17
апреля
Ночью
серьезный дождь так и не пошел – однако
ветер и морось не прекратились, более
того – палатка моих новых друзей,
натянутая на четыре высоких дуги, просто
сплющилась от ветра. Замерзли они весьма
– и палатка летняя, и вещей теплых не
взяли. Кстати, интересно эта палатка
собирается – мгновенно, но стойки не
разбираются, а сгибаются, так что в чехле
она похожа на бубен диаметром более
полметра, хотя и тонкий / сантиметров в
пять толщиной. Вместе приготовили
завтрак, после чего стали паковаться.
Ребята, несмотря на мои отнекивания,
подарили несколько бич-пакетов. Спасибо
– они оказались кстати.
По
моей инициативе пошли смотреть дольмен
– вообще, я собирался посмотреть «попутные»
дольмены, информация о коих имеется в
составленном В.Черновилом описании на
сайте «мегалит.ру». Джубгинский был и
первым по дороге, и вообще первым в моей
жизни.
Найти
его оказалось несложно – знают и
работнгики санатория, и прохожие, и даже
указатель имеется. Что сказать? В общем-то,
ничего грандиозного, впечатления чего-то
сверхдоступного возможностям человека
мегалит не производит. Более того – сложить
его вручную, я бы сказал, несложно:
человек двадцать за неделю вполне
справились бы. даже работая не полный
день.
В
целом он больше всего напоминает некий
хлев – имеется даже своеобразный дворик
для выгула...
Отверстие
довольно большое – я бы смог пролезть,
но делать это не стал, ограничившись тем,
что посветил фонариком. Алексей влез, а
выглянув, сказал, что дольмен
реставрировали – замазывали
швы цементным раствором.
Попрощавшись,
поехали по своим маршрутам. Не помню, как
я попал на выезд из Джубги, также и не
помню первую машину, подвезшую совсем
недалеко – до Лермонтово,
что ли... Далее доехал, снова на локале, до
поворота на п.Ольгинка – при этом
начался наконец настоящий дождь и когда
высадился, тот уже поливал вовсю. Хорошо,
нашлась автобусная остановка, и стоя на
ней я примерно через (что не много при
такой погоде) застопил микрик. Рядом с
водителем сидела женщина, я так понял –
семейная пара, довольно пожилая, едут на
личной машине по каким-то коммерческим
делам. При посадке имел место интересный
момент – как обычно, я поинтересовался у
водителя: «не такси ли? подбросит ли
бесплатно?» - тот кивнул, а когда я
залазил, сказал жене: «вот попадаются
козлы, деньги ни за что берут». Потом еще
сказал мне что-то сочувственно-извинительное,
в том смысле, что козлов среди драйверов
все же мало. Явно мужик подумал, что
предыдущий водитель хотел с меня деньги
взять – хотя на самом деле поднимаю я
вопрос гонорара при поездке на
легковушках почти всегда, а здесь еще и
машина была маршрутного слегка облика, и
наслушался я страшных рассказов о
платном автостопе в этих местах...
Услышав
о моих интересах, сказали мне
собеседники одну интересную вещь: год-два
назад писала туапсинская газета, «Вечерний
Туапсе», что ли (она там одна официальная)
о некоем чудовище в море – то ли
пингвине, то ли еще каком-то чуде,
замеченном в море. Понятно, я решил зайти
в редакцию, но увы – было воскресенье.
Однако информация была интересной, и я
решил переночевать где-то вблизи города,
дабы с утра посетить журналюг. Впрочем,
до города меня не довезли, высадили на
повороте за Агоем – а там сразу
начинается затяжной подъем на Агойский
перевал... Попытался было пройти, но
конца ему видно не было, да и дождь не
прекращался, так что, обнаружив
автобусную остановку с аборигенами и
выяснив, что здесь уже ходит городской
автобус, доехал до центра на нем. Билет
исключительно дешев – три рубля! Похоже,
«курортная дороговизна» - очередной миф...
В
Туапсе мне по любому надо было сделать
остановку – посмотреть дольмены
севернее города. Выяснив, что туда ходит
автобус до Кирпичного, доехал на нем до
нужной остановки – а вылезя,
обрадовался: дождь прекратился, небо
прояснилось. Сразу стало не просто тепло,
а даже жарковато, так что снял куртку.
Выяснив у аборигенов путь, пошел к
интересовавшим меня объектам. Дорога
поднималась круто вверх, среди частных
домов, облепивших склон.
Поскольку
не исключал возможность стать лагерем
около дольменов, надо было запастись
водой, Колодец оказался
на этой же улице
– в виде железной бочки. Набрал две
торпеды и по тропе начал
вскарабкиваться в гору. Подъем оказался
весьма крутым – настоящий пыхтун, хотя
тропа не просто набитая, а даже
благоустроенная: выложена кое-где
плашками. Посередине ее меня ждал
сюрприз: прикрученная к дереву рядом
табличкеа, на коей было сказано, что
дольмены решением Туапсинской
администрации находятся на
природоохранной территории, осмотр их
может осуществляться в сопровождении
экскурсовода за плату, а самовольное
посещение запрещено! Под текстом были
указаны телефоны, по коим следовало
обращаться за экскурсионным
обслуживанием. Тарифы указаны не были.
Оглядевшись,
я не обнаружил ни будочки с кассой, ни
лесников, ни вообще каких-либо человеков,
а потому звонить не стал и пошел на
охраняемую территорию самостоятельно.
Предварительно вылив воду из одной
торпеды, таким образом облегчив рюкзак.
Дольменов
здесь два: один целый, второй раскидан.
Оба классической
конструкции, размерами еще меньше, чем в
Джубге. Находятся практически на
вершине горушки, относительно небольшой
площади. Рядом имеются кострища, внизу
видны автодорога и поселок. Для
длительной стоянки место не очень...
Увидев,
что тропа, хотя и плохо натоптанная,
продолжается я спустился с другой
стороны холма, попутно осмотрев его, и
отметив обнажившиеся на склоне, под
корнями дерева
плиты, также слегка похожие на
обработанные или сложенные...
С
этой стороны запретительных надписей не
было, хотя и тропы более похожи на козьи
– так что всегда можно сказать, в случае
чего, что поднимались на горку здесь и
просто так, а о мегалитах и слыхом не
слыхивали...
Спустившись, я обнаружил, что
оказался на кладбище, причем весьма
оригинальном: захоронения расположены
на узких террасах, и глубина могил явно
того же
порядка, что и расстояние между ярусами
– метра два. Как только санитарная
служба такое допускает... Других
особенностей, этнографического так
сказать, свойства, некрополь не имеет:
обычные могилы с памятниками и
оградками.
По
случаю воскресенья было
много людей, так что путь к автобусной
остановке я выяснил без проблем, и уехал
на маршрутке-ПАЗике до центра (7 руб).
Отметил, что слева (если ехать из города
– справа) стоит на постаменте катюша.
Однако вылезать не стал: народу в
автобусе уже было много, а боевая машина
была вполне рядовой: БМ-13 на базе «студера»
(если я правильно рассмотрел).
В
центре города выяснил дорогу к «месту на
берегу, где можно стать с палаткой и есть
вода- - вопрос, как и в Джубге, никого не
удивил. Указали идти к северо-западной
части города, в район грузового порта,
перейти мост и пройти берегом, сколько
понравится.
Так
и сделал. Попутно посмотрел город – дома
преимущественно панельные, чувствуется,
что планировался он не как курортный, а
как рабочий. От
многих окон протянуты к противоположным
склонам, деревьям и домам веревки для
сушки белья, на двух блоках: то есть
белье подтягивается на просушку по
принципу флага на флагштоке, только
горизонтально.
Обходя
пляж, спросил у мужиков про воду –
ответили, что впереди есть щель с ручьем,
а насколько вода пригодна для питья –
они не знают, но кипятить уж надо
обязательно, ибо выше санаторий и дом
отдыха. Добравшись до щели, обнаружил
там отсутствие людей, но несколько
обустроенных площадок под палатки и
немало мусора. Впрочем, вдоль моря
отдыхающих и рыбаков ходило немало. В
Джубге мне понравилось больше.
Оставшуюся
половину дня дурковал. Несколько раз
прогулялся вдоль моря на несколько
километров: берег такой же скучный, как и
в Джубге, пляж представляет собой узкую
полосу между морем и обрывом. Попадаются
только раковины рапан, окатанные, нашел
также пару кусочков пемзы и окатанные
гальки из кальциевого оникса. В общем,
так себе. Больший интерес вызывают шишки
южных сосен и буковые орешки, падающие
сверху.
Море
было довольно спокойным, облака ушли, но
ветер на побережье был холодным, так что
даже в куртке малость продрог и ушел в
щель. Здесь было тихо – так что даже
загорал. Все увито плющом и лианой
неизвестного мне вида. С дровами
напряженно – все пожгли, приходится
таскать плавник, коего тоже не избыток (опять
же, в Джубге лучше). Был интересный
момент: заметив порхающую бабочку-подалирия,
от нечего делать стал ее скрадывать, сам
не понимаю зачем: подалирия я очень
хорошо снял несколько лет тому назад в
Ульяновской области. Однако, когда потом проявил
пленку – не пожалел: оказывается, на
этот раз мне попалась самка. Вывод на
будущее ясен.
Набегавшись,
лег возле палатки загорать, читая
подаренную книжку про понтийских греков.
Так и день прошел.
|
18
апреля
Утром,
сфотографировав установленное в виде
памятника зенитное орудие на въезде в
Туапсе, отправился в центр. Редакцию
нашел довольно быстро – однако там шла
планерка (понедельник), попросили зайти
позже. Пошел искать фотопленку (ибо
заканчивалась) – выбор удивительно мал,
цены раза в полтора дороже, чем у нас.
Время было, так что только в третьем по
счету магазине, купил «фуджи» почти по
калужской цене – и, конечно, в следующем
же оказалась еще дешевле...
Планерка
в редакции кончилась только в 11 часов
дня – зашел к Главному, точнее, Главной
– это дама лет 50. Встретила суховато,
однако разговаривать не отказалась.
Впрочем, ничего и не знала, заверив, что
публикации ни о каких местных чудищах в
последние годы у них не было.
Получается,
либо вчерашние информаторы чего-то
напутали, либо публикация была
перепечаткой, и явно не на местную тему (а
таковые редко какой редактор упомнит).
Подозреваю, что речь идет о кочующей по
газетам и журналам главе из книги
Сандерсона о гигантском пингвине во
Флориде.
...С
большим трудом выяснив, какой автобус
идет к выезду (этот вопрос туапсинцы
понимали так же плохо, как и жители
любого среднестатистического города),
добрался к нему и почти сразу застопил
какую-то локальную машину. Место высадки
оказалось неудобным – затяжной подъем,
хотя и пологий, так что пошел пешком
вперед, даже не голосуя. И вдруг рядом
остановилась машинка-жук, ГДРовского
происхождения, какие лет двадцать назад
внезапно появились на улицах наших
городов, а потом так же внезапно исчезли.
Водитель помахал рукой, а когда я
поместился в кабинку, заявил:
-
Чего пешком идти – садись, подвезу, хоть
в Сочи.
На
вопрос о гонораре слегка обиделся:
-
Я всю жизнь водителем работаю, и вообще у
нас в Абхазии деньги за это не берут.
Мужику
было уже лет за 60, и человеком оказался
он очень интересным. Долгое время жил он
в Абхазии и по национальности абхазец (сказал
об этом сам, иначе бы не подумал – акцент
при беседе не чувствовался и лицо особо
носатым не было). Сейчас почти бомж –
уехал из-за заварухи, но в России так и не
обосновался: то климат не понравился, то
жилье найти не мог. Машину эту он
приватизировал в конце перестройки, «начальство
уважило за долгую работу», и доволен:
дизель, конструкция по немецки
добротная, а ГАИшникам в падлу
останавливать такого раритетного клопа,
разве что из любопытства.
Высадившись
перед мостом через р.Аше (кстати,
указатели здесь почти везде отсутствуют,
карту надо постоянно держать открытой –
и это федеральная трасса, едрен батон!)
пешком пошел по направлению к
Мухортовой Поляне, где, согласно
описанию Черновола, во дворе частного
дома имеется дольмен.
Поскольку
сомневался в правильности пути –
подошел к идущей навстречу женщине и
решил уточнить. А разговорившись с ней,
узнал и по криптозоологическому вопросу
кое-что.
Переходя
к более приземленным вопросам
собеседница сказала, что если пройти к
морю и взять налево, то есть, не переходя
мост – там есть места для отдыха и
установки палатки, только вот железная
дорога близко – поезда стучат.
Дорога
уходила вверх, и я с километр шел по ней,
любуясь дикими абрикосами и мелкой, но
широкой рекой справа и непривычными
обнажениями слева – слои известняков
здесь направлены чуть ли не
перпендикулярно поверхности,
кое-где под углом градусов в восемьдесят.
Дышит Земля! Несколько раз подворачивал
к осыпям и обнажениям – ни единой
окаменелости не обнаружил. Впрочем,
скоро меня подобрала легковушка, хотя и
пешком было недалеко.
Дольмен
действительно оказался в частном дворе (хотя
указатель «к дольмену» на сельской улице имеется.
Во дворе были две женщины, явно
адыгейки. Я зашел, открыв калитку,
поздоровался и спросил, можно ли
посмотреть и сфотографировать мегалит.
Опасался, что потребуют деньги, но мне
сказали только, чтобы аккуратнее ходил
– двор, как здесь принято, покрывают
бетоном и он еще не застыл.
Вокруг дольмена, кстати, специально
огородили досками круг, каковой
бетонировать не стали... Молодцы. Дольмен
классической конструкции, но выглядит
как-то игрушечно – самый маленький из
всех, что я видел, и закрыт плитой, как
кепкой, причем надетой слегка набекрень. Очень хотел поговорить о нем, но
женщины, похоже не склонны были общаться
и, когда я еще искал ракурсы, скрылись в
доме.
Обратно
до трассы часть пути тоже подвезли, а там
почти сразу поймал бензовоз,
подбросивший до Мамедовой Щели.
Обозначенная на карте асфальтовая
дорога кончается в стоящем в ней селе,
точнее, ауле – в реальности же, как я
обнаружил, она продолжается
орографическим левым берегом – в конце
ее развалины заброшенной фермы и
рекламный щит-указатель: чайный домик.
Дегустация разных сортов чая.
Перейдя
на другой берег, обнаружил, что сельская
улица проходит именно по нему, точнее,
проезжая часть по нему, а дом стоят на
другой стороне. Причем к каждому дому
подвешен свой индивидуальный мостик!
Встав на середину одного, очень
интересно смотреть на череду их – штук
двадцать. Солнце было с неудачной
стороны, потому
решил сфотографировать утром. Абориген
в крайнем доме – разговорчивый и
общительный мужик, показал дорогу к
дольмену, сообщил, что несколько выше по
реке красивое место с водопадами и
перекатами, и явно не хотел прерывать
разговор, приглашая зайти к нему на
обратном пути. Думаю, он бы с радостью
меня вписал, но в мои планы это никак не
входило.
Тропка
к дольмену представляла собой пыхтун
знатнецкий, еще покруче вчерашнего
туапсинского. Но находится мегалит не на
вершине горы, а как бы на очень пологой
террасе или выступе. Черновил особо
отмечает его уникальность – дольмен
имеет большой размер, пирамидальную
форму и целиком вырублен из монолитной
скалы.
Действительно
– смотрится оригинально, однако и в
данном случае для постройки его
нечеловеческих усилий затрачивать явно
не пришлось.
Находится
он на краю площадки, крыша сорвана, в
погребальной камере (во всяком случае,
археологи внутренние полости дольменов
считают погребальными камерами) стоит
вода.
Для
ночевки место было не очень хорошим, да и
рано еще было, так что я пошел к указанным
водопадам. Место действительно
оказалось красивым: водопадов два, во
впадающем в основное русло ущелье,
падают навстречу друг другу с
шестиметровой высоты, правда, довольно
тощие. Над ними прикручена табличка, с
названием их (не помню). О взимании денег
за осмотр их, как ни странно, ничего не
говорилось. Хотя место цивильное: места
для кострищ, шалаш, даже сравнительно
культурная мусорная яма. Поставив
палатку, что сделать оказалось непросто
из-за каменистого грунта, постирался и
даже слегка помылся – у водопадов.
Вначале, правда, зачерпывал воду
с опаской, ожидая холодового
минишока, но она оказалась довольно
теплой. Даже на третий
день трудно мне было привыкнуть к тому,
что в середине апреле здесь уже почти
лето.
Закончив
с гигиеной, занялся фотосъемкой и
лазанием по окрестностям. Оказалось, что
и на основной реке, выше полянки,
видушники весьма неплохие: огромные
камни, перекаты. Камни окатанные: белого,
коричневого и розово-вишневого цветов,
что-то вроде мергелей. Несколько штук
расколол – пустота.
Потом
на склоне увидел зеленую ящерицу, о
портрете коей мечтаю с 1999 года – и когда
уже почти приучил ее к себе, услышал
снизу голоса. Пришлось бежать к оставленным
вещам, и вовремя: на поляну входили две
группы подростков, каждая человек в
сорок. Присутствовали и взрослые: две
женщины и мужичок в спортивном костюме,
лет сорока. Последний сразу пошел ко мне,
протягивая руку. Познакомились –
оказался он местным гидом-экскурсоводом-инструктором.
Сейчас
привез школьников – сами они северяне, с
какого-то нефтяного города, а здесь по
путевке отдыхают (и даже
учатся) в санатории. По аномальным
темам собеседник мне ничего не сказал,
только поведал, что выше по ущелью есть
еще более красивые водопады, но
продираться туда по руслу не так просто,
а тропинку в обход можно сразу и не найти.
Потом он повел свою паству к водопадам,
рассказывая красивую и печальную
историю о юноше и девушке, которые
бросились с обрыва от
несчастной любви и превратились в струи
воды. Преподал он это как местную
адыгейскую легенду, но позже, снимаю
меня по моей просьбе у водопадов ,
шепотом признался, что не может
поручится, что «предание» не выдумано
экскурсоводами, а адыги о нем и не
догадываются.
Ночью
я проснулся от шума
моросящего дождя, и с надеждой,
что к утру он прекратится, снова
заснул...
19
апреля
Дождь
действительно прекратился – но тучи
ходили низкие и хмурые, так что все было
ясно. Позавтракав, вышел на дорогу.
Девчонки вчерашние, естественно, не
появились – но это и к лучшему. Только
добрался до остановки – хлынул дождь (хорошо,
она с крышей была). Понятно, что тупо
автобус я не ждал, а голосовал
проезжавшим машинам – и вторая же, белая
легковушка, меня подобрала.
За
рулем сидел средних лет мужчина в
камуфляже, возможно, лесник (хотя я не
спрашивал). Во всяком случае, он часто
бывает в аулах и кое-что рассказал мне
интересное:
На
мою сентенцию, что вот мол, в
Ленинградской области лес массово рубят,
а здесь лесовозов не видно, усмехнулся:
-
Тоже рубят по страшному. Только выбирают
бук. И в горах. Где дорог нет –
вертолетами вывозят. И с лицензиями, и
без...
В
Лазаревском привез меня водитель прямо
к автовокзалу. Учитывая вчерашнее
удивление водителей на предупреждение о
надежде на альтруизм, сегодня я решил
выяснить: принято ли в этих местах брать
за подвоз бакшиш или нет, а потому решил
всем предлагать оплату при высадке (все
равно много не возьмут). Так и сделал – и
этот водитель категорически отказался.
Автовокзал
в Лазаревском, как водится, бестолковый:
народу много, суета... Все же выяснил, что
автобус будет только в обед, а до полпути
– через два часа, решил выбираться на
нужную дорогу, найти остановку и стопить,
а если дождь кончится – то идти пешком. С
трудом (как всегда) выяснив, какая
маршрутка идет в нужном направлении, так
и сделал. Дождь
то утихал, то усиливался – и я, пройдя
немного, выбрал остановку с крышей на
относительно ровном участке что на
горной дороге не просто) и стал стопить.
Машин шло относительно много, но
практически все
махали «сворачиваю» (что понятно – ведь
практически стопил в городской черте,
поселок еще не кончился). Все же минут
через двадцать остановилась легковушка,
за рулем коей сидел типично кавказского
облика человек, сказавший: «да мы всего
до третьего». Говорил он с классическим
акцентом и более того – был даже в кепке.
Рядом с ним сидел мужик такого же
возраста – в районе сорока – но без
ощутимых национальных черт. при высадке
в каком-то полудачном поселке я, как
решил, поинтересовался: сколько с меня»?
Водитель, мне показалось, не понял
постановки вопроса, сказал что-то вроде
«Вах», а когда я уже вылез, достал пакет с
вафлями в шоколаде, и, несмотря на
отговорки, вручил три «на дорогу»,
говоря, что я из далека, и надо угостить,
да вот ему больше сейчас нечем...
В
этот момент в небе резко появились
просветы, потом буквально за пять минут
оно очистилось и стало так тепло, что
дальше шел в футболке (а до этого слегка
прозяб). Хорошо жить на юге! Пошел пешком,
при этом убедился, что махавшие водители
не обманывали – трафика практически не
было, так что ничто не отвлекало от любования
пейзажами, очень необычными для меня:
дерева, увитые плющом и обросшие омелами,
горы с ползущими по ним облаками,
серпантины дорог, ущелья... Кстати,
покрытия дороги
качественное, асфальт (хотя
на карте – грунтовка!), но трафика
никакого – напоминает Ленобласть.
Километра через два меня взяла буханка.
Кстати, с названиями здесь путаница:
части населенных пунктов вроде бы,
вернули настоящие, адыгские
наименования - но
реально в обиходе пользуются и старыми,
и новыми, причем указатели на дорогах
отсутствуют! Даже имея две карты,
советскую генштабовскую и дунаевский
атлас, разбираться было не просто.
Покинув
машину, решил сходить по большому и
важному делу, что оказалось не так-то
просто – склон весьма крутой, а кусты и
трава мокрые. Все же облюбовал относительно
ровную полянка, и, конечно, именно в этот
момент внизу прошел автобус. Впрочем, о
том, что упустил возможность проехать
километра два, я отнюдь не горевал – ибо
кругом меня было множество диких пионов.
Они прямо на глазах раскрывали
свернутые на время дождя лепестки, а
солнце светило как по заказу. Бросив
рюкзак, обегал
метров двести, подыскивая наиболее
фотогеничные растения –
многие были уже отцветшими, и это в
середине апреля на полукилометровой
высоте!
Направился
дальше, и вскоре опять был подобран
легковушкой. Довез он меня до моста
(на карте, кстати, он не показан), а
сам поехал дальше.
Река
относительно широкая, но не глубокая –
хотя мост над водой расположен довольно
высоко. Сразу за рекой несколько
магазинчиков, а дальше – собственно аул.
Администрация находится в самом конце, в
двухэтажном доме. Как водится, в этом же
флаконе находятся и клуб, и почта и по-моему,
даже школа. Двери открыты, многие
кабинеты тоже – но не души, хотя время
еще рабочее – было около 15 часов. Я даже
поорал «Людиии!» - никто не отозвался.
Выйдя во двор, увидел во дворе соседнего
дома грузовик, из коего выгружали доски.
Подошел – оказалось, среди нескольких
мужиков имеется и завклубом. Сказав, что
сельсовет нынче уже работать не будет,
он предложил присесть и охотно стал
рассказывать о своем ауле и своих
земляках.
Число
постоянных жителей не очень большое –
если не ошибаюсь, были названы числа 90
человек и 25 домов, однако культурное и
богатое. В советские времена выращивали
чай, сейчас хуже, но... Особо мужик
отметил, что вышло отсюда 52 кандидата
наук! По аномальным темам, как водится,
культработник ничего не знал, и даже про
статью о динозавре не слышал. Ничего не
оставалось, как идти по домам, искать
информаторов самостоятельно.
Общения
я слегка побаивался – таки Кавказ,
однако вскоре оказалось, что никаких
проблем нет. Более того – если бы
не наши имена и фамилии, не понял бы,
что это не обитатели русских деревень.
Акцент практически неуловим, а в
менталитете их, как ни странно, для меня
загадки не было – посели здешних людей в
мою деревню, они бы сошли за своих.
Абсолютно никакой разницы в общении: кто-то
похитрее, кто-то по простоватее, кто-то
разговорчив, кто-то замкнут, кто-то (выпимший)
норовит поспорить и пофилософствовать
– кто-то трезвый вздыхает о всеобщем
развале. Даже в Белоруссии с аборигенами
общаться мне было труднее, не говоря о
туповатых и совсем далеких от нас по
мышлению казахах или молдаванах.
Единственное: чуть более, чем у нас,
кажется, замкнуты женщины: хотя
останавливаются и разговаривать не
отказываются, как-то отвечают несколько
односложно и отсылают к мужчинам.
Впрочем, такое и в наших деревнях
наблюдается, разве что чуть менее
заметно. Кстати, в одеяниях пожилых
женщин (бабок то бишь) чувствуется нечто
этнографичное: платки, повязанные как-то
особо (слегка по-украински), платья какие-то
хитрые, на ногах нечто вроде чуней... (тоже
консерватизм, характерный и для славянских деревень). Мужики
одеваются, независимо от возраста,
абсолютно нормально, разве что пожилые
чуть более патриархально (видел
несколько шляп!)
Но
совсем другое дело быт. В отличии
от виденных ранее в эту экспедицию
населенных пунктов, здесь национальный
колорит чувствуется очень ярко: дома
совершенно необычные, двухэтажные, и
понятно сразу – весьма нестандартной планировки,
амбары на ножках, так что над землей
образуется просвет, в котором свободно
гуляют куры... Живут богато: все ухожено,
много машин, а у трех домов видел почти
забытые у нас ГАЗ-66. Как пояснили
аборигены, эта машина здесь ценится выше
джипа, и владелец ее попадает в разряд
уважаемых и зажиточных людей, ибо по
горным дорогам лучше нее идут только
совсем уж тяжелые машины вроде «Уралов»
или танков. Улица заасфальтирована, мало
того – на ней аж два «лежачих
полицейских»! При том, что основная
дорога на Марьино идет по другому берегу,
а здесь тупик!
В последнее время здесь явно
начал процветать туристский бизнес: на
двух домах были таблички «Усадьба Адыг-шапсуга,
музей». Музеи явно частные, но оба
закрыты. Вероятно, еще не сезон. Жаль,
хотелось посмотреть.
Говорят, что не так редко группы
ходят и по горам. Пещеру недалеко знают
многие – и даже, как сказали, на тропке
есть указатель к ней.
Выяснив
все, что меня интересовало, я покинул аул.
Когда
прощались, я обратил внимание на здание
напротив – вроде сарая, но с вышкой,
похожей на каланчу. Сначала принял ее за
пожарную, но заметил наверху маленький
полумесяц – уж не мечеть ли? Спросил.
Оказалось, точно – мечеть!
Вышел
я около семи часов вечера, и когда
добрался до родника, дождь почти утих.
Чайные домики мне категорически не
понравились – по крайней мере, надо было
основательно подметать пол, так что я
решил все же ночевать в палатке. Пока
совсем не стемнело, пошел искать пещеру.
Маркированную тропу нашел быстро – где
на деревьях, где на камнях стояли синие
метки. Пошел по ней и вышел к... красивым
водопадам – жаль, что было темно и не
удалось ничего снять. Пошел в обратную
сторону – вышел в ущелье, тоже
живописное... Далее тропа шла на мостик,
явно направляясь к побережью. Пройдя
дальше, нашел еще одну тропку,
помеченную уже красными метками – и
снова пришел по ней не к пещере, а к
водопадам (другим). Потом аналогичным
путем попал к обустроенной стоянке... А
бегать, между тем, было весьма
тяжеленько – хотя иногда я и оставлял
рюкзак, когда точно знал, что пойду
обратно этим же путем – но не всегда
была такая уверенность... А горки там
крутые, с нашими не сравнить. в итоге, уже
в сумерках, плюнул на поиски и вернулся к
роднику, чуть выше коего облюбовал
полянку для лагеря – там было
выложенное камнями кострище, хотя явно
пользовались им не туристы, а пастухи
или какие-то сторожа. Небо прояснилось,
до темноты даже трава слегка подсохла,
так что нормально приготовил ужин, и еще
с полчаса в сумерках ходил вокруг,
наслаждаясь вечерними горами с
ползущими по ним клочьями тумана... Ночью
сквозь сон несколько раз слышал вой
шакалов – причем, казалось, совсем
близко от палатки.
Это
страница №2
окончание на
№3
, а вот начало
№1
|