились: драйвера зовут Саша, почти мой ровесник (чуть старше), взрослый сын.  Беседа у нас завязалась весьма оживленная и интересная, ибо был водитель весьма интеллектуальным и рискну сказать, умным. До того, как стать дальнобойщиком, плавал на сухогрузах радистом, обошел все Евразию, много работал на севморпути на ледоколах.

         Понятно, не мог я не спросить моряка о морских змеях – и тот ответил, что никаких реальных случаев их наблюдения не знает, и даже внятных быличек не слышал.  

         Перед постом весового контроля Саша затормозил у въезда на весы и показал: 

         - Во, пятачок накатали – все здесь останавливаются. Сейчас редко кто без перегруза едет! – с чем и пошел к гаишнику «договариваться». Решив вопрос, влез в кабину и, объезжая весы, сказал:

         - Даю ему 500 руб, а он еще и возмущается: «мало». Я говорю: «хватит!»  

         Проехав поворот на Тобольск, водитель подрулил к большой стоянке, в окружении нескольких магазинов и кафе: «Устал, надо перекусить и отдохнуть». Времени было три  часа с минутами – ехали медленно.  Я покинул машину. До намеченного места работы оставалось еще сто километров (всего порядка 350), а небо, между тем, вопреки ожиданиям, вновь нахмурилось... Все же зашел в кафе: выпил чай с пирожками (цены обычные), потом посетил, по интимным делам, лес. В общем, вышел на трассу только минут через сорок. Позиция  вроде бы отличная, поток более-менее неплохой – и проторчал полтора часа! Видимо, все портила погода. Наконец,  рядом остановилась «лада» и водитель угро-финской наружности, на мой вопрос: подвезет ли и не такси ли, пригласил садиться. Мне послышалось, он сказал: «провезу километров 50», оказалось же – 15! Причем поворачивал он в чистом поле, где позиция была более чем плохая. Но все же сел я к нему не зря: мужик был охотником-любителем, и, хотя сам крокодилов и т.п. не видел, кое-какую информацию дал.

         Оказавшись в нелогичном месте, решил идти пешком вдоль трассы до какого-то приемлемого для голосования места, или хотя бы до точки, где можно набрать воды: уже смеркалось, многие машины шли с включеными подфарниками. По пути оборачивался на шум, голосовал – само собой, безуспешно: дорога здесь идет по предгорьям, извиваясь и в стороны и вверх-вниз. Прошел какую-то довольно крупную речку – она мне не понравилась: вода желтая, и совершенно мутная. Да и вообще, с местом для ночевки, учитывая сырость, были проблемы: с двух сторон тянулись в основном болота

         И тут остановился, практически сам, уже знакомый «КамАЗ» - Саша объяснил, что пообедав, говорил с земляком, а потом еще смотрел фильм. А я-то думал, что он уже проехал! Однако смеркалось, и, буквально через 20 километров, у поворота в Нижние Армазяны, я попросил остановиться: хотелось все же поставить палатку в относительно светлое время. А место было неплохим: воды можно было набрать в кафе, на холмах рядом с трассой был лес (следовательно, относительно сухой), да и уезжать отсюда завтра будет легко: была даже автобусная остановка с будкой.

         Однако, пока попросил в кафе воды (оказалась весьма мутноватой), карабкался на вершину холма, пока нашел там ровную более-менее полянку – уже опустились густые сумерки. Так что без фонарика и в этот раз обойтись не удалось. Подумал, что зря я вылез – надо было проехать дальше.

         В довершение всего, засыпая, услышал, что пошел дождь... Ну и экспедиция – ни одного дня без осадков...

         3 октября

         Проснулся снова под надоевший шум дождя. Понятно, было уже не до костра – решил, вспомнив об остановке с крышей, идти на трассу. Пока шел – промок основательно, но машину поймал достаточно быстро – минут через 30 остановился «Бычок» с башкирскими номерами. Водитель явно башкир, и характер у него чисто башкирский, низкопассионарный: хотя что такое автостоп знает (как-никак, дальнобойщик), понять: что мною движет, был совершенно не в состоянии. Все разговоры сводил к необходимости обзаведения семьей и детьми – по его мнению, именно в этом главное счастье человека. Удивлялся (традиционно), что кроме него, такого доброго, есть еще люди, которые путешественников подвозят.

Хотя, конечно, это все драйверу не в обиду, напротив, я весьма ему благодарен: не побоялся мокрого человека взять. Кстати, был прикол: от меня парило, так что начали запотевать стекла, и пришлось слегка приоткрыть окно.

Первоначально я собирался идти в Горнослинкино, но указатели в этих местах на поворотах или вовсе отсутствуют, или почти не читаются, та что сворот я благополучно проехал. Проехал и поворот на Туртас – он на указателе обозначен то ли как «Комсомольский», то ли как «Юность»... в общем, проблема в том, что рядом с традиционными селениями здесь имеются еще и поселки нефтяников на перекачивающих станциях – и часто на указателях обозначают именно их. Осознав все это, я уже (при поддержке драйвера) стал следить за трассой особенно внимательно, и вылез на развилке Уват – Нагорный. То есть это я так предполагал, а потому подошел к имеющемуся здесь посту ГАИ и заглянул в домик. На мой голос вышел молодой гаишник, подозрительно на меня посмотрел, а когда я попросил объяснить местную географию, спросил: «А вы с какой целью сюда?». Сказал ему, что приехал собирать фольклор – так он не знал, что такое фольклор! И ведь русский по виду! Дальше некуда. Объяснил ему, он меня сразу зауважал и все толково объяснил: Нагорный – это поселок нефтяников, там коренных жителей нет, а Уват – райцентр. В нем и вблизи   него коренных жителей хватает. 

Потом я еще прикольнулся: сказал, что вообще-то интересует меня прежде всего криптозоология. Понятно, что он и этого слова не знал, когда же я растолковал ему, что конкретно интересует, мент ответил, что никогда ни о чем подобном не слышал.

До парома на Уват было 4 километра и я пошел, но примерно через километр застопил служебный «ПАЗик»: в нем ехало довольно много мужиков самого провинциального вида, но никто ничего не знал. Посоветовали только двух знатоков ханты-мансийского округа, обошедших все оккрестные леса. Зашел в магазин прямо у переправы: там есть небольшой кафетерий, рекомендую его всем, кого сюда занесет: цены калужские (чай – 5 руб, кофе 6 руб), а согреться и перекусить посередине пути неплохо. 

Сельсовет в одной из интересовавших меня деревень оказался одноэтажным, но довольно солидным (длинным)  зданием с красной крышей. И пустым: лишь в одном кабинете обнаружилась женщина лет 45. Встретила более чем насторожено, сказав, что Председатель в отпуске (или в командировке), заместителя нет, а она же сама секретарь сельского совета. Несмотря на бумагу из редакции и все мое обаяние, она сказала лишь, что, хотя и местная, ни о каких криптоживотных не слышала, на просьбу же дать адреса охотников ответствовала более чем оригинально:

- Я не уполномочена называть их фамилии. Это личное дело человека, если он охотится... Сердечно поблагодарив эту защитницу права на частную жизнь, я сердечно поблагодарил ее за помощь и содействие и официально поинтересовался ее собственной  фамилией, чтобы немного припугнуть. И деваться ею было некуда – ответила: Людмила Владимировна Сазонова...

Пошел в школу, где встретил совсем друге отношение, и узнал все, что меня интересовало.

Переправа. Паромов здесь сразу два, курсируют бок о бок: больший муниципальный, а меньший – какой-то ведомственный. Пассажиров перевозит и тот, и другой, причем бесплатно (по крайней мере, ни с меня, ни с других пешеходов денег никто не брал, собрали только с водителей автомашин). Как и на Каме, паром представляет собой буксирный теплоходик с пристыкованым к нему сбоку плашоутом. Тут же я узнал, что показанного в новом «Атласе автодорог» парома между Горнослинкино и Луговослинкино уже лет семь как нет! Так что получилось удачно, что я проехал поворот.

Парадный въезд в Уват, как ни непривычно для нас, ведет прямо от парома: на высоком берегу стоит стела с названием городка и датой основания (селение довольно старое по здешним меркам – как я помню, ему около 400 лет).

Подумал, что  ведь не завтракал, и не мешает перекусить. Спросив у вахтера «недорогую столовую» я, по его рекомендации, перешел дорогу и уперся в кафе. Заведение было ресторанного (по вечерам проводят дискотеки) типа с задранными (хотя и не чрезмерно) ценами, так что ограничился чаем с пирожками. Потом еще зашел в магазин: цены на продукты такие же, как и у нас. Купил батон (8 руб – дешевле, чем в Калуге) оказавшийся на удивление вкусным. Посмотрел памятник афганцам и чеченцам – бронетранспортер на постаменте и деревянную церковь. Сначала даже подумал, что она как минимум дореволюционная: купола крыты лемехом, добротный сруб... но оказалось – недавней постройки. Молодцы: сделано сугубо по канонам и добротно, не к чему придраться. Не то что построенный в моем микрорайоне угловатый храм с железобетонными перекрытиями.

Поговорив с охотоведами, я понял, что  заехал не туда – в этих местах ловить нечего. Нужно перемещаться севернее. Но до вечера решил заглянуть в пару деревень, для очистки совести.

         Пешком дойдя до «трассы» и двинувшись по ней, застопил «Жигули» - ее владелец ехал как раз в Алымку, и специально довез меня до дома председателя сельсовета Данилюка.  Добираясь, поговорил еще с несколькими аборигенами, и сделал вывод о том, что люди здесь достаточно насторожены и неприветливы (хотя, бывало и хуже). Правда, надо отдать должное – останавливаются охотно, что же касается остального – тезис о  неприветливости проживающих здесь людей подтвердили последующие события.

         Постучал в дом к главе – на крыльцо вышла девочка в майке с надписью «ЛДПР» и сказала, что Александр Алексеевич сейчас живет в соседнем доме (незаурядный особняк, который только достраивается). На крыльцо вышел полноватый мужик лет 50, с весьма холодными глазами. Представился ему вполне официально. Мужик несколько оттаял, но повторилась история, случившаяся до этого в Одесской области: так называемый Голова категорически заявил, что он сам охотник и никаких рассказов о криптидах не слышал, фамилии же местных старожилов и охотников назвать категорически отказался, мотивируя это так:

         - Я знаю точно, что они все равно ничего не расскажут!

         Между прочим, я подозреваю (на основании этого и предыдущего случаев, что председатели, отговаривающие заезжего корреспондента от общения с народом их территории, просто боятся нелестных отзывов о себе. То есть рыльце у них в пушку. Что, в общем-то, вполне и так очевидно: на зарплату выборного чиновника коттедж не построишь. 

         Естественно, на просьбу помочь с ночлегом собеседник также отреагировал соответственно: заявил, что единственная возможность переночевать у него: это в интернате (школьном, как я понял), но туда пускать посторонних запрещает санэпидемслужба, а больше у них спать негде. Мои пояснения, что спальник у меня свой и достаточно пары квадратных метров под крышей он не понял (точнее, не пожелал понять), и рекомендовал мне ехать на последнем рейсе в Уват, где, дескать, есть гостиница. 

         Несмотря на приближающиеся сумерки, все же поговорил с местной учительницей, коренной жительницей, рассказавшей несколько быличек со стандартными сюжетами.

         До следующего села  было 8 км, но автобус все же решил не ждать: двинулся пешком, по пути прикидывая, где можно поставить палатку. Увы, подходящих мест было весьма мало, да и те «подходящими» были относительно: карта не врет, здесь кругом болота, с многочисленными ручьями и лужами. Трясинных участков, правда, не заметно, но видно, что сыро. Островки леса встречались, но видно, что весьма сырые. К тому же и дождь время от времени моросил... 

         Где-то через треть пути меня нагнал «ПАЗик», за 5 руб довезший до Яра. 

         С трудом, несмотря на все указания найдя дом «молодого лесника» (о способности тюменцев указывать дорогу будет еще сказано), я постучал. Василий был явно с бодуна, но говорил относительно толково (как и следовало ожидать, инфы по делу полный ноль), на ночлег пустить отказался («супруга будет против»), однако сказал, что переночевать я наверняка смогу у Сергея (увы, имя точно не помню) – этот мужик живет один на краю деревни, и проблем не будет.

         Пошел к нему – хотя  я и понимал, что могу нарваться, но, вдобавок к вышеуказаным факторам, на часах было семь вечера, и небо уже было темным, так что, решил рискнуть. Сергей не один: выпивал с каким-то соседом, но оба были уже пожилыми (лет по 50), встретили меня без каких-либо под...к, так что я попросился переночевать. Хозяин сказал, что никаких проблем, и даже будет очень рад. Еще не дослушав, посадил за стол, предложил выпить. Я сослался на повышенное давление, тогда он налил из некоей кастрюли в явно не очень чистую тарелку лапши: «Ешь, только в обед варил». В доме было абсолютно темно (все лампочки перегорели!), что в тарелке, видно не было  и, по соображениям гигиены, я отказался, сказав, что недавно обедал. Сергей изрек: «Брезгуешь?!». Пришлось сказать, что нет и поесть. К удивлению, варево оказалось вполне вкусным.  

         Стоит ли говорить, что общаться с выпимшими деревенскими мужиками было очень тяжело,  так что я сделал вид, что устал, и отвечал невпопад. Хозяин указал мне ложится на его кровать, опять же категорически отвергнув попытки устроиться на другой (запасной) или на полу: «Отдохни, а потом будем еще чай пить». Ложась, я слышал, как хозяин пошел провожать собутыльника, но притворился спящим и в самом деле уснул.

         В 21 час Серега меня разбудил: «Чай готов, давай пить». Помимо чая, сварил он еще и гречневую кашу с жареным луком, так что ужин был отличным. Хозяин оказался практически совсем протрезвевшим, очень интересно рассказывал о своей жизни. Оказалось, он родом с Кубани! Теперь я понял, почему он такой гостеприимный и резко по менталитету отличается от своих соседей.  Работал же он электромонтером, газовщиком и пр. на всевозможных «ударных стройках», скажем, в Азербайджане. Сейчас зарабатывает в основном сбором клюквы, живет бедно – как его угораздило осесть в этой дыре, я так и не понял до конца, судя по всему, обычная история: родственники отняли квартиру.

         Рассказы хозяина о виденных им местах и нравах аборигенов на самом деле были любопытны, а он искренне радовался возможности поговорить со свежим человеком, так что легли почти в час ночи, и то, по моей инициативе. Причем я так и спал на хозяйской кровати. 

         4 октября

         Утром, проснувшись, обнаружил, что Сергея нет – позднее он пришел, вместе со вчерашним мальчиком и закипевшим чайником (чтобы не топить печку, кипятил его не то у соседей, не то у родни). Хозяин жаловался на боль в печени: «и выпил-то всего сто граммов вчера, а вот поди ж ты. Видно, правильно врач говорил – пить нельзя. Что ж теперь делать буду?». Тут же он сказал, что недавно перенес подряд две операции: удалили желчный пузырь. На мой вопрос, почему мальчик не в школе, за него ответил Сергей: «он тоже больной», сказав затем пацану: «Вот учись, тоже будешь с рюкзаком ходить...»

         Попив чайку и позавтракав лапшой «Ролтон», попращался с хорошим человеком и пошел на трассу. Остановилась вторая же машина – крутой джип. Водитель – то ли лесник, то ли охотник. На одном из отвилков в лес он затормозил и сказал: 

         - Вон, глухарь камни собирает на дороге! Машин не боятся, только человека. Конечно, стерльнет его здесь кто-нибудь, но вообще боровой дичи много развелось. И рябчики есть, и тетерева. 

Посожалев, что фотоаппарат с телеобъективом был у меня в рюкзаке, а рюкзак положили в багажник, снял птицу «сменой» - безуспешно, конечно. Ладно, хоть впервые в жизни понаблюдал за диким глухарем – всего метрах в пятнадцати!

Водитель специально подвез меня прямо до переправы – и как раз у берега стоял частный паром. Переправляясь, увидел некий сухогруз – оказывается, по Иртышу существует еще и грузовое движение!

Попив в вышеуказанном магазине кофе, пешком пошел на трассу. И. не дойдя буквально метров 500, застопил синюю «восьмерку», каковая и довезла до поворота. 

Предполагал, что далее голосовать придется долго: обочина грязная, заметный подъем, да и пасмурно (дождя, правда, не было) – однако через час остановилась иномарка 89 региона с правым рулем. Водитель оказался фанатом автомобилей: много рассказывал как о свойствах этой машины, так и других. Сказал, что почти профессионально занимается картингом, и все лето ездит по соревнованиям. Заметил при этом, что старается летом в своем крае не жить: экология плохая. И дело не в комарах, а в низком качестве воздуха: по его словам, атмосфера даже в таежных болотах пропитана метаном, испарениями нефти и т.п. В общем, многие нефтяники болеют. Хотя в целом жизнь здесь его устраивает: доходы большие. Иномарку купить не проблема. Много говорил, что при больших первоначальных затратах его «японка» в итоге намного рентабельнее отечественных и даже европейских машин: практически не требует ремонта.

С практической точки зрения интересна следующая информация: 

- Здесь можно безопасно есть только благородную рыбу, осетровую. А всякие караси, лещи, сазаны и т.п. мелочь заражены гельментитами. Причем печеночными. Оттого ханты долго и не живут. Если будут угощать – не ешь ни в коем случае. Чтобы яйца паразитов убить, рыбу надо очень сложно обрабатывать: промораживать 24 дня, а потом еще жарить. А если уж заразился, и хочешь без врачей излечится, то лучшее средство – тройной одеколон. Не спирт, а именно одеколон: видимо, какие-то парфюмерные добавки помогают. В советские времена, когда все в дефиците было, ханты за пузырек «одеколоны» сразу шкурку давали...

         Отмечу, что  возможность заражения печеночными глистами подтверждали потом и другие водители из 89 региона, однако так уж серьезно к ней не относились.

Посетив еще несколько интересовавших меня точек (управившись на удивление быстро) , повернул назад. Настроился было на долгое ожидание, но, буквально через несколько минут, затормозил шикарный капотный «Интернационал». За рулем сидел совсем молодой парень, лет 25, не больше. Обычно такие машины молодежи не доверяют. Возможно, дело в том, что отец водителя тоже дальнобойщик. Номера на фуре были 89, драйвер сказал, что сейчас будет разгружаться в Тюмени, а потом сразу поедет в Курган. В связи с этими словами вновь пришлось преодолевать искушение ехать в Иркутск. Впрочем, сделать это было несложно: пошел мокрый снег, а кабины встречных машин были сплошь белые от налипшего снега. 

- Надо же – сказал водитель. – Когда из Нефтеюганска выезжал -  там и намека на снег не было!

Сказал он также, что вряд ли бы взял попутчика где-то за Тюменью:

- Криминала на трассах вновь много становится. Особенно в районе Челябинска. Не так давно стал на стояночку, рядом с заправкой. И сдуру решил ноги размять. Ну и размял на 600 рублей – подошли двое, взяли все, что в карманах было. Шеф нам не верил, все подозревал, что мы мудрим, а недавно сам по трассе в Москву поехал. Ну и на три тысячи налетел. Приехал, говорит: «Теперь я вам верю. Если случится – не скандальте, отдавайте деньги. Лишь бы вы были целы, а по возможности и машины». Недавно еду в Уфу – смотрю, за мной «девятка». Привязалась, и все. Пасет. Я сразу останавливаюсь возле ближайшего поста, гаишник мне: «Ты чего здесь стал? Проезжай, мешаешь!», а я в ответ: «Извини командир, пока никуда не поеду!» Ну, пастухи эти развернулись – чего им делать? Я часок подождал, смотрю: вроде чисто и поехал дальше. 

Уже проехав Тобольск, водитель решил перекусить в известном ему недорогом едалище. Цены оказались действительно приемлемыми: скажем, за тарелку неплохого борща я заплатил 16 руб.

Дальше по пути ничего интересного не произошло – разве что снег в Тюмени лежал уже 5 сантиметровым слоем. Высадившись у знакомого поста ГАИ, на также знакомой маршрутке № 66 доехал до центра, позвонил по сотовому из конторы «Спутниковое телевидение» и вскоре был у Дена, где вновь стал приводить себя и снаряжение в порядок. Всего через день после того, как этим уже занимался. Правда, ремонтировать много не пришлось: оторвалась лишь пуговица на рубашке, да слегка подшил палатку.

5 октября

Снег утром лежал уже слоем сантиметров в пятнадцать, и продолжал падать... Впрочем, сегодня он помехой не был – я планировал потратить день на то, чтобы найти местных этнографов и фольклористов. Чем и зщанимался.

Начал с музея. И сразу обломался: сотрудница – дама лет 40 заявила, что таковых специалистов у них нет, в этом здании вообще только представлена природа Тюменской области, Геологический музей находится отдельно, что же до археологии – она вообще за городом, в музее архитектуры. Экспозиция весьма небольшая. Разговаривала музейщица со мной совершенно без энтузиазма, и, как я понял, просто отбывала зарплату. Природа меня не интересовала, так что решил, не теряя времени, идти дальше – однако внимание остановила витрина с книгами. Среди них были и выпуски «Ежегодника музея» и другая краеведческая литература. Естественно, захотел посмотреть –однако вблизи продавец и даже место для оного отсутствовал. Оказалось, книги продает гардеробщица, находящаяся метрах в десяти! Далее такой разговор:

Я: - Можно книги посмотреть?

Тетушка: - Они что, не видны на витрине?

Я: - Меня интересуют не обложки, а содержание.

После этих слов многостаночница начала рыться где-то под своим прилавком (за которым она принимает всякие пальто) и извлекла на свет божиий стопку книг с ссохшимися и даже неразрезанными страницами. Просмотрел все, купил ежегодник 1992 года с довольно любопытной статьей по погребальным обрядом хантов. 15 рублей – цена, видимо, еще та, прежняя.

Далее спросил у пристутствовавших: какая из Тюменских газет является органом Администрации области и где находится редакция «Советской Сибири». Они не знали! Лишь позже одна из дам вспомнила, что, вроде бы, есть у них в городе Дом печати, где все главные редакции и где мне что-нибудь подскажут. Как туда ехать, они толком не знали. Все же с трудом выяснил, что находится Дом печати по адресу: ул.Осипенко, 81, а ходят туда 42 и 68 автобусы. Потом искал автобусные остановки – и никто из прохожих не знал! Я окончательно уверился, что жители Тюмени удивительно нелюбопытны, весьма плохо знают свой город. У нас в Калуге один человек из трех обязательно бы подсказал, где Дом Печати, а здесь, одно из немногих многоэтажных зданий практически неизвестно. Тюмень, кстати, мне не очень понравилась – слишком много грязи, старые и новые дома вперемешку, много перестраивают в центре, в общем – сумбур. Но, что интересно – практически на все продукты цены калужские, т.е., дешевле, чем в Москве, раза в полтора.

Интересно также, что вход в Дом Печати совершенно свободный, документов не спрашивают. 

В итоге забрел в «Тюменскую Правду». Тираж мизерный: что-то около 20 тысяч экземпляров, и это с учетом того, что распространяется она и в Ханты-Мансийском округе, и в Ямало-Ненецком. О чудовищах ребята ничего не знали, но интервью у меня взяли охотно. Отзывов пока, увы, не было.

6 октября

Утром обнаружил, что снег прекратился, а по радио даже передали потепление. И то хорошо – хотя небо было по-прежнему пасмурным, с низкими облаками. Денис сказал, что к выезду из города ходят 39, 21, 71 маршруты. Уже не помню, на каком из них доехал до кольца, где почти сразу застопил «буханочку» километров на шесть – но зато она меня вывезла за город. Затем до Пышмы ехал в «микрофуре» с правым рулем (за Уралом таких попадается много – Япония уж недалеко). Прошел за выезд из поселка – и быстро попалась легковушка-«девятка» до Екатеринбурга. Причем мне повезло: провез меня водитель через весь город, прямо к выезду на Пермь. Несмотря на пробку на объездной, по каковой большую часть пути ехали,  вылез в 15.30, подумав: «Бывают чудеса и везение». Но нет: в этой экспедиции у меня в основном был баланс: ни особого везения, ни особой «непрухи» - всего поровну. Вот и в тот момент, обрадовавшись было, что быстро и удобно доехал, далее я потерял часа два. Рассказываю по порядку:

Ведущая из города улица в Екатеринбурге (аборигены говорят «Ебурге») проходит в выемке, как бы в «траншее». Спускаясь к ней, навстречу поднявшемуся ветру, вдруг почувствовал, что с головы сдуло бейсболку. Она тяжелая – из джинсковки, да еще набрала воды из  влажного воздуха, так что далеко улететь не могла. Шарю глазами под ногами – нет. Иду галсами назад – нет. Спускаюсь к обочине (куда обычно выносит мусор) – нет. Мною заинтересовались два проходивших мимо мужика пролетарской наружности: «Ты что там, грибы сбираешь?». Объяснил ситуацию, и те стали помогать. Нет шапки! «Ну, плюнь на нее!» - советуют помощники. «Да ведь дело в принципе – не могла она никуда деться!» - отвечаю и иду назад, к месту потери. Снова шарю взглядом под ногами – нет. И тут сам не знаю почему, поднимаю глаза: и вот она, вторая голова – висит на молодой сосенке, в двух шагах! 

Ладно, одев головной убор, пошел дальше. Место для стопа признал не очень удобным: спуск, черта горда, грязная обочина. Да и темновато. Постояв минут десять, решил идти до слива с объездной – по карте два километра, постапливая по пути. И так бы и получилось, если бы не ремонт дороги: одна ее полоса закрыта для движения (как раз правая), по другой идет сплошной поток. Да еще подъем. Да еще грязь жуткая на обочинах. В общем, прошел пешком километра три. Поднялся к сливу – а там тоже ремонт трассы, и пост ГАИ практически не работает, только гаишная машина припаркована на обочине. В общем, надо было выходить на объездной и голосовать там. 

Кстати, здесь я обратил внимание на щит, на коем было написано предупреждение водителям. Дословно его не помню, но примерно так: «Водитель! В связи с ухудшившейся криминогенной обстановкой останавливайся для отдыха и ремонта только вблизи постов ДПС. Ближайший пост через 60 км».    Понятно, что после такого плаката стопа не должно быть по определению, но все же через тридцать минут ко мне подрулил черный навороченный джип, до того стоявший минут десять у обочины (возможно, экипаж отдыхал или говорил по телефону). Разговор, оказался интересным, хотя рассказывал в основном я. 

Сфотографировав гору Волчиху (между прочим, я уже делал почти с этого же места аналогичный снимок весной 2001 года), я решил идти дальше: позиция была неплохая, но ясно было, что вот-вот пойдет дождь, так что требовалось найти какое-то укрытие с крышей. Шел, поголосовывая, хотя и не надеялся, что кто-то остановится: спуск, обочина узкая, участок скоростной. Прошел с километр – впереди, метрах в двухстах, показалась ровная площадка, где имелось  кафе, и возле него остановилась здоровенная фура. Понятно, я решил, что водитель решил перекусить, но в тягаче вдруг открылась правая дверца, и драйвер махнул рукой. Подбежал. Оказалось, он остановился именно мне, пояснив:

- В машине радио нет, скучно стало одному ехать.

Познакомились. Водитель Алексей, немного старше меня,  из 89 региона, недавно, продав квартиру на севере, купил (на паях) машину, а свою семью (трое детей) перевез на Украину, где жилье дешевле. Как и большинство дальнобойщиков, был он весьма умным и интеллектуальным собеседником, так что общаться было интересно нам обоим. Шел он в Москву с грузом картошки (да, вот так: Тюменская область в столицу экспортирует картофель!), но в районе Белебея должен был взять напарника, так что ехать собирался через Уфу, и вообще-то по пути нам было до Красноуфимска. Однако водитель предложил:

- Так   давай я тебя до Казани довезу! И переночуешь у меня в кабине! 

Я согласился: хотя шла фура медленно, но ведь лучше медленно ехать, чем торчать под дождем (он снова  пошел). Да и по новой для себя дороге проеду. Правда, выразил сомнение: не будет ли проблем с гаишниками – ведь формально машина двухместная. Алексей успокоил: 

- Да ладно, на спальном месте не видно. Да и штраф, если и нарвемся, всего полтинник!

Кстати, машину я сначала принял за «Интер», планировка кабины очень похожа, но оказалось – «Рено». Хотя модель и не самая новая, все на уровне: регулировка сидений, стеклоподъемники... Единственное – в кабину надо подниматься хитро: по лестнице с едва выступающими ступеньками, держась за поручень поднятся до спального отсека, а потом, по узкой полочке-подножке шириной в полступни, перейти к дверце. Настоящее скалолазание. Сразу видно, что конструировали тягач во Франции – полусовковой стране, где силен госсектор и конкуренция, по сравнению с другими западными странами, не очень сильна. 

В какой-то точке драйвер предложил поужинать в кафе, сказав, что здесь «очень дешево» И действительно: цены оказались еще ниже, чем вчера близ Тобольска: борщ и гороховый суп стоили по 10 руб, харчо – 11. Последнее я взял: вполне добротный продукт, даже и с солидной порцией мяса. Вот тебе и Сибирь! У нас в калужских столовых так дешево не поешь... Хотя, конечно, дело не в Сибири, а в рыночной экономике: все же конкуренция на трассах заметная.

Подрулили к охраняемой автостоянке (70 руб с фуры). Охранник, получив деньгу, поинтересовался: «Майка не нужна?» Алексей отказался, однако через пять минут в кабину постучались и уже женский приятный голосок вновь поинтересовался: «Как насчет девушки?» - на что вновь последовал отказ. 

Для ночлега Алексей отвел мне верхнюю раскладную полку. Спальные места роскошные: чуть ли не в метр шириной, мягчайшие, так что спалось отлично.  

7 октября.

День этот провел в кабине, так что ограничусь несколькими замечаниями по поводу виденного из окна (сквозь почти все время моросивший дождь):

Дорога Красноуфимск – Уфа весьма грязная, качество покрытия плохое а движение более чем слабое. В Башкирских селах нередко попадаются мечети с минаретами – а между тем, все виденные кладбища христианского типа: могилы с памятниками или крестами. Интересен Кургозак: красивое курортное место. Вблизи трассы устроена декорированная диким камнем запруда, откуда стекает чистейшая вода. Вероятно, она почитается особой (целебной?), и уж во всяком случае вкусной: все останавливаются и набирают. Вблизи Уфы на трассах продают кумыс. Алексей его вообще ни разу не пил, а я в последний раз более четырех лет назад (в то время его в Калуге продавали) – так что я вызвался купить. Ожидал, что будет стоить рублей 30, а оказалось все 50. Вообще, подозреваю что цены здесь несколько выше, чем в Тюменской области. Впрочем, мы завтракали в машине: у Алексея нашлись «дешераки», от предложения сварить гречневую кашу он отказался по указанным выше соображениям.

Уже поздно вечером, практически ночью,  на развилке остановились: подсел напарник Алексея, Олег, а также еще водитель, коего владельцы фуры также хотят нанять. Пока драйверы разговаривали, я дышал свежим воздухом и любовался звездным небом: да, впервые за неделю прояснилось! Уже  отвык за неделю дождей.

8 октября.

Водители решили ехать непрерывно, сменяя друг друга, тем более, что звонил владелец картошки – волновался, как бы она не попрела и не задохнулась в пути. Алексей лег на спальное место, а мы с Олегом завели разговоры. Причем в их ходе всплыл  не просто интересный, а принципиальный для нас, аномальщиков, момент: Олег уверяет, что в его родной деревне достаточно обычно домовые зооморфного облика! И местонахождение ее я уточнить, естественно, не забыл. Так что... сами понимаете. Зоологи – ждем заявок на участие!

Под утро проснулся Алексей, а я подремал. Продегустировали купленный накануне кумыс (Олег сказал, что в башкирских магазинах он стоит 20 – 25 рублей). По мнению того же Олега, кумыс был хреновым: надо было искать домашний, заквашеный на меду, но у трассы его не купишь. 

Казань проехали ночью, в Нижнем Новгороде и Владимире я выходить не стал – ибо снова начался дождь  (водители не только не были против моего присутствия, но и, наоборот, довольно настойчиво  звали с собой до Москвы). Так я и поступил. 

В Удмуртии был прикол: Машину остановили гаишники. За рулем был Алексей – он вышел, что-то сказал, гаишник обошел фуру спереди, посмотрел на меня и махнул рукой. Потом водитель объяснил:

- Он ко мне начал было насчет бумаг придираться, а я ему: «Вон, у меня батюшка в кабине». Ну, он же мусульманин, не разбирается, вот и подумал, что машина и правда в какой-то монастырь груз везет...

Кстати, тут же Алексей заметил, что за объезд весов обычно платит минимум 600 руб. А еще из серии чисто русской мудрости упомяну покупку «приватизированной» солярки у встреченного ночью самосвала – по 7 руб против 11.30 на бензозаправках...  

В 22 часа были на МКАДе. Алексей сам предложил позвонить по его сотовому («а если никто не приютит, то в кабине до утра подремешь») – то ли связь была плохая, то ли люди были в отъезде, но дозвонился только туристке Маше. У нее в гостях и переночевал. Точнее, у ее мамы, кстати только что прилетевшей из Турции – сама Маша ночевала у подруги и нарисовалась только к утру.

9 октября 

Пообщавшись немного поехал (традиционным путем) на выезд. От станции метро «Юго-Западная» я обычно езжу на городском автобусе до поворота на Внуково, но в этот раз вышел перед ней («Институт полиомиелита») – ибо помнил, что развязка на Внуково реконструируется. И зря: место неудобное, так что голосовал минут тридцать, пока не уехал... до поворота на Внуково. А там разобрался, что позиция теперь, после перестройки,  переместилась несколько далее по трассе – надо пройти метров сто и подняться в горку.  Конечно, вновь начался дождь (Маша говорила, что до вчерашнего вечера погода в столице стояла хорошая). Прикол: ни дня без дождя, ну и экспедиция. Но до Калуги оставалось всего 160 километров, кои я преодолел на двух машинах. Причем последняя шла по новой объездной на Северный, так что до дома можно было дойти пешком – что я и сделал, по пути поскользнувшись на мокрой глине (у нас на окраине асфальт не везде) и упав на рюкзак! Как бы то ни было, экспедиция завершилась.

Выводы:

1. На севере Коми-Пермяцкого АО явно случаются встречи с РГ – однако весьма спорадические, так что перспектив мало.

4. Народ в Пермской области вполне нормальный.

5. А в Тюменской замкнутый, хотя общаться и вполне можно.

Отчет сей писал А.Перепелицын  12 – 26 октября 2004 года. Диктофонные записи прилагаются по просьбам трудящихся на диске.

Это продолжение дневника стр.     №2  ,   а начало на  №1

ГЛАВНАЯ 1

НАЗАД

ГЛАВНАЯ 2

Хостинг от uCoz