Это продолжение дневника стр. №2 окончание на №3 и №4 а начало на №1 |
||
29 июля Проснувшись, пошли завтракать (завтрак включен в стоимость номера). Выбор довольно большой, блюда с притензиями на светскость, но по объему так себе – в походах предпочитаю по утрам кушать плотнее. А уж кофе вообще смех – 100 граммовая кружечка (по физиологическим соображениям же по утрам нужно выпивать минимум 500 мл жидкости). В общем, лучше готовить самостоятельно или уж ходить в столовку, где выбор более свободен. Встретившись с Прониным, отправились на маршрутке в Белогорд-Днестровский. По приезде сразу пошли в крепость, являющуюся отделением местного музея. Вокруг сидят торговцы сувенирами, имеется и музейный киоск, также существует автостоянка. Посетителей довольно много. Билеты – 1 гривна (взрослый). Крепость очень большая, раз в десять больше виденной мной ранее Сорокской. Реставрация практически не ведется – все в запущенном состоянии, хотя Пронин заметил, что несколько лет назад было гораздо хуже. Познакомились с заведующей отделением краеведческого музея Белой Татьяной Павловной – молодой приятной женщиной. На вопрос о подземных ходах она откровенно заявила: - Ход точно есть, какая же крепость без него? Да и провалы в городе случаются (хотя это могут и просто подвалы рушиться). Но никаких документальных данных привести не могу – мы этим вопросом не занимались. Некогда – как попугаи, экскурсии проводим. Не ученые, а экскурсоводы. Могу лишь сказать, что в устных преданиях упоминается Пушкинская башня – не исключено, что именно там брали материал для строительства стен крепости и образовались катакомбы. Что касается краеведов – Челпанова и Скляра она не знает, зато печальной известностью у работников музея пользуется некий Масюк (ныне покойный), выпустивший несколько книг, содержание коих, видимо, он взял из своих снов. Во всяком случае, ссылок не приводит. - И теперь наши экскурсанты на эти книги ссылаются, как на истину и говорят: «вы неправильно рассказываете!». Одну из книг Масюка мы у музейщиц взяли, чтобы кое-что из нее отксерить. Вот примеры глав из его «шедевра», привожу полностью: ТАЙНА ПОДЗЕМНОГО ХОДА Уходя в очередной поход против неспокойных соседей, молдавский Госпотарь Александр Добрый сказал дочери своей Тамаре: — Ты остаешься здесь полновластной хозяйкой. Скоро к нам сюда явятся иноземные послы для переговоров. Необходимо во что бы то ни стало заключить мир с их страной. Я надеюсь на тебя, дочка! — Мир будет заключен, — твердо отвечала принцесса. Послы прибыли на седьмой день. Они были в богатых одеждах, важны и надменны. Тамара приняла их с достоинством и почетом. В их честь был устроен пир. Вееь Белгород собрался на площади, чтобы поглядеть на заморских гостей. Сначала послы отказались вести какие-либо переговоры с принцессой, считая это ниже своего достоинства и решив дождаться возвращения Господаря Александра. Но дни шли, он не возвращался, н они в конце концов согласились. Однако, условия мира, которые они поставили, были настолько невыгодны, что Тамара, ознакомившись с ними, воскликнула в сердцах: — Вы разговариваете со мною, как воспитатели с нашалившей девочкой, а нас считаете чуть ли не своими вассалами. А ведь наше княжество сильно и независимо, я сейчас — его официальный представитель. Идемте же. я покажу вам кое-что. После этого разговора она повела послов по крепости. Проходя по крепостным стенам, которые были так широки, что по ним пролегали дороги, гости втайне дивились каменной мощи твердыни над лиманом, но внешне не выдавали себя и были абсолютно бесстрастны. Как ни старалась принцесса поразить их воображение могучими башнями, громадными пушками, статными воинами в блестящих латах, все тщетно: послы оставались невозмутимыми. И тогда она промолвила с улыбкой: — Ну что же, господа, сейчас мы с вами совершим еще одну небольшую прогулку, которая, надеюсь, вам придется по вкусу. — Но только последнюю! — буркнул один из послов, высокий худой старик с дорогими перстнями на высохших пальцах обеих рук В ответ Тамара велела воинам, сопровождавшим их зажечь факелы. Потом все вошли внутрь одной из башен цитадели и спустились вниз по каменным ступенькам, очутившись в просторном прохладном подзем/ном ходе. Он был достаточно высок, чтобы идти в полный рост, не сгибаясь. Пламя факелов идущих впереди воинов освещало дорогу. Тишина и таинственность подземелья подействовали на людей: и послы, и многочисленная свита принцессы шли молча, не говоря уже о воинах, которые так же молча и быстро выполняли приказания своей повелительницы. Но вот подземный коридор стал расширяться и в конце концов привел в большую круглую комнату, если не сказать зал. При свете факелов можно было разглядеть серые однообразные стены, вверху плавно переходившие в овальный свод. Взгляд скользил по абсолютно родной поверхности, не останавливаясь ни на чем. В недоумении столпились послы посреди залы, не понимая, зачем их привели подл, и тревожно переглядываясь, — уж не темница ли это, в которой их оставят, чтобы они стали сговорчивей? Словно подтверждая их опасения, принцесса велела войнам погасить факелы. Наступила непроглядная темень. Все затаили дыхание. Невидимая во мраке, легкими неслышными шагами приблизилась Тамара к стене и несколькими движениями, секрет которых знали только ее отец и она, принцесса провела рукою по гладкой поверхности стены. После этого она так же легки и «неслышно вернулась на свое место. И вдруг, к неописуемому изумлению иноземцев, послышался ровный гул, вверху, над головами люден стало светлеть, каменный свод раздвинулся, и сквозь образовавшуюся прозрачную поверхность послы увидели мутную днестровскую воду, песок, ракушки.. Быстро проплыла станка рыбешек, взбаламутив ил... Послы были потрясены Задрав головы, они глядели и глядели на невиданное чудо, лишь отдельные бессвязные восклицания удивления срывались с их уст. Мир был подписан па обоюдовыгодных условиях. А потом тот самый старик-иноземец с дорогими перстнями па пальцах спросил: — Но какой смысл в этом подземелье, в этом прозрачном куполе? Ведь не ради развлечения потрачен такой огромный труд и израсходовано столько средств! Я себе представляю, сколько стоило изготовление только стеклянного купола!, такой величины и прочности! Для чего все это было сделано? — Не ведаю, — призналась Тамара. — Но если вы дождетесь моего отца, он, возможно, объяснит вам тайну подземного хода. — Увы, —вздохнул старик, разведя руками, — мы и так уже задержались тут, нас ждут на родине, нам пора в путь. Иноземные послы отбыли, а вопрос остался. И когда Александр Добрый воротился домой, дочь задала ему этот вопрос. — О, это очень старая история, — задумчиво отвечал господарь. — Поверишь ли ты, если я скажу тебе, что все это было сделано еще до Рождества Христова? — Как? — удивилась Тамара. — Но разве тогда знали стекло и умели его изготавливать? — Стекло знали еще египетские жрецы. — отвечал отец, — только в те времена его еще не умели делать прозрачным. А потом, с совершенствованием плавильных печей, научились. Возможно, эллинские мастера тогда и соорудили этот купол. С помощью рабов из крепости Тиры, как тогда звался Белгород, был прорыт подземный ход. — Погоди, отец. — перебила его Тамара нетерпеливо, — но разве в те времена уже была эта крепость? — По свидетельству древних авторов, — отвечал Александр, — греки, основавшие Тиру в шестом веке до Рождества Христова, построили прежде всего укрепленный замок на полуострове над Днестром, который они называли Тира-сом. Замок служил для защиты от набегов степняков, кочевников. В том замке они хранили городскую казну, оружие, зерно. Как и мы сейчас. — Ну ладно, — снова перебила его принцесса, — но для чего же все-таки понадобилось рыть это ход под лиманом? — Не под лиманом, его тогда еще не было, а под дном реки, — отвечал отец. — А сделано это было по совету эллинских жрецов городя. По поверьям, существовавшим в те времена, храни гелем и покровителем любого города или селения, построенного у реки, было божество этой реки. А покровителем всех морских народов был тогда Посейдон, греческий бог морен. — Ну и что? — А то, что когда все было готово, жрецы, авторитет которых к тому времени сильно пошатнулся, торжественно провели архонта Тиры и его свиту по этому подземному ходу. А потом, в зале, с помощью хитроумного механизма, спрятанного в стене, проделали то, что п ты с иноземными послами. И сказали жреиы архонту: «Отныне ты можешь, придя сюда, один на одни беседовать с речным богом Тираса, который будет приплывать к куполу». Не знаю, беседовал ли с богом архонт, по могущество и авторитет жрецов возросли с тех пор необычайно... К великому сожалению, тайну местонахождения подземного хода Александр Добрый и его дочь унесли с собой в могилу. Правда, старые люди говорят, что Тамара откроет эту тайну тому, кто освободит ее из башни, кто снимет с нее проклятие отца... СОКРОВИЩЕ ЕГИПЕТСКИХ ЖРЕЦОНКто бы мог подумать, что рассказ о рогатых существах через два-три года после его опубликования получит неожиданное продолжение? Да еще какое! В конце февраля 1993 года в редакцию белгород-днестровской городской газеты «Советское Приднестровье» на имя редактора пришло по почте письмо, текст которого был напечатан на машинке. И если только оно — не чья-то талантливая мистификация, то, похоже, назревает мировая сенсация. Вот полный текст этого удивительного письма. «Господин редактор! Я — коренной аккерманец, и все предки мои тоже аккерманцы. Уже многие годы (так было угодно Судьбе) проживаю я в другой стране. В Аккерман (извините, |Не могу называть его нынешним именем «Белгород-Днестровский», не привык) же в этот раз приехал я в связи со смертью моей единственной сестры. Она была бездетна и жила сама; похоронив ее, завтра уезжаю я навсегда, ибо оборвалась последняя ниточка, связывавшая меня с милым моему сердцу городом. Впрочем, кто знает, возможно, именно ваша газета станет поводом моего возвращения сюда. А дело заключается в следующем. Разбирая бумаги покойной сестры моей, обнаружил я номер вашей газеты «Советское Приднестровье» за 14 июня 1991 года с перепечатанной из альманаха «Не может быть» статьей А. Казакова «Тайна подземных людей». Заинтересовавшись и прочитав эту перепечатку, я был взволнован — вы скоро поймете, почему. Долго я колебался, а потом решил, откликаясь на призыв редакции и будучи патриотом Аккермана, высказать свою точку зрения. Две причины побудили меня к этому. Первая — разоблачить выдуманные А. Казаковым сведения, приведенные в его статье, отделить их от истины. Вторая — дополнить рассказ о рогатых существах теми фактами, которые имеются в моем распоряжении. История эта, господин редактор, настолько же правдива, насколько и невероятна. Но —все по порядку. Все, описанное в первой части статьи — правда — я, тогда юноша, был свидетелем почти всем тем происшествиям. Но потом, начиная с фразы «Несколько лет назад я после большого перерыва побывал в Белгороде-Днестровском...» и т. д., А. Казаков в поисках сенсации начинает выдумывать. Никаких краеведов Владислава Челпанова п Сарвара Скляра в городе нет и не было. Челпан есть. Челпанова нет. Фамилию С. Скляр автор, видимо, взял из городского телефонного справочника. Выдумки насчет инопланетян комментариев вообще не требуют н являются всего лишь данью моде. В 1944 году никаких боев в крепости не было, в этом очень легко убедиться; советские войска, войдя в город, застали его совершенно пустым; стрельба была лишь во время переправы войск через лиман, а потом румыны сразу покинули город. Обо всем этом имеется достаточно документальных свидетельств, на которых я не буду останавливаться. Есть и другие мелкие несуразности в рассказе А. Казакова. А теперь о главном. Да, действительно, были и рогатые существа и угарный (>но не взрывной!) газ. Корни же этой истории настолько глубоки, что, докопавшись до них, я ахнул. Началась эта история в ветхозаветные времена в Египте, за 1400 лет до нашей эры при фараоне Аменхотепе IV из XVIII династии. Это тот самый .фараон, супругой которого была знаменитая Нефертити, тот самый, у которого главным советником был иудей Иосиф, один из двенадцати сыновей Иакова, которого ранее братья продали в рабство в Египет. Об этом подробно говорит Библия в Ветхом Завете, в книге «Бытие» (главы 37, 39—50). XVIII династию основал Яхмос, изгнавший из Египта гик-сосов. А фараон Аменхотеп IV (в переводе его имя означает «Единственный, принадлежащий Ра»), правивший, в 1418 — 1400 г.г. до н. э., известеи в истории тем, что попытался сломить могущество старой знати и жрецов, тесно связанных с культом фиванского бога Амона-Ра и других божеств. В основе этого культа лежало почитание воздушной стихии, ветра, любого движения воздуха. Хранители культа Амона жрецы поклонялись священному быку Апису, земному воплощению предка Амона, древнего бога Пта. Они носили на голове бычьи рога — вот откуда пошла эта традиция. Фараон запретил культ Амона и провозгласил новый государственный культ бога Атона, являющегося символом и синонимом Солнца. Себя он назвал Эхнатон («Угодный Атону»). Согласно античным источникам подтолкнула его на этот в буквальном смысле революционный шаг его супруга Нефертити («Прекрасная пришла»), которая по происхождению не была египтянкой и принесла культ Солнца со спосй родины. По одной версии настоящее имя ее было Тадо-Хебу и прибыла она из Митании или Митанни (ньше Сирия), по другой — она была родом из наших мест, из Скифии; скифы же, как известно, поклонялись Солнцу. Однако не все приняли нового Бога. Часть жрецов Амона уступила фараону, часть затаилась, а самые непримиримые тайно ушли из Египта, захватив с собою сокровище Главного храма Амона-Ра в Карнаке. Сокровище это, по свидетельству древних авторов, представляло собою отборнейшие, чистейшей воды южноафриканские алмазы. Их стоимость нынешними специалистами определяется триллионами американских долларов. По утверждениям историков и археологов, изучавших этот вопрос по древним источникам, общий вес сокровища составлял восемь килограммов (килограммов!). Алмазы были упакованы в специально изготовленную овальную сумку, сделанную из ткани типа джинсовой и пропитанную специальным составом, применявшемся при мумифицировании тел умерших фараонов. Эта сумка вечна, она не боится никакого внешнего воздействия — именно потому она и сохранилась, как я теперь уверен, до наших дней. Не буду утомлять Вас ссылками на источники и документы, которыми я пользовался, восстанавливая эту удивительную историю, перечислю лишь факты. Бежавшие жрецы, опасаясь гнева и мести фараона (не столько за свое ослушание, как за похищенные сокровища), добрались до «края мира» и поселились там. По предположениям, это опять же наш регион, Скифия. После смерти Аменхотепа—Эхнатона, все в Египте вернулось «на круги своя», в том числе и прежняя религия, но беглецы не могли знать об этом, находясь так далеко от родины. Для защиты от врагов и диких животных они вырыли себе пещеры—жилища и соединили их подземными ходами. Они это сделали не случайно: у них на родине, в Египте, было общепринято, спасаясь от экваториального беспощадного зйоя, углубляться в землю. В одном только Главном храме Амона-Ра подземелья и подземные ходы насчитывались десятками. Шли века, заветная сумка передавалась из поколения в поколение вместе с бережно хранимым в этой замкнутой общине культом священного быка Аписа и бога Амона-Ра. 102 После строительства аккерманскон крепости часть подземных ходов использовали се защитники для сообщения с внешним миром во время осады. Потомки же египетских жрецов прокладывали новые ходы и устраивай! себе новые подземные жилища. Есть предположения, что один из таких ходов, кроме общеизвестных, выходит к Скифской могиле, другой — к острову тирагетов, покоящемуся ныне на дне Днестровского лимана. Именно в глубине этого острова по некоторым признакам и была спрятана сумка с сокровищем, для которой в средние века был изготовлен специальный свинцовый ящик. Что касается угарного газа, то о нем сообщал румынский профессор Ннкореску, основатель аккерманского краеведческого музея, в 1938 году. Именно тогда .не вернулась из подземного хода группа подростков, а затем н солдаты, посланные на их попеки. Позже их тела были обнаружены — они задохнулись. Видимо, они попали в «нерабочий» ход. Дело в том, что действующие ходы соединяются с поверхностью земли щелевидными вентиляционными колодцами, замаскированными снаружи. Их периодически чистили от попаданий туда песка и травы. Нерабочий же ход, забитый и забытый, прекратил свою прямую функцию, и внутри его скопился угарный газ, отравивший людей. Кстати вот информация для размышления геологам. А взволнован я был потому, что тогда, в 1944-м, тоже, как и все, считал, что рогатые погибли все до единого. Но публикация в альманахе, перепечатанная Вашей газетой, встревожила меня: кому и зачем она понадобилась? Разумеется, я рассказал в этом письме не все, что знаю. Скажу лишь, что всех непосвященных, проникших каким-то образом в тайну сокровища Амона-Ра, потомки жрецов убивали, не задумываясь — именно потому тайна и сохранилась. Я во многом владею ею, кроме главного—мне не известно, где хранится сокровище. Но и десятой доли того, что мне известно, достаточно, чтобы меня уничтожили те, кто, я теперь уже не сомневаюсь, продолжают поиски сокровища. Потомки ли это жрецов или международные авантюристы, не знаю. Знаю лишь, что свет на тайну искателей сокровища могли бы пролить генуэзские или турецкие архивы, где, по преданиям, хранятся подробные карты подземных ходов Аккермана. А раз есть карты, есть и люди, имеющие к ним доступ и стремящиеся использовать их в своих личных целях. Есть еще несколько «ниточек», ведущих к разгадке, по я предпочитаю о <mix умолчать, По той же причине боюсь называть себя и место своего проживания. Надеюсь, что все, что здесь рассказано, не только заинтересует Вас и Ваших читателей (если Вы соблаговолите опубликовать мое письмо), но и даст возможность предотвратить драму, которая еще возможна в будущем, — не думаю, что поиски сокровища египетских жрецов прекращены. С уважением Ваш Земляк. Аккерман, февраль 1993 года от Рождества Христова». Цитировал по: Владислав Масюк Легенды Бесарабии Белгород-Днестровский 1993 год Конечно, серьезно к таким творениям относиться не стоит, но ничего на пустом месте не бывает. Рядом с крепостью в двух местах ведутся раскопки: киевляне копают Тиру, а несколько дальше работает турецкая экспедиция – причем раскоп их скрыт за колоссальным, специально построенным ими же каменным забором. Кстати, музейщицы подозревает, что турки какими-то документами, неизвестными у нас, о крепости располагают – уж очень направленно копают. Пошли в крепость – где лазало уже человек сто – двести: и организованных экскурсантов, и людей типа «сам по себе». Лазать разрешается где угодно и как угодно. На стенах натоптаны тропинки... «Родные» входы в некоторые башни замурованы, но народ проникает через окна, довольно высоко расположенные. Просто удивительно, как работники музея не бояться несчастных случаев. В одну из башен Андрей Моисеенко таким путем рискнул залезть, заставив нас с Прониным поволноваться за целостность его организма. Благополучно вернувшись, сказал, что среди мусора в башне имеются закладки, о каковых, впрочем, Константин Константинович уже знал. Поверхностно осмотрев крепость и отметив во рву, с внешней сторны, трещины бортового отпора (каковые вполне могли вести в пещеры, упомянутые Челеби), подробное знакомство с ними решили отложить на завтра, а пока пошли в греческую церковь Иоанна Предтечи, 15 века, под которой, как было известно из литературы, находится подземная церковь, изучавшаяся археологами около 20 лет назад. В храм этот, по преданию, ведет из крепости ход и с ним, по рассказу знакомой туристки, связаны всяческие аномальные явления. Увы, батюшка (отец Владислав) отсутствовал, по словам обретавшегося во дворе парня (типа подсобного рабочего или сторожа). Тот заявил, что ныне подземные помещения замурованы и доступа в них нет (он даже не знает, что там была подземная церковь). О ходах в церкви (более-менее недавно закрытых) ему ничего не известно, однако в том, что в городе наличествуют ходы, он глубоко убежден, и даже объяснил, как найти один из «заваленных входов» почти в центре города: « там такая арка у входа...». О «рогатых» преданий не слышал, только из газет. Пошли искать ее, причем, проходя мимо грузовика коммунальной службы, я спросил его экипаж о подземельях – и молодые ребята ответили, что ходы, несомненно, имеются, провалы в городе возникают очень часто. О рогатых людях знают только по газетным публикациям. Осмотрели попутно также рядом находящуюся армянскую церковь – чуть более раннюю. Предполагалось сделать там еще один музей, но средств нет, и сейчас в ней база отечественных археологов. Осматривать нечего, кроме сооружения из огромных камней во дворе – первоначально приняли его за дольмен, но потом Белая объяснила, что это античных времен саркофаг. Вернувшись к крепости, нашли «арку» легко – и ход за ней вовсе не был засыпан. Мои коллеги по экспедиции стояли в сомнении: стоит ли туда лезть, ибо, якобы, грязно и тесно (высота у входа была таковой, что можно было идти не только на четвереньках, но и гусиным шагом!). Понятно, я полез. Ход арчатый, облицован камнем. Метров через 15 пол понижается, так что можно идти во весь рост. В одном месте ход пересекает современного вида трубопровод. В конце виден свет, дойдя до него я обнаружил, что ход выходит в крепостной ров. В конце на лотке (полу) хода видно углубление в земле, похожее на засыпанный колодец. Вылез, рассказал о результатах разведки, тогда и спутники полезли под землю. Пронин сделал точное описание хода. По его заключению, построен он не позже начала ХХ века и, скорее всего, служит водосборником, ливневым канализационным коллектором. Стоит сказать, что для детального осмотра подземелий у Пронина имеется оригинальный фонарь с преобразователем напряжения, дающий очень мощный свет, сравнимый с автомобильной фарой, при этом питается агрегат от обычных батареек – однако, из-за перегрева, включать его можно лишь на несколько секунд. Пожалуй, рекомендовать такую машину последователям я бы все же не стал – особенно в свете последних достижений светодиодных технологий. Вернувшись в крепость, поделились сделанным открытием с Белой, а та сказала: - А почему вы не спрашиваете, где защитники крепости брали воду? - А разве на ее территории нет колодца? – удивился Пронин - В том-то и дело, что нет! – Ответила музейщица, - По крайней мере, следов его мы не знаем. Находили только дождевые водосборники, но их было явно недостаточно. Далее пошли искать гостиницу, чтобы устроиться на ночь, а найдя ее, отправились по рекомендации тамошнего служащего в «недорогой» ресторан. Что сказать? Полный обед обошелся примерно в 120 рос руб. с человека, и был довольно существенным. Далее я предложил, пользуясь вечерним временем, провести опрос аборигенов в частных домах вокруг крепости, но, к величайшему моему изумлению, коллеги (журналист и спелестолог!) энтузиазма вовсе не проявили, и, признавая, что дело это нужное, застеснялись. Решили разделиться. Встретиться договорились в 19.30 на скамейке у крепости и идти осматривать изнутри ров. Пройдя немного, я увидел близ дома древнего деда, собиравшего сливу-падалицу и обратился к нему. Назваться тот отказался,, однако о подземных ходах кое-что сказал: Увы, мне пришлось ретироваться, не доведя разговор до конца: к нам подошел некий молодой алкаш и стал встревать, так что едва от него отвязался. Подойдя к месту встречи и не обнаружив на нем друзей, пошел к рядом стоящим домам и, не найдя контакта с обитателем крайнего дома, разговорился с молодой женщиной (скорее, девушкой), вышедшей погулять с собакой и ребенком - Юлей Кирилюк. От нее, коренной аккерманки, узнал много любопытного о подземных ходах и местах их легендарных выходов. Слышала собеседница и о таинственных жителях подземелий... Правда, после уточняющих вопросов засомневалась – действительно ли слышала с детства, а не после чтения книг Масюка? Но что она заявила уверенно - время от времени во дворе ее дома (точнее, на улице перед ним) из-под земли слышатся стуки: «как будто удары молотка, как кто гвозди заколачивает в бетон... При этом труб, по ее уверениям, там нет – только водопровод, который они сами с братом тянули к дому. Слышит часто – примерно раз в неделю. Слышала и утром в день нашего разговора. Я сфотографировал новую знакомую на том месте, где она слышит звуки, и, видя, что друзей еще нет, пошел с ней к берегу лимана – она повела купаться дочку. Возле лимана разговорился с мужиком с сетью на плече – он также привел купаться дочку, а заодно и порыбалить. Сказал следующее: Я сам видел лазы в башне (показал ее), и немного проходил по ним в детстве. Они были круглыми (полукруглыми - ?) в сечении. Один ход вел в сторону лимана – запомнил, что через каждые 8-10 метров в ходе были установлены как бы «ребра жесткости» круглого же сечения, так что приходилось пригибаться. Было это лет 15 назад. Проходили метров 20, ход шел вниз, в воду, поворачивали, когда пол уже был залит толстым слоем. Ныне лазы замурованы, готов их показать. Вновь подойдя к назначенному месту встречи (вместе с Юлей, каковую хотел представить Моисеенко в качестве подарка) – друзей опять не обнаружил. А время близилось к 20 часам! Решив ждать до поздних сумерек, разговорился с присевшим рядом пожилым толстым мужиком лет 65. По его словам, в подземных ходах румыны спрятали 5 тонн золота («а может, и не румыны»), и теперь хотят его отыскать, и предлагают руководству города провести работы, но им сказали «фиг» (сам собеседник к «руководству» отношения не имеет). В детстве он сам лазал в ход, который ведет в сторону лимана – доходил до воды, далее ход был полностью затоплен. Провалы в городе случаются частенько... О рогатых людях не слышал, но неоднократно сам наблюдал, как ко рву подходят бомжи, глядь – и нет их! Уж не прячутся ли они в подземный ход? (От себя добавлю – вполне можно было бы подозревать выход того самого осмотренного нами хода ливневой канализации, место совпадает, однако в форточку со стороны рва протиснуться невозможно). Стемнело. Ничего не оставалось делать, как идти в гостинку. Увы – коллег и там не было, пришли они позже. Оказывается, мы где-то разминулись и они без меня осматривали ров. Пронин радостно заявил: - Челебея в моих глазах реабилитирован! Там действительно на стенах рва (облицованных камнем – А.П.) свежие закладки, так что явно это были пещеры, возможно, по трещинам бортового отпора. 30 июля Проснувшись, пошли в музей (в основное здание). Увы: фольклором и этнографией никто из сотрудников не занимается, и ничего путного не узнали. Затем, проходя мимо дома, я увидел табличку «Главное архитектурное управление» и предложил спутникам зайти туда. В наличии оказался зам главного архитектора Александр Иосифович Коздоба. Рассказал следующее: - У нас фиксация провалов не ведется, как и обследование, хотя случаются они часто. На улице Пушкинской был провал, там румыны дома строили. Засыпали, через некоторое время – опять провал. На ул Дзержинского, на ул.Ленина. Что это – ходы или просто бывшие подвалы – сказать нельзя. Но если подвалы, то большие.. Еще есть у нас местный краевед Алла Тиафиловна Лозовская – знает все легенды, ее найдите. Далее вновь решили разделиться – я пошел в редакцию местной газеты, а спутники - знакомиться с турецкими археологами. В газете Советское Приднестровье редактор отсутствовал, беседовала со мной отвсек Вера Александровна Лебедева. Что касается краеведов Челпанова и Скляра, запустивших, согласно публикациям, утку (или, по крайней мере, реанимировавших давний слух) о «рогатых людях» - по мнению собеседницы, за этой историей стоит никто иной, как пресловутый Масюк, сам и писавший от имени краеведов – но точно она не скажет. Телефон Лозовской в редакции имелся, и мы ей позвонили. Ответила пожилая дама, 85 лет, типичный провинциальный краевед с высоким самомнением. Сразу заявила о том, что ее книги есть в детской библиотеке, что Масюк ее очень ценил и протчее. С трудом удавалось переводить разговор на интересующие вопросы: - У меня муж старый архитектор, он о подземных ходах знал. Из каких источников? Не могу сказать... Почитайте у Масюка. Муж слышал от местных жителей, что ход вел не через весь лиман, а до острова Тирагетов, ныне затонувшего. Всего было 9 ходов, еще один вел на Переможу. Муж был очень знающим. Что касается «рогатых людей»: я работала в больнице в 50-х годах, и представьте: появляются сигналы о каких-то рогатых людях, их видели по ночам на фоне белых стен крепости из шаланд, случались кражи продовольствия, пропала бочка с молоком, а потом взорвался метан.... А провалы случались издавна, на Кирова например, в районе Банка – это еще тогда, когда были экипажи... Словом, бабушка пересказала всю легенду из статьи Казанцева, но с уверениями, будто слышала она сама об этом в 50-х годах. И продолжила: - Сначала подумали, что это румынские дезертиры в рогатых касках, но муж мой, он был очень знающим человеком, как и Масюк, слышали легенду о том, что здесь было святилище египетских жрецов, поклонявшихся богу Ра и Апису, и они ходили в рогатых головных уборах, и их остатки существуют в подземельях до настоящего времени... (возможно, пересказываю собеседницу, с искажениями, за что пардон – но, уверен, не принципиальными, суть ее слов передаю точно – А.П.) Здесь я не выдержал и спросил: - Это вы тоже от местных старожилов слышали, о египетских жрецах? - Да, - без тени сомнения ответила старушка, и муж мой был очень знающим человеком, и Масюк слышал... В общем, все было ясно. Но интересно, что о гигантских змеях в плавнях собеседница даже не слышала. Лебедева со своей стороны заявила: По подземельям ходила моя школьная подруга. Она в 4 классе училась, они попадали туда через лаз перед Девичьей башней, где сейчас канализация – и долго ходили. Я смутно помню, вы зайдите к ней, поговорите, она живет на Ленина. И у соседа ее есть провал в огороде... Тут же по телефону мы договорились о встрече: Проверив с любезного разрешения отсека свой электронный адрес (пришло письмо от Кати из Киева с предложением вписки), я покинул гостеприимных коллег-журналистов и пошел к месту встречи с другими членами экспедиции. Те заявили, что ничего существенного переговоры с турками не дали. Пошли к указанной очевидице. Дом ее найти оказалось не так просто, но все же мы сделали это. Валентина и супруг ее были весьма приятными людьми, хотя и выступали против фотографирования для публикаций. Вот показания Валентины Петровны: - Когда я училась в начальной школе, мы организовали «экспедицию» в подземный ход. Были там и 5 – 6 -классники, а я училась, наверное, в первом – мне лет 8 было 2 девчонки и 3 мальчика. Теперь уже никого не найти. Шли со спичками, жгли всякие бумаги. Пацаны шли первыми, мы, девчонки, позади. Помню, были отвилки по бокам. Нет, вниз не спускались, шли на одном уровне. Дышать трудно было, но от газов или наших «факелов» - не знаю. Мы там отдыхали, страшно было, потом спички кончились. Короче, нашли нас солдаты, но уже на обратном пути, мы сами назад шли. Вход засыпали, нам взбучку задали. Говорили, долго нас не было: я помню, три дня, а кто-то говорит: сутки. Вход этот напротив 5-й школы находится – я вам покажу. А провалы здесь часто случаются. На месте одного из них, у нас во дворе, мы туалет поставили – уж извините, но никто этой дырой не заинтересовался. 10 лет без ассенизаторов обходимся уже. На этом месте курятник раньше был, ногами стукнули как-то – и провалилось! - Как колодец, диаметром метра два, но что интересно – сухая кладка! Колодцы так не делают, явно не для воды! Все эти вещи никого не интересуют, никто их не изучает. И раньше никому это не нужно было, а сейчас и подавно. Пошли смотреть «засыпанный вход», куда лазала информатор в детстве – и, как мы уже и подозревали, привела она нас к уже известному стоку ливневой канализации! Возможно, дело в детском воображении, но как можно принять 50-и метровых ход за что-то колоссальное – все равно не знаю. Между тем, закладок в стенах его явно нет, а в колодцы школьники не спускались... На этом первый этап экспедиции закончился. Дальше начался криптозоологический этап. Это продолжение дневника стр. №2 окончание на №3 и №4 а начало на №1 |
||
НАЗАД |