Дневник
экспедиции:
12
апреля
Одному ехать не очень хотелось, но,
увы – никто из проверенных друзей ко мне
присоединиться не смог (экспедиция
внеплановая!), а потому дал объявление на
автостопном сайте «ищу попутчицу».
Долгое время никто не отзывался, и я уже
совершенно настроился ехать в одиночку,
как вдруг буквально накануне вечером
пришло письмо от увидевший объявление о
моей экспедиции Дейдере,
решившей составить компанию.
Выехала она утром из Москвы,
и встретились мы с ней в обед в центре
Калуги. Здесь же и познакомились.
Дейдере оказалась Машей,
девушкой лет 20, близкой, как мне
показалось, по взглядам к хиппи.
Вышли на трассу поздно - в 14 часов. Однако, к удивлению, от
кольца у Секиотово моментом доехали до
Тулы. Высадил нас водитель в центре, и
надо было решить вечную проблему –
узнать, как добраться до выездаа на
Новомосковск. Обычно сделать это
непросто – люди упорно посылают на
автовокзал, но нам неожиданно повезло:
на помощь пришел некий молодой парень,
с хайром и серьгой, но явно не гей, а
из неформалов. Едучи в указанной им
маршрутке, Маша жалела, что не
познакомилась с ним получше. На выезде
также почти сразу поймали
легковушку и добрались до трассы М4.
- Ты даже не понимаешь, как нам
повезло – говорил я спутнице – Мы почти
мгновенно прошли два самых проблемных
участка!
- Хоть и не ездила здесь, но думаю, что
понимаю! – парировала та
Кстати, уже к этому моменту
выяснилось, что взгляды на тактику
автостопа у нас совпадают процентов на
90, Дейдре так же не любит голосовать у
постов, напрашиваться и т.п. Я,
признаться, опасался споров...
Уже в пятом часу остановился «КАМАЗ»
с фурой. Дальнобой сразу предупредил,
что идет он до Станового – а там
повернет на Липецк. Было ему лет 50, и,
хотя и выглядел типичным пролетарием,
человеком он оказался от природы
любознательным, мои интересы его
очень заинтересовали и получили
одобрение. Более того – водитель
настойчиво приглашал приехать в гости
изучать подземелья. Если не сейчас, то
летом. В подтверждение он поведал
местные предания о пещерах, кои слышал с
детства – пацанами они активно
обсуждались, многие даже пытались
искать подземные ходы...
Высадились на повороте около 18 часов.
Я уже серьезно надеялся, что сегодня
доберемся до Воронежа – но сказано:
ожидаемое не происходит. Тем более, в
автостопе. Место оказалось не очень
удобным, и, по моему предложению, активно
поддержанному Дейдре, пошли в конец
поселка (3 км). По дороге купили хлеб и
набрали воды. Поселок все не кончался, и
мы дошли до показанного на карте
поворота на лесничество. Поскольку к
этому времени уже сгущались сумерки –
постояв с полчаса, по моему предложению
пошли искать место для ночлега. Лес
слева я присмотрел по карте – и он
оказался приемлемым. Проблема была в
другом: снега еще лежало много, и поле от
опушки отделялось раскисшей колеей,
переходящей в ручей. На опушке тоже
кругом были лужи, а дальше в лесу лежал
снег... А мы были в кроссовках. Все же, с
трудом найдя относительно приемлемый
пятачок, поставили палатку (пальцы
ощутимо при этом мерзли), сварили ужин, а
тут и темнота сгустилась...
13 апреля.
Утром было весьма зябко, так что, в
темпе перекусив и свернув лагерь,
отправились на трассу. Немного подвисли
– место неудобное, нет обочины. В конце
концов, на «уазике» с надписью на борту «президентская
программа «дети России» (принадлежащему,
как я понял, РОНО, добрались до Ельца.
Совершенно не помню, кто нас подвез до
Воронежа, но высадились мы в начале его
объездной, известной висючими
свойствами, примерно в обед.
Я предполагал, что придется висеть,
однако настроение было приподянтым:
снега вокруг уже почти не было, кругом
цвела пролеска и иные подснежники.
Приближаемся к югу! Ура!
«Ожидаемого не происходит» -
буквально минут через пять после начала
голосования остановилась фура с «ДАФ»ом.
Подбежав, я поинтересовался: возьмет ли
водитель двоих, тот
кивнул:
- Да, я понимаю. На спалку.
На спальное место вначале полезла
Маша – с невысоким ростом
прятаться удобнее. Хотя позже мы
несколько раз менялись.
Вел машину молодой, лет 30-и, веселый
драйвер. Между прочим, когда Маша
несколько раз в беседе употребила сей
англицизм-хиппинизм, водитель попросил
растолковать его значчение. Дейдре
сделала это - и неправильно. На самом
деле, оно означает по английски просто «водитель»,
не обязательно «дальнобойщик».
Автостопщиков водитель-драйвер знает и,
в целом, относится неплохо. Сказал, что
нас видел и раньше утром – но там не смог
остановиться, не было обочины. Упрекнул
за неудачный выбор позиции (а то мы
сами не знали!). Шел он в Ростов-на-Дону, и
сходу предложил еще и переночевать у
него в кабине по приезде, а заодно и
отметить его наступающий через
несколько дней день рожденья. Мы
согласились. А Дейдре тут же подарила
висевший у нее на шее талисман из
березовой коры, суливший в дороге удачу.
Я в уме перебрал возможности, но так и не
придумал, чего бы тоже подарить.
Вышло так, что уже на втором часу
поездки общаться с водителем начала в
основном Дейдре: видно было, что
разговор с деффушкой ему приятнее.
Беседовали больше ни о чем: например,
Сашка (так звали драйвера) посожалел, что
упустил недавно интересный рейс: был
заказ на перевоз во Львов
зоопарковского слона, а Маша (водитель
быстро окрестил ее Машулей) поведала о
различиях в говоре и терминологии
коренных петербуржцев и москвичей.
В
оставшееся время произошло только одно
интересное событие: примерно в районе
Миллерово, слева по ходу машины, в небе
появился объект, поднимающийся
вертикально вверх и след, похожий на
инверсионный, только темный.
Продолжалось все это минут пять –
угловая скорость была как у «тушки»,
летящей на штатной высоте.
Сфотографировал через стекло – но кадры
вышли неудачными. Вероятнее всего, была
это противосамолетная ракета,
запущенная, может быть, даже на Украине.
В
Ростов на Дону приехали уже в глубоких
сумерках. По дороге остановились у
магазина. Для предстоящего отмечания
Сашка купил вино и торт, а я, дабы тоже
внести вклад, водку в сувенирном
пузырьке и напиток «липтон». И еще
бутылка нашлась у Сашки в загашнике.
Въехали на автобазу. Вначале, по просьбе
драйвера, мы пригнулись, но потом Сашка
сказал сторожу, чтобы тот подошел, и ему
налили. В кабине было душевно. но
скучновато. Для обогрева Сашка включил
печку, но потом сам же спохватился, что
мой рюкзак лежит на ее выхлопной трубе (я
вынес его, чтобы в кабине было
просторнее) и побежал спасать мое
имущество... Вернувшись, заметил, что
рюкзак полностью расплавиться не успел...
14
апреля.
Утром
встали поздновато – в девятом часу и
долго собирали вещи. Я только в
последний момент нашел рубашку и носки,
а Сашка, наблюдая за поисками,
прикалывался, что их Машуля сперла.
Впрочем, сам он не менее долго ботинки
искал... Умывшись в сторожке, и
сфотографировавшись на память, мы
распрощались.
Программа
была такая: музеи и местные газеты.
Начали с первого.
...У
входа в краеведческий музей
расположилась череда баб – каменных,
половецких. Чуть дальше имелось
несколько корабельных пушек. Суровая
охрана! и в музее нас встретили
достаточно насторожено, хотя и
проводили в этнографическуий отдел. Увы
– его сотрудники ничего по интересующим
нас вопросам сказать не смогли. Ничего
там не собирают, даже и песнями плохо
занимаются.
Перемещаясь
из одного учреждения в другое, гуляли мы
по Ростову на Дону. Стоит
отметить, что своего лица у города,
пожалуй, нет – сфотографировал только
одно более-менее оригинальное старое
здание. А еще: огромную стоящую на улице
банку «кока-колы» - высотой метра два. Ну
и уже на выезде: железнодорожные пути,
перекрытые шитом. Понятно, это уже из
разряда хохм.
На выезде были только в четыре часа.
На выезде имелся пост ГАИ, но стопить за
ним мы оба не любим, да там еще и места
было мало. Так что решили идти пешком в
поисках позиции. Как оказалось -
сделали глупость. Встреченные
дорожники сказали, что все стопят именно
сразу за постом, и к стопщикам здесь
давно привыкли и менты не удивляются.
Между тем, широкой обочины все никак не
начиналось, и прошли мы суммарно
километров пять – ажно до начала
батайской объездной. Чувствовалось, что
Маша устала изрядно, да и я тоже. в
будущем в такой ситуации надо на каком-то
городском автобусе ехать в Батайск или
все же стопить за постом.
Зато
сфотографировали статуй – громадную
тачанку-ростовчанку на выезде из города.
Как потом оказалось, подобные конные
монументы в казачьих землях весьма
любят... Шествуя вдоль трассы, мы все
время пытались голосовать спиной (Дейдре
даже делала попытки идти задом), но
получилось это только у упомянутого
статуя, хотя и там место отвратительное:
эстакада и подъем, которому конца не
видно... Не помню, до какого места мы
доехали на остановившемся
микроавтобусе, но по крайней мере,
оторвались от цивильных мест.
Далее ехали на легковушке –
водитель пенсионного возраста, узнав,
что «сами мы здесь не местные»,
очень интересно рассказывал о
своеобразии проезжаемых мест (если не
ошибаюсь – где-то в районе Кущевской):
-
Здесь издавна, испокон веков, население
розы выращивало. Даже в школе были уроки
окулировки. И совхоз розы выращивал, и
еще больше – на усадьбах. У многих
уникальные сорта были, передававшиеся
от дедов. Их секреты берегли, следили,
чтобы в чужие руки почки не попали.
Понятно, народ богато жил. Цветы-то
дорогие. И кусты продавали, и сами цветы.
Машину за сезон покупали, шубы... Да и
сейчас продают вдоль трассы – вы не в
сезон приехали. Но сейчас мало – в 1980-е
годы повырубали все. Как вышло: приехала
по распределению учительница в школу. Ну,
ей на праздник подарили букет
красивейших роз. Она спрашивает – а чего
же почки все перерезаны крест-накрест
лезвием. Ну, ей объяснили – так их «слепят»,
чтобы развести родовые сорта никто не
мог. Она возмутилась, мол, «частнособственнические
инстинкты», в газету написала – ну и
началась компания... Уже незадолго до
развала СССР. Теперь попробуй,
восстанови!
Высадившись, мы почти тут же попали в
машину с довольно, как я понял,
состоятельной семьей – им надо было в
станицу, лежащую в стороне от трассы, и
поехали они по параллельной дороге – но
то ли расставаться с нами (прерывать
беседу) им не хотелось, то ли прониклись
нашими интересами и хотели провести
сколько возможно дальше
– на свороте с трассы высаживаться нам
не дали, а потом, специально
сделали крюк, километров в пять вывезя
на трассу уже за их населенным пунктом (Павловской,
если не ошибаюсь).
Здесь нас ждала перемена погоды –
если на выезде было ясно, то сейчас над
головами ходили тучки, да и
погромыхивало. Плюс ко всему – сумерки.
Все же сразу остановилась... Ока! Мало
того – за рулем ее сидела молодая
женщина. Посадив нас, она заметила, что
ездит по этой трассе регулярно (работа-дом)
но автостопщиков видит впервые, хотя и
читала о них. Просто удивительно –
трасса же ведет на Море, а потому очень
даже у бродяг популярная... Дама также
нас провезла чуть дальше, чем ей было
нужно (до более удобной развязки), где я
всерьез уже собирался ночевать. Но все
же добраться до Краснодара очень
хотелось, и уже в сумерках мы застопили «КамАЗ»
с кабардино-балкарскими номерами.
Драйвер говорил с уловимым акцентом, и
лицо у него было кавказской
национальности, однако разговоры шли
вполне обычные, хотя и не слишком
интеллектуальные. Это я к тому, что
принято думать: как сядешь в машину к
кавказцу, так и начнутся домогательства...
Перед Краснодаром на каком-то посту
ГАИ менты решили проверить документы не
только у драйвера, но и у нас. Подали их
не выходя из кабины, причем у Дейдре был
не паспорт, а студенческий билет (паспорт
она уже давно потеряла). Все сошло без
вопросов.
В микрорайоне, где жила знакомая (мне
заочно, и Машка ее знала лично) «хиппушка»
приехали в одиннадцать вечера. Увы –
дорогу от остановки спутница моя не
помнила, и совсем было пала духом, говоря,
что не знает, как найти дом, а на помощь
прохожих не надеется. Я был лучшего
мнения о соотечественниках, и, подбегая
к редким прохожим, путь, хоть и с глюками,
постепенно прояснил.
Встретили
нас очень приветливо, и я очень
благодарен за вписку, но... хипушки сразу
завели разговоры о своем: рок-фестивалях,
поездках знакомых странников и т.д. и т.п...
В общем, если обычно девушки говорят о
косметике и шмотках и парнях, то эти
беседовали о концертах, тусняках и тех
же парнях. У меня интересы другие, так
что было скучновато.
Каждому свое!
|
15 апреля
Утром идти со мной по научным делам
Дейдре не захотела – ибо еще накануне
выяснилось, что в городе в данное время
оказалось несколько странников, коих
она давно не видела. Договорились
встретиться вечером, так что пошел по
краеведам один.
Уже
едучи на трамвае до центра, особенно же
попав в него, заметил некоторые
особенности Краснодара, придающие ему
колорит и непохожесть - большая часть
его районов производит впечатление...
большой станицы. Вроде бы:
административный центр крупного края, а
деревенскость (или, по крайней мере,
райцентровскость) какая-то во всем.
Улицы узкие, по крайней мере, в старых
районах, движение часто одностороннее и
даже трамвайно-троллейбусные пути
нередко расходятся: сев в обратную
сторону, на знакомую остановку вы можете
и не попасть! Для чего в Краснодаре
светофоры стоят – я вообще не понял: в
центре на них ни обращают внимания ни
пешеходы, ни водители – а проезд
уступают друг другу по взаимному
согласию.
Описываемая
прогулка позволила сделать еще одно
наблюдение: очень любят на казачьих
землях водружать монументальные конные
статуи. О тачанке я уже упоминал, а на
Красной увидел арку с конным Георгием,
пронзающим Змия, а также памятник
некоему Красному коннику в папахе перед
зданием краевой администрацией –
зданием внушительным, но не
превышающим калужский Белый дом (хотя
наша область куда меньше). Менты на входе
отнеслись ко мне доброжелательно, и даже
документов, несмотря на мою бороду, не
спросили – пытались звонить по телефону,
выяснять, но без особого успеха. В конце
концов, за неимением лучших вариантов,
посоветовали зайти в турфирму в
соседнем здании – но она оказалась
именно турфирмой, хотя и
государственной...
Очень
хотел осмотреть музей, но увы – мне было
сказано, что сегодня санитарный час!
Сказано, понятно, не собеседником (он-то
как раз хотел проводить), а какой-то
администраторшей с комплексом
маленького наполеона.
В
конце концов я нашел искомый отдел (по
сути, это просто научно-методический
центр народного творчества) и
познакомился с его руководителем
Николаем Ивановичем Бундарем, и его
сотрудниками (около пяти человек).
Поговорили очень плодотворно, так что
огромное им спасибо!
Записал
все на диктофон, но случилась беда: не
понимаю, как такое могло произойти, но
лента оказалась чистой! Похоже, я не
надавил на «рек» хотя, опять же, не
понимаю – как так могло
произойти. Тем более, что переключал я
диктофон несколько раз. Очень обидно,
если не сказать больше.
На
улицу вышел уже в половине четвертого –
тучки исчезли, более того – стало просто
жарко! Мало того, что разделся до
футболки, так еще пришлось несколько раз
покупать мороженное и охлажденную
минералку (а у нас продавцы еще в это
время наоборот говорят: вода не холодная!).
Юг.
Поскольку
рабочий день кончился, и информации в
целом я собрал немало, оставшееся время
просто убивал, гуляя по городу.
Увидев на карте зеленую зону вблизи
телецентра, пошел туда: пруд оказался
неплохим, с утками, кусты цветут, но
лавочек нет. Приткнувшись на парапет,
перекусил сухим пайком и пошел на
Кубанскую Набережную. Попутно прошел
через парк отдыха, где обратил внимание
на то, что по краям тротуаров сооружены
некие решетчатые заборы с навесами.
Сначала серьезно считал, что это для
защиты прохожих от дождя, но потом
въехал – здесь художники по выходным
выставляются. Судя по площадям –
таковых в Краснодаре немало...
На
Набережной оказался неплохой лесопарк с
дорожками, и гидропарк с аттракционами
– правда, не работающими за ранней
весной.
Хипушки
пришли чуть не в полночь, причем Машуля
сразу сказала:
-
Судьба тебе дальше одному ехать, тут мне
на тусовках надо побывать, а потом рок-концерт
будет...
В
принципе, подобного я уже ожидал, так что
не удивился. Да и не расстроился. Хотя
досада была, что не сказала утром
– убил полдня, ее ожидая, знал бы –
уже мог быть в Горячем Ключе, а то и
дальше.
А
вообще, не понимаю: ну ладно там дольмены,
криптозоология и прочее – это на
любителя. Но променять
пыльный душный город на морское
побережье и весенние горы!..
16
апреля
Выезжать
из Краснодара надо на любом трамвае до
остановки ул.Коммунаров, оттуда какой-то
трамвай довозит до ТЭЦ, а уже оттуда идут
автобусы до объездной.
Я
не очень понял объяснения, как обычно, и
от прохожих добиться чего-то
вразумительного оказалось трудно, и я,
благо был план города, спрашивал проезд
до пос.Пашковский. Доехав до него, дошел
до развязки. Позиция мне не очень
понравилась, и решил идти за мост через
Кубань. Так и пошел без всякой задней
мысли, но уже на входе был остановлен
ментами – оказывается, это охраняемая
зона, и проход пешеходов то ли запрещен,
то ли ограничен... Было их двое, один и на
вид и по акценту кавказец (как оказалось,
адыгеец), второй – непонятно. Сразу
попросили документы и захотели
посмотреть рюкзак. Представились не по
всем правилам, но достаточно вежливо.
Мне очень не хотелось терять время, я
показал им рекомендательное письмо из
издательства, объяснив, куда и зачем
направляюсь. После чего менты стали
исключительно вежливы, заулыбались, и
разговорились, но рюкзак все же захотели
посмотреть («у нас здесь Кавказ, вот шлюз
взорвут – и все затопит»...) Спорить не
стал, прошли к их домику (метрах в ста от
трассы) и на травке поверхностно глянули
вещи (благо рюкзак расстегивается).
Понятно, что юридической силы все это
никакой не имело, да и будь я террористом
и имей хоть нож (тем более ствол) –
положить их мог не один раз... Умом Россию
не понять.
Кончилось
тем, что мне пожелали счастливого пути, и
позвонили на следующий пост, что я
пройду по мосту (за что реально спасибо),
а я им с иронией пожелал успехов в
нелегкой службе. Впрочем, вряд ли до них
дошло...
Короче,
пешком добрался до более-менее
приемлемого места на повороте в
Гюстенхарбль (вообще-то, сюда и
пригородный автобус ходит, проще было
ехать на нем, абы знать)
Там
довольно быстро поймал МАЗ с
полуприцепом, шедший в Горячий Ключ. Вел
его водитель средних лет, родившийся и
работавший где-то на северо-востоке
страны, а сюда переехавший недавно. Как
оказалось, сворачивал он в самом начале
поселка, и до нужного мне поворота было
более пяти километров. Решил не мудрить
и доехать на автобусе – благо, как
подсказали аборигены, ходит он часто и
проезд дешевый. Однако,
пока искал
консультантов – познакомился с местной
достопримечательностью: через дорогу
имелся киоск, в котором продавали
фирменную минералку из Горячего Ключа:
полуторалитровая торпеда стоила рублей
шесть! Там же продавался лимонад, раза в
полтора более дорогой. Рядом имелся даже
специальный указатель, и
останавливалось множество машин,
экипажи коих брали минералку прямо
упаковками. Из любопытства (да и пить уже
хотелось) и я взял бутылку – неплохая, но
и не супервкусная. Вероятно, главным
образом покупателей привлекает
дешевизна – в городах того же
Краснодарского края она уже раза в
полтора-два дороже.
Подошел
автобус. С трудом объяснив кондукторше,
что еду только до поворота на
Фагнагорейское, получил билет – сумма
оказалась какой-то очень смешной, рубля
три. На задней площадке сидели несколько
парней с горными рюкзаками –
оказывается, едут на турслет, он же
бардовский минифестиваль. Поляна, где он
проходит, видна из окна, справа, чуть
дальше моего поворота.
Кстати,
они долго не могли понять, какие пещеры
мне нужны – сначала подумали, что я
направляюсь в серьезные пещеры под
самим Фанагорейским, о Богатыревых они
даже и не слышали...
...Мне
было известно, что рассказать о пути к
пещерам могут на турбазе «Межгорье» - и я
пошел к ней, это первый поворот направо.
Сторож, там находившийся, сказал, что
можно идти и низом, по основной дороге, а
можно и по тропе напрямую. Я, понятно,
пошел по указанной им дорожке, а та
вскоре разделилась... Как оказалось, я
пошел в неправильную сторону и уткнулся
в очередную огороженную территорию
(то ли дом отдыха, то ли дачный
поселок). Тамошние сапиенсы сказали, что
по тропке я зря пошел – грязная она и
плохо заметна, и лучше мне сойти вниз, на
основную дорогу, а потом через километр
вновь повернуть. Так и сделал, по пути
любуясь подснежниками
– незнакомых видов, причем многие из
которых начали отцветать - чувствуется,
весна здесь уже давно вступила в права.
Наконец-то я ощутил, что перенесся не
только в другую климатическую зоны, но и
в новую биогеографическую провинцию.
Идя
по дороге, увидел слева, в долине реки,
довольно много навесиков и летних
домиков со съездами – у некоторых были
машины и отдыхающие. Чуть позже, на
съезде, имелось объявление, что
территория эта – природоохранная (не то
нацпарк, не то просто благоустроена
администрацией) и за отдых на ней
надобно платить. Точные цены не помню,
аренда навесика на день стоит около 200
руб, съезд машины – около тысячи...
Неподалеку
попался и домик, я так понял, сторожа,
взимающего дань. В огороде возле него
копалась женщина, на вопрос о повороте к
пещерам сначала попыталась что-то
объяснить сама, а потом позвала мужа: «он
лучше расскажет». Подошедший мужчина
лет 50, с мешком и граблями, но в
спортивном костюме и
кроссовках сразу понял, о чем идет
речь, и, сказав что сейчас пойдет в том же
направлении по хозяйственным делам,
предложил идти с ним.
По пути, как
водится, разговорились.
«Проводник» оказался инструктором по
туризму, много лет водившим по
окрестностям плановые группы и хорошо
знакомым с обстановкой во всех смыслах:
и в природном, и в политическом.
-
У нас анастасиевцы что-то много земли
скупили, под свои экологические
поселения. Здесь же дольмены рядом.
Конечно, теории у них... своеобразные, но
все же я считаю их позитивным движением.
Все же за природу они...
По
поводу дольменов он высказал весьма
авангардную версию, уверяя, что она
имеет хождение среди местных жителей и
экскурсоводов:
Показав
поворот, новый знакомый пошагал дальше.
На последок сказал, что ж/д остановка
недалеко, и поезда ходят сравнительно
часто – так что можно на них
рассчитывать...
Дорога
к пещерам оказалась весьма набитой –
это даже не тропа, это больше похоже на
проселок. Идет она почти по
балкообразному дну небольшого ущелья, с
даже весной едва струящимся ручьем,
среди высоких деревьев. Пещеры
проскочить трудно – дыры видны на самом
верху обрыва, высота его метров сорок. К
некоторым можно подняться снизу, к
некоторым – проще опуститься сверху.
Делать это нужно с аккуратностью –
стена почти отвесная. Хотя особых
скалолазных навыков не требуется. По
крайней мере, подходы к трем пещеркам
хорошо набиты, их я и осматривал, а есть
ли другие – не знаю. Подозрительные щели
видны, но к ним не подступиться и
непонятно- небольшие ли это только
навесы и гротики, или же что-то более
существенное.
Из
всех виденных мной спелеообъектов более
всего сходны Богатырские пещеры с
молдавскими пещерными монастырями.
Но
и различия существенны: расположены
пещерки в самом верху склона, довольно
тесные и темные. Словом, для монахов как-то
более чем некомфортно. Не могли иметь
пещеры и какое-то оборонительное
значение – с коренного берега они
вполне досягаемы, от поверхности
глубина их не более трех метров.
Кстати,
по прямой, в лоб, на
обрыв не забраться – приходится
довольно далеко обходить, выше или ниже
пещер. Таскаться с рюкзаком мне было
вломак, и я его рискнул оставить внизу,
успокаивая себя мыслью, что сейчас еще
не сезон и люди не появятся.
И
действительно, в первые часа два, пока я
лазал, никого не было. Я уж даже стал
подумывать устроить здесь дневку с
ночевкой – место приятное, вокруг цветы
и насекомые...
Выяснилось, однако, что мне просто
повезло – возможно, время еще было
раннее и народ не проснулся. Только я
собирался перекусить консервой –
послышались голоса: подошла группа
человек из десяти – я так и не понял, то
ли с соседней турбазы, то ли из поселка.
Были и дети, и пенсионеры, и молодняк.
Впрочем, держались все, несмотря на
некоторое подпитие части «экскурсантов»,
адекватно и дружелюбно, а когда
поднялись к пещерам – просто молились
на мой фонарик, хотя на самом деле
оказался он, увы, слабеньким.
Только
распрощался с этими пикничниками –
послышалась новая компания... В общем,
место весьма посещаемое – а ведь
курортный сезон еще не начался! Так что,
выбрав все же паузу и
перекусив, отправился назад, снимая
по дороге подснежники. Увы, схемы пещер
не нарисовал...
На
знакомом повороте подзавис - голосовал
более часа, причем за это время на моих
глазах произошла довольно серьезная
авария: шедшая со стороны побережья
иномарка на скорости лбом в борт
протаранила выруливавшую из-за поворота
легковушку (вероятно, водила понадеялся
на свое мастерство и надеялся на
скорости объехать ее, хотя логично было
бы пропустить).
Все это случилось метрах в трехстах от
меня, и, когда я подошел, из машины уже
выбралась девушка – в ступоре она
неподвижно стояла, глядя на парня на
сиденье с окровавленным лицом.
Называется: отдохнули ребята... Тут же
остановился «зилок» - у водителя был
сотовый телефон, так что сразу вызвали
ГАИ и «скорую». Моя помощь не
потребовалась – насколько могу судить,
совсем уж серьезно никто не пострадал,
хотя обе машины теперь годятся только на
металлолом.
Уехал
я спустя только полчаса – на легковушке
с водителем-баптистом, объяснявшем на
протяжении оставшегося
до Джубги пути смысл жизни человека (служение
Богу, ес-но).
Иногда
поддакивая собеседнику, а кое-где
осторожно возражая, основное внимание я
уделил открывающимся видам, ибо по
кавказской горной
дороге ехал впервые. Пейзажи вначале
были вполне радостными, но, когда
переехали Джубгский перевал, цвет неба
моментально изменился: все заволокло
низкими тучами, ко всему добавился
сильный порывистый ветер, так что из
лета я вновь перенесся в раннюю весну.
Высаживаясь из машины надел куртку – а
ведь полчаса назад загорал!
Чувствовалось, что дождь
пойдет вот-вот, однако надо было сделать
две покупки: желательную и
необходимую. С первой все получилось
просто – хлеб я купил в месте высадки, на
въезде в Джубгу. Черный стоил 9 руб (против
7 в Калуге), но оказался весьма вкусным –
по форме в виде батона, а по вкусу похож
на бородинский. Более сложным оказалось
приобрести кассету к диктофону (у
исследователей казачества я имевшиеся
забил целиком) – хотя нужна была
обычного магнитофонного формата, ни в
одном из ближних магазинчиков чистых не
оказалось – только с записями, по 25 – 30
руб. В конце концов, нашел в четвертой
торговой точке – но за 30 руб! пришлось
брать.
Спросил
у торговавших пирожками бабулек – есть
ли на побережье место, где можно
поставить палатку? На вразумительный
ответ не надеялся, но, к удивлению, они
сразу поняли, что я хочу и указали путь:
мимо санатория к пляжу, и там дальше, в
сторону Геленджика по берегу. Еще более
удивился я тому, что информация
оказалась верной и точной – все, кого
спрашивал позже, посылали так же – вот
что значит туристский город у моря: не
удивляются ни бекпекерам ни их запросам!
Ввиду
надвигающегося дождя имевшийся на
территории санатория
дольмен, о существовании коего я знал,
решил отложить до завтра. На пляже
только еще раз спросил дорогу у сторожей,
уточнив также питьевой вопрос – они
ответствовали, что примерно в километре
имеется родник.
Берег
оказался для меня непривычным: узкий и
длинный пляж, зажатый
между крутым обрывом (хорошо видны слои
известняков), ширина его колебалась от
тридцати метров (на отдельных редких
участках) – до нуля! Кое-где сочилась из
обрыва вода – в паре мест такие мини-роднички
были даже слегка облагорожены... Но места
для палатки рядом практически не было (точнее,
она заняла бы весь «пляж») и я, надеясь,
что указанный родник и место «где все
останавливаются» все же дальше,
задерживаться не стал – вернуться
никогда не поздно.
Действительно,
за мысом обнаружилась типичная Щель,
типичная для Кавказского побережья:
выходящее в море ущелье с ручьем и
широким балкообразным, я бы сказал, дном.
У впадения его в море оказался человек –
парень лет двадцати, рубивший топором
плавник (коего здесь немеряно) и
бросавший таким образом заготовленные
дрова в пустой рюкзак-колобок.
Поздоровавшись,
мы быстро нашли общий язык: новый
знакомый, Алексей, оказался жителем
Краснодара, завсегдатаем этой щели, вот
и сейчас приехал с подружкой на выходные
с «секретной целью». Подруга осталась в
палатке, чуть дальше: «мы теплую одежду
не взяли - не ожидали, что так погода
испортится, на той неделе в море
купались!»
На
мой вопрос: не против ли ребята, что я
присоседюсь на «их» место парень
ответил, что не только не против, а даже
рад – вместе веселее.
Времени
было только 17 часов, дождь так и не
собрался, а потому, поставив палатку и
представившись подруге Лешки, Оксане, я
отправился гулять по окрестностям. Для
начала прошелся дальше вдоль моря, уже
пристальнее глядя под ноги: увы, ничего
интересного не увидел. Целые раковины
рапан, правда, попадались, но изрядно
окатанные прибоем – других ракушек
практически не было! Камни тоже были все
окатанные и неинтересные – попался
только маленький кусочек пемзы. Да и на
обнажениях ничего интересного не
обнаружил: известняк без окаменелостей...
Вернувшись,
немного походил по щели: это уже было
чуть интереснее, непривычно было видеть
увитые плющом деревья – в Средней
Полосе эту лиану выращивают в горшках...
Да и вообще знакомых растений оказалось
мало. Однако резкий ветер портил все
дело – живность попряталась, а цветы
позакрывались.
Хотя
если цель – просто отдых, то место
довольно уютное: чистый ручей, вода в
коем, по словам Алексея,
по кр.мере весной, и сырой пригодна
для питья – хотя имеется и родник почти
рядом, места для палаток, обустроенное
кострище...
Кстати, приехали ребята тоже
автостопом, ездят так постоянно – и не
только они, так что услышав
распространенное в Подмосковье мнение о
том, что «на юге просто так редко возят»,
посмеялись. Как ни странно, о Кротове они
даже не слышали – впрочем, постоянного и-нета
у них нет. Дал им визитку. Еще более
странно, что ребята, постоянно
останавливаясь в этой щели, ни разу не
завернули посмотреть дольмен – хотя
девушка знала о нем, а дорога идет мимо...
А вот о турслете они знали, и, услышав о
утрешней компании в автобусе, только
посмеялись: тусоваться будут через
неделю, и не заметить этого никак нельзя
- с дороги видна поляна в палатках... Под
вечер, когда пошли собирать плавник,
Лешка нашел большой кусок пемзы – «лепешку»
диаметром сантиметров в пятнадцать.
Это
страница №1
продолжение на
№2
и №3
|